Поговорим с учениками о "Незнакомке" А. А. Блока
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Андреева Алла Юрьевна

Репортаж с урока литературы в одиннадцатом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_s_uchenikami_o_neznakomke_a._a._bloka.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Поговорим с учениками  о «Незнакомке» А. А. Блока.

Репортаж с урока литературы в одиннадцатом классе

О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.

Е. Евтушенко

        Никого и никогда  поэтический шедевр А. Блока «Незнакомка» не оставлял равнодушным. Надо видеть лица учеников в тот момент, когда они слушают чарующую музыку  строк, видеть, чтобы вдохнуть с облегчением: Александру  Блоку и сегодня удаётся  вочеловечить, одухотворить  своих слушателей. Во власти мэтра Серебряного века - сосредоточить чувства юных читателей  на таинственном  томлении об идеале   Красоты и  лишить их покоя, увлекая в свою вселенную.

Поговорим о композиции стихотворения

Вопреки общепринятому мнению в критической литературе о «Незнакомке» , что стихотворение состоит из двух частей, почти все мои ученики  выделяют 3 части:

        1. «За шлагбаумами»: 1 – 4 строфы.

        2. В ресторане: 5 – 6 строфы.

        3. Появление Незнакомки: 7 – 13 строфы.

Считаю, что такая точка зрения имеет право на существование, и она вполне аргументируется учениками. В первой части просматривается широкая панорама дачных окрестностей Петербурга. Во второй – пространство  камерно сужается, замыкается стенами и столиками ресторана. В третьей мир  преображается, размываются границы реального  и вымышленного.  Соответственно меняются герои. В вечернем дачном пригороде герои – обыватели. В ресторане из толпы пьяных завсегдатаев кабака на первый  план выдвигается один из них -  лирический герой. В завершающем композиционном фрагменте всех вытесняет прекрасная посетительница ресторана, остаётся лишь зыбкая связь между ней и  потрясённым рассказчиком. Разная словесная ткань  трёх  частей. Обиходно-разговорная  лексика в рассказе об обывательском  захолустье: «канавы», «крендель», «заламывая котелки», «остряки», «пьяные оклики».  В «ресторанные» строфы поэт, используя тот же лексический пласт («пьяницы», «глаза кроликов», «лакеи»),  контрастом  включает слова литературно-художественного  стиля («влага», «терпкий»).  В строках о Незнакомке преобладают слова стиля лирической поэзии: «стан», «очи», «очарованный», «дыша туманами». По мысли учеников,  деление на три композиционные составляющие  закрепляет и стилистическая фигура – троекратно употреблённая поэтом анафора «каждый вечер…».

Из истории создания стихотворения

(Информация из домашних наработок учащихся)

        Год написания «Незнакомки» – 1906, тяжёлый период в жизни Блока:  и наметившийся разрыв с  друзьями-символистами, и семейная драма – увлечение Любови Дмитриевны другом Александра Александровича Андреем Белым, и  нередкие запои поэта на этой почве.  «Растерзанная мечта» поэта уже не витает в облаках, не в храмах ожидает лирический герой свою Прекрасную Даму. Меньше иллюзорного, больше реального замечает поэт в «страшном мире»  современной действительности.

        Ученики нашли воспоминание  Евгения  Иванова, друга Блока,  о том, как однажды  Александр  Александрович стал его гидом по дачным Озеркам,  показывал  местное озеро, где скрипят уключины, визжат женщины – всё то убожество, которое стала прообразом  обывательского мирка в стихотворении. Понятно, что поэт обращал внимание спутника на то, насколько правдиво его описание.

Уточнение  учителя.

        Конечно, это не просто натуралистическая картина. Атмосфера, в которой  правит разнузданная пошлость, - и объективна, и субъективна. Этим диким воздухом дышит конкретный человек, эти вульгарные звуки слышит он же, в этой жаре и пустоте задыхается тот, кто описывает всё это. В 1 части он присутствует незримо.

        -Как называется в лирике герой, через восприятие которого ведётся поэтический рассказ?

        -Лирический герой. Здесь он совпадает с автором.

Дополнение учителя.

-Верно. Александр Блок сам высказался об этом в статье «О современном состоянии русского символизма»: « Я уже сделал собственную жизнь искусством ...  Жизнь стала искусством, я произвёл заклинания, и передо мною возникло наконец-то то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо».  Это же утверждение поэта в драме «К «Дионису Гиперборейскому»: «Незнакомку» я себе напророчил».

        Восприятие действительности поэта было, кроме уже сказанного, осложнено российскими потрясениями. Вот что писал он сам 17 октября  1906 года  В. Я. Брюсову: «Вероятно, революция дохнула в меня и что-то раздробила внутри души, так что разлетелись кругом неровные осколки, иногда, может быть, и случайные».

        Сделаем первый вывод.

        Поэтические образы рождаются из сложных хитросплетений внешних факторов и внутренних переживаний их создателей.

        

«За шлагбаумами»

        Ученикам предложено сделать устные зарисовки по мотивам первой части стихотворения. Одна из них:

        -Загородный посёлок. Вечер. Жара. Пыль.  Дышать трудно: «воздух дик и глух». Давящая скука. Мельтешат  мещане в поисках примитивных развлечений, например, прогулок  «испытанных остряков» с  дамами «среди канав»! Неужели нет  места лучше, приличнее для свиданий? Или всё же этот маршрут для дачного флирта – самый подходящий? Сквозит авторская убийственная ирония по отношению ко всему и ко всем. Слово «дамы», подчёркивает  отвечающий, стоит взять в кавычки, а совсем недавно в  стихах поэта, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»,  оно писалось с заглавной буквы…

        К доверительной беседе по вопросам подключается большинство учеников.

        -Если бы Вы  был художником, какие краски предпочли  бы, иллюстрируя этот момент?

        -Серые. Блёклые. А, вернее всего,  сделал бы карикатурную зарисовку, выписав деталь – заломленные котелки.

        -Я бы на тусклом смазанном фоне  силуэтов  в двусмысленных  позах выделил бы другую деталь, найденную самим автором, - «золотится крендель булочной». Золотящийся  крендель - как символ  чревоугодия, примитивизма, убогости запросов в мире тупой обыденности, оглушающего пустоутробия.

        -Выписала бы на лицах прогуливающихся самодовольство, в нарядах вульгарность, в жестах – распущенность.

-Я бы орнаментом  к  мозаичному калейдоскопу, в осколках которого фигуры не только порочных пар, но и плачущего ребёнка,  сделал циферблат, подчеркнув таким образом круговорот творящегося и следуя авторскому рефрену – «каждый вечер».

        -А я бы придала  изображению перспективу – как в кривом зеркале, потому что в этой части стихотворения искажено, изувечено всё, даже любовь приняла похотливое  обличье.

        -В тексте есть образ-символ, который аналогичен Вашему видению. Найдите его.

        «В небе ко всему приученный бессмысленно кривится диск».  В классической поэзии луна – спутница влюбленных, непременный  атрибут романтических вечеров. Здесь она стала символом отупелой привычки к пороку, к искажению всего естественного.

Названа приниженно «диском».

- Как называется выражение, описательно передающее смысл другого выражения или слова?

-Перифраз.        

        -Какими звуками насыщен вечер?         (Находим в тексте и комментируем)

        - «Скрипят уключины» - звук этих лодочных «суставов» явно раздражающий.

        -«Пьяные оклики» отвратительны.

        -«Женский визг» вульгарен: то ли это выражение грубой  животной чувственности, то ли случилось насилие над ней.

        -Плач  обиженного или оставшегося в одиночестве ребёнка пополняет какофонию бьющих по нервам звуков.

        -Какое время года описано поэтом?

        -Наверное, лето, изнуряющее духотой.

        -Нет. В тексте сказано о «весеннем и тлетворном духе». Это весна! Хотя, честно говоря, весна у Блока странная. Нет весенней свежести, нет  прилива жизненных сил у людей, не заметно обновления природы. Выгорели и души, и переулки. Тление более характерно для позднего лета или осени. Наверно, ощущение тлетворности – психологическое явление.

        -Скорее всего, это символический образ.

        -Символ чего?

        -Душевного растления.

        -Всего этого поэтического пространства.

        -Пространства и времени этого стихотворения.

        -Как называется стилистическая фигура, когда соседствуют не сочетаемые по смыслу слова?  Пример такого сочетания несочетаемого перед вами.

        -Оксюморон.

        Вывод

        Перед нами низменная проза жизни. Блок опустился с заоблачных высот на землю. Реальность, приблизившаяся к нему, пошлая и губительная. Звуки усиливают ощущение ненормальности, порочности, беспрерывности царящей пошлости.

В ресторане

(Ключевые образы, выделенные учениками, и их толкование собеседниками)

        -Ресторанная атмосфера,- рассуждают  ученики, - тоже не меняется, каждый вечер посетители дурманят себя вином, видя в этом спасение от скуки, на самом деле, теряя даже вид человеческий.

-В застойном кабацком чаду тупеют все. Меня, - делится впечатлением ученица,- останавливает  фраза: «лакеи сонные торчат». Образным  глаголом  торчат нагнетается ощущение чего-то тупого, растительного.  

-Как оправдание или как бравада в этом разгуле – многоголосые выкрики: «In vino veritas!»  Крылатое латинское выражение  не облагораживает разгулявшихся, а только усиливает  впечатление их  фанфаронства.

- «Пьяницы с глазами кроликов», красными, пуговичными, похотливыми - удручающее соседство героя,  который пока один из них.

        -Не согласна, - возражает оппонентка,- лирический герой не сливается с ними. Они только рядом, а он  сам по себе, замкнувшийся в тягостном одиночестве.

        -И всё-таки грешный их общим пороком – запоем. И даже слова семантически сближают дикий  мир дачников и мир героя, который  теперь приобрёл реальные черты  человека, отрешённо  уставившегося в свой стакан: над ресторанами  «воздух… глух», и он, постоянный посетитель смрадного трактира,  «смирён и оглушён».

        Вывод

        Герой на перепутье,  болото  обыденного растления засасывает, заражает, но и отвращает. Он ждёт того чуда, которое происходит каждый вечер…

Появление Незнакомки

        I. Из ученических записей  о  первом впечатлении от Незнакомки.

        «Резко меняется всё: и запахи, и звуки, и мировосприятие героя, и ход его мыслей. Словно струя свежего воздуха, напоённого влажными туманами и манящими ароматами духов, врывается в это увечное сборище.  И оно замолкает, его больше не видно и не слышно. Мир убогости и серости не соприкасается с чудным явлением».

        «Тихие, плавные движения зачаровывают: перелив шелков, обтекающих стройную девичью фигурку, воздушное колыханье перьев на  изящной шляпке, тихое чистое дыханье.  Благозвучным становится строй поэтических строк, словно из звуков рождается нежная мелодия».

        «Глаза улавливают  тонкость  хрупкой аристократической ручки, унизанной кольцами,  даже сквозь тёмную вуаль просвечивает синева её очей».

        «Всё в неё гармония, всё воплощенная женственность. Она словно не материальна, а соткана из снов, мечтаний, «веют древними поверьями её упругие шелка».

        «Вместе с ней нашу душу проникает одиночество, грусть, ожидание».

        Промежуточный вывод

        Нами  всеми подмечен контраст между 1, 2 и 3-ей частью стихотворения. Третья часть – тревожная, таинственная. Впечатления о Незнакомке поэтичные, возвышенные.

        II.Загадка Блоковской Незнакомки.

- Какие вопросы возникли у вас при чтении этой части стихотворения?

        Вопросы, сформулированные учениками,  и   совместный поиск ответов на них в поэтическом тексте.  Проблемная беседа.

        1. Почему пленительная Незнакомка появляется в таком смраде, пьяном бедламе?

        ● Для усиления контраста между отвратительным и красивым, низменным и возвышенным.

        ● По воле автора, который верит, что не только пошлость неистребима, но также вечно и закономерно в мир приходит красота и любовь.

        ●Это авторский вызов, попытка Блока  противостоять «мерзостям жизни».

        2. Почему она каждый вечер появляется в этом месте?

        ● Предполагаю, с этим местом связаны какие-то воспоминания девушки о счастливых свиданиях, когда влюблённые или скрывались, или не обращали ни на кого внимания.

        ●(Неуверенно). Не исключено, что она хочет привлечь к себе внимание обеспеченного посетителя?

        ● Вряд ли. Она отрешённая. Всегда одна. Даже внешним видом отстраняет нежеланное приближение. И очень изящна. Нет в ней ни капли вульгарности.

        Дополнение учителя.

        -Чтобы поддержать предыдущую версию о том, что перед нами, возможно, не просто обновлённый  образ Прекрасной Дамы, а дама полусвета, приведу высказывание  К. И. Чуковского: Блок «усилил её неприглядность: придал ей мелкие черты лица, мещанскую вуаль и пьяное бесстыдство дешёвой кокотки. И всё же воспел её набожно».

        Сам поэт говорил, что его Незнакомка навеяна Врубелевскими полотнами и якобы сам он пытался придать ей демонические черты.

        3. Почему она появляется «в час назначенный»?  Назначенный кем?

        ● Возможно, её любимым, забывшим, или обнадёжившим, или обманувшим её.

        ● Может быть, это тот роковой час прошлого, который не отпускает её.

        ● «Час назначенный» мистической верой романтичной особы в предзнаменование, что он, не встреченный, должен объявиться.

        ● Назначенный  самим лирическим героем. Это ожидание им определенной стадии опьянения, когда всё видится в нереальном свете.

        ● «Назначенный» - предопределённый свыше.

        4. Почему героиня  всегда садится у окна?

        ● Всё-таки, наверное, Незнакомка  ждёт кого-то и верит, что он придёт.

        ● Думаю, что окно – композиционный эстетический элемент. Окно - словно рама для портрета вечерней гостьи.

        ● Или окно в мир «очарованных далей».

        ● У окна больше воздуха, чем в смрадном помещении ресторана.

        ● Легче видеть посетителей и быть замеченной ими?

        5. Почему она в трауре?

        ● Траур дамы усиливает настроение грусти и тревоги, порождаемых её образом.

        ● Это может быть траур по умершему или погибшему избраннику.

        ● Траур по её  несостоявшейся жизни, утраченной любви, уходящей молодости.

        6. Почему так взволнованный лирический герой не подходит к ней?

        ● Деликатен. Не хочет тревожить Незнакомку, вторгаться в её трагический мир, нарушать  одиночество.

        ● Боится её реакции. Вдруг его вторжение спугнёт девушку, тогда исчезнет возможность видеть её хотя бы со стороны.

        ● Опасается, что она окажется иной, хуже, чем он нафантазировал. Рухнет идеал, исчезнет последняя вера в гармонию, красоту, любовь.

        ● А вдруг её вообще нет, а это лишь плод его пьяного воображения, галлюцинация? Развеются  туманы, пропадёт мираж. А этого так не хочется…

        ● Реальная женщина или мечта? – это действительно проблема, вытекающая из этого блоковского текста.  Обращает внимание то, что она появляется и исчезает под фразу «Истина в вине»… Основание для сомнения даёт скептический вопрос героя: «Иль это только снится мне?»

        ●Вопрос о вине – спорный. Не думаю, что лирический герой вторит своим разгулявшимся соседям. Это опьянение влюблённостью, близостью загадочной особы. В «Войне и мире» Толстого читаем о Болконском, очарованном Наташей Ростовой на балу: «Вино её прелести ударило ему в голову». Подобный метафорический подтекст.

        Дополнение учителя.

        -Снова обратимся к оценке К. И. Чуковского: « Всё двоилось у него в душе, и причудливы были те сочетания веры с безверием, которые сделали его столь близким современной душе. Он и веруя — не верил, что верует, и насмехаясь над мечтами — мечтал… Такой двойственности еще не было в русской поэзии, и нужно быть великим поэтом, чтобы выразить эту двойственность в лирике».

        7. О какой «странной близости» говорит герой?

        ● Сближает героя и героиню одиночество и их причастность к красоте. Он - жаждущий  прекрасного, она – его  воплощение.

        ● Близость «странная», потому что недостижимая, далёкая и, увы, чужая: «Чужие тайны», «чьё-то  солнце». Не его это счастье, не его эта любовь. «И очи синие бездонные/ Цветут на дальнем берегу»...

        Дополнение учителя.

        Критик Л.К. Долгополов  ещё  резче высказывает точку зрения о том, что финал стихотворения пессимистичен, отмечая, что безнадёжность исходит  как от героини, так и от героя: «Незнакомка — лишь смутное видение, возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несёт в себе никаких очистительных и «освободительных» функций».

● Не согласна. Он стремится открыть тайны возвышенного и радуется тому, что они ему открываются.  «Ключ поручен только мне»,- восклицает герой в порыве открытия возможности иного будущего, иных очарований.

        Дополнение учителя.

        -Примерно эту же мысль о благотворном влиянии, о спасительном воздействии на душу человека чувства прекрасного высказал исследователь жизни и творчества  Блока Терновский А. В.: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишён конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, поэт дарит читателям».

        Вывод

        Мы  обратили внимание на  ёмкость поэтической строки настоящего мастера,  при вчитывании нашли  свои новые смыслы в произведении. У нас определилось три подхода к изображённому в лирической части стихотворения:

        1.Незнакомка — иная, чем прежде, Прекрасная Дама,  наделённая Блоком реальными чертами.

        2. Незнакомка – ресторанная искательница приключений, хотя и выделяющаяся на фоне подобных «дам» дачных пригородов.

        3.  Незнакомка – мираж. “Истина — в вине”.

        Проследили противопоставление реального и идеального мира, на перекрёстке которого возник образ таинственной героини А. Блока.

        И каждый из нас по-своему разгадал загадку блоковской Незнакомки…

Литература

1. Блок А. А. О современном состоянии русского символизма // Собр. соч. в 8 томах, т. 5 – М.: Худ.  лит. ,1960.

2.  Блок А. А.. К «Дионису Гиперборейскому»//  Собр.  соч. в 6 т. Т. 4. Драматические произведения - М.:"Правда", 1971.

3. Чуковский К. И. Александр Блок как человек и поэт-http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=352

4.  Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. –Л.: Наука, 1978.

5. Ломтев С. В., Терновский А.В. Блок А.А. Стихотворения. Поэма: Анализ текста, основное содержание, сочинения.- Издательство: Дрофа,  2006.

Опубликовано в журнале «Проблемы

 современной науки и образования», 2013

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)

Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма...

Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока

Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но  не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный  эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...

Презентация (работа ученика): "Тема Родины в творчестве А.Блока".

В презентации ученица ставит цели своей работы. Целеполагание выдержено. В работе дана краткая общая характеристика творчества поэтаИ более подробно говорится о неразрывной связи Блока с родиной, что ...

«Поговорим о деньгах» классный час – диспут для учеников 9 – х и 10 –х классов.

Цель: Ознакомить учащихся с основными элементами культуры общения с деньгами....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК для занятий с учениками ОВЗ

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ Н.В.Бабкиной, О.Холодовой, А.З. Зака, компьютерной программы тренажер «Сверх внимание».I этап – Первичная...


 

Комментарии

Спасибо огромное за вашу статью. Ужасно понравилось. Брошу все дела, пойду, напьюсь Блока, как раньше.