Е.И. Носов "Живое пламя"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Воловатова Ирина Александровна

Предлагаю вашему вниманию урок-групповое исследование по рассказу Е.И. Носова "живое пламя". Материал содержит коспект урока + презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon e.i.nosov_zhivoe_plamya.zip1.37 МБ

Предварительный просмотр:

БИОГРАФЫ.

Задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэта, используя материалы учебника с.168-170 и статьи.

Текст статьи для изучения.

Носов Евгений Иванович  родился 15 января 1925 года в  селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

После войны  Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им.      М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю»

Е. И. Носов  был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

ПСИХОЛОГИ.

Задание: рассказать о настроениях, мыслях героев, последовательно отвечая на вопросы и используя текст произведения.

1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

2) Расскажите об Ольге Петровне. Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце. Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини.

3) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

4) Почему тётя Оля не любила маки?

5) Почему рассказчик посеял маки?

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

Задание:  найти изобразительно-выразительными средства, художественные приемы, используемыми автором в рассказе.

Выразительно прочитайте описание клумбы. Каким цветам автор уделяет особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Заполните таблицу:

СРАВНЕНИЯ:

ЭПИТЕТЫ:

МЕТАФОРЫ:

 

 

АКТЕРЫ

Задание: найдите связь между произведением Носова и лирическими произведениями других авторов, продемонстрировав выразительное чтение одного или нескольких произведений. 

Римма Казакова

 * * *

На фотографии в газете
нечетко изображены
бойцы, еще почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем -
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава.

Кнарик Хартавакян "Патриотическая ностальгия".

Я никогда не была на войне,
Где разрываются мины, гранаты,
Но взгрохотала она и во мне,
Строфы встрочили в стихи автоматы.

Я не слыхала вне кадра свист пуль,
Вспышки ракет мне глаза не слепили,
Но вне боев за Отчизну я - нуль.
Дух мой не их ли огни закалили?!

Стержень и остов, доспех мой, броня
Крепли, не дрогнув, в сраженьях минувших.
"В дни обороны свой щит не роняй!" -
Слышатся клики навек не уснувших:

Совести долг безумолчен во мне,
Памяти вновь возвращаю долги я.
Полнит, хоть я не была на войне,
Па-три-оти-че-ска-я ностальгия.

Е. Акимовой «Маки»:

Война прошла, минуло много лет,

Из памяти стирая эти годы.

Но не забудь, Россия, этих бед,

О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,

Горят они в степных просторах, в поле

И обжигают сердце всей стране,

Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть

О тех боях за жизнь и за свободу,

О тех, кто смог себя не пощадить,

Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,

И слёзы скорби на глазах усталых,

И память прошлого в душе земли горит,

Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,

Как капли крови, да горячей крови.

И обжигают сердце всей стране,

Своим огнём до страшной нашей боли.

  ИСТОРИКИ 

Задание: используя дополнительную литературу, назвать  известные имена летчиков-истребителей, погибших в бою и исполняющих свой долг перед Отечеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...

Визитка "Пламя"

Визитка может быть использована, как  иллюстративный  ряд при проведения кружков или  сопровождения бесед....

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"

Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...

Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...

урок литературы в 7 классе по произведению Е. Носова "Живая пламя"

Познакомить учащихся с содержанием  рассказа   Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа...

Отчёт о работе волонтёрского отряда «Пламя» МКОУ «СОШ № 18» за 2014-15 учебный год

Отчет руководителя волонтерского отряда "Пламя". В отчете предоставлены названия мероприятий, в которых приняли участие члены волонтерского отряда....