Литературная игра "Брейн - ринг" для учащихся 7 класса
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Игра проводится по командам. Можно использовать на уроке и на внеклассном мероприятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг

по литературе для учащихся 7 класса

учитель Никитина Л.Г.

Правила игры:

У нас 3 команды. Я ведущий – задаю вопросы. После заданного вопроса и слов «Время пошло» команде даётся минута на размышление. Если команда готова отвечать и капитан увидел   знающего ответ, поднимает руку. Ответ принимается по поднятой руке капитана. Если ответ неправильный – право ответа передаётся другой команде. Если кто-то из команды начал отвечать до слов «Время пошло», то значит, команда   допустила фальстарт и право ответа переходит другим командам. Игра проходит в 3 тура.  В каждом туре по 10 вопросов. Победитель определяется после всех сыгранных туров.

  1. Разминка.

1.Произнесите пословицы полностью:

     Не было бы счастья, да….

     Весна красна цветами, а …

     Кто вчера солгал, тому …

     Ученье – свет, а …

     Красна птица пером, а …

     Труд человека, кормит, а …

2.Кто больше вспомнит пословиц о труде за 1 минуту. (Написать и сдать).

3. Так говорили былинные герои. Назвать героя и название былины.

       а). Я оставил сошку во бороздочке

          Не для-ради прохожего-проезжего:

         Маломощный-то поедет – взять нечего,

         А богатый-то наедет – не позарится, -

        А для-ради мужичка да деревенщины.

       б). А й ты славный Владимир стольнокиевский!

           Я стоял заутреню христосскую во Муроме,

          А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,

          То моя дорожка призамешкалась.

       в).  Ай же, братцы, дружина хоробрая!

           Давайте мне гусельки яровчаты,

           Поиграть-то мне в остатнее:

           Больше мне в гусельки не игрывати,

           Али взять мне гусли с собой во синё море?

1 тур.

  1. Из какого произведения эти слова?

Что умеете хорошего, того не забывайте, а что не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, зная пять языков, оттого и честь ему была от других стран.

  1. Кто из героев  «молили Бога, чтобы им преставиться в один час? И повелели вытесать из камня единый гроб с преградой посредине»?
  2.  Кто написал «Теорию трёх штилей»? И что вы о ней знаете?
  3. Кто из поэтов был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии?
  4. Из какого стихотворения эти строки и кто автор:

        Словом: жёг любви коль пламень,

        Падал я, вставал в мой век, -

        Брось, мудрец! На гроб мой камень,

        Если ты не человек!  

  1. Чей это портрет? Назвать автора и произведение:

       а). …Лик его ужасен.

          Движенья быстры. Он прекрасен,

         Он весь, как Божия гроза.

      б). И перед синими рядами

          Своих воинственных дружин,

          Несомый верными слугами,

         В качалке бледен, недвижим

          ………..

      в). Старик сидит да пишет – и дремотой,

           Знать, всю ночь он не смыкал очей.

           Как я люблю его спокойный вид,

           Когда, душой в минувшем погружённый,

           ………..

      г). Победой прославлено имя твоё,

           Твой щит на вратах Цареграда.

10.Назовите произведения Пушкина, в которых героиню зовут Машей?

2 тур

  1. О ком речь?

«Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват … Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага.»

  1.  Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?
  2.  Почему А.С.Пушкин авторство приписывает выдуманному лицу – некоему Белкину?  (Возникло опасение, что издание повестей, изображающих современную ему жизнь обыкновенных людей, будет истолковано критикой как падение его таланта)

  1. Из каких произведений М. Ю. Лермонтова эти  строки:

а). Увы,-  он счастия не ищет

      И не от счастия бежит.

б). Изведал враг в тот день немало,

      Что значит русский бой удалый,

      Наш рукопашный бой.

в). Чужды вам страсти и чужды страдания…

г). И верится, и плачется,

     И так легко, легко….

8.  В каком стихотворении Лермонтова каждая из строф состоит из двух строчек, рисующих пейзаж, и двух строчек, говорящих о раздумье поэта?

9.На каком музыкальном инструменте любил играть Лермонтов? (На скрипке)

10.В каком из стихотворений поэта героями являются три дерева?

3  тур

  1. Чей это портрет?

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебёдушка,

Смотрит сладко – как голубушка,

Молвит слово – соловей поёт.

 Горят щёки её румяные.

Как  заря на небе божием.

  1. Перед чьей могилой

Пройдёт стар человек – перекрестится,

Пройдёт молодец – приосанится,

 Пройдёт девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.?

  1. Кто из писателей родился в Полтавской губернии?
  2. Гоголь был очень требовательным, строгим к себе, как к писателю. Доказать это примерами из жизни Н.В.Гоголя.(Сжигал написанные произведения. «Мёртвые души – 2том.Жуковский уснул при чтении одного из произведений, Гоголь сказал: «Ваш сон есть лучшая на него критика»).

5- 7. Какой герой и при каких обстоятельствах произносит следующие слова.    В каких жизненных ситуациях они могли быть произнесены сегодня?             а). «Терпи, козак, - атаманом будешь!»

б).» Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

в). «Есть ли ещё порох в пороховницах?»

                          8 .Назвать годы жизни А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

                          9. Кто писал сказки для детей изрядного возраста?

                          10. Какие человеческие пороки высмеивает М. Е.  Салтыков-Щедрин  в сказке

                            «Как один мужик двух генералов прокормил»?                                                                            

Подведение итогов и награждение команд.

Если команды набрали одинаковое количество очков, выигрывает та команда, которая больше прочитает стихов Пушкина  и Лермонтова наизусть.

 

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для учащихся 7 класса

Викторина содержит вопросы по УНТ и творчеству великих русских писателей....

Литературная викторина для учащихся 5 классов «Знатоки сказок»

Цель: Развивать интерес к литературе; повышать мотивацию к      изучению предмета; Совершенствовать навыки речевого высказывания; Развивать память, внимание, логику...

Сценарий литературной гостиной для учащихся 11 класса

Литературная гостиная в форме "Заседания литературного кружка "И жизнь, и слёзы, и любовь..."...

Сценарий литературной гостиной для учащихся 8 класса "Мой Пушкин" 2012.

Материал может быть применен для внеклассной работы по литературе  и в качестве творческого зачета в 8 классе после изучения раздела "А. С. Пушкин. "Капитанская дочка". Неформальная обстановка, з...

Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»

Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем  электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...

Литературная викторина для учащихся 7 класса

Данная викторина повышает интерес у учащихся к литературе, заставляет их более внимательно прочитывать художественные тексты....

Литературная викторина для учащихся 5 классов "В Стране пушкинских сказок".

Викторин по сказкам Пушкина много, я предлагаю свою версию работы с этим удивительным материалом....