Программа "Я - Человек"
материал по литературе (5 класс) по теме

Программа по внеурочной деятельности "Я - Человек" (факультатив) "Духовно-нравственное напрвление" 5 класс (в рамках введения ФГОС ООО). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_chelovek.doc103 КБ
Microsoft Office document icon diagnostika_nravstvennoy_samootsenki.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №102»

  Программа

по внеурочной деятельности

«Я – человек»

(факультатив)

«Духовно-нравственное напрвление»

5 класс

(в рамках введения ФГОС ООО)

                

                                                                                Автор-составитель:

                                                                     Ковалёва Ольга Ефимовна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                   

Новокузнецк

2013

Пояснительная записка

Актуальность

                Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Возникла большая опасность – разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

                Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.

                В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России  сформулированы цель и задачи, описан национальный воспитательный идеал:"Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. 

                Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени  общего образования чрезвычайно актуальна,  потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культур, а также  базовых национальных ценностей.

                Предлагаю программу курса «Я — ЧЕЛОВЕК». Программа курса предназначена для обучающихся 5-го класса, как внеурочная деятельность в рамках внедрения ФГОС ООО.

        Курс рассчитан на 1 год (34 часа, 1 час в неделю). Он составлен с учётом необходимости развития у обучающихся духовно-нравственных основ личности, позволяющих жить в согласии с собой и окружающим миром. Программа направлена на формирование целостного восприятия   мира и интегрирует в себе различные отрасли человеческого знания на доступном для обучающихся 5-х классов уровне.

                     Цель  - воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных  решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

        Программа имеет гуманистическую направленность и призвана решать следующие задачи:

  • развивать умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
  • развивать эстетические суждения и вкусы: умение слушать, видеть, понимать, анализировать произведения литературы и искусства;
  • способствовать осознанию обучающимися своего единства с родом, нацией, страной, окружающим миром;
  • воспитывать в ребенке качества благородного человека и способность к самооценке поступков с точки зрения духовно-нравственных ценностей.

    Курс интегрирует в себе знания литературы, истории, обществоведения, основ православной культуры, искусства, психологии. Программа направлена на развитие поликультурных, социальных, коммуникативных, информационных и нравственно-этических компетенций.

Программа  ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности. Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников  с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.    

        В программе используются: теоретические, практические занятия, беседы, экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ. Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.

       Предполагается взаимодействие основных социальных субъектов: школы, семьи, православной церкви.

      Курс «Я - Человек», противопоставит моральным антиценностям современного общества традиционные ценности российской культуры. Именно традиционные ценности российской культуры могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современного школьника.

        Планируемые результаты

        Знакомство с  традиционными  ценностями  российской культуры:

  • формирование позитивного отношения  к окружающему миру, другим людям и самому себе; стремление к самосовершенствованию;
  • формирование морали — осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • укрепление нравственности, основанной на внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести;
  • развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнение нравственных норм, давать оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимися общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

 И еще  результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Но главный урок, на котором проверяются полученные здесь  знания, сама Жизнь.                                             

Учебно-тематический план

п.п.

Темы

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Что значит быть человеком?

4

3

1

2.

Предназначение человека.

9

6

3

3.

Твой нравственный выбор.

10

7

3

4.

Источники наших нравственных правил (пословицы, сказки, былины, притчи, жития святых и др.)

8

5

3

5.

В мире мудрых мыслей.

1

1

6.

От чего зло на свете.

2

1

1

Содержание курса.

        1. Вводныe занятия.

        Подлинный смысл, заключенный в требовании : «Будь человеком!». Размышления над повестью-сказкой Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!». Отличие человека от других жителей планеты. Место человека на Земле. Человек — разумное, мыслящее существо, обладающее нравственными качествами. Как важно, как хорошо быть человеком!

        В.А.Сухомлинский «Потому, что я — человек». Поступки человека, человеческие качества по рассказу. Примеры из личного опыта.

        Человек — часть природы. М. Пришвин. Рассказ «Дети природы».

        Практическая работа. Мой портрет. Какой я человек.

                   2. Предназначение человека.

        Человек — сын Бога. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему...»

        Практическая работа. Нравственные истины  Л.Н. Толстого.         Духовная и материальная природа человека. Качества,  которые делают человека человеком. Осмысление высказывания В.Сухомлинского «Человеком нужно не только родиться, человеком нужно стать».

        Зачем мы приходим на Землю.  Предназначение человека, его миссия, смысл жизни. Икона «Восхождение».

        Практическая работа. Моё восхождение.

         Ответственность человека за всё живое и неживое. Отрывок из пьесы М.Метерлинка «Синяя птица» сцена «Царство будущего».

        Посещение краеведческого музея. Культура и цивилизация древних. Изменился ли человек с древних времен.

        А.Мень «Сказка о происхождении человека». Эволюция духа и тела.

        Практическая работа. Сравнение жизни древнего человека и современного человека.

        

        3. Твой нравственный выбор..

        Нравственность. Нравственные ценности. Диагностика: кто я, что я. Диагностика отношения к жизненным ценностям. Мораль. Моральный кодекс. Что значит поступать плохо. Совесть.

         Христианская мораль. Проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки.

        Практическая работа. Ситуации нравственного выбора в повседневной жизни людей.

        Безнравственность. Нравственный упадок современной жизни.  Как ему противостоять.

        Групповая работа. Как отличить нравственность от безнравственности.

        Как человек мыслит, таков  он и есть. Нравственные истины Л.Н.Толстого (Мысли. Поступки-дела).

        Представление о материальности мысли. А.Костинский «Сказка о мыслях». Мечта должна быть очень хорошей.

        Практическая работа. Рисуем свою мечту.

        Дж.Родари «Робот, которому захотелось спать». Проявление волевых качеств при достижении мечты.

        Сила слова. Положительное и отрицательное влияние слова на человека. Басня Сулхан-Саба Орбелиани «Раненый языком». Опыты японского ученого Мосару Емото по изучению способности воды «запоминать» словесную информацию человека и передавать её.

        4. Источники наших нравственных знаний.

                  Книга как духовное завещание одного поколения другому.         Пословицы. Народная мудрость пословиц. Прямой и переносный смысл пословиц.

        Практическая работа. Толкование пословиц.

        Нравственное содержание народных сказок.

        Групповая работа.Народная мораль в характере и поступках героев.

        Библейские притчи. Нагорная проповеди Иисуса Христа. Значение любви для жизни человечества.

        Былины. Мужество Ильи Муромца как проявление любви к Родине.

        Подвижники и святые. Житие Сергия Радонежского. Детские годы. Годы служения и основания обители. Чудеса Сергия. Рассказы Л.Чарской «Отрок Варфоломей», «Чудо Исцеления.»

        Георгий Победоносец. Легенда о Георгии. Победа Над змием внутреннем и внешнем. Демонстрация икон.

        Икона — окно в иной мир. Тайна Троицы Андрея Рублева. История создания иконы «В похвалу Сергию». Значение этой иконы для православия, библейские сюжеты иконы, особенности, которые внес Андрей Рублев.

        Практическая работа. Мини-сочинение «Тайна Троицы Андрея Рублёва».

        5. В мире мудрых мыслей.

                     Практическая работа. Толкование любимых афоризмов.

               

        6. От чего зло на свете.   

    Практическая работа. Мастерская творческого письма по произведения Л.Н.Толстого.

              Школьные годы – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.  Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

        Необходимо создать условия для того, чтобы научить ребенка видеть Человека в человеке, и, прежде всего, Человека в самом себе, помочь раскрыть самое прекрасное, что заложено в каждом ребенке, поверить в себя, дорожить своим здоровьем и своей жизнью, беречь традиции своего рода,  научить  жить, чтобы быть Человеком.

             

 Список использованной литературы:

  1. Антология гуманной педагогики. Толстой Л.Н. - Переиздание. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002.
  2. Библия для детей. Народная библиотека. Сведловск: издательство «Зеркало»,1991.
  3. Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ  — М.: просвещение, 2006.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  6. Мир красоты. Программа  образовательного эколого-этического курса для младших школьников. — Артемовск, 2009.
  7. основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4-5 кл.). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Д.Шапошникова, К.В.Савченко. - М.: Дрофа, 2012.
  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др./под ред. В.А.Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  9. Рабочая книга школьного психолога. /департамент образования администр., ОблИУУ. КГУ; авт.сост. С.П.Зуева, В.П. Михайлова, Е.Л.Касаткина и др. Под ред.Н.Э.Касаткиной, С.П.Зуевой/. - Кемерово, 1995.
Resource id #6116


Предварительный просмотр:

Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

6

Я  думаю,   что  можно   выругаться   на  несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

9

Мне   кажется,   что   нужно   уметь   прощать  людям   их отрицательные поступки

4

3

2

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Resource id #676

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"

Образовательная  программа "Человек. Природа. Общество"  расчитана на изучение  с 1 класса по 11....

Воспитательная программа "Человек среди людей", для классных руководителей 5-9 классов.

Школа – это большой и сложный организм. Обучение и воспитание в ней должны освещаться высокой целью. Такой целью, мерой всех вещей является человек, личность. Значит, из всех показателей оценки школы ...

Рабочая программа "Человек и общество" для подготовки учащихся к ГИА

Программа расчитана на 48 часов и состоит из 6 разделов, которые заканчиваются тестированием...

Тесты к программе "Человек и окружающий мир"

Тесты к программе  " Человек и окружающий мир"...

Авторская программа "Человек и природа"

Данная программа создана в соавторстве с учителем биологии Себельдиной Н. Н. и является примером интеграции таких , казалось бы, далеких друг от друга предметов, как литература и биология....

Авторская инновационная учебная программ "Человек и окружающая среда"

   В РФ проблема экологической безопасности становится всё более и более актуальной. Несмотря на общий спад промышленного производства, практически не изменились сложившиеся тенденции...

Рабочая программа "Человек". 10 класс

Данная программа рекомендована обучающимся с ТМНР  коррекционной школы 8 вида...