конспект урока по феерии А.Грина "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Конспект урока по феерии А.Грина в рамках изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл феерия А.Грина "Алые паруса"85.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока по русскому языку в 7 классе

учителя  русского языка и литературы Полежаевой Натальи Викторовны

ГБОУ гимназия №105

Выборгского района Санкт-Петербурга

Дата урока: 15.11.2013 года

Тема урока: «В алом отблеске парусов…» по феерии «Алые паруса» А. Грина

Место урока в системе уроков: объяснение нового материала

Цель урока:

  • углубление и расширение представлений об авторе, проблеме, способах выражения авторской позиции, повышение интереса к чтению;
  • использование клипового и ассоциативного мышления для установления связей: автор-герой-сюжет;
  • знакомство с краткой биографией Грина;
  • феерия как особый литературный жанр

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с теоретическим материалом по теме урока;
  • актуализировать имеющиеся речевые  знания и умения, полученные на уроках русского языка и литературы;
  • совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию

Тип урока: аналитическая беседа

Методы урока: 

  • рассказ учителя;
  • аналитическая беседа;
  • художественное чтение;
  • комплексный анализ текста

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Ход урока

Оформление доски:                                 « … те, кто исполнен музыкой, услышат вздох    

всеобщей души, если не  сегодня, то завтра»!

(А. Блок «Душа писателя»)

«А разве « Алые паруса» не современная вещь»

«Невнимательный вы, ей-ей».

(А. Грин)

«Нет ничего хуже на свете, чем быть обыкновенным».

(Из фильма «Красота по-американски»)

Ход урока:

  1. Слово учителя. Биография писателя.

Александр Степанович Гриневский (1880 - 1932 гг.)

- Уже в юности  А. Гриневский понял, что он не может и не умеет жить  как все . Рано выучившись читать, он познакомился с  «Путешествием Гулливера в страну Лилипутов» . Купер, Майн Рид,

- Эдгар По – книги этих авторов целиком захватили его.

- Летом 1896 г. в неполных 16 лет, с трудом  окончив городское земское училище, Грин уходит из дому.

- Началась нелегкая жизнь, много скитался, как и Горький, познал босячество. Рано открылась ему  не внешняя  сторона  жизни, а е` изнанка.

- По совету отца, поступает  в 215 Орловский пехотный полк. Прослужил недолго, жестокость, унижения,  издевательства старших чинов над младшими, а Грин был рядовым, не выдержал и бежал из армии.

- 1903 г. Включается в  революционную борьбу, распространяет нелегальную литературу.

- 1907г. Впервые свои рассказы подписывает псевдонимом Грин (по аналогии с детской кличкой Грин- блин )

- 1910 г. Известен в литературных кругах , его замечают Короленко, Горький, Брюсов, Блок, Куприн , с которым его связывает тесная дружба.

- 1920 г. Расцвет творчества А. Грина. В 1921 была написана феерия « Алые паруса», а затем  такие взлеты, как «Блистающий мир»,  « Золотая  цепь», «Бегущая по волнам».

Содержание его произведений не основано  на той жизни, что его окружала, поэтому хватало сомневающихся в актуальности и востребованности  его  работ:

  1. Анализ эпиграфов к уроку

На доске.

«А разве « Алые паруса» не современная вещь»

«Невнимательный вы, ей-ей».

                                          (А. Грин)

- Что же А. Грин имел в виду?

III.        Составление и заполнение таблицы

Составим таблицу, которая поможет понять,  что думает   о писателе здравомыслящий читатель.

Здравомыслящий читатель

Позиция автора

1. Критически настроенный, читает Грина

и выносит суровый приговор: «Выдумки и условность!»

2. Условный мир, условные города, странно звучащие имена

3. Зачем выдумывать  запредельный мир?

Это ведет к отрыву от реальности.

1. Сквозная гриновская идея: прорыв за рамки, за оболочку практически устоявшегося наглядного, познанного

IV.        Жанровые особенности произведения

- Почему феерия?

(От слова фея   - волшебное, сказочное зрелище , как и в сказках, всегда побеждает добро, любовь, красота)

- Значит, автор противоречит себе?  Это не действительность , а сказка.  ( см. на доску)

- Нет, здесь иной смысл. Сказка приходит в жизнь  Ассоль и  «расцветает»  благодаря  летящей душе и доброму сердцу ее создателя.    

V. Характеристика героини

Портрет героини

- Какой оригинальный ход использует писатель, чтобы его нарисовать?

Грин рисует свою героиню отраженной в зеркале не случайно. Далее идёт размышление о двух Ассоль: Одна - живет в реальном мире (шьёт, мастерит игрушки, носит их в Лисс, заботится об отце)

Другая – живёт в мире ожидания чуда, сказки, где каштаны её старшие братья, где расцветают корзины с углем и где готовится к встрече с ней корабль  с алыми парусами.

VI. Заполнение таблицы

Ассоль реальная

Ассоль во власти мечты

VII. Работа с текстом

- Портрет неточен. Писателем  отмечены две главные черты – оригинальность и очарование. Ассоль не похожа ни на кого, ее  очарование от  « крылатой» души, богатого воображения.

- Кому принадлежат слова одного из героев, приведённые ниже?

(«Вы видите, как тесно сплетены здесь…»,    «Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль - останется  нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?»)

- Согласны ли вы с мнением героя? Могут ли эти слова стать идеей всего произведения?

(Идея произведения. Надо верить в чудеса, надо делать их своими руками: ведь чудо – это доброе, красивое, неожиданное в жизни, отличающееся от обыденной приземленности)

- Когда? В какой момент  Грей понял, что Ассоль создана именно для него. (В трактире. Из опошленного рассказа приземленного Менерса Грей понял самое главное. Что понял Грей?)

VIII. Осмысление главной идеи феерии

- Мечта Ассоль еще более усиливает  разрыв между высоким и низким, возвышенным и приземленным:

Мечта озаряет серые будни (по тексту)    I   Реальность (городок, жители, нравы)

 - Последняя сцена  -  Торжествуют  Алые паруса над пошлостью, приземленностью, торжествует мечта над серостью, обыденностью, торжествует любовь над ненавистью, страхом.

IX. Вариативное домашнее задание:

Вар.1: Составить сравнительную таблицу «Феерия А. Грина «Алые паруса» и феерия Метерлинка «Синяя птица»)

Вар.2. Написать синквейн на тему мечта.

Resource id #5664

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Конспект урока по литературе "Алые паруса" А. Грин

С этим конспектом урока  я участвовала в районом конкурсе "Поиск. Опыт. Мастерство" и заняла 3 место....

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А. Грина " Алые паруса"...

Конспект урока по теме "Чудеса - в нас самих" (По феери А.Грина "Алые паруса")

Урок с использованием инновационных технологий...