Разработка урока "Сопоставление героев как прием характеристики" по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Чернышева Наталья Леонидовна

Комплекс включает в себя разработку урока, презентацию, планирование урока в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_sosh_no1_bryukhovetskayabezhin_lug.rar513.43 КБ

Предварительный просмотр:

Общая часть

Предмет

Литература

6 класс

Тема: Сопоставление героев как прием характеристики (по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»).

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные         Личностные

Развивать навыки выразительного чтения прозаического текста, самостоятельная работа с текстом.

Учить определять в произведении элементы сюжета и понимать их роль.

Совершенствовать речевые умения путем пересказа и подготовки сообщений.

Развивать навыки групповой работы.

Вырабатывать умение оценивать правильность выполнения задачи, поставленной учителем.

Формировать моральные ценности; развивать чувства эмоционального сопереживания; воспитать положительное отношение к знаниям.

Вид используемых  на уроке средств ИКТ

Презентация.

Образовательные интернет-ресурсы

http://yandex.ru/yandsearch?text=www.school-collection.edu.ru

https://docs.google.com

http://www.suvenirograd.ru

https://www.divnogorsk-fdm.ru

Организационная структура урока

1.Организационный момент.

Подготовка к анализу художественного текста.

Формулировка целей и задач урока.

Вызов. Эпиграф: «Кто часто их видел, тот, верю я, любит крестьянских детей»  Н.А.Некрасов

Слайд № 1-2

2.Осмысление содержания.

.

1.Беседа на выявление восприятия учениками рассказа.

Слайд №3

Словарная работа

Слайд № 4

Учитель формулирует вопросы для беседы:

-Вспомните, какие приемы помогают охарактеризовать литературного героя?

-Какие приемы использует Тургенев в «Бежином луге»?

- Ребята, как вы понимаете слова «пейзаж», «интерьер», «портрет»,  «сопоставление»

Учащиеся воспроизводят приёмы характеристики литературного героя, выбирают приёмы характеристики тургеневских героев.

Толкование смысла слов и их правописания.

2.Работа в творческих группах (класс разделен на 5 групп)

Учитель формулирует задания творческим группам.

-Найдите в тексте характеристики определённых героев, выделите  их характерные черты .

Самостоятельный поиск портретов героев, выделение черт характера.

3.Анализ  портретов героев.

Слайд №5

Слайд №6

-Какие черты героев подчёркивает Тургенев?

Почему так подробно он описывает одежду, внешность?

- Что вы можете сказать о мальчиках, сопоставив их внешность?

Работа с таблицей «Сравнительная характеристика героев»

- Какие былички рассказывают герои?

- Кто больше всего их рассказывает?

Как это характеризует мальчиков?

Выразительное чтение эпизода «Первая ночь в тайге».

Учащиеся комментируют выбранные эпизоды.

Работа по памятке «Подробный пересказ эпизода»

Учащиеся называют синонимы:

Монологическая речь

Пересказ

3. Рефлексия

Слайд № 7

-Тургеневские герои рассказывают «страшные» истории ночью на лугу, у костра. Вы когда-нибудь оказывались в подобной ситуации? Страшно было?

-С кем из тургеневских героев вы бы не боялись находиться рядом в «страшной»  ситуации? Почему?

- Кто из героев вам понравился больше всего, кто вам ближе?

Учащиеся рассказывают свои «истории», делятся своими переживаниями, высказывают собственное мнение, аргументируют его.

4. Обобщение

-Как вы думаете, зачем Тургенев сопоставляет мальчиков?

Учащиеся анализируют, обобщают, аргументируют, делают выводы.

4.Итог урока

Учитель объявляет отметки, комментирует их, предлагает обменяться мнениями.

Учащиеся формулируют свои суждения:

- Я понял и разобрался…

- На уроке мне удалось…

- Я хочу узнать…

5.Домашнее задание

Учитель дифференцирует задания:

-Написать сочинение «Характеристика героя».

-Составить викторину «Угадай героя».

-Нарисовать портрет героя.

Учащиеся создают портрет героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях"

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях" рассчитана для детей 6-летнего возраста и может быть использована для занятий с дошкольниками в детском саду...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Разработка открытого классного часа "Рождество в произведениях русских художников"

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных ...

разработка урока "Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства"

Тема отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и те...

Методическая разработка "Дети Герои Великой отечественной войны"

Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Подойдет как учителям предметникам, так и воспитателям школ-интернатов, детских домов....

Методическая разработка урока "Начальный этап работы над произведением"

Методическая разработка урока по специальности гитара в 4 классе ДШИ. Начальный этап работы над формой "Вариации"....

Методическая разработка урока по физкультуре Прием и передача мяча (1 кл.)

Методическая разработка урока по физкультуре "Прием и передача мяча разного диаметра по кругу, в колонне, в шеренге" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) (1 кл.)...