Урок литературы "Обнажившееся сердце" по рассказу А.Платонова "Возвращение"
методическая разработка (литература, 8 класс) на тему

Лопатина Елена Алексеевна

Представленный урок литературы на тему «Обнажившееся сердце» по рассказу А.Платонова «Возвращение» является учебным занятием, построенным на основе технологических особенностей метапредмета «Проблема».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obnazhivsheesya_serdtse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока литературы с использованием ТВУ

Тема урока: «Обнажившееся сердце» ( по  рассказу А.П. Платонова «Возвращение» )

Цель: раскрытие значимости  понятия «Семья» в жизни человека.

Задачи:

Обучающая: совершенствовать умение анализировать художественное произведение

Развивающая:    развивать монологическую речь; уметь пользоваться жизненным опытом при изучении нового материала; высказывать свою точку зрения.

Воспитывающая:  воспитывать любовь и уважение к своим родителям,  членам семьи; чувство ответственности за происходящее.

Оборудование: портрет А.Платонова,  презентация к уроку, видеофильм .

Ход урока

Оргмомент.

 1. Психологический настрой  урока:

Учитель: Итак, друзья,  задумываемся  ли мы о счастье? Да. Наверное, у каждого у нас свое представление о нем. И  писатели пытались ответить на этот вопрос: и  Пушкин, Лермонтов, Толстой. Среди них и Андрей  Платонович Платонов. Ранее знакомый вам писатель.  (Слайд «Война и мир», «Анна Каренина»)

А что в вашем понимании «счастье»?  его можно потрогать , измерить…(Счастье –это, когда тебя понимают….Счастье-  когда твои родные и близкие живы, здоровы…

А я счастлива , что сегодня с вами провожу открытый урок. И это тоже может быть еще не знает , его сердце откроется, обнажится для любви к родным.

 "Счастье - когда тебя понимают, большое счастье - когда тебя любят, настоящее счастье,  когда любишь ты" Конфуций (китайский мыслитель) (Слайд)

А вот как сказал о счастье Платонов в рассказе: «Есть   время  в  жизни, когда  невозможно избежать  своего  счастья. Это  счастье  происходит  не от  добра и  не  от  других  людей, а  от  силы  растущего  сердца, согревающего  своим  теплом»  (Слайд)

Учитель:   Мне  кажется, эти  слова  можно  отнести  к  платоновским  героям, и, в  первую  очередь, к  Алексею  Иванову – герою  рассказа, о  котором   сегодня  пойдёт  речь, ведь  именно  ему, Иванову, предстоит  научиться  жить « от  силы  растущего  сердца». Но  вначале  герой  этого не знает, но далее сердце его откроется, обнажится для любви к своим родным

Учитель: О чем же будет наш урок,  о любящем  сердце, обнажившемся для любви к своим родным.

Учитель:  Итак,  тема урока  «Обнажившееся сердце» ( по  рассказу А.П. Платонова «Возвращение»)

На уроке мы поговорим о  героях рассказа «Возвращение».  В чем  же для счастье для главного героя и остальных членов семьи.  Попробуем разобраться в странном поведении  главного героя, почему автор назвал рассказ «Возвращение». Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем прожить вместе с героями А. Платонова совсем короткое время. Именно прожить для того, чтобы постараться понять автора. А поможет нам в этом  просмотр фрагментов фильма, снятого по этому произведению.

 А эпиграфом к уроку послужат слова из нашего произведения.

                                                                        Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

Мчится  поезд

2. Подготовительный этап:

-Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ? ( одно, два слова: грусть, боль, чувство сострадание, мне было жаль героя, я счастлив, оттого что герой  вернулся в семью…)

 - Какие  ассоциации  вызывает  у  вас  название  рассказа ?          

         

 ( дом, семья, любовь, родина…)

Расширьте  круг   ассоциаций:

Прямое  значение слова «Возвращение» ( Дом, семья, любовь, разлука, когда мы возвращаемся домой после долгой разлуки к своим родным, близким)

Переносное значение с понятием «состояние души» ( возвращение к себе, когда  душа человека начинает оживать от грубостей, ран войны)

Учитель: Это  путь  домой  после  долгой  разлуки, путь  с  войны, ожидание  радости, любви  и  тревога  о  том, как  произойдёт  встреча героя с родными, возвращение к себе. И вот какое возвращение главное для нашего главного героя, нам предстоит выяснить.

Возвращение

 3. Аналитическая беседа: ( Сотворчество)

А) Фрагмент  «Иванов и Маша»   Вопросы:

1. Торопится ли Иванов домой? (Нет) – Почему?

2.Почему он остаётся с Машей ещё на два дня? Что их объединяет? (подтвердите словами из текста)  Маша боится

(«…потому, что хотел погулять ещё немного на воле», оба боялись возвращаться домой, так как привыкли к войне, они чувствовали себя «осиротевшими без армии»)

 Учитель: Как вы думаете, почему автор выбрал именно фамилию Иванов? (это одна из самых распространённых фамилий в России)

Учащиеся: Наверное, автор хотел этим сказать, что такая беда постигла не только эту конкретную семью, то, что такую ситуацию переживало большинство людей.

Б) Фрагмент фильма «Встреча с родными»

Учитель: 1. Как отца встречает сын?

( Холодно, приехал на 6 сутки, удивляется, что мало наград

 Учитель:2. Как встречают его  дома? Что он чувствует, оказавшись дома?  ( Возвращение героя происходит в доме. Он ощущает «тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала»(Знакомится с предметами, вспоминает запахи. Это помогает ему почувствовать себя родным среди своих, согревает душу). («Странен и ещё не совсем понятен был Иванову родной дом… до …и он не мог ещё ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».)

 Учитель: 3. Кто командует в доме? (Петька).

 (Эпизод про печку, про картошку). «Я не серчаю, я по делу… Отца кормить надо, он с войны пришел…».Мальчик рано повзрослел, война нужно выживать.)

Учитель: 4 Проблему раннего  взросления рассматривали многие писатели. Среди них наш земляк Алексей  Балакаев. Герою Борису пришлось рано повзрослеть, отец на фронте, мать болеет, он единственный кормилец в семье. Наш герой каждый день ходил на вокзал и ждал возвращения с войны своего отца.

Физминутка (под музыку) Отправимся в виртуальное путешествие по экзотическим местам родного края.

Учитель: А почему, ребята, казалось бы все вместе, должны радоваться , а все плачут?

(За годы войны он просто отвык от семейной жизни. У него обида .  Думает  больше о себе, чем о семье: жене, детях.)

В) Фрагмент «Возвращение» (Духовное возвращение к себе)

Учитель: Почему Иванов решает уехать?

 (Прибыв с войны в родной дом, в семью, главный герой столкнулся с нищетой, голодом. Иванов испугался трудностей, он вспомнил о другой женщине, с которой ему было тепло и уютно.)

Учитель:  Кто помог возвратиться Иванову домой?

( Дети помогают ему в этом. Он возвращается в семью:  к детям, к  жене,  в нормальный послевоенный мир, а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало  прозрение и  сердце его  «обнажилось»  для любви к своим родным.

Учитель: Удалось ли Иванову преступить через собственное самолюбие?

( Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему? Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием. )

Учитель: Вопросы:

  1. Что значит «обнажившимся сердцем»? ( открытым)
  2. Что он победил в себе? (собственное самолюбие)
  3.   На что настроил своё сердце Иванов?- На любовь.
  4.  Сколько в рассказе возвращений и какие? Какое из них главное? (Когда он возвратился к себе, а затем к семье, жене и детям)

Учитель:  Скажите, актуален ли сегодня, в наше время рассказ А. Платонова? Может быть, сейчас нет такой проблемы возвращения к мирной жизни.

( К глубокому нашему сожалению и горечи в 21 веке войны не прекращаются. Достаточно вспомнить Афганистан, Нагорный Карабах, Чечню. Многие ребята с трудом адаптируются к мирной жизни, ведь они увидели и другую её сторону.)

Вывод:    Итак, счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья  - главное для героев, ее  опора, надежность, и   ней спасение от одиночества.

Хотелось бы закончить урок известной народной мудростью: «Семья вместе, и душа на месте»

5.  Рефлексия ( под музыку Шопена)

Ребята, на столах у вас лежат рисунки с изображением    домика  с окошками. Сейчас они темные, но нам надо их зажечь.  Если вы считаете, что нам с вами удалось помочь герою вернуться домой. к родным ,  самому себе, то закрасьте окна желтым цветом, тогда окошки в доме загорятся и это будет означать, что мы достигли с вами гармонии., если вы думаете, что не смогли вернуть Иванова домой, то можете зажечь не все окошки. Пусть свет в наших окошках будет символизировать уют в доме  мир, добро, любовь и лад в  семье. ( по тому как светятся наши окна, в семье Ивановых все будет хорошо. Желаю, чтобы свет в   ваших окошках всегда горел любовью и добротой.)

6.   Оценки    Ребята, очень приятно  вы славно сегодня поработали все.  Самое главное вы сопереживали с  героями рассказа, помогли главному герою найти себя и вернуться к себе. Я всем ставлю положительные оценки – пятерки.  Пусть ваши сердца всегда будут обнажены для любви и доброты..

7.  .Домашнее задание по выбору

  • прогнозирование  «Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  • письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  • эссе  «Мои  мысли, чувства  по  прочтении  рассказа «Возвращение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...