Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Пономарёва Нина Алексеевна

Рабочая программа по литературе для 5 класса сориентирована на учебник под ред. В.Я. Коровина. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_5_kl.docx80.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Речной Опаринского района Кировской области

Рассмотрено на методсовете                     Утверждаю.

Протокол №_________                               Директор МКОУ СОШ п. Речной

От_____________2013г.                              _____________(В.В.Шубин)

Председатель МС:___________                 Приказ №_________от__________2013г.

              (Н.А.Пономарёва)

                                        Рабочая программа по литературе

                               5 класс- базовый уровень

                                                На 2013- 2014 уч.г.

                               102 часа (3 часа в неделю)

         

                                                               

                                                            Автор-составитель: Пономарёва Н.А.,

                                                            учитель русского языка и литературы

                                     П. Речной, 2013

                                   Пояснительная записка

            Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение, 2009. Программа ориентирована на учебник Литература. 5 класс. В 2-х ч. /авт.-сост.В.Я.Коровина – М.:Просвещение, 2008.

            Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

          Изучение литературы ведётся на базовом уровне.

Количество часов в год- 102 (по 3 часа в неделю; 34 рабочие недели).

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретико- литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора (сказка, виды сказок);роды литературы (эпос, лирика, драма); начальные представления о жанрах литературы; изобразительно- выразительные средства языка( эпитет, гипербола, сравнение, метафора, звукопись, аллитерация); басня, понятие об эзоповом языке, аллегория;  баллада( начальные представления);стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки;  фантастика и юмор в литературном произведении; портрет, литературный герой, пейзаж; композиция и сюжет литературного произведения; пьеса- сказка;  автобиографичность  литературного произведения( начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении;
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
  • выявлять основную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные  связи между ними;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, выявлять в изобразительно- выразительных средствах языка проявление  авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка  произведений простейших жанров(народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге( автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст- описание, текст- рассуждение, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровые особенности произведения;
  • подготовить (устно и письменно)  различные виды пересказов;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (портрет, пейзаж);
  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, оценивать их поступки;
  • написать сочинение на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшое произведение фольклорного жанра (сказка, загадка, басня и др.);
  • создавать сочинения- миниатюры по картине.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

2

Устное народное творчество

13

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

1

Из литературы XIX века.

40

Из литературы XX века.

27

Из зарубежной литературы.

17

ИТОГО

102

Содержание тем учебного курса.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним

Устное народное творчество.

        Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

«Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Народные представления о справедливости в сказках о животных.

«Солдатская шинель». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом»и «Низкий дом с голубыми ставнями»

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

           Эдгар Аллан По. Краткий рассказ о писателе.Рассказ «Лягушонок»  «Нравственные парадоксы» жизни в рассказе.

                                       


Календарно- тематическое планирование 5 кл.

Раздел, кол-во часов, тема урока

Тип, форма

урока

Элементы содержание урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Информационное обеспечение

Сроки

Сроки

Знать

Уметь

План

Факт

Введение. (2 час)

1-2. Роль книги в жизни человека и общества.

Об этой книге хочу рассказать

Вводный урок, слово учителя, беседа, работа с книгой, краткий пересказ

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Знать: о роли кни-ги в жизни челове-ка, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебни-ка-хрестоматии

Уметь: пользовать-ся учебником; уметь передать основной сюжет любимой книги

Выставка книг классиков русской литературы

УНТ. (13 часов)

3. Что такое фольк-лор? Малые жанры фольклора.

4.Детский фольклор.

5.Обобщение по малым жанрам фольклора

Сообщение, беседа, игра, чтение статьи учебника, об-суждение

Утренник-концерт

Фольклор– коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличительные признаки

Уметь: определять жанр произведения, отличать малые

жанры фольклора

Презентация

Аудиозаписи

6. Сказка – вид на-родной прозы. Образ невесты-вол-шебницы.в сказке «Царевна-лягушка».

Слово учителя, беседа, работа по учебнику

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы..

Знать: жанровые особенности сказ-ки, схему построе-ния волшебной сказки

Уметь: пересказы-вать сказку, оха-рактеризовать ге-роев сказки, формулировать мораль сказки

Иллюстрации, альбомы фото

7-8. Художественный мир сказки «Царев-на-лягушка». Сказочные образы

Беседа, работа по тексту, выборочный пересказ

Иван-царевич– победитель житейских невзгод.Животные-помощники.Особая рольчудесных противников – Бабы-яги,Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки.Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Знать: особеннос-ти волшебной сказки, героев, от-ражение в ней на-родных идеалов

Уметь: мотивиро-вать ответ, оха-рактеризовать ге-роев сказки, составлять рассказ о сказочном герое

Видеофрагмент, рисунки, фото

9-10. «Иван-крестьян-ский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера.

Образ главного героя в оценке автора

Беседа, чтение, пересказ подробный, сжатый

Волшебная богатырская сказка героического содержания.Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Знать: жанровые особенности волшебной сказки

Уметь: видеть жан-ровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты, составлять рассказ о сказочном герое

Презентация , фотоальбом

11. Сказка о живот-ных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости.

рассказ, беседа, пересказ

Животные как герои сказок. Народные представления о справедливости.

Знать: отличие сказки о животных от волшебной

Уметь: определять вид сказки, опира-ясь на ее жанро-вые особенности

фотоальбом

12.Бытовая сказка «Солдатская ши-нель». Народные представления о добре и зле.

рассказ, беседа, пересказ

Знать: отличие  бытовой сказки от сказки о животных и волшебной

Уметь: определять вид сказки, опира-ясь на ее жанро-вые особенности

иллюстрации

13.Мои любимые русские народные сказки

Внеклассное чтение, пересказ, викторина

Русские народные сказки для детей. Русские сказочники. Секреты мастерства

Знать содержание основных сказок

Уметь определять особенности сказки, пересказывать сказку, используя  сказочные формулы

Рисунки и поделки детей

14.Создание волшебной сказки

Развитие речи

Сюжет, композиция сказки, сказочные формулы. Эпитеты, гипербола, сравнение

Знать особенности  сказки как жанра литературы

Создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра

Книжки- малютки самоделки

15. Итоговый урок по фольклору

Урок-игра

Презентация

ДРЛ (2 часа)

16. «Повесть времен-ных лет» как литера-турный памятник.

 

17.Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Слово учителя, чтение, беседа

Слово учителя, чтение, беседа

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет»как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Знать: причины появления пись-менности у вос-точных славян и возникновении ДРЛ, определение понятия «летопись»

Основную мысль  «Повести временных лет»

Уметь: читать про-изведение ДРЛ

Коротко передать содержание текста, объяснять жанровые особенности летописи

РЛ XVIII века ( 1 ч)

18. М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Слу-чились вместе два астронома в пиру».

Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения

Краткий рассказ о жизни писателя.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.Юмор стихотворения.

Знать: некоторые факты из биогра-фии: детство, го-ды учения, знать определение оды как жанра

Уметь: вырази-тельно читать оду, объяснять смысл прочитанного

Портрет писателя, фото

РЛ XIX века ( 40 ч)

19. Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра.

20.И.А.Крылов: детст-во. Начало литера-турной деятельнос-ти.

Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику

Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Краткий рассказ о баснописце. Знакомство с баснями И.А. Крылова

Знать: роды и жанры литерату-ры, особенности басни как литературного жанра

 факты биографии Крылова, содержание прочитанных басен

Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

Составлять план рассказа о баснописце, воспроизводить его, выразительно читать басни

Презентация

21. «Волк на псар-не». Отражение ис-торических событий в басне. Патриоти-ческая позиция ав-тора.

Урок чтения и изучения, беседа, анализ

«Волк на псарне» - отражение исторических событий басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория.

Знать: историю создания басни, ее содержание

выразительно читать по ролям, наизусть

Иллюстрации фото

22. «Свинья под ду-бом», «Ворона и ли-сица»,: осмеяние по-роков: жадности, не-вежества, хитрости, глупости.

23. Мои любимые басни Крылова

Чтение и обсуждение, чтение, разбор басен

Внеклассное чтение, концерт- инсценировка

«Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы,жадности, неблагодарности, хитрости.

Рассказ и мораль в басне.Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Знать: содержа-ние басен Крылова и их моральный аспект

понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

Иллюстрации фото

24-25. В.А.Жуковский: детство и начало литературного твор-чества. Сказка «Спящая царевна».

Сюжет и герои сказки.

Чтение, пересказ, анализ

Краткий рассказ о поэте.«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народнойсказки.

 Герои литературной сказки, особенности сюжета.

Знать: историю создания сказки, отличие литера-турной сказки от народной

Уметь: вырази-тельно читать и составлять план

Презентация

26. Баллада В.А.Жу-ковского «Кубок». Благородство и жес-токость героев.

Выразительное чтение, анализ

 Баллада и её особенности. Благородство и жестокость.Герои баллады.

Знать: особенности жанра баллады,  содержание баллады

Уметь: кратко пе-ресказать сюжет, давать характерис-тику героям

Иллюстрации фото

27. Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворе-ние «Няне».

Рассказ учителя, беседа

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение«Няне» -поэтизация образа няни;мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

Знать:факты био-графии Пушкина, стихотворение как поэтизацию обра-за няни Арины Ро-дионовны

Презентация

28. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная кар-тина сюжетов, обра-зов и событий на-родных сказок

Слово учителя, чтение, беседа

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Знать: поэтичес-кие средства ху-дожественной вы-разительности

Уметь: определять роль Пролога в поэме,  работать с художественным текстом

видеофрагменты

29-30. Сказки Пушкина

Внеклассное чтение; тест-викторина

Истоки создания сказок Пушкиным. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Знать: содержа-ние сказок, истоки рождения сюжета, систему образов сказок

Уметь: описывать и характеризовать центральные обра-зы

Презентация

31. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строка

Развитие речи

Стихи и проза. Признаки стихотворной речи. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа, способы рифмовки

Определение понятий ритм, рифма(парная, перекрёстная, опоясывающая), строфа

Уметь, используя текст прозаической сказки и сказки Пушкина, показать разницу между прозой и стихом

32. «Чудесный мир стихов Пушкина».

Внеклассное чтение , развитие речи

Чтение стихов: «Зимняя дорога.» «Кавказ» и другие

Знать: содержа-ние прочитанных произведений

Уметь определять ритм, рифму, передавать основную мысль стихотворения

Презентация, выставка книг

33. Русская литера-турная сказка (1 ч)

Вс.Гаршин «Attаleа Princeps».

Урок внеклас-сного чтения, комбинир.

Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Знать: содержа-ние и сюжет ска-зки; факты из биографии писателя

-доказать принадлежность произведения к жанру сказки, определить авторское отношение к происходящему

34. М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной дея-тельности, интерес к истории России.

Слово учителя, беседа, чтение

Краткий рассказ о поэте. Лирика Лермонтова

Знать: факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии ли-рики Лермонтова

Уметь: определять композицию произведения

Презентация

35. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» 

36.«Бородино»: ху-дожественный ана-лиз текста.

37. Любимые стихи Лермонтова

Рассказ учителя, чтение, беседа по прочитанному

Урок-анализ

Внеклассное чтение

«Бородино» - отклик на25-летнюю годовщину Бородинского сражения(1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Сравнение, гипербола,эпитет, метафора, звукопись, аллитерация

Чтение и анализ стихов: «Ветка Палестины.», «Пленный рыцарь», «Утес», «Ашик-Кериб» (сказка).

Знать: содержа-ние стихотворе-ния, сюжет, героев, их поступки

Знать и находить в тексте выразительные средства языка

Знать: содержа-ние стихотворе-ний,  сюжет,

Уметь: наблюдать за развитием сю-жета и поведением героев, находить в тексте выразительные средства языка

наблюдать за развитием сюжета и поведением героев, находить в тексте выразительные средства языка

38. Н.В.Гоголь:слово о писателе.Народные предания – основа повести «Заколдованное место».

Чтение и обсуждение

Краткий рассказ и писателе. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Заколдованное место».Поэтизация народной жизни, народных преданий.

.

Знать: своеобра-зие первого сбор-ника Гоголя, геро-ев и сюжет повес-ти

Уметь: охарактери-зовать повество-вательную манеру писателя, приво-дить примеры из текста

Презентация

39. Реальность и фантастика в повес-ти «Заколдованное место»

40.Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Чтение и обсуждение, викторина

Внеклассное чтение

Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Фантастика. Юмор.

Чтение и обсуждение произведений Гоголя

Знать: особенности повести: соче-тание реальности и фантастики, тра-гического и комического

Знать содержание прочитанной повести, ориентироваться в тексте

Определять роль юмора и фантастики в повести

Уметь пересказать понравившийся эпизод повести

41. Н.А.Некрасов: слово о поэте.Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «На Волге».

Рассказ учителя, обучение чтению

Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

Знать: черты лич-ности поэта, на-шедшие отраже-ние в стихотворе-нии

Уметь: находить эпитеты и сравне-ния

Презентация

42. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

Рассказ учителя. обучение чтению, беседа по прочитанному

Стихотворение «Крестьянские дети».Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Знать: содержа-ние стихотворе-ния

Уметь: определять тему и основную мысль художест-венного текста, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей

43. История создания рассказаИ.С.Тургенева  «Муму». Знакомство с героями.

Рассказ учителя, обучение чтению

Краткий рассказ и писателе.

«Муму»- повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Знать: обстоя-тельства, объяс-няющие появле-ние рассказа, ис-торико-культур-ный контекст рас-сказа

Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе,

охарактеризовать литературного ге-роя,

сопоставлять пос-тупки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письмен-ной форме

Презентация

44.Герасим- «самое замечательное лицо в рассказе»

Урок-беседа

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие..

Знать: об отношении героя к Татьяне: его доброту, заботу, великодушие

45. Герасим и Муму.

Беседа. пересказ

Протест Герасима против барыни. Нравственное преображение героя. Счастье Герасима.

Знать: сюжет рассказа, понимать чувства и переживания героя

Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов, сравнений, помогающих представить внешний облик героя

Иллюстрации, кинофрагменты

46. Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму»

47. Подготовка к изложению с элементом сочинения

Беседа

Развитие речи

Сострадание к герою. Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Сравнение как способ авторской оценки. Понятие о литературном герое. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных 

Составление плана-характеристики героя. Ответить на вопрос «Что воспевает автор в образе Герасима?»

Определение понятия портрет, пейзаж, литературный герой.

Знать особенности изложения с элементами сочинения

Определять роль портрета, пейзажа. Интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к главному герою, его окружению.

Уметь составлять план изложения и пересказывать содержание по плану, высказывать своё мнение по предложенному вопросу

48. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как про-тест против нацио-нальной вражды.

Рассказ учителя, обучение чтению

Краткий рассказ о писателе.«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов

Знать: о творчес-ком пути писате-ля, истории создания рассказа

Уметь: работать с текстом художест-венного произве-дения

Презентация

49. Жилин и Косты-лин – два характера, две судьбы

50. Дружба Жилина и Дины

51. Подготовка к написанию сочинения по рассказу «Кавказский пленник»

Урок – анализ. Сопоставление героев

Беседа,выборочное чтение

Развитие речи

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Изображение внутреннего мира ребёнка, сложность его чувств и переживаний. Тема    открытости детской души.

Знать: приемы создания образа

Уметь: отбирать материал для со-поставительного анализа

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора, выражать своё мнение

Фото-галерея, раздаточный материал

Фото-галерея, раздаточный материал

52. Картины приро-ды в рассказе. Крат-кость и выразитель-ность языка Толсто-го.

Урок Р/Р, анализ худ. текста

Знать: роль пей-зажных зарисовок в рассказе Понимать простоту и динамику языка Толстого

Уметь: работать с языком художест-венного произведе-ния, определять роль, символический смысл поэтических картин природы

Фото-галерея, раздаточный материал, картины русских художников о природе (Левитан, Шишкин, Репин и др.)

53.Юмористический и сатирический та-лант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».

Рассказ учителя, практикум

Краткий рассказ о писателе.  Особенности юмористических рассказов Чехова. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.Юмор ситуации.Речь персонажей как средство их характеристики.

Знать: проблема-тику рассказа: ос-меяние глупости и невежества геро-ев

Уметь: читать по ролям

54-55. Юмористические рассказы А.П.Чехо-ва.

Урок внеклас-сного чтения, комбинир.

«Пёстрые рассказы» А.П.Чехова («Налим», «Толстый и тонкий» и др.)

Знать: содержа-ние рассказов

Уметь: инсцениро-вать, выразительно читать, иллюст-рировать

Презентация

56-57. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

Образы природы в лирике Тютчева, Плещеева, Майкова, Никитина и др..

Урок-анализ

(концерт, за-щита творче-ских работ)

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Знать: стихотво-рения поэтов XIX века о природе

Уметь: анализиро-вать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, срав-нивать стихи раз-ных поэтов

58. Итоговый урок по литературе XIX века.

Урок-зачет, тестирование, викторина

Знать: тексты изученных произведений

Уметь: определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных тео-ретических  поня-тиях

РЛ XX века ( 27ч)

59-60. И.А.Бунин «Косцы».

 

Человек и природа в рассказе

Чтение и обсуждение

Анализ текста

Краткий рассказ о писателе.«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Знать: содержа-ние рассказа, особенности раскрытия темы, факты жизни писателя, положенные в основу рассказа

Уметь: отвечать на вопросы, сравнивать  произведения Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине, понимать чувство любви к своему краю

Портрет писателя

61. В.Г.Короленко. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

Рассказ учителя, обучение чтению

Краткий рассказ о писателе. События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном общес«тве». Образ серого сонного города.  Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл на-звания повести «В дурном обществе», определять позицию автора;

Презентация

62-64. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася и его отец.

Жизнь Валека и Маруси.

Дружба Васи и Валека

Беседа, практикум

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Их общение. Доброта и сострадание героев повести.

Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

.

65. Простота и вы-разительность язы-ка повести. Подго-товка к сочинению.

Развитие речи

Написание сочинения

 

66. С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях

Рассказ учителя, обучение выразительному чтению

Слово  о поэте. Изображение Родины и родной природы в стихотворениях .«Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие есенинской лирики

Знать: особенно-сти изображения темы Родины и природы в стихах Есенина

Уметь: читать и анализировать поэтический текст поэта

67. Моё любимое стихотворение Есенина о природе

Урок-концерт, анализ текста

Чтение и анализ любимого стихотворения поэта о природе и родине

Знать: особенно-сти стиха поэта

Уметь: находить изобразительно- выразительные средства языка (эпитет, метафора. олицетворение, сравнение)

68. К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». 

69.Роль пейзажа в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»

70. К.Г.Паустовский. Рассказы о родной природе. («Заячьи лапы» и др. по выбору)

Рассказ учителя, обучение чтению, беседа

Исследование, выборочный пересказ

Внеклассное чтение, беседа по прочитанному

Краткий рассказ о писателе.«Теплый хлеб», Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Картины природы и их роль в произведении. Нравственные проблемы произведения

Природа и человек в рассказах К.Г.Паустовского

Знать: содержа-ние рассказа

Знать содержание прочитанных текстов

Уметь: определять тему произведе-ния, выделять про-блемы

Уметь определять роль пейзажа в тексте

Уметь: определять тему произведе-ния, выделять про-блемы

Презентация

71-72. А.П.Платонов. Душевный мир главного герояв рассказе «Никита».  

Быль и фантастика.

Рассказ учителя, обучение чтению, беседа

Краткий рассказ о писателе.«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Знать: содержа-ние рассказа

Уметь: воспринять и осмыслить осо-бый мир платоновских героев, разъя-снять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платонов-ской прозы

73. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

Рассказ учителя, обучение чтению, беседа

Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера.

Знать: своеобра-зие творчества Астафьева

Уметь: определять значение картин природы, характе-ризовать героя, объяснять смысл названия рассказа

Презентация

74. Становление ха-рактера Васютки че-рез преодоление ис-пытаний, сложных жизненных ситуа-ций.

75.Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

76-77. Мир природы и человека в рассказах В.П.Астафьева

Урок-анализ

Беседа. Исследование

Внеклассное чтение

Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Суровые испытания, через которые природа проводит своего героя, и её дивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы.

Рассказы Астафьева «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля» и др.

Знать: как раскрывается поведение и характер героя в худож. Произведении

Понимать отношение васютки к окружающему миру

Знать содержание прочитанных текстов

характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа

Объяснять поведение героя в лесу, каково авторское отношение к происходящему, роль пейзажа. Метафор, сравнений в понимании характера Васютки

Уметь определять тему. идею произведений

Фото, выставка книг

78. Сочинение «Ка-кие поступки сверст-ников вызывают мое восхищение?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Астафьева)

Урок Р/Р

сочинение

Уметь работать с планом, писать сочинение

79. «Ради жизни на Земле…» 

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». 

80. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»и др.

Рассказ учителя, беседа

Внеклассное чтение, Концерт

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Подвиг народ в великой Отечественной войне, воплощённый в поэзии. Тема подвига,  мужества и героизма

Знать о раскрытии темы войны в поэзии

Содержание прочитанных произведений

Уметь определять тему. идею произведений; выразительно читать наизусть

Презентация, видеофрагменты

81.. Произведения о Родине и родной природе  20 век.

82.Поэтическое восприятие окружающего мира природы в сти-хотворениях поэтов XX века.  

83. Анализ лирического стихотворения

Урок-концерт, исследование

Развитие речи

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»;А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин«Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»;Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки  обобщенный образ России.

Обучение домашнему сочинению  по анализу лирического стихотворения на материале стихотворений русских поэтов 20 века

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение)

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение); уметь сделать письменный анализ поэтического текста

84-85. Итоговый урок по русской литературе

Урок контроля, тестирование

Зарубежная литература (17ч)

86.Р.Л.Стивенсон. Баллада  «Ве-ресковый мед». Под-виг героя.

Рассказ учителя, беседа, выразительное чтение

Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения

Находить признаки жанра баллады в произведении

87-89. Д.Дефо.

«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

Необычайные приключения Робинзона Крузо.

Характер главного героя

Рассказ учителя, беседа, выразительное чтение отрывков, выборочный пересказ

Краткий рассказ о писателе.«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Знать: факты био-графии и творчес-тва писателя; знать сюжет романа

Уметь: характери-зовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения

Презентация

90. Х.К.Андерсен. Слово о писателе.

91.«Снежная короле-ва»: реальное и фантастическое в сказке.

92. Кай и Герда.

Рассказ учителя, беседа

Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники и врагиГерды. Внутренняя красота героини.

Знать: своеобра-зие Андерсена-сказочника, жан-ровые и компози-ционные особен-ности сказки

Знать своеобразие сказок андерсена

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характе-ристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

Уметь составлять план сочинения, готовить письменный пересказ по плану

Презентация

93. «В поисках Кая».

Урок-путешествие

94-95. Наши любимые сказки Андерсена.

96. Сочинение «Добро и зло в сказке Андерсена»

Урок-игра

Урок контроля

Чтение сказок Андерсена

97. Ж.Санд. «О чем говорят цветы».

Беседа, рассказ учителя

Краткий рассказ о творчестве писательницы.Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Знать, как реали-зуется в художественном . произведении тема красоты

Умение определять тему, идею произведения

98-99. М.Твен. «При-ключения Тома Сой-ера».

Образ главного героя.

Урок внеклас-сного чтения, игра

Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Иметь представ-ление о личности и творческой дея-тельности М.Тве-на

Уметь: составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев

Презентация

100. Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление харак-тера героя.

101.Э.А.По  «Лягушонок»

Чтение и обсуждение

        

Беседа по прочитанному тексту, ответы на вопросы

Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Краткий рассказ о писателе. Рассказ  «Лягушонок»  «Нравственные парадоксы» жизни в рассказе. Добро и зло в рассказе.

Знать: биографию Дж.Лондона, осо-бенность его про-изведений

знать: факты из биографии  Э. По, особенность его произведения

Уметь: объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специ-фику жанра «сказание», характеризовать образ героя

уметь определять авторскую позицию, высказывать своё мнение по проблеме; объяснять поступки героя

Портрет писателя, текст художественного произведения, выставка книг писателя

102. Итоговое обобщение курса литературы. Список литературы на лето

Урок-обобщение, тестирование

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение;

 Уметь: объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Итого: 102 часа

                                                                 Ресурсное обеспечение рабочей программы

Литература для учителя

Основная литература

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература  5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, М.: Просвещение, 2009
  2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение, 2006, 2007, 2008

Дополнительная литература

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: «ВАКО», 2008
  2. Еремина О.А. Поурочное планирование по лите-ратуре: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2006
  3.  Занимательные материалы по литературе.  5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005
  4.  Литература 5 кл. Поурочные планы. / Соста-витель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель – АСТ»., 2009
  5.  Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2001
  6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные Работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998
  7.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004  
  8.  Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) /авт.-сост. Т.М.Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009

Литература для учащихся

Основная литература

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008, 2009

Дополнительная литература

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2006

Медиаресурсы

  1.   Тематическое планирование. Русский язык и литература. Образовательные программы и стандарты. CD? Издательство «Учитель», 2009
  2. Интернет-сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...