Материалы для урока-конференции на тему "Литература за здоровый образ жизни"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Материал может быть использован для внеклассного чтения в 9-10 классах или для проектной деятельности. В материал входит коспект урока, презентация, музыкальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_o_zdorove_rubtsova.rar2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Литература за здоровый образ жизни»

Цель урока:

формирование основ сохранения здоровья средствами художественного слова;

Задачи урока:

развитие навыков коллективного сотворчества; привитие исследовательских навыков при подготовке материала. воспитание чувства ответственности за свое физическое и нравственное здоровье;

Тип урока: урок-конференция.

Предварительное домашнее задание (распределить по группам):

1 группа: “Здоровье физическое и духовное в Библии”.

2 группа: “Полезные советы от писателя, врача Ибн Сины”.

3 группа: “Сохранение здоровья и мотивы исцеления в русских народных сказках”

4 группа. Проблема здорового образа жизни в современной литературе.

Структура урока

1. Беседа.

Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы или ваши близкие осознали ответственность за собственное здоровье, почувствовали потребность заботиться о нем? Когда человек начинает задумываться о собственном здоровье

2. Эпиграф урока: (Слайд № 2)

 Учитель: Предлагаю вам внимательно прочитать слова М.М.Пришвина.

“Мне хочется вам сказать, что здоровье человека не в сердце, не в почках, или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово... Но самая суть чисто человеческого здоровья это, когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо— то должно быть и всем хорошо.

” (М.М.Пришвин)

Учитель:  

. Какова главная мысль данного высказывания? Что вам показалось особенно важным и значимым, заставляет задуматься?

  Как вы относитесь к высказыванию А.Платонова: “Слово, имея материальные корни, может производить материальные изменения в организме человека”? (Слайд №3)

Сегодня мы с вами проводим урок-конференцию, который станет доказательством того что вы сейчас говорили о роли слова. Ведь литература является отражением жизни и учит нас как надо жить, поэтому тема нашей встречи : «Литература за здоровый образ жизни» (слайд3)

Перед вами план конференции, вы знаете регламент выступлений, и прошу его соблюдать, а всех прошу активно участвовать в обсуждении. В тетради записываем темы сообщений и выводы. Итак первая тема…(слайд4)  

3. Выступление 1 группы: “Здоровье физическое и духовное в Библии”.

 Мы помним, что “сначала было Слово…”. В самой главной книге христиан – Библии много внимания уделяется вопросам физического и духовного здоровья. (Слайд №4, икона “Воспитание”)

Как Библия рассматривает болезнь? (Слайд №5)

 В Библии болезнь рассматривается как наказание за грехи, а основным путем к исцелению считались покаяние в содеянных грехах и молитва. Причиной же болезни могут выступать человеческая злоба, зависть, прелюбодеяние, пресыщение: «глупца убивает гневливость, а несмышленого – раздражительность» (Иов 5:2); «кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притчи 14: 30).

Но что же говорит нам о здоровье Библия, Слово Божье? Что Сам Бог нам советует через Своё слово в этом отношении? Сейчас мы это рассмотрим.

На самом деле – корень большинства болезней – духовный. И духовное и душевное – очень сильно влияет на физическое и может отражаться в физическом.

Я перечислю некоторые моменты. Они разные , но все  отражены в Библии.

Переедание – является причиной неправильной работы пищеварительных органов, ведёт к ожирению. В Библии этот грех называется непотребством (то есть сверх того, что нам нужно). И это же касается сладкого:

«Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и ». (Прит.25:16) (слайд 6)

Страх – является причиной многих духовных, душевных болезней, язв желудка и кишечника, болезней сердца, нервной системы. Страх бывает рациональный, и это нормально, если мы, например, переходим через дорогу ,то не идём под колёса проезжающей машины. Но есть нерациональный страх: страх темноты, одиночества, неудач, замкнутого пространства и.т.д. Страх  приходит в результате недоверия Богу и неверия Богу. И это грех. Библия говорит, что «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». (Откр.21:8)

Но Библия советует, как победить страхи « В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». (1Иоан.4:18) Слайд 7

Отсутствие отдыха – тоже влияет на здоровье не в лучшую сторону. И является причиной нервных срывов, апатии и многое другое. (Слайд8)

Господь заповедал человеку отдыхать и заложил некий цикл в жизнь человека. Исх.20 гл. «шесть дней работай и делай всякие дела твои,  а день седьмой — воскресенье  Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день воскресный и освятил его».

И когда мы нарушаем этот цикл – мы сами себе делаем хуже. Отдых очень важен, и мы должны даже учиться, как правильно отдыхать. (Скажу для информации, что алкоголь, курение, блуд, переедание – это не отдых, а насилие над своим организмом. Это извращённое представление об отдыхе).

Время покоя – очень важно, когда мы можем отвлечь свои мысли от суеты, дел, и поразмышлять о вечном…

XXI век – век компьютерных технологий. Мы легко можем получить квалифицированный совет практически по всем проблемам современной жизни, строим наши отношения, основываясь на собственном мировоззрении и нравственных нормах. И всё же история человечества доказывает, что люди всегда будут обращаться к “Книге Жизни” - Библии как к мудрому советчику и нравственному идеалу. (Слайд № 9)

Спасибо за работу, прошу группу занимающуюся данной темой дополнять выступления и ,конечно, все желающие могут высказать своё мнение.

((Выступление  о пользе и вреде религиозных постов)

4. Выступление 2 группы: “Полезные советы от писателя, врача Ибн Сины”.(Музыка, восточная мелодия)

1.«ТАЛАНТЛИВЫЙ человек талантлив

 во всем». Эта хорошо известная истина имеет прямое отношение к Абу Али Ибн Сине, родившемуся  в 980 году в селе Афшана вблизи Бухары.

Его настоящее имя — Хусейн. С годами для народов Средней Азии

он стал Ибн Синой, а в Европе — Авиценной.

О назначении медицины учёный говорил:

Здоровье сохранять —
Задача медицины.
Болезней суть понять
И устранять причины.

2.В своих трудах знаменитый ученый, врач, писатель пишет, что в организме все является основой, а лучше сказать: сам организм - основа. Он пишет о пяти чувствах - от слуха до зрения, которые нам даны для общения. А мысль и память служат человеку внутри, они определяют все решения. Особо хочется остановиться на стихотворениях, непосредственно посвященных нашей теме. Их главный герой - врач, который от своего лица ведёт повествование. Основной сюжет еще одного стихотворения - здоровый образ жизни: "С гимнастикой дружи, всегда веселым будь ", "Природою лечись - в саду и в чистом поле ", "Ожиренье - опасный, коварный недуг'"; "Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным ". В "Поэму о душе " поэт-врач вводит мудрые советы: (Слайд №8)

Литературное мастерство Ибн-Сины ярко проявилось и в научных сочинениях. Ученые - арабисты подчеркивают, что "Канон " написан прекрасным литературным языком, что тоже способствовало его славе. Многие мысли сформулированы в виде афоризмов: “Остерегайся сахара, который смешан с ядом; берегись мухи, которая сидела на дохлой змее”. Кроме того, в соответствии с общей средневековой традицией ряд научных и дидактических трактатов были написаны им в стихах. При этом использовался особый стихотворный размер - “раджаз”.

О пище и питье

Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Полезна рыба непременно тем,
Кто обессилен, истощен совсем.
Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
Но польза в них великая таится. (Слайд №13)

О роли гимнастики

В гимнастике умеренность нужна,

Пусть будет главным правилом она.

Умеренность не изнуряет тела,

Но очищает организм всецело...

Бесцельны долгий отдых и покой:

В излишествах нет пользы никакой. (Слайд №14)

О сне

Спишь очень много — духу повредишь,
Иссякнут силы, если мало спишь.
С пустым желудком спать — одно мученье,
Вмиг одолеет головокруженье.
Спи с головой приподнятой всегда,
Чтоб хорошо усвоилась еда,(Слайд №15)

О вреде гнева и страха

Великий гнев нас повергает в жар,
Пылает мозг — и может быть удар.
Испуг пронзает сердце зимним хладом,
Испуг и смерть порою ходят рядом.(слайд №16)

О пьянстве

« «Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, вызывает заболевание нервов,  внезапную смерть».

«Питье вина детьми похоже на добавление огня к огню или добавление к огню сухих дров» (кн. I).(Слайд №17)

Когда лицом больной от крови пылок,

Пиявки след поставить на затылок.

Он мало пищи должен есть мясной,

Не пить вина ни капельки одной.

А перед сном тепло не укрываться,

И соком розы утром умываться.

Всё исключить от гнева до испуга

И ворот не застёгивать свой туго.

Больной, к моим прислушавшись советам,

Здоровым станешь, я уверен в этом(Слайд №18)

Учитель:

Нашли ли вы доказательства того что Авиценна не был единственным из поэтов, кто говорил о здоровье в своих произведениях?  (участники группы приводят свои примеры)

В чём необычность данных произведений?( они относятся к лирике, а говорится в них о науке, медицине)

5. Выступление 3 группы: “Сохранение здоровья и мотивы исцеления в русских народных сказках”(Музыка )(Слайд №19)

 Воссоздание первых страниц истории медицины связано со значительными трудностями. Материальные предметы об этой стороне жизни первобытных людей информации почти не дают, письменности еще не существовало. Поэтому историки широко используют этнографический материал, в том числе фольклор

В волшебных сказках можно проследить множество мотивов, имеющих отношение к медицине: истолкование жизни и смерти человека, рождение ребенка, безумие, членовредительство.(Слайд №20)

1. Болезнь – результат колдовских действий, наведения порчи:«Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась  Алёнушка больна, да такая худая да бледная »(«Сестрица Аленушка, братец Иванушка»)

2 Происходит отравление. Героя опаивают зельем: «Пошли по острову; усыпила служанка купеческую дочь сонным зельем, вырезала у ней глаза и положила в карманчик... эта купеческая дочь опомнилась от болезни, что ей служанка то причинила; ничего она не видит, а только слышит» («Купеческая дочь и служанка») «Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выспрашивать» («Чудесная рубашка»). Болезнь, сон или временную смерть могут вызвать ягоды или фрукты (в природе неядовитые): «Начали с дерева яблоки валиться, да такие славные, наливные, пахучие; он не вытерпел, поднял одно яблочко и скушал, скушал и заснул непробудным сном» («Купленная жена»).

3.. Человек заболевает, засыпает или временно умирает от предмета, попадающего  в его тело. Это могут быть шипы, занозы; иголки, булавки, прикрепленные к одежде; шпильки и гребенки, вводимые в волосы. Характерный пример из сказки «Царь-девица»: «Она (мачеха), выслушав, дала ему булавку и сказала:

– Завтра, как станут подплывать к вам корабли, воткни эту булавку в одежду Ивана, купеческого сына… Как скоро увидал дядька плывущие вдали корабли, тотчас взял и воткнул в его одежду булавочку… Заснул – добудиться не могли» .

Таким образом, мы видим целый спектр причин нездоровья, которые при всех своих различиях имеют сверхъестественную (чаще всего магическую) природу.

Изображаемые сказкой способы исцеления тесно связаны с причинами болезней. (Слайд №21)

В случаях, когда болезнь вызвана действием постороннего предмета, достаточно его удаления: «Только распустили корабли паруса и поплыли в широкое море, дядька выдернул из одежды Ивана, купеческого сына, булавочку, и он проснулся» («Царь-девица»). Многочисленные этнографические описания свидетельствуют, что почти у всех племен лечение состоит в извлечении шаманом предмета, вызвавшего болезнь..

Волшебно-целительными свойствами в сказках наделяются растения: корни, травы, плоды т.д. В одном случае их надо найти и доставить издалека. Герои целого ряда сказок отправляются на поиски молодильных яблок: «Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою: если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу – он будет видеть» («Сказка о молодце-удальце,  молодильных  яблоках и живой воде»).

В другом случае растение достаточно сорвать и применить:

«Нате, вот вам корешок; отройте Ивана-царевича, этим корешком его вытрите да три раза перевернитесь через него. Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал» («Притворная болезнь» )

Разнообразные функции в сказках выполняет вода.  В случае болезни или, чаще, временной смерти героя, в его спасении, как правило, главную роль играет живая и мертвая вода. Этот мотив непосредственно связан с древнейшими представлениями о жизни и смерти «Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живою водою, а ворон за мертвою.

Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мертвой водою –тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой водою –Иван-царевич вздрогнул, встал… » («Марья Моревна»). Приведенный материал позволяет сделать следующие выводы(слайд №22)

1. В сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека.

2.Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств.

 3.Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия — свидетельства первых шагов лечебной магии.

Интересно, что целый ряд зафиксированных в сказке способов лечения, имевших в древности ритуально-магическую природу, успешно применяется в современной медицине: гидротерапия, использование домашних животных в психотерапии, фитотерапия, гомеопатия.(Слайд №23)

Учитель : Кто желает дополнить выступление ребят?

( Выступление о современной «живой» и «мёртвой» воде)

6.Группа 4.Современная литература о проблеме пьянства.

На примерах произведений художественной литературы мы рассмотрим пагубные последствия пьянки, которые ведут к деградации личности, к ненормальному образу жизни, к лишению основных жизненных ценностей: семьи детей, материального благополучия, уважения окружающих людей и самое главное, здоровья.

Пьянство- вечная и злободневная проблема, волнующая все общество,

как наших дней, так и предшествующего поколения. Поэтому мне хочется начать наш разговор со слов мудрейшего классика Л.Н. Толстого:

«Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла

бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и отравлять себя водкой» (Слайд №24)

Давайте вдумаемся!

Эти слова исторгнуты с горечью, заставляют сердцем вслушаться в них.

         Для Л.Н. Толстого ясна первопричина несчастья. Вино и водка – лишь средство, с помощью которого человек сам себя одурманивает.

            Разбудить, укрепить в человеке человеческое – вот задача, которую ставили перед собой мастера литературы. Тем самым обращая нас к теме больной и драматичной. Загубленное здоровье, разбитые судьбы, слезу матерей, жен, детей. И самое страшное – гибель самих героев, людей, потерявших человеческий облик.

            А все начинается с самого обыкновенного: со стакана вина, веселой компании, а затем очередной пьянки. И к чему все это ведет?

III. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам художественных произведений и вспомним примеры, где пьянка привела к трагическим последствиям.(Слайд №25)

а) Достоевский «Преступление и наказание».

б) Толстой «Война и мир»

в) Чехов «Рассказы»

г) Островский «Бесприданница»

д) Тургенев «Певцы»

ж) Гоголь «Мертвые души»

з) Лермонтов «Герой нашего времени»

и) Вампилов «Утиная охота»

к) Горький «Мать»

IV. И конечно, такие примеры мы можем приводить еще и еще. И везде последствия пьянства самые трагические: скандалы, слезы, материальные недостатки, драки, а иногда и смерть. И почти везде искалеченное здоровье. Самыми  разными болезными страдают пьющие люди.

(Слайд №26) На протяжении многих лет Валентин Распутин художественным словом борется с пьянством, обличая его. Вспомним попойку Ильи и Михаила в бане ("Последний срок"), Петруху, которого водка опустила на ступень современного варвара ("Прощание с Матёрой"), публицистические выступления писателя, повесть "Пожар". В этом ряду и рассказ "Не могу-у... ".

Учитель:

Остановимся на рассказе В. Распутина «Не мгу – у…!» Напомним его сюжет (ученица передает сюжет рассказа)

  1. Давайте более подробно остановимся на образе главного героя. Что это за человек?
  2. Найдите в тексте его описание, портрет. (Ученица находит и зачитывает).
  3. Что мы постоянно слышим от героя? Почему так называется рассказ?
  4. Каково будущее этого человека?
  5. Делаем вывод (ученица) 

Ученик из 4 группы:

 Писатель показывает ситуацию в поезде, когда пьяный человек по имени Герольд стонет: "Не могу-у!", а попутчики обсуждают его. Автор словно спрашивает: как мы относимся к этому? в чем причина? Одни пассажиры сочувствуют Герольду, давая советы, как выйти из похмелья, другие говорят о нем с презрением. Писатель, как им самим и заявлено, пытается понять этого человека, у которого распалась семья, раскололась жизнь - он едет в никуда, "где сбросят". Рассказчик сходит на следующей станции, антигерой уезжает дальше, но остаются в памяти слова одного из пассажиров, брошенные в ответ на заявление Герольда, что и сын его тоже сопьется. Вот эти слова: "Врешь! Ты спился, я сопьюсь, а им нельзя!.. Им надо нашу линию выпрямлять... Кто-то должен или не должен после нас грязь вычистить?!""( Слайд №27)

 Каждый человек за свои поступки несет ответственность. А за правонарушение, совершенное в состоянии опьянения, наказывается вдвойне.

Давайте вдумаемся во все сказанное и услышанное и сделаем для себя вывод. Ведь к таким страшным последствиям человек приходит постепенно. И все начинается с самого малого, с самых обыкновенных выпивок, поводы для которых обычные. С убийственным сарказмом перечисляется их шотландский поэт Роберт Берис:

            Для пьянства есть такие поводы:

            Поминки, праздник, встречи, проводы,

            Крестины, свадьба и развод,

            Мороз, охота, Новый год.

            Выздоровленье, новоселье,

            Успех, награда, новый чин,

            И просто пьянство – без причин.

Эти слова сохраняют актуальность и в наше время. Задумайтесь над ними, чтобы не дать себе погибнуть.

8. Итоги урока 

Учитель:

Ребята, как вы считаете , какая важная проблема  жизни была сегодня затронута на уроке? Почему она так актуальна в наши дни?( проблема здорового образа жизни)

В чём мы убедились, прослушав выступления ребят?

Мне бы хотелось закончить урок словами великих людей , которые обращены к людям любых поколений .Возьмите эти мысли с собой, выходя с урока и пронесите через свою жизнь ( Слайд №28) (Музыка)

В качестве домашнего задания учащимся предложено написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

“Почему я болею?”

“Что бы я рассказал своему другу о здоровом образе жизни?”

“Роль литературы в формировании здорового образа жизни”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Материалы для проведения игры КВН "Мы за здоровый образ жизни" по пропаганде ЗОЖ

Игра-конкурс КВН "Мы за здоровый образ жизни" проводится в целях осознанного выбора детей и подростков здорового образа жизни, формирования негативного отношения к употреблению психо-активных веществ,...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....