Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Байбулатова Лариса Равильевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику В.Я.Коровина

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ программа По ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения  учебного предмета

 Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  •  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

В 8 классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Объем учебного времени

Разделы программы

Количество часов

70 ч

 I. Введение. Литература и история.

1ч.

  II. Устное народное творчество.

3ч.

III. Древнерусская литература.

3ч.+1вн.чт.

IV. Литература 18 века.

1+2рр.

V. Литература 19 века.

16ч.+7рр.+4вн.чт.

VI. Литература 20 века.

10ч.+7рр+5вн.чт.

VII. Зарубежная литература.

4ч.+4вн.чт.

VIII. Подведение итогов года.

1ч.

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312), авторской программы  под редакцией В.Я. Коровиной.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МОУ «Лицей № 7» отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 8 классе, из расчёта 2 часа в неделю. 

В программу внесены изменения в количество часов по изучаемым темам из резерва учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических.

Результаты обучения

Личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

Метапредметные:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час.)

Введение. Литература и история (1 час.)

 Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (1 час.)

 В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

 Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (4 час.)

Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

 «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»).  Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из русской литературы 18 века (3 час.)

 Денис Иванович Фонвизин (3 ч.)

  Слово о писателе.

 «Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из русской литературы 19 века (27 час.)

Иван Андреевич Крылов (2 ч.)

  Поэт и мудрец.  Язвительный сатирики и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо.  Мораль басни.  «Обзор».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года.  Мораль басни.  Осмеяние пороков:  самонадеянности, безответственности,  зазнайства.

Теория литературы.  Басня.  Мораль.  Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч.)

 Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками.

 «Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

 Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

 К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

 «Пиковая дама».  Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4ч.)

  Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

 Николай Васильевич Гоголь (5 ч.)

  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.)

 Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков (1 ч.)

  Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой (3 ч.)

 Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала».  Идея разделения в России.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы (1ч.)

 А.С.Пушкин.  «Цветы последние милей...»,  М.Ю.Лермонтов. «Осень»,  Ф.И.Тютчев.  «Осенний вечер», А.А.Фет.  «Первый ландыш»,  А.Н.Майков.  «Поле зыблется цветами...».

 Антон Павлович Чехов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

 «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.

Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века (22 час.)

 Иван Алексеевич Бунин (1 ч.)

 Краткий рассказ о писателе.

 «Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн (4 ч.)

 Краткий рассказ о писателе.

 «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы.  Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок (1ч.)

  Краткий рассказ о поэте.

«Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин (3 ч.)

 Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.  Современность  и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы.  Драматическая поэма (начальные представления).

 Иван Сергеевич Шмелев (1 ч.)

  Краткий рассказ о писателе.

 «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с мемуарами, воспоминаниями , дневниками).

Журнал «Сатирикон» (1ч.)

 Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.М. Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин (1ч.)

 Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский (3 ч.)

 Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов (1 ч.)

  Краткий рассказ о жизни писателя.

 «Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1 ч.)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов,  защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

 

Виктор Петрович Астафьев (4 ч.)

 Краткий рассказ о писателе.

 «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе (2ч.)

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье  лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (8 час.)

Уильям Шекспир (3 ч.)

 Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  Воспевание поэтом любви и дружбы.  Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский)

Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер (2ч.)

 Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.  «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.  Особенности классицизма в комедии.  Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы.  Классицизм.  Сатира (развитие понятия).

Джонатан Свифт (2 ч.)

 Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество.  Гротесковый характер изображения.

 Вальтер Скотт (1 ч.)

 Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Подведение итогов года (1 ч.)

Циклограмма уроков развития речи и внеклассного чтения

Тема урока

Вид занятия

Кол-во часов

Дата

Планируемая

Фактическая

Вн.Чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Урок внеклассного чтения

2

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений)

Урок развития речи

2

Вн.Чт. Крылов – поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок внеклассного чтения

1

Р.Р. Понятие о реалистическом произведении. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Капитанская дочка».

Урок развития речи

2

Р.Р. Классное сочинение по творчеству Лермонтова (по выбору: «Мцыри  как романтический герой», «Природа и человек в поэме».

Урок развития речи

1

Р.Р. Особенности композиции комедии. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи

Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

Урок развития речи

1

Вн.Чт. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова.

Урок внеклассного чтения

1

Р.Р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, чехова, Бунина, Куприна.

Урок развития речи

2

Вн. Чт. А. Грин. «Алые паруса». 

Урок внеклассного чтения

1

Р.Р. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина, Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи

2

Вн.Чт. ВТМ  (по выбору)

Урок внеклассного чтения

1

Вн.чт. А. П. Платонов. О писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Урок внеклассного чтения

1

Р.Р.  Урок-концерт.  Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве  Исаковского, Окуджавы, Фатьянова, Ошанина.

Урок развития речи

2

Р.Р. Классное сочинение «Великая Отечественная война  в литературе 20 века» (по выбору).

Урок развития речи

2

Вн.Чт. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной  ими Родине.

Урок внеклассного чтения

2

Вн.чт. Дж. Свифт.  Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Урок внеклассного чтения

2

Вн.Чт. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Урок внеклассного чтения

2

Развитие речи: 16

Внеклассное чтение: 13

Классные сочинения: 2

Домашние сочинения: 5

В результате изучения литературы   в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •   создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПК, мультимедийный проектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью, пробковая доска, аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса литературы, портреты выдающихся российских писателей, компьютерный стол, средства телекоммуникации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная учебно-методическая литература

              Стандарт основного общего образования по литературе.

Примерная программа основного общего образования по литературе.

               Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение. ФП № 97.

 Дополнительная учебно-методическая литература и источники

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература.8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение.

Литература 8 класс. Поурочные планы.  Автор-составитель С.Б.Шадрина. Волгоград: Учитель.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. -  М.: Просвещение.

Литература 5-9 классы.  Активные формы обучения. Авторы-составители Л.И. Тареева, Т.Н. Захарова и другие. – Волгоград: Учитель.

  Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение.

Основные Интернет-ресурсы:

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование».

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «Литература».

 http://lit.1september.ru – Газета Литература и сайт для учителя Я иду на урок литературы.

http://litera.edu.ru –  Коллекция Русская и зарубежная литература для школы Российского общеобразовательного портала.

http://metlit.nm.ru – Методика преподавания литературы.

http://pisatel.org/old/ – Древнерусская литература.

http://profile-edu.ru/ – профильное обучение в старшей школе.

http://rifma.com.ru/ – Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Все по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://slova.org.ru – Слова: поэзия Серебряного века.

http://som.fio.ru/ – сетевое объединение методистов.

http://www.9151394.ru/ – Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

http://www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор.

http://www.foxdesign.ru/legend/ – Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия.

http://www.likt590.ru/project/museum/ – Виртуальный музей литературных героев.

http://www.ug.ru/ – Учительская газета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...