Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Малыгина Ольга Николаевна

Программа соответствует требованиям ФГОС, рассчитана на 3 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88

ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Согласовано»

Руководитель МО

__________

           

Протокол № ___ от «__»

____________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 88

_____________  Е.М.Демченко

                   

 «__»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №  88  

_____________  М.В.Клименко

                  ФИО

Приказ № ___ от «__»____2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ  В 9 КЛАССЕ

                      Учитель:   Малыгина Ольга Николаевна

2013 – 2014  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и  учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2008г.).

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

 

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся  знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы.  Знакомятся  с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова А.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого,  А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

 

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы
  • Ода как жанр лирической поэзии
  • Жанр путешествия
  • Начальные представления о сентиментализме
  • Развивается представление о балладе
  • Начальное представление о романе в стихах
  • Развивается понятие реализм
  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы
  • Начальное представление о психологизме художественной литературы
  • Начальное представление о психологическом романе
  • Понятие о герое и антигерое
  • Понятие о литературном типе
  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме
  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа
  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения
  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

 

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  •  воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений; 
  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  •  понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  • определять род и жанр произведения;
  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • писать развернутый ответ на вопрос;
  • письменно составлять план сочинения;
  • писать рассказ-характеристику;
  • свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

 Методы обучения:

                    *ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

                    *ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

                    *ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

                    *ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе

за курс IХ класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
  2. Тексты художественных произведений.
  3. Сюжет, особенности композиции изученных произведений.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
  9. Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.  

Критерии оценивания  достижений обучающихся.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
  • логичное и последовательное изложение содержания;
  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
  • обнаруживается владение основами письменной речи;
  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 – 100 %;
  • «4» - 70 – 89 %;
  • «3» - 50 – 69 %;
  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия тема;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

        Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)

5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактичес-кой информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко пред-ставлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко чи-тается, но простран-ство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использо-вано пространство, бед-ный  иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

 «2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

 УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2008г.).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Шадрина С.Б. Литература: 9 кл.:Поурочные планы - Волгоград.: Учитель, 2006.
  2. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В. Литература в 9 классе. Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2002.
  3. Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. – М.: Вака, 2003
  4. Олейникова Н.С. Русские писатели-классики. Анализ произведений школьной программы. -  Минск: Экоперспектива, 2004.
  5. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе, -М: Вербум-М, 2004.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.  http://www.openclass.ru/ 

   

Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс

(102 часа)

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

№ урока в теме

Результаты обучения

Формы и виды контроля

Домашнее задание

Дата

1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Стр.4-8,вопр.2,4

Литература Древней Руси (3 ч.)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

Стр.8-11, 134-152, вопр.3.

3

Художественные особенности «Слова…»: сапмобытность содержания, специфика жанров, образа, языка. Проблема авторства «Слова…»

2

Знать: жанр и композицию произведения,  художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.  

 Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

Стр.11-34;

Стр.34 письм.раб.

Русская литература ХVIII века ( 9ч.+1 )

4

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Характеристика русской литературы  ХVIII века. Особенности русского классицизма

1

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

Стр.35-41, вопр.8

5

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения.

«вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

М.В. Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

2

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка.

Стр.42-58,

Вопр.1,3

6

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.» Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова

3

Знать: особенности жанра оды.

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде?    Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

Стр.50-56 Инд.з.вопр.4

7

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

4

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода,
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

Стр.59-64,

Вопр.1

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

5

Знать особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

 Стр. 64-66, вопр.2

9

А.Н. Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

6

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию.

Стр.68-71, вопр.1-3

10

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

7

Знать: особенности жанра «путешествие»

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

Стр.71-74, вопр.4-7

11

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

«Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

8

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

Анализируют стихотворение «Осень».

Сьр.75-78, 81-84

12

 «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

Новые черты русской литературы.

9

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы)

Домашнее сочинение: почему ускользает от человека счастье?

Стр.78-81,102, вопр.2

13

Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного –двух произведений)

10

Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)

14

Золотой век русской литературы (обзор)

1

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

Стр.105-113, вопр.1-5

15

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

2

Знать основные черты романтизма как литературного направления

 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта,  «невыразимо» в стихах?

Стр.114-126, наизусть понятия: лирич.герой, лирич.образ, лирич. герой романтизма

16

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

3

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

Стр.125-140, вопр.2,3,8

А.С.Грибоедов «Горе от ума»  ( 8 ч. )

17

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.  

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Стр.141-147

18

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

2

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха».

Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

Стр.147-157

19-20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

3

4

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

 

Вопр.2-3

21-22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

5

6

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

Вопр.4-6

23

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

7

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

Вопр.11-12

24

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

Подготовка к домашнему сочинению по комедии «горе от ума»

8

Знать основные положения статьи.

Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

Стр.158-166

А.С. Пушкин ( 14 ч. )

25

 А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С .Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С. Пушкина?

Стр.167-172

26

Лирика Петербургского периода. Развитие темы свободы, служения Родине  в творчестве А.С. Пушкина.

2

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

 Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

Стр.172-184

Наиз. «К Чаадаеву», «Пророк» (по выбору)

27

Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С. Пушкина.

 («На холмах Грузии…», «Я Вас любил…»).

3

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?

Стр.185-192, наизусть «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»

28

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

4

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

Стр.192-195, вопр.3,7; наизусть ст. «Памятник»

29

Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

5

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

Тестовые задания: «Методические рекомендации…»

30

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

6

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Характеристика героев, комментарий текста.

Стр.195-209

31

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Система образов. Онегинская строфа.

 7

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы

Стр.214- 222. вопр.1-2, гл.1-2

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

8

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Ответы на проблемные вопросы

Стр.222-232, вопр.13, гл.3-4

33

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

9

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.  

Стр.232-236, гл.5-6, наизусть «Письмо…»

34

Эволюция взаимоотношений  Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

10

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Ответы на вопросы.

Гл.7-8

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

11

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

Стр.237-240, вопр.15-16

36

Пушкинская эпоха в романе.

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Реализм романа

12

Знать: реалистические черты в романе.

Уметь: находить реальное и вымышленное в романе в соответствии с принятыми устоями пушкинской эпохи.

Работа с текстом.

Вопр.7

37

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала 20 века.

13

Знать: основные направления критики, отзывы о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Уметь: составлять конспект литературно – критической статьи»

Работа с текстами критических статей, составление плана статей, сравнительная характеристика отзывов на роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Стр.240-247

38

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

14

Знать содержание трагедии,  уметь определять основную проблему: талант, труд.  Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

Стр.209-214. Вопр.1-4

М.Ю. Лермонтов (12 ч.)

39

 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Не, я не Байрон, я другой…», «Парус», «Молитва", «И скучно и грустно…»

1

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Знать: понятия: мотив,

 лирический герои, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики;

понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности;

уметь: анализировать стихотворения

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

Ответить на вопросы: почему мотив одиночества стал

основным в лирике; согласны ли вы с мнением, что стихотворение «Парус» - «ключ к поэзии» Лермонтова»?

Стр.250-263,

40

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

( «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали», «Есть речи –значенье…»)

2

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

Стр.263-267, стр.273-279, ст. «Смерть поэта» наиз.

41

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

(«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет», «Нищий»)

3

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на.лексическом уровне  

Выразительное чтение  стихотворений. Анализ любовной лирики

Стр.279-287

42

Эпоха безвременья в лирике поэта.

(«Дума», «Предсказание»)

Тема России и ее своеобразие («Родина»).

4

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Выразительное чтение  стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.

Сир.267-273, ст. «Родина» наизусть, вопр.3

43

«Герой нашего времени» - первый психологический роман.. История создания романа. Обзор содержания. Сложность композиции.

5

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

 Стр.288-294, повесть «Бэла»

44

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главе «Бэла»

И «Максим Максимыч».

6

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

Стр.294-297, повесть «М.М.»

45-46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань». «Княжна Мери», «Фаталист»

7

8

Знать содержание «Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Знать: художественные особенности повести, признаки романтического сюжета, текст повести;

понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; развёрнуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Стр. 311-317, «Тамань». «Княжна Мери»,

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

9

Знать: текст повести;

понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета; уметь: анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода

Ответить на вопросы: почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу; какую роль играет портрет в раскрытии характера героя?

В чём, по вашему мнению, виноват Печорин перед бедным штабс-капитаном

«Фаталист»

Стр.300-311

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

10

Стр.294-295, вопр.14

49

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г. Белинского.

11

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г .Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г. Белинского.

Стр.297-300

50

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

12

тестовые задания: уровни А, В, С

контрольная работа

Н.В. Гоголь (7 ч.)

51

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания. Смысл названия.

1

Знать  страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

Стр.319-342

52-53

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

3

Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Знать: приём зоологизации,

текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа,

развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по разделам: значение говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова (Манилов и Коробочка, Собакевич и Ноздрев, Плюшкин)

Стр.343-361, 364-365

54

Образ города в поэме «Мертвые души»

4

Уметь: анализировать эпизод, характеризовать образ города

Характеристика города

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа

5

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика  героев литературного произведения. Ответить письменно на вопрос «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Стр.344-350

56-57

Поэма о величии России.

 «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

6

7

Знать: текст произведения; при-

чины незавершенности поэмы;

критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эволюция автора - от сатирика к пророку; уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию.

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие   чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведа.

Групповые задания:

1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме; 2)лирические отступления в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму?

Вопр.8

Русская литература второй половины ХIХ века ( 9 ч.)

58

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе,.

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

Стр.391-395

59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «бедность не порок»

Комедия как жанр драматургии.

2

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Характеристика героев

Вопр.1

60-61

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

3

4

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

Стр.367-379

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности»  в понимании Ф.М. Достоевского.

5

Знать: понятие сентиментальный

Уметь: анализировать эпизод,

Работа с проблемными вопросами

Стр.380-390

63

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

6

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения,   о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Рассказ о писателе, определение черт личности героя

СТР.3-13, ВОПР. 4-7

64

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века. Боль и негодование автора

7

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

 Анализ рассказов: монологические ответы.

СТР.15-26

65

А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

8

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Анализ рассказов: монологические ответы.

СТР.26-40, вопр.5,6

66

РР Подготовка к домашнему сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?  (На примере одного-двух произведений).

9

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать  письменное сочинение

сочинение

Поэзия второй половины ХIХ века ( 1 ч.)

67

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

1

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

Анализ  поэтических произведений поэзии  Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

Стр.41-43, вопр.2

Русская литература ХХ века. Проза (10  ч. )

68

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..

69

И.А. Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

2

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

Анализ рассказа: монологические ответы..

Стр.44-54

70

Мастерство И. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

3

Стр.54-60, вопр.7

71

М.А. Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

4

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

Стр.111-118

72

Поэтика повести М.А. Булгагова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора, смысл названия.

5

Вопр.2-4,8

73

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

6

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

Анализ рассказа: монологические ответы.

Стр.167-170

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.

7

Стр.170-190

75

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема «праведничества» в рассказе

8

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

Стр.233-240

76

Образ праведницы, трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказ – притчи.

9

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Объяснение смысла «праведничества»  в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Домашнее сочинение: как вы понимаете заключительную фразу произведения?

Стр.241-277

77

Зачетная работа по произведениям второй половины 19, 20 веков

10

Знать тексты произведений.

Уметь: анализировать произведения разных жанров

Зачет

Русская литература ХХ века. Поэзия ( 17 ч. )

78

Русская поэзия Серебряного века.

1

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале 

Уметь конспектировать лекцию

79

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

(Ветер принес издалека», «О, весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить»)

2

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

Анализ стихотворений.

Стр.61-75, наизусть ст.

80

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. («Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано», «Край ты мой заброшенный»).

3

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Стр.76-96, наизусть ст.

81

Размышления о жизни, природе, человеке.

(«Письмо к женщине», «не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая»).

4

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Стр.76-96, наизусть ст.

82-83

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

(«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок).

5

6

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.

Стр. 97-110, вопр.4,7

84

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

(«Идешь на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»).

7

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.

Стр.119-126, ст.наизусть

85

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

8

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.

Стр.126-129

86

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

(«Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле, возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»).

9

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Стр.148-166

87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

10

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Стр.130-147, ст. наизусть

88

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

11

Знать: отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Стр.130-147, ст. наизусть

89

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

(«Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти»

12

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Стр.194-207

90

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

Мечта о преображении Родины.

13

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Стр.208-230

91

А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов  войне.

14

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Стр.226-229

92-93

В/ч Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

15

16

Знать: несколько стихотворений наизусть

Уметь: выразите6льно читать стихотворения

Выразительное чтение

94

Зачетное занятие по русской лирике 20 века

17

Знать: основных авторов и основы их биографии, особенности лирики, основные мотивы и темы.

Уметь: анализировать стихотворения

Из зарубежной литературы ( 6 ч. )

95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта («Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить»)

Гораций. Слово о поэте. Традиции оды Горация в русской литературе («я памятник себе воздвиг»).

1

Стр.303-308

96

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

2

Иметь представление о творчестве Данте,  о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

Ответы на вопросы

Стр.315-326

97

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром.

3

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Ответы на вопросы

Стр.326-335

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.

4

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Ответы на вопросы

Стр.326-335

99

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

5

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Ответы на вопросы

335-347

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

   Фауст как вечный образ мировой литературы

6

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Ответы на вопросы

335-347

101-102

Выявление уровня литературного развития учащихся, итоги года и задание на лето

Тестирование

Resource id #4314

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)...