Мотив сада в лирике А.Фета
проект по литературе (10 класс) по теме

Еремеева Ольга Александровна

Что такое мотив? Мотив — это смысловой элемент, значимая деталь художественного текста, повторяющаяся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его внимания  к деталям. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке.

 В работе проводится   наблюдение  за мотивом сада в разных периодах творчества поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fet.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

      Казалось бы, литература как вид искусства очень далека от архитектуры, но на самом деле их внутренние связи достаточно глубоки. Это легко проследить на уровне художественного стиля или метода отдельного автора, заметив тяготение литературы к архитектурной композиции, архитектурно-пространственное видение мира. Архитектура наиболее наглядно демонстрирует главный принцип искусства - единство формы и содержания. Наиболее типичный случай обращения к архитектуре во время прочтения художественного текста - выяснение роли вводимых автором в произведение различные описания архитектурных ансамблей, интерьеров, садово-парковых композиций. В научной литературе выделяются следующие типы садов:

  • сады Средневековья (монастырские, рыцарские, княжеские), нашедшие упоминание в «Слове о погибели Русской земли»;
  • восточные сады с цветочной символикой;
  • сады Ренессансасады итальянского и голландского барокко;
  • сады русского классицизма:
  • сады рококо;
  • русские светские сады XVII в.;
  • сады романтизма.

В каждую эпоху по-разному изображались сады, но практически во всех произведениях сад показывался как место трудов и вдохновения, место свиданий и символизировал весну, счастье, блаженство. Своеобразной легендой для русской литературы стал Летний сад. Одним из ландшафных садов в России был Царскосельский сад.

       Заметно и значение мотива «сад» в поэзии постромантиков: в лирике Я.Полонского, К.Майкова, А.Фета и др.

   Объект исследования в моей работе – лирика А.А.Фета, мотив сада.

Цель исследования - исследование художественной структуры лирики Фета  через язык.

Методы исследования – наблюдение, количественно-статистический,   контекстологический, сравнительно-сопоставительный анализы лирики А.Фета.

Мотив сада в лирике А.Фета

Что такое мотив? Мотив — это смысловой элемент, значимая деталь художественного текста, повторяющаяся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его внимания  к деталям. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке.

   Проведем наблюдения за мотивом сада в разных периодах творчества поэта.

Сад в поэзии А.А.Фета - чрезвычайно частый, он упоминается у него около тридцати раз. Нередко он не называется, а отгадывается.

Мы с тобой отворили калитку

И по темной аллее пошли...

Во   многих   стихах   этот   мотив   становится центральным, сюжетообразующим. При этом Фет выступает как подлинный художник со свойственным ему импрессионистским почерком: запечатлеть мгновение.

В первый период творчества (1840-1860) в  поэзии А.А. Фета в  качестве одной из наиболее ярких мифологем образ  сада выступает  как место свиданий. Он противопоставлен дому как месту порядка и ритуала:
Не бойся вечернего сада,
На дом оглянися назад, —
/Смотри-ка все
окна фасада

Зарею вечерней горят.

Это противостояние выражается посредством антитезы – вечерний в сумерках сад (место свиданий) и красные от зари фасады окон (дома). Заметно  противопоставление и на уровне цветовой символики: (вечерний, темный и горящий от зари).

Образ сада, с одной cтороны, самостоятелен, а с другой, важен именно как пространство, на котором разворачиваются  отношения между влюбленными:
Мне жаль и фонтана ночного,
Мне жаль и жуков заревых,
Мне жаль соловья заревого…
(«Вечерний сад»).

С помощью анафоры вводится субъект переживания, характеризуется его душевное состояние (сожаление), фоном для которого является сад.
И не слышат слышит только соловей...
Да и тот не
слышит — песнь его громка;
Разве
слышат только сердце да рука:
Слышит сердце, сколько радостей земли…

     Аллитерация звука «ш» создает ощущение приглушенности, шепота, но не тишины, а ночной жизни вокруг.

Таким образом, сад в первом периоде творчества  выступает как дивный и таинственный мир, изображаемый и в дневном сиянии, и в ночном блеске. Но все картины природы важны лишь потому, что их воспринимает лирический герой, они созвучны проявлениям его внутренней жизни или являются фоном для свидания. Но не только любовные переживания занимают важное место в лирике  поэта. Он стремится и к философскому осмыслению пространства. Сад осмысливается как потерянный рай. С другой стороны, сад может восприниматься как цель жизненных стремлений поэта, «лоно тихого земного идеала», с которого он надеется перейти на «лоно вечности».

Период с 1860 по 1877 годы  был не слишком плодотворным для творчества А.А. Фета,

мрачные стихотворения навеяны нелегкими буднями:

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли.
Опять серебряные змеи        

Через сугробы поползли.

Загадочная, почти сказочная метафора «серебряные змеи» порождает вереницу образов: то это уходящие вдаль тропинки, то причудливые тени, отливающие серебром в лунном блеске. А может быть, это поземка – предвестница наступающей бури. Таинственная картина зимы, должно быть, увидена поэтом из окна. Конец аллеи словно замыкает пространство окружающего мира. Но уже в следующей строфе обнаруживаем, что пространство предельно расширяется, появляются образы неясного неба, сливающегося с белой степью, разыгравшейся бури и ворона, тяжело машущего крылами. Ощущение покоя, чистоты и ясности развеялось, и странно, не в унисон прозвучали слова:

На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело…



Душа лирического героя так слита с природой, так созвучна ей. Надежда связывается им только с пробуждением природы, с весной, когда «опять душа помолодеет, опять родной увидит край...» Так ленивая душа превращается в «страстную и чистую», так грусть сменяется надеждой, так завершается лирическое повествование, подводя нас к смысловому итогу. Последняя строфа – это и эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета:

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, –
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.

   Последний этап творчества А.А. Фета (1877-1892) характеризуется появлением в лирике поэта нового образа сада – осеннего, «угрюмого», «темнеющего», «с голыми аллеями», который связан с временным планом настоящего и противопоставлен цветущему саду первого периода творчества.

Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился

Единоначатие и повтор союза «и» создают мрачную атмосферу, указывая на бесконечность мира и предметов вокруг. Все вокруг бесконечно, спокойно и апатично. Сад из места свиданий становится местом воспоминаний, увядания, умирания. Сад прекрасен лишь тогда, когда в нем есть любовь; если это чувство ушло, то он теряет свою ориентированность на первообраз.

В стихотворении «Никогда» (1879) мир сада вообще разрушается:
Проснулся я. Да, крышка гроба. - Руки
С усильем простираю и зову
На помощь. Да, я помню эти
муки
Предсмертные. - Да, это наяву! -
И без усилий, словно паутину,
Сотлевшую раздвинул домовину…
Я вижу снег. На склепе двери нет.
Пора домой. Вот дома изумятся!
Мне парк знаком, нельзя с дороги сбиться.
А как он
весь успел перемениться!

Дом сравнивается с гробом, а усадьба – со склепом. Парк успел перемениться. Все вокруг осознается как приближение смерти, выхода нет. Некуда идти, некому прийти на помощь, некого обнять. Герой задает вопросы, ответа на которые нет. Все живое вокруг вымерло. Прежней жизни уже не вернешь, смысла жить дальше нет.

В целом, в лирике  последнего периода творчества Фета преобладает минорная тональность.

Сад как пространство.

   Нигде у Фета сад не предстает как спланированное, организованное пространство.   Нет   и   подробного   описания   сада,   он,   как правило, ограничивается несколькими деталями. Это могут садовые цветы, деревья и другие  атрибуты сада.

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

(«Еще майская ночь»)

Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен,

 И реки блестят извивы.

(«Из цикла «Вечера и ночи»)

Цвет садовый дышит Яблонью, черешней...

В поэтическом мировосприятии фетовского героя все садовые дорожки и аллеи как будто ведут из неизвестности в никуда. Даже если упомянут «конец аллеи», то и он... «опять исчез в пыли...».

Тем не менее,  пространство сада у Фета всегда целостное, единое. Это происходит потому, что в центре этого пространства - герой, лирическое «я», чье восприятие и организует окружающее. Образ этого окружающего складывается из впечатлений не только зрительных, но и звуковых,  обонятельных, и осязательных. При этом воспринимаемые взглядом детали пробуждают читательское воображение, а целостный пространственный образ   создается   преимущественно   благодаря   многообразным звукам, ароматам, разлитым в воздухе и буквально пропитывающем это пространство:

... Между ветвей небесный свод синеет,

А я иду - душистый холод веет...

                      («Еще весна...»)

С полей несется голос стада,

В кустах малиновки звенят,

И с побелевших яблонь сада Струится сладкий аромат.  

                         («Цветы»)

Запах роз под балконом и сена вокруг...

(«Ночь лазурная смотрит на скошенный луг..

Поэтическое пространство Фета обретает вещественность, потому что оно полно щебета, свиста, благовоний, дуновения. Даже воздух (он у поэта теплый, свежий) осязаем и реален.

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней ...

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной...

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья...

Пространство  сада  у поэта материализовано, благодаря звукам, краскам, осязательно-обонятельным образам.

Но свидание в поэзии Фета часто проходит в тишине:

И не нужно речей, ни огней, ни очей —

Мне дыхание скажет, где ты...

А если и присутствуют звуки, то они у Фета приглушенные, «фоновые»:

Жужжал пчелами каждый куст...

Неслучайно фетовская поэзия очень музыкальна. О музыке фетовского стиха писали Д.Д.Благой, Б.Я.Ьухштаб, А.В.Дружинин, писатель Салтыков-Щедрин. Многие его стихотворения положены на музыку, наибольшей известностью пользуются романсы А.Е. Варламова «На заре ты её не буди...», С.В.Рахманинова «О, долго буду я в молчанье ночи тайной...», П.И.Чайковского «Я тебе ничего не скажу». Музыка у Фета была философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно, - гам мир музыки; где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие. Благодаря мастерскому владению звуком поэт достигает приглушенности этих строк, словно прошептанных, чтобы не нарушить гармонию мира.

Точно в нежном дыханьи травы и цветов

С ароматом знакомым доносится зов.

И как будто вот-вот кто-то милый опять

О восторге свиданья готов прошептать.

Детали сада в лирике Фета

Детали фетовского сада предельно конкретны. Фет давно признан мастером «реалистической конкретности деталей», его зоркость почти естественно-научна. «В кустах малиновки» звенят. У малиновки действительно очень звонкая трель и гнездятся они невысоко, в кустах. Вот и тополь у Фета «один над мертвыми степями» «по-прежнему трепещет листами», так как в отличие от большинства деревьев тополь сохраняет зеленую окраску листьев очень долго, и лишь после самых сильных заморозков листья жухнут и осыпаются. Но и эта научная конкретика не размывает уникальную поэтичность. У Фета свой отбор деталей сада: десятки растений и птиц: «свист снегиря», «писк синицы», «кулики бегают со свистом», «стучит вертлявый дятел», «резко-сух кузнечиков неугомонный звон», «белели яблони», «трепетали ивы», «краснели кленовые листы», «верба пушистая», «стеной стоят сосны», «черемуха спит», «про горе шепчутся березы». Но чаще в нем поет соловей и благоухает «царица-роза».

Я проанализировала 17 стихотворений, связанных с мотивом сада, в 9 встретились «хриплый свист соловьихи», «соловушко», «громко свистал соловей», «песнь соловьиная», «трели соловья». В 8 - «пурпур розы», «запах роз под балконом»,        «осыпалась роза», «сестра цветов, подруга розы». А в одном из стихотворений «цвет садовый дышит яблоней, черешней, но «истерзался песней соловей без розы». Нередко это два обязательных «спутника» садовой тематики, а в стихотворении «Дул ветер. Плакала трава...» соловей назван «любовником роз»:

Прошла пора влюбленных грез.

Зачем еще томиться тщетно?

Но вдруг один любовник роз

Запел так ярко, беззаветно.

 Все эти образы тяготеют к символическим.

Самым, пожалуй, распространенным спутником свидания является луна. Луна, хотя многих она и завораживает, является неблагоприятным явлением в жизни любящих друг друга сердец. Существует народная примета: если встречаться при луне, то незамедлительно последует расставание. Поэтому образ луны у Фета овеян пеленой тайны:

...Тихая.звездная ночь.

Трепетно светит луна,

Сладки уста красоты

В тихую, звездную ночь... 

Это грустное стихотворение; изобилие «у» в последней строке говорит нам о скорби, унынии. Луна сама по себе загадочна, а в данном примере она «трепетно светит», что приносит в наши сердца еще большую боязнь и неуверенность по отношению к ней.

Сияла ночь. Луной был полон сад...Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

А в этом стихотворении луна становится свидетелем «рыдающих звуков».

Лирический герой Фета обостренно чувствует мир, вслушивается в него и в себя. Насыщенная ароматами тишина сада часто берет на себя решающую сюжетную роль соединения влюбленных.

Какое счастье: и ночь, и мы одни!..

Какая чистота и глубина над нами!

Заключение.

        Сад у Фета - это место отдыха, размышления, часто - свидания, объяснения, любовных грез и практически всегда - восторга перед красотой мира.

Что за ночь! Прозрачный воздух скован.

Над землей клубится аромат...

Сад-это носитель воспоминаний, хранитель памяти, прошлого:

Я был опять в твоем саду...

Несмотря на то, что в истории культуры сад - это всегда место встречи с природой, возделывание ее, у Фета человек никогда не прикладывает здесь своих усилий, труда; это место созерцания и переживаний.

Таким образом, сад в поэзии Фета - один из важнейших атрибутов идеального мира. По мнению современного исследователя Г.П.Козубовской, «сад у Фета - райский уголок, осуществленное счастье, причем счастье понимается как духовность, тонкость, интимное счастье двоих, в котором принимает участие вся природа». Этот мотив отчетливо выделяется в мире фетовского героя - в мире, в котором есть место и мучительным раздумьям, и безответным вопросам.


Список литературы

1.     Бухштаб Б.Я. А.А. Фет:  Очерк жизни и творчества/  Б.Я. Бухштаб.-АН ССР.- 2-е изд.- Л.: Изд-во “Наука”,1990.-138с.-(сер. «Литературоведение и языковедение»)

2. Доманский В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе - Томск: ТГУ, 2000.

3. Козубовская Г. Л. Поэзия Фета и мифология  - Барнаул, 1991.

4.Лотман, Ю.М. Структура художественного текста/Ю.М. Лотман//Текст и функция.- Москва, 1970.-C.67-72
5. Фет А.А. Стихотворения./А.А. Фет.- Москва, 1956.-250c.
6. Чернец, Л.В. О литературных друзьях А.А. Фета: к проблеме поэтического языка/Л.В. Чернец//Филологические науки.- 2008.- №1.-C.3-13

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова

Тема урока:  Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)1.Вступительное слово учителя.        Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорил...

Мотив желания в лирике М. Ю. Лермонтова. Исследовательская работа.

Мотив желания в лирике М. Ю. Лермонтова. Исследовательская работа....

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Презентация к уроку литературы в 6 классе поможет учителю организовать урок  по изучению лирики М.Ю.Лермонтова....

Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...