"Повесть о том, как один мужик 2 генералов прокормил"
методическая разработка по литературе по теме

SAYRA
Разработка урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик 2 генералов прокормил"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_odin_muzhik_2-kh_generalov.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Эрсалиева Сайёра Мамировна, Ташкентский юридический колледж, преподаватель русского языка и литературы, Республика Узбекистан, г.Ташкент

Конспект урока по литературе: Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  для учащихся 1 курса национальных групп.

Тема: Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цели урока:

- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

- познакомить учащихся с содержанием сказки;

- разобраться в особом жанре этого произведения;

- осмыслить иносказательность сказки;

- осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность

- постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении

Оборудование урока: иллюстрации Н.Муратова и Кукрыниксов; выставка произведений Салтыкова-Щедрина; компьютер, проектор; толковый, литературоведческий словарь.

Ход урока:

1. Краткое вступительное слово учителя о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  • В какой семье, где и когда родился Щедрин.

        Михаил Евграфович – будущий великий писатель Н.Щедрин (такой псевдоним взял себе М.Е.Салтыков) родился в 1826 году в родовом поместье Салтыковых – Спас-Угол Тверской губернии. Отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Он женился на дочери московского купца Ольге Михайловне Забелиной. Это была практичная, властная женщина с неуемной энергией.

  • Как прошли детские годы писателя.

        Учитель должен обратить внимание на особый мир, окружавший его в детстве: скопидомство, страсть к накопительству, жестокость. Сам писатель вспоминал об этом так: «В семействе нашем царствовало не то, чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство. Всегда казалось мало, и всего было жаль…» В разговорах с современниками он не раз упоминал о безрадостном детстве: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню что меня секут… секут как следует, розгою… Было мне тогда, должно быть, года два, не больше…»

  • Какие впечатления детства наложили отпечаток на его жизнь и творчество.

«Я вырос на лоне крепостного права…» - вспоминал писатель впоследствии. Все ужасы крепостной действительности прошли перед глазами впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. «Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой».

  • Ученические годы М.Е.Салтыкова-Щедрина.

        Сначала Московский дворянский институт (где в свое время учились В.Жуковский, А.Грибоедов, М.Лермонтов), затем он учился в Царскосельском лицее, тринадцатый выпуск которого, по существовавшей тогда там традиции, выбрал его «своим Пушкиным».

2. Вспомним о сатирических народных сказках, близким по содержанию сказкам Щедрина.

(сказка «Мужик и царь», сказка о жадном попе и глупом барине, сметливом крестьянине).

        Знаменитые сказки Салтыкова-Щедрина – «Сказки для детей изрядного возраста» - появились в конце его творческого пути: в 1869г. – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть», а в 80-х годах – остальные.

Сказки Салтыкова-Щедрина, как и все творчество писателя, направлены против зла, насилия, невежества, тупости, лести и других пороков тогдашней России. Сказки Щедрина рассказывают о необычных героях и необыкновенных событиях. В них, как и во многих сказках других писателей, мы встречаем зачин, присказки. Но вместе с тем они напоминают нам и другие произведения, совсем иного жанра – басни, потому что щедринские сказки иносказательны.

Гневно высмеивая в сказках чиновников, господ, с болью говорит писатель о талантливом народе, безропотно подчиняющемся насилию.

Жизнь Щедрина, его литературная деятельность – это беззаветное служение родине, о которой он говорил: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».

3. Предтекстовые задания. Словарная работа.

        Сатира, юмор, гротеск, гипербола, эзопов язык, оказия, регистратура, каллиграфия.

        Учитель обращает внимание на неизвестные слова, термины, например: бичевал, эзопов язык – и комментирует их.

        Сатира (от лат. satira – буквально «смесь, всякая всячина») – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

        Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

        Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый, итал. grotta — грот, пещера) —  предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

        Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

        Эзопов язык - (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – особый вид письма, тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.

4. Чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

5.Закрепление. Вопросо-ответная беседа с учащимися.

  • Почему Щедрин назвал свое произведение сказкой?
  • Какими изображает Салтыков-Щедрин генералов?
  • Какая была регистратура, в которой служили генералы? Что о ней говорил автор?
  • Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы?
  • О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?
  • Могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, будто булки «в том самом виде родятся, в котором их утром к кофею подают» и пр.? Обратите внимание на разговоры генералов. О чем они говорят? (смена дня и ночи; вавилонское столпотворение и потоп)
  • Как в зависимости от обстоятельств раскрывается отношение генералов к мужику? С помощью каких слов, обращений, интонаций автор предает и разоблачает его отношение?
  • Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?
  • Как отблагодарили генералы мужика?
  • Что высмеивает автор в генералах, рассказывая об их отношении к мужику?
  • Как показан в сказке мужик?
  • Какие чувства вызывает у вас то, что мужик сам плетет себе веревку? Каков иносказательный смысл этого эпизода?
  • Как, по вашему мнению, сам автор относится к своим героям?
  • Какие пороки тогдашней действительности высмеивает М.Е.Салтыков-Щедрин?
  • В чем иносказательный смысл сказки?
  • Что в сказке правдиво отражает действительность тогдашнего времени?

6. Сопоставление иллюстраций Муратова и Кукрыниксов.

  • Что изображено на иллюстрациях? Каков пейзаж? Чем заняты герои? Опишите внешний вид героев, изображенных художником. Такими ли вы представляли себе генералов и мужика?
  • Какая иллюстрация вам кажется более смешной? Почему? Как изображают художники сказочное богатство острова, беспомощность генералов, находчивость мужика?

7. Домашнее задание. Чтение, пересказ сказки. Ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Презентация "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина

В презентации представлены история создания сказки, композиционное построение текста....