Мастерская "Спор" по трагедии Гёте "Фауст".
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Рубцова Анастасия Владимировна

Произведение Гёте «Фауст» изучается в 11 классе на уроках внеклассного чтения. Мастерская, разработанная мною, выбрана для урока-обобщения неслучайно, так как философское осмысление данного произведения является непростым для учащихся 11 класса, а данная форма проведения урока – мастерская –  позволяет сделать это творчески с привлечением жизненного опыта как учащихся, так и учителя (учителей), создать необходимый эмоциональный настрой, повысить учебную мотивацию.

Цели моего урока были следующие:

- обобщение знаний по изученному произведению;

- развитие у учащихся мотивации к чтению на основе аналитической деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях;

- развитие умения создавать собственные тексты.

Для реализации этих целей следовало решить следующие задачи:                                        

- развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к тексту художественного произведения и включение в круг изучаемых произведений российских авторов произведения зарубежного;

 

- создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и учителей на основе общего интереса к конкретному тексту и проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастерская "Спор"26 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мастерской  «Спор»

по трагедии И.– В. Гёте  «Фауст».

1. В качестве индуктора используются строки из трагедии Гёте «Фауст» (здесь и далее используется перевод Н. Холодковского):

О, если бы мне магию прогнать,

Забыть все заклинанья, чар не знать,

Лицом к лицу с природой стать! Тогда

Быть человеком стоило б труда!

И я им был, пока, во тьме бродя,

Себя и мир не проклял дерзко я!

2. Небольшое вступительное слово учителя. Говорю о том, что это наш заключительный урок по трагедии «Фауст». В ходе изучения русской литературы XX века мы окунаемся в прошлое, в зарубежную литературу и попытаемся их каким-то образом сопоставить. Потому что вопросы выбора жизненного пути, поиски смысла жизни актуальны в любое время и в любой литературе. Обращаю внимание на название мастерской. О чём спор? Кто спорит?

Зачитывается отрывок из «Пролога на небесах».

Учащиеся приходят к мысли о том, что спор идёт о душе человеческой.

3. На листочках записывается слово «Мефистофель», и в течение 2 минут к нему подбирается ассоциативный ряд, последнее слово ряда становится ключевым. 

4. В тетради записывается слово «Фауст». В течение 2 минут учащиеся пишут ассоциации к данному слову, затем выбирают одно в качестве ключевого. 

5.  Из двух ключевых слов составляется словосочетание. 

6. Социализация. Каждый читает своё словосочетание  Из прочитанных словосочетаний себе записывается ещё одно понравившееся слово.

7.  Работа в парах. Из 3-х выбранных слов и любых символов учащиеся на отдельном небольшом листке составляют формулу и подписывают фразу, раскрывающую её смысл.

8. Социализация. Готовые формулы и фразы вывешиваются на доске, все подходят, читают, обсуждают (если возникает потребность).

9. Учащимся предлагаются три текста.

Каждый читает их самостоятельно.

Работа продолжается на листе: он делится на три неравных колонки (средняя часть шире боковых). В левую часть выписываются 10-12 опорных слов из первого текста, правую – из второго. Затем в каждом столбике выделяются три главных слова и линиями через среднюю часть соединяются в пары. Над линиями из третьего текст выписываются слова, которые по какой-либо ассоциации могут быть отнесены к получившейся паре (2-3). А затем под линиями пишутся антонимы к словам над линиями. Из слов под линиями и над ними выделяется ещё три.

10. Из получившихся девяти выделенных слов выбирается одно и  записывается на обратной стороне рабочего листка в качестве заглавия (вариант: предлагается выбрать одно слово и «подарить» его одноклассникам, тогда в заглавии может прозвучать и оно).

11. Написание текста-миниатюры по получившемуся заглавию (10-15 минут).

12. Социализация. Чтение текстов вслух (по желанию).

13. Рефлексия – обсуждение мастерской. Итог трагедии «Фауст» – в чём он? Какие ощущения испытывали во время работы? Что показалось интересным? Что вызвало отторжение? Какими мыслями или эмоциями после работы мастерской хочется поделиться?

Resource id #2424

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по трагедии "Ромео и Джульетта"

Конспект урока по трагедии Шекспира. Используется групповая работа, работа с видеофрагментами. Есть презентация, но отправить не могу, большой размер даже в архиве... Урок получился эмоциональный, инт...

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...

Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации. ...

Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Работа по этой презентации  поможет   совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуа...

Трагедия "Матери и сына - трагедия народа"

Урок литературы в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием"...

Методическая разработка Урок литературы по трагедии Трагедия Корнеля «Сид»

Методическая разработка урока литературы по трагедии Трагедия Корнеля «Сид»....