Урок по литературе "Поэзия родной природы" (8 класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Голубева Ольга Алексеевна

Программа под ред. В.Я. Коровиной в каждом классе (с 5 по 9) предлагает для изучения с детьми стихотворения о родной природе. В 8 классе изучение таких стихов переходит на новый уровень: самостоятельное знакомство, исследование, анализ, афиширование (все это в группах). Этому посвящен данный урок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_rodnoy_prirody_8_klass.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

 «ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

8 класс

Разработка учителя русского языка и литературы Дыниной Ольги Алексеевны

(МОУ «Правдинская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района»)

Цель урока:

  1. знакомство с творчеством поэтов 19 века,
  2. исследовательская работа, цель которой – самостоятельный вывод об особенности восприятия родной природы поэтами,
  3. отработка умений обобщить полученную информацию, лаконично передать ее одноклассникам, отвечать на вопросы (заполнение таблицы),
  4. работа со средствами художественной выразительности (особенно актуально, так как эти навыки пригодятся в 9 и 11 классах для сдачи ГИА и ЕГЭ),
  5. тренировка памяти (чтение стихов наизусть).

Оборудование:

  1. распечатки стихотворений, вопросов,
  2. рабочие тетради с теоретическим материалом,
  3. меловая или маркерная доска,
  4. интерактивная доска, компьютер (по желанию).

Ход урока:

Есть два варианта проведения этого урока: для кабинета, оборудованного интерактивной доской, и для кабинета, не оборудованного доской и компьютером.

Вариант №1:

  1. распределить класс на 5 групп;
  2. каждой группе выдать материал (стихотворения и вопросы);
  3. на анализ требуется 2 урока;
  4. домашнее задание: подготовить презентацию с ответами на вопросы, цитатами и иллюстрациями; выучить стихотворение наизусть для прочтения в классе;
  5. на следующем уроке: ответ группы, заполнение общей таблицы.

Вариант №2:

  1. распределить класс на 5 групп;
  2. каждой группе выдать материал (стихотворения и вопросы);
  3. на анализ требуется 2 урока;
  4. домашнее задание: выучить стихотворение наизусть для прочтения в классе;
  5. на следующем уроке: устно группа отвечает на вопросы, подтверждает их цитатами, ребята читают стихотворение наизусть, комментируют заполнение таблицы.

Александр Сергеевич Пушкин

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

ОСЕНЬ

(ОТРЫВОК)

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? Державин.

I

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

II

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

V

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VI

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русской холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

X

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывет. Куда ж нам плыть?. . . . .

  1. Как описывает Пушкин каждое время года?
  2. Какое время года он любит меньше всего? Почему?
  3. Какое время года для него является самым любимым?
  4. Что происходит в душе поэта осенью?
  5. Какие средства художественной выразительности использует поэт, чтобы описать каждое время года? (найдите, какие средства преобладают: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, обращения, междометия, восклицания, риторические вопросы, анафора (единоначалие), ряды однородных членов предложения (какой эффект создают эти перечисления?)).
  6. Почему  поэт так много внимания уделяет природе родной страны?

Примечание: поэт чётко делит времена года на любимые и нелюбимые. При этом мотивирует свой выбор. Осень для него – пора вдохновения, любимое время года. В стихотворении «Осень» (Отрывок) Пушкин реалистично описывает разные времена года, использует иронию, но сохраняет свой уникальный образный язык.

Михаил  Юрьевич Лермонтов

"Когда волнуется желтеющая нива..."

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

Весна

Когда весной разбитый лед

Рекой взволнованной идет,

Когда среди полей местами

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками

На полуюные поля, -

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Но молодеть лишь только ей;

Ланит спокойных пламень алый

С собою время уведет,

И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдет.

Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

  1. Проанализируйте первое стихотворение Лермонтова. О чем оно? Только ли природу описывает Лермонтов? Что еще?
  2. Как реагирует душа поэта на природные явления?
  3. Найдите в этом стихотворении анафору (единоначалие), какой эффект достигает автор, используя этот прием? Как меняется ритм стихотворения? На какие две (неравные) части можно это стихотворение разделить?
  4. Какие еще средства художественной выразительности использует автор? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
  5. Прочитайте стихотворения Лермонтова «Весна» и «Осень». Как относится поэт к этим временам года?
  6. От описания природы в стихотворении «Весна» к чему переходит поэт? О чем он грустит?
  7. Как описывает поэт осень? Какое настроение он передает в своем стихотворении?
  8. Какие средства художественной выразительности использует поэт, чтобы описать каждое время года? (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, , анафора (единоначалие), ряды однородных членов предложения (какой эффект создают эти перечисления?)).
  9. Почему  поэт так много внимания уделяет природе родной страны?

Примечание: ребят нужно подтолкнуть к выводу, что поэт от описания природы плавно переходит к описанию своего душевного состояния. Для него природа – отображение душевного состояния. Душа и природа неотделимы в его понимании.

Федор Иванович Тютчев

«Есть в осени первоначальной...»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и над всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

***        

                

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют...

Усыпительно-безмолвны,

Как блестят в тиши ночной

Золотистые их волны,

Убеленные луной...

***

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

ВЕСНА

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Весна... она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле;

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,

Свежа, как первая весна;

Была ль другая перед нею -

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака - ея;

Она ни следу не находит

Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет,-

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан!

Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь -

И жизни божеско-всемирной

Хотя на миг причастен будь!

  1. Как описывает Тютчев осень? Какие средства художественной выразительности  использует автор чаще всего?
  2. В каком из данных стихотворений говорится о лете? Как вы это поняли? Какие чувства испытывает поэт, когда говорит об этом времени года? Какие средства художественной выразительности он использует?

Примечание: о лете говорится в стихотворении «Как на небе звезды рдеют», так как автор упоминает в нем о созревшей ниве. Скорее всего, это август.

  1. Как описывает Тютчев зиму и осень? Какие тропы использует в этих стихах?
  2. Какое общее настроение передают эти стихи? Как относится Тютчев к природе родной страны? Почему?
  3. Почему Тютчев так любит природу? С чем она становится для него едина?

Примечание: обратить внимание на преобладание в стихотворениях метафор и эпитетов, на особый образный язык Тютчева, который и отличает его от остальных поэтов. Можно сказать, что Тютчев и Фет – последние поэты – романтики 19 века. Они  пишут не о предреволюционных настроениях 19 века, а о природе и душе человека.

Афанасий Афанасьевич Фет

***

                

В вечер такой золотистый и ясный,

В этом дыханье весны всепобедной

Не поминай мне, о друг мой прекрасный,

Ты о любви нашей робкой и бедной.

Дышит земля всем своим ароматом,

Небу разверстая, только вздыхает;

Самое небо с нетленным закатом

В тихом заливе себя повторяет.

Что же тут мы или счастие наше?

Как и помыслить о нем не стыдиться?

В блеске, какого нет шире и краше,

Нужно безумствовать — или смириться!

ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

***

Непогода - осень - куришь,

Куришь - все как будто мало.

Хоть читал бы - только чтенье

Подвигается так вяло.

Серый день ползет лениво,

И болтают нестерпимо

На стене часы стенные

Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу,

И у жаркого камина

Лезет в голову больную

Все такая чертовщина!

Над дымящимся стаканом

Остывающего чаю,

Слава богу, понемногу,

Будто вечер, засыпаю...

***

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несется рысью.

***

Есть ночи зимней блеск и сила,

Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

Вся степь, и кровли, и леса.

Сбежали тени ночи летней,

Тревожный ропот их исчез,

Но тем всевластней, тем заметней

Огни безоблачных небес.

Как будто волею всезрящей

На этот миг ты посвящен

Глядеть в лицо природы спящей

И понимать всемирный сон.

  1. Как описывает Фет весну? Какие чувства передает он в своих стихах о весне? К чему призывает читателей? Какие средства художественной выразительности он использует? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, обращения, восклицания, риторические вопросы, иносказание).
  2. Как поэт описывает осень? Какое настроение он передает? Какие средства художественной выразительности использует?
  3. Так же проанализируйте стихи Фета о лете и о зиме.
  4. Почему поэт так любит природу? С чем она становится едина для Фета?

Примечание: обратить внимание на преобладание в стихотворениях метафор и олицетворений, на особый образный язык Фета, который и отличает его от остальных поэтов. Можно сказать, что Тютчев и Фет – последние поэты – романтики 19 века. Они  пишут не о предреволюционных настроениях 19 века, а о природе и душе человека.

Аполлон Николаевич Майков

«Зимнее утро»

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.

Из хижин ранний дым разносится клубами

В янтарном зареве пылающих небес.

В раздумии глядит на обнаженный лес,

На домы, крытые ковром младого снега,

На зеркало реки, застынувшей у брега,

Светила дневного кровавое ядро.

Отливом пурпурным блестит снегов сребро;

Иглистым инеем, как будто пухом белым,

Унизана кора по ветвям помертвелым.

Люблю я сквозь стекла блистательный узор

Картиной новою увеселять свой взор;

Люблю в тиши смотреть, как раннею порою

Деревня весело встречается с зимою:

Там по льду гладкому и скользкому реки

Свистят и искрятся визгливые коньки;

На лыжах зверолов спешит к лесам дремучим;

Там в хижине рыбак пред пламенем трескучим

Сухого хвороста худую сеть чинит,

И сладостно ему воспомнить прежний быт,

Взирая на стекло окованной пучины, -

Про зори утренни и клики лебедины,

Про бури ярые и волн мятежный взрыв,

И свой хранительный под ивами залив,

И про счастливый лов в часы безмолвной ночи,

Когда лишь месяца задумчивые очи

Проглянут, озлатят пучины спящей гладь

И светят рыбаку свой невод подымать.

 «Весна»

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь - и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!

Вон - уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд!

«Летний дождь»

"Золото, золото падает с неба!" -

Дети кричат и бегут за дождем...

- Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

«Осень»

Кроет уж лист золотой

      Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

      Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;

      Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

      Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

      Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

      Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт

      Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

      Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит

      Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

      Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;

      Смерть стелет жатву свою...

Только я весел душой

      И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов

      Ранний подснежник я рвал;

Вплоть до осенних цветов

      Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,

      Что ей сказали они -

Вспомню я, счастьем дыша,

      В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...

      Смерть стелет жатву свою!

Только я весел душой -

      И, как безумный, пою!

Вопросы:

  1. Как относится А.Н. Майков к каждому времени года? Есть ли у него любимое время года или время года, которое он не любит?
  2. Обратите внимание на восприятие природы Маковым. Стихотворения его начинаются описанием природы, а чем они заканчиваются? (Майков воспринимает природу неотрывно от быта людей. Строки, доказывающие это, подчеркнуты).
  3. Какое средство художественной выразительности лежит в основе стихотворения «Весна»? (Олицетворение)
  4. Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи своих чувств и своего настроения? (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения; анафоры, эпифоры, восклицания, рефрен, безличные предложения). Какие средства преобладают в каждом стихотворении?

Примечание: обратить особое внимание на безличные предложения в стихотворении «Зимнее утро», на их художественную роль. Тема «Односоставные предложения» недавно рассматривалась на уроках русского языка.

  1. Определите размер и рифму каждого стихотворения, охарактеризовать ритм стихотворения, какого эффекта достигает автор, используя тот или иной размер.
  2. Почему  поэт так много внимания уделяет природе родной страны?

Общая таблица:

Поэт

Отношение к каждому времени года

Особенности восприятия

Настроение

Средства художественной выразительности

Домашнее задание:

  1. Выучить стихотворение наизусть (А.С. Пушкин «Осень» отрывок 25 строк; М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется…»; Ф.И. Тютчев «Весна» 3 строфы; А.А. Фет «Непогода, осень – куришь…», А.Н. Майков «Осень»).
  2. По желанию учителя: подобрать самостоятельно 7 стихотворений о природе, оформить их в виде брошюры. Одно из этих стихотворений проанализировать (история создания, тема, идея, композиция, настроение, средства художественной выразительности, размер, рифма, ритм).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"

конспект урока + презентация урока " "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности  Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет:  литератураКласс: 6Базовый...

Урок по теме: Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Урок по литературе для 6 класса с применением различных методов работы...