Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Сердюк Валентина Семёновна

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc139 КБ

Предварительный просмотр:


Литературная игра "Умники и умницы"по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Сердюк Валентина Семёновна, учитель русского языка и литературы 

Отбор участников игры происходит в ходе изучения повести. В начале каждого урока проводится письменный опрос с последующей взаимопроверкой. Он занимает не более пяти минут и позволяет решить ряд задач: осуществить контроль знания текста, установить уровень выполнения домашнего задания, выявить самых внимательных читателей, при желании можно оценить учащихся (8 правильных ответов – “5”, 7–6 – “4”, 5–4 –“3”).

1 – 2 главы.

1. Как звали родителей Петра Гринева? (Отец – Андрей Петрович Гринев, мать – Авдотья Васильевна)

2. Кто воспитывал Петра Гринева до двенадцати лет? (Дядька Савельич)

3. Узнай героя. “Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу…. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки”. (Мосье Бопре)

4. Сколько было лет Петру, когда отец решил его определить на службу? (Пошел семнадцатый год)

5. Узнай героя. “Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах”. (Иван Иванович Зурин, ротмистр гусарского полка)

6. Почему ямщик, показывая на маленькое облачко на ясном небе, предлагал возвратиться? Послушался ли Петр Гринев его? (По словам ямщика, облачко предвещало буран. Петр Гринев понадеялся добраться до следующей станции и велел ехать дальше)

7. Узнай героя. “Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. (Вожатый)

8. Как отблагодарил Петр Гринев своего случайного спасителя? (Подарил заячий тулупчик)

3 – 5 главы.

1. Кто повествует о событиях в повести “Капитанская дочка”? (Петр Гринев)

2. Деревушка, окруженная бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. У ворот – старая пушка; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частью покрыты соломой. (Белогорская крепость)

3. Узнай героя. “Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. (Алексей Иванович Швабрин)

4. Узнай героя. “Впереди стоял … старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате”. (Капитан Иван Кузьмич Миронов)

5. Узнай героиню. “Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели”. (Маша Миронова)

6. Швабрин сказал Гриневу: “Это тебе так не пройдет. Вы мне дадите сатисфакцию”. Что это значит? (Вызов на дуэль)

7. Как Швабрину удалось нанести удар Гриневу во время поединка? (Петр Гринев наступал на Швабрина и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал свое имя, оглянулся и увидел Савельича, сбегающего по нагорной тропинке… В это самое время Швабрин нанес удар)

8. Кто мог написать отцу Петра Гринева о дуэли? (Петр Гринев предположил, что это мог быть только Швабрин)

6 – 8 главы.

1. “Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали моей душе сильное и благое потрясение”. О каких “неожиданных происшествиях” идет речь? (1773 г. восстание Пугачева, нападение на Белогорскую крепость)

2. Удалось ли Марью Ивановну отправить в Оренбург? (Нет, так как дорога на Оренбург была отрезана, а крепость окружена)

3. Узнай героя. “На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”. (Емельян Пугачев)

4. Кого увидел Гринев среди мятежных старшин? (Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане)

5. Узнай героя. Он “сидел на первом месте, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”. (Пугачев во время военного совета)

6. Почему Пугачев помиловал Гринева? Как это он сам объясняет? (“Помиловал я тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов”)

7. Что отвечает Гринев на предложение Пугачева перейти на сторону мятежников? (“Нет, – отвечал я с твердостию. – Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург”)

8. Как решил судьбу Гринева Пугачев? (“Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”)

9 – 12 главы.

1. Почему Гринев так торопился в Оренбург? (Чтобы поторопить освобождение Белогорской крепости)

2. Что пожаловал Пугачев Гриневу? (Лошадь, шубу со своего плеча, а вот полтину денег урядник “растерял” по дороге)

3. Какую тактику в борьбе с Пугачевым решили избрать на военном совете в Оренбурге? (Решили действовать подкупательно)

4. Что заставило Гринева отправиться в Белогорскую крепость? (Гринев получил письмо от Маши Мироновой, из которого узнал, что Швабрин принуждает ее выйти замуж)

5. Кто помог освободить Машу? (Пугачев)

6. Что рассказывает Пугачев Гриневу по дороге в Белогорскую крепость? (Старую калмыцкую сказку про ворона и орла)

7. Узнай героя. “Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена”. (Швабрин)

8. Узнай героя. “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. (Императрица Екатерина II)

Итоговый урок по повести проводится в форме литературной игры “Умники и умницы”, в которой участвуют три лучших знатока повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, остальные учащиеся становятся теоретиками.
Правила проведения игры всем хорошо известны.

Выбор дорожки.

Участники игры должны выступить с 30-секундной речью на тему “Мой любимый герой повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. 

  • Красная дорожка – самый короткий путь к победе (два вопроса, но ни одной ошибки).
  • Желтая дорожка – золотая середина (три вопроса и возможна одна ошибка).
  • Зеленая дорожка – самый длинный, но, возможно, самый верный путь к победе (четыре вопроса и две ошибки).

Зеленая дорожка.

1 вопрос.

Каким историческим событиям посвящена повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”? Когда происходит действие? Когда А.С. Пушкин завершил работу над повестью?

Ответ: Восстание Пугачева 1773 – 1774 г. А.С. Пушкин завершил работу над повестью 19 октября 1836 г.

2 вопрос.

Узнай героя. Он в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, его выписали в дом Гриневых из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Кто этот герой? С какой целью его выписали? За что он был выгнан из дома Гриневых?

Ответ: Это мосье Бопре, который должен был учить Петра по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться кое-как болтать по-русски, – и потом каждый занимался своим делом.
Бопре был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главной его слабостью была страсть к прекрасному полу…, к тому же не был он врагом бутылки. Петр Гринев так описывает эти события:
“Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно сказать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решил сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды”. После этого Бопре был выгнан со двора.

3 вопрос.

Вы – Петр Гринев. В Оренбурге генерал Андрей Карлович читал письмо от вашего батюшки: “… держи его в ежовых рукавицах”. Андрей Карлович очень плохо знал русские поговорки и обратился к Вам с вопросом: “Что такое держать в ежовых рукавицах?” Что же Вы ему ответили?

Ответ: “Это значит, – отвечал я ему с видом как можно более невинным обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли, держать в ежовых рукавицах”.

4 вопрос.

Вы – Петр Гринев. Когда и от кого Вы получили записку следующего содержания: “Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришлите мне с моим мальчиком 100 рублей….Мне крайняя нужда в деньгах”?

Ответ: Петр Гринев получил эту записку в Симбирске в трактире от Ивана Ивановича Зурина. 100 рублей – проигрыш в биллиард.

Желтая дорожка.

1 вопрос.

Кто повествует о событиях в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”?

А) Емельян Пугачев.
Б) Петр Гринев
В) А.С. Пушкин
Г) Маша Миронова

Какую роль берет на себя автор? Каким образом записки П. Гринева попали к издателю?

Ответ: Петр Гринев – герой и рассказчик. Автор берет на себя роль издателя.
“Рукопись Петра Гринева доставлена была нам от одного из внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена”.

2 вопрос.

Узнай героя. “…ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым… Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен”. Когда он приехал в крепость? Как долго он там живет? За что был переведен туда?

Ответ: Алексей Иванович Швабрин.
Василиса Егоровна рассказала Гриневу: “Швабрин Алексей Иванович вот уже пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собой шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях!”

3 вопрос.

Кто автор этих строк? Кому они посвящены?

Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить!
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой.

Ответ: Автор – Петр Гринев. Стихи посвящены Маше. Они послужили предметом насмешки Швабрина и причиной дуэли.

Красная дорожка.

1 вопрос.

Какие события в повести связаны с данными географическими названиями: Санкт-Петербург, Оренбург, Белогорская крепость, Казань, Нижнеозерная крепость?

Ответ: С-Петербург – Маша Миронова едет туда, чтобы добиться оправдания и освобождения Петра Гринева.
Оренбург – Гринев отправлен на службу.
Казань – город, где находился под арестом Петр Гринев.
Белогорская крепость – место службы Гринева.
Нижнеозерная крепость – находится в 20 верстах от Белогорской крепости, упоминается, что мятежники захватили ее и жестоко расправились с офицерами.

2 вопрос.

Узнай героя. “Он сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”.
Когда и при каких обстоятельствах Петр Гринев встретился с ним?
Вспомни, что произошло дальше: “Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени….”?

Ответ: “Пугачев протянул мне жилистую свою руку. “Целуй руку, целуй руку!” – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. “Батюшка Петр Андреевич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй у злод…(тьфу) поцелуй у него ручки”. Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкой: “Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!” Меня подняли и оставили на свободе”.

Подведение итогов, награждение победителей

Интеллектуальная игра умники и умницы:

(по произведениям А.С. Пушкина)

«Приют спокойствия трудов и вдохновения»

А.С.Пушкин…Нет ни одного русского человека, да и, пожалуй, не только русского, кто не слышал бы этого имени. Поэт А.Т.Твардовский писал о Пушкине: “Он входит в нашу жизнь в самом её начале и не покидает нас до конца”. И это, действительно, так. Человек любого возраста найдёт в безграничном творчестве поэта что-то своё. Мы были ещё маленькими детьми, а наши мамы читали нам удивительные сказки Пушкина. Растём мы, и к нам приходит другой Пушкин: “Руслан и Людмила”, “Капитанская дочка”, “Пиковая дама”, чарующие стихи и роман “Евгений Онегин”, прочитав который однажды, ты уже никогда не забудешь его. Да, человек любого возраста найдёт у Пушкина что-то своё.

        Мы любим Пушкина и повсеместно празднуем день его рождения. Почему своим вечным гражданином, своим втором «я» огромная Россия выбрала не полководца, не вождя, не отважного путешественника, а поэта? Именно этого поэта- Александра Сергеевича Пушкина?

        Ответ нашел знаменитый литературовед и культуролог Юрий Михайлович Лотман. Он сказал: «Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах».

А.С. Пушкин обладал самым трудным умением, какого способен достичь человек: не раздражаться на молодость за то, что она молода, а радоваться и любоваться ею. Находить радость в каждом возрасте, который приходит к человеку. Называть добрым тот час, когда придется уйти из жизни – потому что останутся другие люди, наступит их черед мечтать, любить, горевать, бороться, страдать – жить.

И еще ему хотелось, чтобы мы его помнили:

Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Быть может ( лестная надежда),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт.

Даже об этих серьезных, может быть, самых серьезных мыслях он говорил легко, с улыбкой, избегая высокопарности, подшучивая над собой. Ему хотелось, чтобы мы его помнили, но он не желал остаться в нашей памяти классиком, стариком – он пишет об этом с иронией. Но в то же время с благодарностью он думает о тех, кто его не забудет.

Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!

        Чем дальше от нас те 37 лет, что были отмерены Пушкину, тем пристальнее всматриваемся мы в его жизнь. Что еще в ней? Потому хотим знать все мельчайшие подробности? Откуда эта ностальгия по пушкинскому времени?

        Слишком долго такие понятия, как честь, достоинство, право на индивидуальность подменялись ценностями, которые, в конце концов, оказались ложными.

        Нас всех пытались сделать одинаковыми. И мы свою индивидуальность потеряли бы, если б не Пушкин. Есть что-то уникально живительное в этом имени для русского сердца.

Г. Горбовский «Красивые люди»

Они проходят в наших судьбах,

Как корабли, сверкнув бортом,

Обдав улыбкой! И, по сути,

Мы знаем их всегда- потом…

Потом, когда на волнах жизни

Растает их и свет, и след.

И только тот- нетленный- призрак

Еще сквозит, хоть плоти нет.

Чтоб воссиять- исчезнуть нужно.

Пройдет корабль, отголосив,

И мир очнется: «Это ж- Пушкин!

Он гениален! Он красив!»

Они проносятся, блистая,

И нет движенью их конца…

И оседает красота их

В чертах российского лица.

Так давайте снова окунёмся в творчество этого незабвенного поэта и порадуем себя и присутствующих блестящей игрой, прекрасными ответами. Ведь 6 июня 2010 года исполняется 211 лет со дня рождения А.С.Пушкина.

Свойство дорожек:

Красная – самая короткая (2 этапа), но на ней нельзя ошибиться.

Желтая – 3 этапа, можно ошибиться один раз.

Зеленая – 4 этапа, можно ошибаться 2 раза.

На размышление дается одна минута.

Пролог: русский язык.

1.        2.

В талпе могучих сыновей,                     Уж поблиднел закат румяный

С друзьями, в гриднице высокой          Над усыпленною землей;

Владимер -  солнце пировал                    Дымятся синие туманы

Меньшую дочь он выдавал                    И всходит месяц золотой;

За князя храброго Руслана,                    Померкла степь, трапою темной

И мед из тяжкого стакана                       Задумчив едет наш Руслан…

За их здоровье выпивал.

3.

А дитя волну таропит:

«Ты вална моя, волна,

Ты бурлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Точишь берег ты земли,

Подымаешь корабли».

_________________________________________________________________

Назовите имя жены Пушкина.  Наталья Николаевна Гончарова.

Кому посвящены строки?

Мой первый друг, мой друг бесценныйИ.Пущин,  Чадаеву, В.Жуковский

Во сколько лет умер Пушкин?  37 лет.

Назовите фамилию няни Пушкина? Арина Родионовна.

Где учился Пушкин? В Лицее Царское Село.

Почему Пушкин называет Отечеством именно Царское Село, хотя родился он в Москве?

Годы учебы в Лицее – лучшие в жизни поэта, там зародилась дружба на всю жизнь.

__________________________________________________________________

Сказки.


1. Какая из сказок Пушкина заканчивается словами: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".
Варианты ответов: а) Сказка о царе Салтане; б) Сказка о попе и о работнике его Балде; в) Сказка о золотом петушке. (Правильный ответ: в).

2. Какое произведение А.С.Пушкина начинается прологом "У Лукоморья дуб зеленый..."?
Варианты ответов: а) поэма "Руслан и Людмила"; б) Сказка о рыбаке и рыбке; в) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (Правильный ответ: а).
3. Кто из героев А.С.Пушкина "Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей - душой, За невестой молодой".
Варианты ответов: а) Руслан из поэмы "Руслан и Людмила"; б) Елисей из "Сказки о мертвой царевне..."; в) Гвидон из "Сказки о царе Салтане...". (Правильный ответ: б).

4. Назовите героя сказки Пушкина, который умел передвигаться по воздуху, незаметно присутствовать на царских пирах и слушать, что там говорят. Ему трижды удавалось обезвредить своих врагов.

Князь Гвидон превращался в комара, муху, шмеля, укусил ткачиху, повариху, сватью бабу Бобариху.

5. В какой сказке Пушкина есть выражения: в путь-дорогу снарядился, с утра до ночи, день и ночь, глаз не сводит, спору нет, дал слово, делать нечего?

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

6. Назовите героиню сказки Пушкина, сумевшей победить три царских войска, погубить трех царей и потом исчезнуть бесследно.

Шамаханская царица.

7. «Призадумался поп, стал себе почесывать лоб. Щелк щелчку рознь. Да понадеялся на…» На что надеялся поп?

На русский авось.

8. «Что ты, баба, белены объелась?» - спрашивает старик у старухи. Что такое белена?

Ядовитое растение с одурманивающим запахом, здесь в значении «одуреть».

9. Как удалось Балде пронести кобылу «промеж ног»?

Сел Балда на кобылу верхом

Да версту проскакал.

11. Ветер, ветер, ты могуч,

    Ты гоняешь стаи туч,

    Ты волнуешь сине море,

    Всюду веешь на просторе…

                                Сказка о мертвой

                               царевне и семи богатырях.

12. У лукоморья дуб зеленый,

    Златая цепь на дубе том.

    И днем, и ночью кот ученый

     Все ходит по цепи кругом.

                                       Руслан и Людмила.

13.. Для нас это очень полезно, но в одной из сказок А.С. Пушкина с помощью этого предмета совершили убийство. (Яблоко)

14. Назовите прозвище старика в сказке «Сказке о рыбаке и рыбке». (Простофиля)

15. Как звали собаку в «Сказке о мёртвой царевне». (Соколко) .

16. Какой лоб был у попа в «Сказке о попе и его работнике Балде». (Толокняный).

17. «Сына бог им дал в аршин», говорится в «Сказке о царе Салтане…» А что это за аршин?

Аршин – русская мера длины, 0,71см.

18. Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбки» стала столбовой дворянкой, она была одета так:

                             В дорогой собольей душегрейке,

                             Парчовая на маковке кичка…

Что такое кичка?

В старину головной убор замужних женщин: шапочка с двумя выдающимися вперед остриями.

19. В «Сказке о золотом петушке читаем:

                             …Со злости

                             Инда плакал царь Додон,

                             Инда забывал он сон.

Замените архаическую частицу «инда» современной, общеупотребительной.

Даже.

20. Как известно, Чернавка, героиня «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», была сенной девушкой. Кого так называли на Руси?

Сенная девушка при крепостном праве – дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова сени, то есть живущая в сенях.

21. «Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости».

Назовите устаревшее значения слова « застава».

В старине место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей.

22. Где находилось княжество Гвидона?

(На острове Буяне).

23. Кем были тётки Гвидона?

(Ткачихой и поварихой).

24. Кто вёл «строгий счёт орехам»

(Дьяк).

25. Из чего лили монеты в княжестве Гвидона?

(Из ореховых скорлупок).

26. Сколько братьев было у Царевны-Лебеди?

(33).

27. Любимое кушанье Балды.

(Полба).

28. Как звали меньшого брата Балды?

(Заяц).

29. От чего поп подпрыгнул до потолка?

(От Щелчка).

30. Сколько раз ходил старик к морю?

(5 раз).

31. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю?

(Бочка).  

На этом наша игра закончена. Я надеюсь, что она дала вам возможность вновь окунуться в творчество этого удивительного поэта А.С. Пушкина, которому в этом году исполняется 211 лет. Творчество Пушкина с детства внушает нам благородные чувства. Критик В.Г.Белинский писал, что, читая Пушкина, “можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей…” Белинский раскрыл секрет этого благотворного влияния: “Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью, показывает её в её естественной

Литературная игра для 8-го класса. «У каждого из нас свой Пушкин» 

Литературная игра «Умники и умницы»
по произведениям А. Пушкина «Полтава», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Борис Годунов»

8 класс

Вступление

«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя. Этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудия убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин»,- писал А. А. Блок, известный писатель 20 века.

Трудно с ним не согласиться.

Судьба Пушкина была трагической, но гений поэта – праздничный, солнечный – озаряет жизнь многих поколений, даруя гармонию.

Наша игра позволит еще раз соприкоснуться с этим «веселым», «легким именем» - Пушкин, испить из живительного источника его творчества.

Наша игра состоит из трех агонов.

«Агон», в переводе с греческого, – соревнование, состязание.

В каждом агоне будут участвовать по 3 агониста. В финал выйдут лишь трое, которые и будут бороться за главный приз.
На красной дорожке нельзя ошибиться ни разу.
На желтой – 1 раз.
На зеленой – 2 раза, но она самая длинная.
Зрители в зале – теоретики. Если во время игры агонисты на дорожках дают неверные ответы, то теоретики из присутствующих в зале могут ответить.

Первый агон

Вопрос для розыгрыша дорожек:

- Перечислите известные вам географические названия, связанные с именем и творчеством Пушкина. (Петербург, Москва, Одесса, Кишинев, Орел, Псков, Царское Село, Михайловское, Болдино, Самара (Алексеевка), Коломна, Полтава, Кавказ)

Вопрос для теоретиков:

- Как звали мать, отца, сестру, брата и няню? (Надежда Осиповна, Сергей Львович, Ольга, Лев, Арина Родионовна)

Зеленая дорожка

- Вы молодой барин. Приехали из Петербурга в имение своего отца, который тяжело болен. Вас вызвала старая няня, отправив письмо. Представьтесь, пожалуйста. (Владимир Андреевич Дубровский).

  1. А не скажете ли вы, чем вы занимались в Петербурге? (гл. 3 « воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию»)
  2. Владимир, объясните, пожалуйста, какие обстоятельства жизни заставили вас стать предводителем шайки разбойников? (имение отца должно было перейти к Троекурову, но слуги не хотели менять хозяев. Остальное предпочитаю оствить в тайне)
  3. «От роду 23 года роста среднего, лицом чист, бороду бреет…» Продолжите список, зачитанный исправником, как это ни удивительно, в вашем же присутствии. (гл.9 «глаза карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось»)
  4. Расскажите, уважаемый Владимир Андреевич, как вы оказались в доме Троекуровых? Сколько там пробыли? Почему ушли? ( Влюблен в Машу. Сделка с Дефоржем. Пробыл около месяца. Покинул после того, как отобрал деньги у Антона Пафнутьевича)

Желтая дорожка

- О вашем персонаже поэт пишет:

Его луга необозримы,
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.

- Кто же владелец этих богатств? Кто вы? (Василий Леонтьевич Кочубей – генеральный судья из поэмы «Полтава»)

  1. Но странно, далее Пушкин пишет о вас следующее:

Но Кочубей богат и горд Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами…

- Чем же вы гордитесь более всего? (Прекрасной дочерью своей Гордиться старый Кочубей.)

  1. После роковых событий, которые произошли в вашей семье по вине вашего бывшего друга Мазепы, вы не можете отвязаться от горьких мыслей. Как пишет поэт:

…он голубит едину мысль и день, и ночь:
Иль сам погибнет, иль погубит –
Отмстит поруганную дочь.

- Как вы решили отомстить коварному Мазепе? (Написать царю Петру «донос на гетмана-злодея» о коварных планах вступить в сговор с шведским королем Карлом и установить своё правление на Украине)

  1. Василий Леонтьевич, кому вы доверили свои тайные мысли? Кто разделил ваш умысел и вашу участь? (Это Искра, полтавский полковник)

Красная дорожка

- Вы великая представительница женской половины человечества. «В белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. (Вам) 40 лет. Лицо полное и румяное выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Кто вы? (Екатерина II)

  1. Перед вами портрет вашего великого супруга императора Петра Федоровича. Какое он отношение имеет к событиям, рассказанным неким Гринёвым? (Пугачев объявлял себя императором Петром Федоровичем, якобы спасшимся от убийц, посланных Екатериной II)
  2. Вы в повести изображены милостивой государыней, чуткой и внимательной к бедам своих подданных. Вы, конечно, помните разговор с сиротой, приехавшей к вам искать защиты. В чем состояла ваша милость? («Вы небогаты, я беру на себя устроить ваше состояние»)

Вопрос для теоретиков:

- Где имела место встреча Екатерины II с дочерью капитана Миронова?

  1. Зимний Дворец
  2. Петергофский дворец
  3. Китайский дворец в Ораниенбауме
  4. дворец в Царском Селе, именуемый Екатерининским

Второй агон

Вопрос для розыгрыша дорожек:

- Вы издаете книгу А. Пушкина «Повести Белкина» со своими иллюстрациями. Разработайте проект обложки, оглавления.
Сценка из повести «Барышня-крестьянка». Угадать.

Вопрос для теоретиков:

- Назвать все рассказы, вошедшие в сборник «Повести Белкина».

Зеленая дорожка

- Вы дочь богатого и своенравного помещика, выросли в деревне, без подруг, сейчас вам 17 лет. Как зовут вас, милая девушка? (Мария Кирилловна Троекурова)

  1. Итак, Маша, чем же занимаетесь вы в своем деревенском уединении? Чему научились к 17 годам? (Читаю книги, романы о любви, вышиваю шелком, получила воспитание и обучалась французскому языку с мамзель Мими. Когда в доме появился Сашин учитель Дефорж, я стала брать у него уроки пения)
  2. Расскажите свою историю любви к Дубровскому. Как зародилось ваше чувство? Когда и почему вы отвергли его? Что происходило между этими двумя событиями?
  3. Вас выдают замуж за кн.Верейского. Представьте нам вашего жениха или опишите его в нескольких словах. (гл. 13: отставной майор, долго находился в чужих краях, недавно из-за границы). На вид старше своих 50 лет. Наружность приятна, любезен с женщинами, рассеян, скучает.)
  4. Дорогая Машенька, помните, как вы кричали жалобным голосом папеньке: «…не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою…» Объясните, почему же вы всё-таки стали княгиней? (А что мне оставалось делать? Я ждала помощи от Дубровского до последней минуты, но помощь пришла слишком поздно.)

Желтая дорожка

- Вашей героиней поэт просто любуется и восхищается:

Она свежа, как вешний цвет.
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена грудь её бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза;
Её уста, как роза, рдеют.

Назовите своё имя, красавица. (Мария, дочь Кочубея)

  1. Очень приятно познакомиться. Но дальше Пушкин прямо-таки пугает:

…завидных женихов
Ей шлет Украйна и Россия;
Но от венца, как от оков,
Бежит пугливая Мария.
Всем женихам - отказ…

Помилуйте - почему? (Мария влюблена в старца Мазепу)

  1. Давно ли вы любите Мазепу? (Я «лишь гетману внимала» и песни, что он слагал, пела на пирах, еще «когда он беден был и мал, когда молва его не знала»)
  2. О какой «убийственной тайне» поведала вам прокравшаяся в замок мать? (Мать сообщила мне о предстоящей гибели моего бедного отца. Мазепа, которого я любила, оказался подлецом)

Красная дорожка

- Ваш персонаж – провинциальная дама, «довольно простая вдова, всеми любимая за добрый и веселый нрав». Кто это? (Анна Савишна Глобова, гостья на празднике у Троекурова)

  1. А не вспомните, госпожа Глобова, по поводу чего за столом «пропищал ваш толстый дамский голос»? (Шел разговор о Дубровском. И я рассказала о том, как судьба свела меня с этим справедливым молодым разбойником)
  2. Анна Савишна, можно вас попросить повторить еще раз описание Дубровского? (Человек лет 35, смуглый, черноволосый, в усах, бороде, генерал)

Третий агон

Вопрос для розыгрыша дорожек:

- Неравные браки нередкость и сейчас. Молодое чистое создание выдают за старика. Подобные сцены описаны и у Пушкина. Вы должны отгадать, в каких произведениях эти неудачные судьбы описаны, записав на листочек по очереди.

  • «(Она) ничего не видела, ничего не слыхала, думала об одном… надежда ни на минуту её не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла – но ещё медлила, ещё ожидала, священник, не дождавшись её ответа, произнёс неотвратимые слова. Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала весёлые поздравления присутствующих и всё ещё не могла поверить, что жизнь её была навеки окована». («Дубровский»)
  • «Я молча выпрыгнул из саней и вошёл в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая тёрла ей виски… Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветреность – я стал возле неё пред аналоем; священник торопился. Нас обвенчали… «Поцелуйтесь», - сказали нам… Я хотел было её поцеловать. Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» - и упала без памяти». («Метель»)
  • …супруг
    Восторги чувствует заране;
    И вот они настали. Вдруг
    Гром грянул, свет блеснул в тумане,
    Лампада гаснет, дым бежит…
    .. Он вопрошает мрак немой…
    О горе, нет подруги милой!
    …Похищена безвестной силой.(«Руслан и Людмила»)

Зеленая дорожка

- Вы старинный русский барин, ваше богатство, знатный род и связи дают вам большой вес в глубинке, где находится ваше имение. Назовите, пожалуйста, своё имя. (Кирилла Петрович Троекуров)

  1. Соседи рады угождать вашим прихотям, губернские чиновники трепещут при вашем имени, никогда ни в чем вам никто не перечит. И все завидуют согласию, царствующему между вами и вашим бедным соседом, и удивляются смелости последнего. Кто же сей сосед и за что такие почести? (Дубровский Андрей Гаврилович, друг, вместе служили)
  2. Расскажите о своей семье. (Дочь Мария, люблю её до безумия. Сын Саша, «шалун, лет девяти»)
  3. Детский вопрос, Кирилла Петрович, любите ли вы животных? (Да, обожаю собак, имею более 500 гончих и борзых. Кроме того, на дворе у меня воспитываются несколько медвежат, люблю забавляться с ними)
  4. Вы выиграли судебный процесс, разорили своего соседа, что стало причиной его смерти. Его сын – предводитель шайки разбойников. Вы должны были вызвать гнев молодого злодея. Почему же ваши «поместья…пощажены»? (Думаю, причина в страхе, который моя особа внушает всей губернии)

Желтая дорожка

- Вы человек чрезвычайно саркастичный, язвительно отозвались о трогательном любовном стихотворении своего товарища по службе, сказав, что « сии вирши достойны куплетцев учителя вашего». Кто вы? (Швабрин)

  1. Кто же из известных стихотворцев 18 века ваш «учитель»? (В. К. Тредиаковский)
  2. Вы человек циничный, не верите в чистую, возвышенную любовь, убеждены. Что свидания с девушкой можно добиться с помощью подарка. Чем же вы предлагали прельстить Машу Миронову? Перед вами перстень, серьги, бусы. («Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стихов подари ей серёг»)
  3. С приходом Пугачёва вы перешли к нему на службу. Какую же должность вам пожаловал самозваный государь? (Комендант Белогорской крепости)

Красная дорожка

- Вы пишете перед лампадой своё «последнее сказание» и говорите о себе:

Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.

Кто вы? (Монах-летописец Чудова монастыря Пимен из драмы «Борис Годунов»)

  1. ему в вашей судьбе завидует проснувшийся Григорий? («Как весело провел свою ты младость…»)
  2. В разговоре с вами Григорий расспрашивает «о смерти Дмитрия-царевича». «Каких был лет царевич убиенный»?

(Да лет семи: ему бы ныне было –
Тому прошло уж 10 лет…
Нет, больше: лет12 –
Он был бы твой ровесник.
И царствовал; но Бог судил иное.)

Финал

Вопрос для розыгрыша дорожек:

- Как известно, Следственной комиссией по делу Емельяна Пугачёва Гринёв был обвинён в государственной измене. Ваша задача по очереди:

  1. выступить в роли свидетеля Швабрина,
  2. произнести последнее слово обвиняемого Гринёва,
  3. произнести речь защитницы Маши Мироновой.

Аукцион для теоретиков:

Угадывание афоризма (со скольки слов) Постепенно открываются слова в произвольном порядке: «Чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови».

Зеленая дорожка

- Лет сорока, росту среднего, худощав, широкоплеч. В черной бороде показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок. (Пугачев)

  1. Какие эпитеты подбирает автор во 2 главе, описывая вас? («или волк, или человек», «добрый человек», «мужичок», «дорожный», «посаженный отец», «собака», «разбойник»)
  2. Вы помните добро. Как вы отблагодарили Гринева? (Подарил жизнь).
  3. Какую вы легенду рассказываете Гриневу по дороге в Белогорскую крепость и в чем её смысл? (Об орле и вороне)
  4. Вы верующий человек? В церковь ходите? Какого вероисповедания? Покажите, как вы креститесь? (Пугачев – раскольник. Крестится двумя перстами. В церковь никогда не ходил)

Желтая дорожка

- Замечательно динамичный портрет вашего героя дает Пушкин:

Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как Божия гроза. (Петр Первый)

  1. Вспомните, что было после полтавской битвы? (пир)

Пирует Петр
И царский пир его прекрасен.
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает.

  1. Назовите тех, кому вы так благодарны за науку военного искусства. (шведским генералам)
  2. В каком ещё произведении Пушкин обращается к вашему образу? Поэма «Медный всадник». А начинается поэма, когда еще не было города, вы стояли «на берегу пустынных волн». Что вы видели перед собой?

(Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой встать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам..)

Красная дорожка

- Поскольку описание вашей внешности отсутствует, узнайте себя по своему творчеству:

Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить!… (Гринев)

  1. Эти поэтические опыты для тогдашнего времени были изрядны и удостоились похвалы со стороны известного литератора тех лет. Кого же? (А. П. Сумароков)
  2. В Белогорской крепости вы были произведены в офицеры. С каких пор началась ваша служба и в каком чине вы теперь? («Матушка была ещё мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом». Сейчас я прапорщик».)

Награждение

Заключительное слово

«У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца». Эти слова А. Твардовского нам известны.

Впереди вам предстоит немало встреч с Пушкиным. Хочу пожелать, чтобы официальных встреч было меньше, а больше - личных свиданий наедине с томиком его прекрасных творений.

До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию  Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Разработка игры "Умники и умницы" по повести А.Грина "Алые паруса"...

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Игра для учащихся 5-7 классов для развития интереса к изучению учебных предметов, развития интеллекта...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия и презентацию.Цель:1.Прививать детям любовь к родному языку. 2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения....

Интеллектуальный конкурс по физике "Умницы и умники" ( 8класс)

16 марта 2012 годаИграет на флейте Ксения Кроль, ученица 7класса выбравшая экзамен по ЕРТЕ - физикаЗдравствуйте уважаемые гости, здравствуйте молодые люди участники  интеллектуального конкурса «У...