Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана". Тема урока: "Как Саня Григорьев нашел экспедицию Ивана Татаринова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок литературы в 5 классе по  роману В.Каверина

                              «Два капитана»

Тема урока:  Как Саня Григорьев нашел  экспедицию Ивана Татаринова.

                          (завершающий урок по роману)

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Вот и заканчивается наш разговор о прекрасном романе В.Каверина «Два капитана». Сегодня – последняя встреча с героями романа. Давайте вспомним отличительные признаки романа как эпического жанра литературы. Назовите их.

       -много героев

       -несколько сюжетных линий

       -большой охват событий

       -протяженность событий во времени

На прошлых уроках мы говорили о том, что автор романа ставит и решает сложные проблемы, которые и  сейчас являются современными. Давайте вспомним их. (Ученики называют их, а учитель открывает их на доске).

-честь и бесчестие

-мужество и трусость

-истина и ложь

Мы обратимся сегодня к событиям военным и будем продолжать наблюдение за тем, как В.Каверин раскрывает характеры главных героев романа в период войны  и как  «работают» указанные  проблемы в конце  романа.

2.Беседа по содержанию романа.

Когда-то Саня Григорьев дал в доме  у Татариновых слово, что найдет экспедицию Катиного отца. Мы обратимся к этому главному событию в его жизни, но сначала о войне.

-Как дрался Саня  с фашистами? (ч.8, гл.2 «Он»)

-Как его ранило?  (кратко по тексту  ч.8, гл. 2 «Это был самый обыкновенный, ничем не замечательный бой…»   )

-А теперь обращаем внимание на сцену встречи Сани и Ромашова в поезде.

(ч.8,гл.5 «Старые счеты». Именно Ромашов показывает Сане газету с его некрологом, Саня выбрасывает ее в окно, Ромашов  подобрал газету.)

-От кого мы узнаем первую версию событий в роще? (от Ромашова, он рассказывает Кате, как он , якобы, спас Саню). Зачитать эпизод.(ч.7, гл.11, с.367)

-Создалось ли при чтении этого эпизода впечатление, что оно так и было? Обоснуйте ответ.

(Мнения разные. Но у некоторых все же была надежда, что так оно и было, ведь мы понимаем, что Саня останется жив, события будут продолжены. И хочется верить,  что все же человеческое в Ромашове когда-то проснется,  что не может же он в такой момент уйти,  бросить на погибель одноклассника, да и вообще просто человека).

-Как же на самом деле все происходило? При каких обстоятельствах  и от кого мы узнаем правду о том, что случилось в роще? Зачитать эпизод. (ч.8, гл.7 «Никто не узнает»)

-Почему, как вам кажется, автор именно так представил события. Сначала из уст Ромашова мы слышим одну версию, а потом уже от Сани? Ведь автор сам распоряжается событиями романа  и их последовательностью. Почему именно так?

 (Автор как будто дает нам сначала надежду на то, что Ромашов способен на добрый поступок, что любовь   Кате сделала его лучше. Но потом мы убеждаемся: это самый гнусный, подлый человек, и чем старше он становится, тем более  изощренными и низкими становятся его поступки. Для достижения своих целей он не остановится ни перед чем).

-Ромашов не одинок в своих стремлениях. Мы уже говорили о Н.А.Татаринове. Это низкие, подлые, трусливые, завистливые люди. Для достижения своих целей они совершают бесчестные поступки. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ни чести, ни совести. Иван Павлович Кораблев называет Николая Антоновича страшным человеком, а Ромашова  человеком, у которого нет совсем никакой морали. Эти два человека стоят друг друга. Даже любовь не делает их более симпатичными. В любви оба выступают эгоистами.  Совершенно другой Саня Григорьев. И мы восхищаемся им, когда он сражается с немцами, когда любит, защищает, бескорыстно помогает.

-Как он находит экспедицию? (зачитываем эпизод ч.10,гл.1. Саня  Григорьев воюет на севере, и вот во время одного боя его машина разбита, они вместе со штурманом еле удерживают на ходу самолет, летят над морем и наконец дотягивают   до земли, Саня садит машину и совершенно случайно оказывается на месте стоянки  экспедиции Ивана Татаринова)

-Благодаря каким качествам характера Сане удалось все преодолеть?    Что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова?

          (Во-первых, это стечение обстоятельств (Сане просто везло). А во-вторых, это стало делом его чести. Когда – то его обвинили в том, что он оболгал заслуженного человека Николая Антоновича, стал причиной смерти Марьи Васильевны. Он поклялся  найти экспедицию, чего бы то ему ни стоило. В этом ему помогли личные качества характера: сила воли, жажда знаний и поиска, верность данному слову, самоотверженность, упорство в достижении цели, любовь к родине и своему делу.  Еще в детстве он столкнулся с несправедливостью, жестокостью, равнодушием, подлостью людей и понял, что нужно быть очень сильным, чтобы  противостоять злу и бороться  с ним.)

-Кто из героев помогал Сене жить, стать настоящим человеком? (Это ,конечно, доктор Иван Иванович и учитель Кораблев, они светлые, добрые, порядочные люди. Они не были ему родными по крови, но стали родственными душами навсегда).

3.Итог урока. Итак, прочитана и закрыта последняя страница романа. А расставаться с его героями не хочется, потому что это люди чести, долга, мужественные и уверенные,  целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться. Хочется, чтобы они жили рядом с нами. И они живут в нашей благодарной памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана". Тема урока: "Как Саня Григорьев нашел экспедицию Ивана Татаринова"....

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...