Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ № 671 Центр образования

«Перспектива»

Программа по курсу «Русская словесность»

для обучающихся по программе

  «Самообразование»

 10 класс

Составитель:

Клюкина Людмила Олеговна

2013-2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Принципы построения программы:

Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе.

Обучение осуществляется по учебному пособию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Русская словесность. От слова к словесности» - М., 2010г

Цели: расширение лингвистического кругозора обучаемых  по программе «Самообразование» изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.

Задача: научить анализировать художественный текст на разных уровнях:

  • фонетическом;
  • лексическом;
  • словообразовательном;
  • морфологическом;
  • синтаксическом.


«Русская словесность»

Курс «Теория литературы»

I От древности к современности. (1 час)

Вопросы к теме:

  1. А.С.Пушкин о русском языке как материале словесности.
  2. А.С.Пушкин и русский литературный язык.
  3. Славянские языки: старославянский язык; древнерусский язык.
  4. Развитие русского языка «в народе» и «в книге»

Вопросы к занятию:

  1. Назовите группы славянских языков.
  2. Дайте определения строя и употребления языка.
  3. В чём различие между разговорным и литературным языками?
  4. Главные особенности разговорного и литературного языка.
  5. Что такое стиль, как явление словесности?
  6. Подберите определения или отрывки из произведений, в которых одна тема выражалась бы различными словесными средствами.

Для подготовки и проведения этих занятий используется учебное пособие для 10-11 классов «Русская словесность» (от слова к словесности) автор А.И.Горшков. чтение статьи А.С.Пушкина «О предисловии господина Лемонте к переводу басен И.А.Крылова». учебное пособие, стр. 28-31.

II Разговорный и литературный язык. (1 час)

Вопросы к теме:

  1. Чем различаются разговорный и литературный язык?
  2. Сферы употребления.
  3. Язык художественной литературы.

 

III Средства художественной изобразительности. (1 час)

Вопросы к теме:

  1. Понятие средств художественной изобразительности. Словесные средства и звуковые.
  2. Словесные средства: эпитет, сравнения, аллегория, перифраза; тропы: метафора,  ирония, гипербола, олицетворение,  литота; фигуры:  анафора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос,  эпифора.
  3. Звуковые средства: благозвучие, звуковой символизм, звукоподражание, словесная инструментовка; аллитерация,  звуковые повторы, звукопись.


Вопросы: Что такое средства художественной изобразительности? Как они могут быть сгруппированы?

  1. В чём заключается народная этимология, поэтическая этимология, обновление значения слова? Из «Левши» запишите и объясните примеры народной этимологии.

Умение определять средства художественной изобразительности в произведениях русской литературы.

Анализ стихотворений с помощью словесных и звуковых средств.

Умение декламировать. (правила декломации).

IV Ритм и интонация в прозе. ( 1 час).

Использование примеров из прозаических произведений литературы XIX – XX вв.

V Сведения о русском стихосложении. ( 1 час)

Вопросы к теме:

  1. Системы стихотворения.
  2. Русский народный стих.
  3. Силлабическое стихосложение.
  4. Силлабо – тоническое стихосложение. Стопа, двусложные и трёхсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих. ( понятия: цензура, анакруза, клаузула).
  5. Рифма. Внутренняя рифма, точная и неточная рифма, составная рифма. Мужская, женская, дактилическая рифма. Белый стих.
  6. Строфа. Четверостишие, двустишие, онегинская строфа. Свободный стих.

Вопросы:

  1. Назовите основные системы стихосложения.
  2. Каковы главные особенности русского народного стиха?
  3. Особенности силлабо-тонического стихотворения.
  4. Чем определяется размер стиха?
  5. Назовите главные виды рифм (примеры).
  6. Что такое акцентный стих и свободный стих?

Умение определять размер стиха; отличать мужскую, женскую, дактилическую рифму.

(Теоретический материал – по пособию  106-112).

VI Роды и виды произведений. (1 час)

Вопросы к теме:

  1. Эпос. Виды народной этической словесности и книжной.
  2. Лирика. Виды народной и книжной лирики.
  3. Драма и её виды: трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
  4. Связи между родами.

Вопросы:

  1. В чём разница между художественными и нехудожественные произведениями словесности? Каковы главные признаки художественности произведения?
  2. Назовите роды художественной словесности. Дайте их характеристику.
  3. Расскажите о связях между родами и видами словесности.

VII  Принадлежность словесного произведения к художественной или нехудожественной словесности; к тому или иному роду, виду, жанру, стилю. (1 час)

VIII Литературные направления (1 час)

Вопросы к теме:

  1. Классицизм.
  2. Сентиментализм.
  3. Романтизм.
  4. Реализм.
  5. Символизм, акмеизм, футуризм.

Вопросы:

  1. Как влияют на словесное выражение темы условия языкового общения, среды и сферы употребления языка?
  2. Каковы характерные черты употребления языка в произведениях классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и т.д.?

Связь с уроками литературы в 10 классе (умение применить полученные знания на  учебном занятии)

IX Композиция произведения. (1 час)

Вопросы к теме:

  1. Архитектоника, сюжет и фабула.
  2. Понятие словесного ряда.
  3. Роль деталей в композиции произведения.

Вопросы:

  1. Расскажите о различных пониманиях композиции.
  2. Как соотносится композиция с архитектоникой, сюжетом, фабулой?

Умение определять словесные ряды в произведениях художественной литературы (в «Тамани» Лермонтова, в «Алых парусах» А.Грина и др.)

X Образ автора и образ рассказчика в произведении. ( 1 часа)

Вопросы к теме:

  1. Филологический подход к проблеме образа автора.
  2. Образ автора и «авторское я». Образ автора и лирический герой.
  3. Различия между образом автора и образом рассказчика.
  4. «Рассказ в рассказе».
  5. Соотношение «образ автора – образ рассказчика» и речь персонажей

Вопросы:

  1. Чем отличается образ автора от образов героев литературных произведений? Можно ли  отождествлять образ автора с личностью автора?
  2. Каково соотношение образа автора и «авторского я», образа автора и литературного героя?
  3. В чём различия между образом автора и образом рассказчика?
  4. Как зависит речь персонажей от соотношения образ автора – образ рассказчика?

Использование отрывков из произведений художественной литературы (А.П.Чехов «Человек в футляре»; А.С.Пушкин «Капитанская дочка»; Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность»; В.Распутин «Уроки французского» и др.)

XI Композиционные приёмы авторского повествования. (1 час)

Вопросы к теме:

  1. Приёмы представления, изобразительные приёмы, монтажные приёмы.
  2. Средства словесного выражения сатиры и юмора.

Вопросы:

  1. Что понимается под авторским повествованием и его субъективацией?
  2. Дайте характеристику стилизации, сказа, пародии.

XII Эстетическая функция языка в произведениях художественной литературы. (1 час)

Вопросы к теме:

  1. О «статусе» языка художественной литературы.
  2. Нормы языка художественной литературы.
  3. Вопрос о «поэтическом языке».

XIII Образность художественных произведений. (1 час)

Вопросы к теме:

  1. Образ в слове и образ посредством слов».
  2. Безобразная образность.

Вопросы:

  1. Какое место занимает язык художественной литературы среди других разновидностей современного русского языка? Какие мнения, суждения высказываются по этому вопросу?
  2. Какие особенности языковой нормы свойственны произведениям художественной словесности?

Как решается вопрос о «поэтическом языке» в современной филологии? И др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе

Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.

Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.  Общее количество часов — 34, в неделю ...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающих...

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 8 класса

Рабочая программаэлективного курса «Русская словесность»для 8 класса...

Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» 5 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чу...

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 9 класса

Программа  предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет...