Методическая разработка Урок литературы по трагедии Трагедия Корнеля «Сид»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Мамина Надежда Анатольевна

Методическая разработка урока литературы по трагедии Трагедия Корнеля «Сид».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_urok_8_klklassitsizm_kornel.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Урок по трагедии Трагедия Корнеля «Сид»

8 класс

Настоящий урок является продолжением темы «Шедевры французского классицизма». На предыдущем уроке учащиеся познакомились с основными особенностями  французского классицизма, театральными законами трех единств и биографией Пьера Корнеля.

Цель урока: познакомить учащихся с художественным и нравственным потенциалом великой трагедии П.Корнеля «Сид»

Для реализации поставленной цели предлагаются работа с текстом трагедии  в  содержательном аспекте (пересказ учителя и розыгрыш отдельных сцен учащимися в лицах ) и в художественном аспекте ( выразительное чтение фрагментов оригинала и перевода, акцентирующее музыку стиха ,работа с ключевыми словами, перевод и анализ художественного перевода).Таким образом на уроке  слово возникает как инструментом двух искусств (театра и литературы) .Нравственный потенциал трагедии воспринимается учащимися через сопереживание героям.

        Урок начинается с работы над записанной на доске французской поговоркой «Прекрасно, как Сид». Учащиеся

размышляют над особенностями грамматики: почему не «прекрасен, как Сид»? Вопрос остается открытым до конца урока, одновременно концентрируя  внимание учащихся  на заглавии трагедии – имени главного героя. Название трагедии содержит своеобразный код ее прочтения, т.к. имя героя было хорошо знакомо зрителям Корнеля. Учащимся предлагается вспомнить, кто такой Сид, по материалам изученных в прошлом году испанских романсов. Сидом  национального героя Испании  прозвали побежденные им мавры (от  арабского слова «сеид» - господин ) во времена Реконкисты. Таким образом, Корнель предлагает нам не просто судьбу персонажа, но историю героя, формулу героизма.

         После краткого пересказа учителем начала трагедии заранее подготовленные учащиеся читают наизусть в лицах сцену (1 действие, явление 5). Класс  формулирует кредо дона Диего  («Мы не вправе жить, когда задета честь») размышляет, чью честь должен защитить Родриго (честь отца, честь рода, свою личную честь).

        Затем учащиеся переходят к работе над знаменитым монологом Родриго (1 дейст.,явл.6), фрагменты которого предлагаются в оригинале и в русском переводе. Выразительное чтение наизусть   специально подготовленными учащимися предваряет вопрос: «Зрители «Сида» прекрасно знали, что выберет Родриго, однако слушали затаив дыхание. Почему?» Учащиеся отмечают, что в театре в актерском исполнении особенно ощутима красота стиха и духовная красота персонажа.

        Работу над монологом продолжают следующие задания к тексту оригинала:  

1.«Я предан внутренней войне», -начинает герой. Найдите в тексте    «воюющие стороны» (honneur.amour – честь, любовь), Сколько раз встречается в тексте каждое из слов? (Честь -3 раза, любовь – 2 раза) Все ли проблемы     решает такой подсчет ?

2.Каждая строфа заканчивается одним и тем же словом. Каким и почему? Определяет ли это слово ( это имя Химены)  выбор Родриго?

3.Можно ли избежать выбора (умереть)?

4.За чью честь готов сразиться Родриго?

5.Родриго сделал свой выбор. Окончена ли война?

        Следующее задание связано с проблемами точного и художественного переводов. Учащимся предлагается заключительная строфа в оригинале и двух русских переводах, а также  словарная статья к слову «esprit».

Задание: «В монологе Родриго речь шла о войне. Поле боя обозначено французским словом «espri».Объясните выбор русских переводчиков, потери и приобретения русского перевода ( в русской традиции ум –свет-антитеза мрака глупости, невежества, безумия; однако в монологе Родриго речь идет не только о рассудке .но о самой сущности героя, потрясен его дух).

        После рассказа учителя о стремительно развивающихся событиях трагедии учащиеся осмысливают трагическую ситуацию Химены. Подготовленные ученицы  представляют в лицах действие 4,явление 1- разговор Химены и Эльвиры о подвигах Родриго.Классу предлагаются следующие вопросы :

1.Чью честь пришлось защищать Родриго ? (честь своей родины)

2.Чью честь защищает Химена ? (свою личную и своего рода)

3.Зачем Корнель удваивает, повторяет трагический конфликт? (усиливает, усложняет, «учит» зрителя)

        Дальнейший пересказ учителя о способе разрешения трагического конфликта у Корнеля завершается работой над заключительным эпизодом пьесы, представленным учащимися в лицах.

Вопросы:        

1.Чью честь защищают герои эпизода? (король – честь Испании, Химена – свою личную, Родриго – честь своей

    любимой)

2. Почему в эпоху Корнеля трагический (принципиально неразрешимый) конфликт оказалось возможно разрешить?

    (абсолютизм, политически мотивированные задачи классицизма)

        Заключительный этап урока выводит учащихся за рамки эпохи классицизма, От рассказа учителя об успехе пьесы Корнеля (споры о «Сиде», пожалование дворянства, возникновение записанной на доске пословицы) учащиеся переходят к вопросу о том, почему пьеса 1637 года осталась в репертуаре  французского (и не только) театра до сегодняшнего дня (билеты на «Сида» в Комедии Франсез можно забронировать в Интернете).На доске 2 фотографии Жерара Филипа  из спектакля «Сид».Между фотографиями – свободное место, куда предлагается вписать ключевое для трагедии слово  и указать принципиально важные его значения (честь – происхождение,достоинство,долг).

Задание и вопрос:

  1. Подпишите фотографии актера именами  его персонажа (Родриго –Сид).
  2. Что теряет и что приобретает Родриго, становясь Сидом ? Какова цена героизма? (белые одежды Родриго – символ чистоты, невинности , алый плащ Сида – символ не только блистательной победы, но и пролитой крови; цена героизма – самопожертвование, отказ от личного счастья).

Вслед за фотографиями вниманию учащихся предлагается почтовая марка с изображением Жерара Филиппа в роли Сида. Вопросы:

  1. О чем свидетельствует появление такой почтовой марки? (символика государства)
  2. Вернемся к заключительной строфе монолога. Какое из значений слова «esprit» отражено в марке ХХ века? (дух)
  3. И,завершая разговор о «Сиде», вновь обратимся к поговорке «Прекрасно, как Сид».

Учащиеся отмечают, что речь идет  не только о красоте главного героя  трагедии, но о духовных ценностях художественного произведения в целом, ценностях вечных и потому современных  и сегодня.

Логичным завершением их размышлений становится домашнее задание : нарисовать герб героя или героини с обязательным устным толкованием.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....