Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме:
    Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. (УМК Коровина)

    Букова Наталья Ивановна

     

    Конспект урока изучения нового материала. 

    Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»

              2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.

              3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок № 37

    Тема: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

    Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»

              2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.

              3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.

                      Ход урока

    1. Сообщение темы и цели урока. (Слово учителя)

    «Кладовая солнца» - волшебное название. Это, как определяет автор - сказка-быль. Придумал ее замечательный писатель, полный тезка Михаила Михайловича Зощенко - Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о  человеке могут рассказать не сухие факты биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные по душе.

    Прочитаем отрывки из главы «Михаил Пришвин», которая входит в  известную нам уже «Золотую розу» К.Г. Паустовского

    Посмотрим, что за сказку-быль придумал Пришвин

    1. Беседа по вопросам по содержанию 1-2 части. 

    Прочитаем первые эпизоды произведения).

    • Где и когда происходит действие?

    (Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского во время Великой Отечественной войны. Автор уточняет: «возле Блудова  болота».)

    • Что уже в начале произведения напоминает сказку, а что - быль?

    («Кладовая солнца» - само название сказочно. Но через некоторое  время автор объясняет: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото.  я всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». Выходит, что это только метафора? Тут же Пришвин добавляет: «Да. :." именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки- -каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его,  как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

    Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота...» сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств повествования.

    Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо». Сказка могла тем и кончиться: «Стали жить-поживать и добра наживать». Но история и только начинается.

    Сказочной кажется «чудесная вещь» - компас. Вспомним, что в сказках часто встречаются предметы-помощники (волшебный клубок, яблочко сапоги-скороходы и т.п.) Но мы знаем, что компас действительно необходимая вещь, реальный помощник.

    Сказочными представляются образы животных и птиц, традиционных для русских сказок: волка, лисы, зайца, тетеревов, сорок, ворон. У волка и тетерева даже есть прозвища - Серый Помещик и Косач.

    Образы старушек-елей, встречавшихся Митраше, - сказочные: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок...» Автор, правда, объясняет метафорический характер описания: «что ни елочка, то непременно на что-то похожа». Но следом пишет: «Очень волновались старушки-ели... Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове... другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах».

    Наконец, традиционно сказочным является сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.

    1. Так все же, сказку или быль рассказывает писатель?

    (Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - «сказка-быль».

    Это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведений Пришвина. Когда писатель рисует сказочные образы, они часто представляются развернутыми метафорами, сравнениями, автор говорит: «кажется», «похоже», «как в сказке». Рассказывая же о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. У Пришвина всё одновременно и сказка, и быль.)

    1. Как  ведется повествование? Кто рассказывает историю?

    (Пришвин ведет повествование очень интересно: одного автора- рассказчика как будто нет. Речь идет от первого лица множественного числа: «Мы». Об этот собирательном образе мы узнаем, что «они» - «приезжие люди», что жили «всего только через один дом от детей», в конце раскрывается, что «мы» - «разведчики природных богатств», «работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего - торфа». Так образ рассказчиков («мы») представляет мир взрослых людей, занятых вполне реальным делом. На этом взрослом фоне выделяется история детей, оставшихся без любви, помощи и поддержки родителей. Они сами должны заботиться о себе и друг о друге, жить взрослой жизнью. Но детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно. Дети словно погружены в сказку - еще и потому реальное в произведении переплетается с волшебным.

    1. Какими вы видите главных героев сказки-были?

    III. Устное рисование

    1. Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?

    (Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочную

    прелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни светлые "отливали золотом»,        веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх». Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки» и повторение эпитета «золотой», напоминающего о солнце - символе тепла и жизни.

    Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества: Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока («он был коротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности заложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий».)

      - Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

    (Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»)

    1. Как автор описывает хозяйственные заботы детей?

    (Автор сравнивает действия детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».)

    IV. Комментированное чтение.

    Прочитаем короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает понять характеры брата и сестры?

    ^ (Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку, и тут «отцовский задор покидает хозяина». Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой: «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».)

    Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой».

     Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

    (Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он - мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

    РАБОТА ПО СЛОВАРЮ: Что такое КОНФЛИКТ в литературном произведении?

    V . Итог урока

    VI . Домашнее задание

      А) дочитать сказку-быль и привести примеры сказочным и реалистических эпизодов в повествовании.

    Б) (опережающее задание) – наизусть фрагмент «История сосны и ели на болоте»

    В) Пересказать по эпизодам:

    • История Антипыча
    • Митраша в беде
    • Приключения Насти в лесу

    (индивидуально, творчески – пересказ от 1-го лица)



    Предварительный просмотр:

    Урок № 37

    Тема: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

    Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»

              2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.

              3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.

                      Ход урока

    1. Сообщение темы и цели урока. (Слово учителя)

    «Кладовая солнца» - волшебное название. Это, как определяет автор - сказка-быль. Придумал ее замечательный писатель, полный тезка Михаила Михайловича Зощенко - Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о  человеке могут рассказать не сухие факты биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные по душе.

    Прочитаем отрывки из главы «Михаил Пришвин», которая входит в  известную нам уже «Золотую розу» К.Г. Паустовского

    Посмотрим, что за сказку-быль придумал Пришвин

    1. Беседа по вопросам по содержанию 1-2 части. 

    Прочитаем первые эпизоды произведения).

    • Где и когда происходит действие?

    (Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского во время Великой Отечественной войны. Автор уточняет: «возле Блудова  болота».)

    • Что уже в начале произведения напоминает сказку, а что - быль?

    («Кладовая солнца» - само название сказочно. Но через некоторое  время автор объясняет: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото.  я всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». Выходит, что это только метафора? Тут же Пришвин добавляет: «Да. :." именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки- -каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его,  как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

    Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота...» сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств повествования.

    Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо». Сказка могла тем и кончиться: «Стали жить-поживать и добра наживать». Но история и только начинается.

    Сказочной кажется «чудесная вещь» - компас. Вспомним, что в сказках часто встречаются предметы-помощники (волшебный клубок, яблочко сапоги-скороходы и т.п.) Но мы знаем, что компас действительно необходимая вещь, реальный помощник.

    Сказочными представляются образы животных и птиц, традиционных для русских сказок: волка, лисы, зайца, тетеревов, сорок, ворон. У волка и тетерева даже есть прозвища - Серый Помещик и Косач.

    Образы старушек-елей, встречавшихся Митраше, - сказочные: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок...» Автор, правда, объясняет метафорический характер описания: «что ни елочка, то непременно на что-то похожа». Но следом пишет: «Очень волновались старушки-ели... Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове... другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах».

    Наконец, традиционно сказочным является сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.

    1. Так все же, сказку или быль рассказывает писатель?

    (Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - «сказка-быль».

    Это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведений Пришвина. Когда писатель рисует сказочные образы, они часто представляются развернутыми метафорами, сравнениями, автор говорит: «кажется», «похоже», «как в сказке». Рассказывая же о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. У Пришвина всё одновременно и сказка, и быль.)

    1. Как  ведется повествование? Кто рассказывает историю?

    (Пришвин ведет повествование очень интересно: одного автора- рассказчика как будто нет. Речь идет от первого лица множественного числа: «Мы». Об этот собирательном образе мы узнаем, что «они» - «приезжие люди», что жили «всего только через один дом от детей», в конце раскрывается, что «мы» - «разведчики природных богатств», «работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего - торфа». Так образ рассказчиков («мы») представляет мир взрослых людей, занятых вполне реальным делом. На этом взрослом фоне выделяется история детей, оставшихся без любви, помощи и поддержки родителей. Они сами должны заботиться о себе и друг о друге, жить взрослой жизнью. Но детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно. Дети словно погружены в сказку - еще и потому реальное в произведении переплетается с волшебным.

    1. Какими вы видите главных героев сказки-были?

    III. Устное рисование

    1. Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?

    (Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочную

    прелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни светлые "отливали золотом»,        веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх». Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки» и повторение эпитета «золотой», напоминающего о солнце - символе тепла и жизни.

    Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества: Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока («он был коротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности заложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий».)

      - Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

    (Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»)

    1. Как автор описывает хозяйственные заботы детей?

    (Автор сравнивает действия детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».)

    IV. Комментированное чтение.

    Прочитаем короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает понять характеры брата и сестры?

    ^ (Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку, и тут «отцовский задор покидает хозяина». Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой: «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».)

    Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой».

     Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

    (Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он - мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

    РАБОТА ПО СЛОВАРЮ: Что такое КОНФЛИКТ в литературном произведении?

    V . Итог урока

    VI . Домашнее задание

      А) дочитать сказку-быль и привести примеры сказочным и реалистических эпизодов в повествовании.

    Б) (опережающее задание) – наизусть фрагмент «История сосны и ели на болоте»

    В) Пересказать по эпизодам:

    • История Антипыча
    • Митраша в беде
    • Приключения Насти в лесу

    (индивидуально, творчески – пересказ от 1-го лица)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

    Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...

    КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

    КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

    КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

    КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

    Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

    Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....

    Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

    Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

    План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».

    План – конспект урока по литературе в 6 классе  по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»»....