3.Урок внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Тостоганова Ирина Валерьевна

методическая разработка по литературе в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_i.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тостоганова И. В. [219-635-645]

Урок внеклассного чтения по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» в 7 классе.

Цели урока: 1) показать роль пейзажа в рассказе, его значение в раскрытии душевного состояния героя; 2) показать, как автор через портрет раскрывает характер героя; 3) развитие литературной речи учащихся; 4) обучение выразительному чтению прозы.

Оборудование: 1) презентация к уроку; 2) учебная аудиозапись «Описание Бежина луга»;

3) видеофрагмент «Ночное»- интернет.

Ход урока:

  1. Работа по теме урока.

Звучит аудиозапись отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Описание Бежина луга»....

До слов «... я узнал, наконец, куда я зашёл...»  -  ( слайд №1- изображение Бежина луга, портрет И.С. Тургенева в снаряжении охотника ).

Учитель:

- А вы узнали это место, о котором рассказывает автор? ( Бежин луг )- слайд №2 изображение обложки книги .

- Да, именно так называется рассказ И.С.Тургенева, о котором пойдёт речь сегодня.

Запись темы урока в тетрадь по литературе.

- В какой сборник вошёл рассказ? ( «Записки охотника»)

- Что вы знаете об этом сборнике?- индивидуальные сообщения

 

Учитель:

- Мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту. И всё же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте  :  скитаясь с ружьём, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью.

Слайд №3 – слова И.С.Тургенева

« Вы ожидаете сейчас выстрела – ничуть не бывало! Успокойтесь... Вы этого выстрела не дождётесь... охотник никуда не стреляет... Он следит за золотисто – серыми , с белыми краями облаками, он смотрит на стальные отблески воды...Ничто в природе не ускользнёт от его верного, поэтического и пытливого взгляда...»

2. Работа по тексту.

Учитель:

- Тургенев начинает свой рассказ с описания чудесной картины природы ( выразительное чтение наизусть прозаического отрывка – 1 ученик).

Какие же описания природы мы находим в рассказе? ( утро , день  , вечер , ночь , утро следующего дня)

 Слайд №4 – Вспомним! Пейзаж – это...

Учащиеся зачитывают отрывки.

Какую роль играет пейзаж в рассказе?  (  через пейзаж писатель передает душевное состояние героя).

Зачитать описание тучи; обратить внимание , что нарастание напряжения происходит за счёт использования писателем глаголов.

Учитель:

Жизнь человека неразрывно связана с жизнью природы и тесно переплетается в рассказе, но все же сам И.С.Тургенев определил задачу своего произведения : « Описание, как мальчики гонят лошадей...».

А все другие описания , которые мы встречаем в этом рассказе ( мальчиков, огней, лошадей) лишь помогли создать его.

О чём же этот рассказ? Кто его главные герои?( в центре повествования ночное)

Слайд №5 – видеофрагмент «Ночное»

Слайд №6  Ночное – это....

Слайд №7 – фото « Ночное».

Как ночное описывает Тургенев? Кто был главным в беседе у костра? Как вы думаете, почему? Как  говорит об этом автор? ( отвечая на вопросы, учащиеся зачитывают фрагменты из текста, подтверждающие их точку зрения)

Мини – конкурс « Чтение по ролям»

Ночь, костёр и сидящие вокруг него дети, рассказывающие истории:

  1. диалог о русалке. Костя.
  2. Илюша о домовом.

Сколько же в рассказе прозвучало историй?

Как автор относится к быличкам и поддаётся ли он суеверным историям детей?

(отношение автора к детям можно проследить через характеристики)

Учащиеся зачитывают фрагменты текста, содержащие описания мальчиков.

Кто из трёх  рассказчиков запомнился больше всего? Почему?

Слайд №8 – таблица и портреты детей из иллюстраций к рассказу.

                   Павлуша                                               Илюша

Пытается  понять,  разобраться в                  Фантазёр,  хорошая память; он поддерживает

причинах . Он не боится того, что                устоявшиеся суждения о мире, о суевериях,

пугает всех остальных, т.к. может                склонен ко всему таинственному.

объяснить это. Решительность и

любознательность – вот основное

в его характере.                                                                                                                      

Кто больше нравится автору: Павел или Илюша?

Почему же автор «погубил» Павлушу?

Слайд № 9 – вывод по рассказу.

Не было у крестьянских детей той поры , особенно у смелых и одарённых, возможностей чего-то добиться, куда-то уйти от бесконечной и беспросветной кабалы. Неизбежность гибели лучших людей в условиях крепостной деревни подсказана всеми рассказами «Записок охотника»

3.Подведение итогов урока.

4 Задание на дом: сочинение-миниатюра « Этот рассказ вызвал у меня большой интерес» (по одному из рассказов сборника «Записки охотника»)

Примечание.

В течение урока учащиеся работают в тетрадях по литературе. Появляются записи со слайдов № 4,6,8,9.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"

Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...