Творчество А.П.Чехова в современной школе (урочная и внеклассная деятельность)
учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме

Шабанова Наталья Николаевна

Методика преподавания творчества А.П.Чехова в школе – направление, порожденное самой жизнью. По мнению методистов, в последние годы наметился очевидный поворот к интерпретационному изучению произведений Чехова, что способствует обновлению гуманитарного образования. Чувственное воображение и образное мышление становятся содержанием процесса погружения в текст и его оценки. Для того, чтобы  важнейшие нравственные качества сложились у наших учеников, в литературном анализе должна быть «общая идея», концепция жизни, свойственная писателю и с позиции современности оцененная ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vremya.zip19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество А.П.Чехова в современной школе (урочная и внеклассная деятельность)

Шабанова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области»

«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие;  из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только  немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» («Крыжовник» 1898)

      Слова эти были написаны более ста лет назад, но звучат, словно родились только что и характеризуют нашу с вами сегодняшнюю жизнь. В них – весь Чехов. Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который выдвинул в своем творчестве.

      Рождение одних жанров и смерть других, преобладание лирики или эпической прозы не бывает случайным. Литературный процесс, как мощный магнит, вытягивает на поверхность именно те художественные формы, которые соответствуют современному содержанию.

      В 1890-е годы внезапно поменялся ритм времени, оно лихорадочно убыстрялось, устремлялось навстречу 20 веку с его катаклизмами и его динамикой. А главное, пик развития русской литературы 19 столетия был пройден, золотая эпоха осталась позади, бурлящая лава начала остывать, за перенапряжением последовал неизбежный спад. Разумеется, потом вулканический процесс возобновится, движение продолжится, однако пока нужно остановиться, оглядеться, подвести предварительные итоги.

       Жанр рассказа подходит для этого как нельзя лучше. Он дал возможность русским писателям перевести дыхание, сосредоточиться; он не требовал того размаха, той душевной силы, которую предполагало романное творчество. Зато он нуждался в утонченной проработке художественных деталей, в психологической достоверности. Картина жизни, воссоздаваемая в рассказе, проще, обыденнее и потому достовернее, чем та, что изображалась в романе. А чувства и мысли, которые владели рассказчиком, были не так философичны, как мысли и чувства романиста, зато ближе к умонастроениям большинства его рядовых современников.

       Поэтому есть неумолимая историческая и литературная логика в том, что «замыкающим» в цепи русских классиков золотого века стал именно рассказчик Антон Павлович Чехов.

      Методика преподавания творчества А.П.Чехова в школе – направление, порожденное самой жизнью. По мнению методистов, в последние годы наметился очевидный поворот к интерпретационному изучению произведений Чехова, что способствует обновлению гуманитарного образования. Чувственное воображение и образное мышление становятся содержанием процесса погружения в текст и его оценки. Для того, чтобы  важнейшие нравственные качества сложились у наших учеников, в литературном анализе должна быть «общая идея», концепция жизни, свойственная писателю и с позиции современности оцененная ребенком.

       Нам нужно, чтобы они увидели вокруг себя огромный мир жизни и определили свое отношение, свое место в ней. Для осуществления этой цели необходимо на уроке литературы общение не только учителя и учеников или школьников друг с другом, но, прежде всего, общение с искусством. Условием такого общения окажется нравственное преображение человека, его готовность услышать голос писателя, взять на себя боль героя и разделить его радость.

       Такое общение мы можем наблюдать: вот уже два года в школьной олимпиаде по литературе учащимся предлагается для интерпретации рассказ А.Чехова «Тоска». Работы, которые мы получаем, показывают нам впечатления внимательного, думающего читателя (подтверждают правильность произнесенного когда-то Станиславским: «За каждым его (Чехова) словом тянулась целая гамма разносторонних настроений и мыслей, о которых он умалчивал, но которые сами собой рождались в голове…»)     и доказывают, что проблемы, поднимаемые А.Чеховым, современны, актуальны и важны (приложение 1,2).

       Конечно, выходящих на уровень олимпиады детей немного, но будем реалистами – хорошо, что есть хотя бы несколько таких учащихся, способных на глубокое понимание искусства и диалог с автором.

       Понимание искусства не приходит мигом, и сложность работы учителя-словесника заключается еще в том, что не возможно дать воспитанникам универсальных ключей для произведений разных жанров, разных авторов. Общение с искусством требует постоянной готовности к неожиданностям, открытиям, готовности жить в самом деле и видеть мир как бы впервые. Может быть, в этом качестве искусства и кроется его необходимость для растущего человека.

       На сегодняшний день, в связи с серьезными изменениями, которые происходят в системе образования, мы имеем несколько учебно-методических комплектов с примерными программами по курсу литературы в школе. Наша школа занимается  по системе Эльконина-Давыдова (начальное звено), программа по литературному чтению и литературе как предмету эстетического цикла составлена Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской.

В программе представлено творчество А.Чехова как движение от ранних юмористических рассказов (понятие сатира, юмор) до Чехова-драматурга.

       В начальной школе закладываются основы читательской культуры, работа на уроках ориентирована на развитие эмоциональной восприимчивости, творческой фантазии, на пробуждении интереса к литературе. Постижение такого понятия как «внутренний мир героя» происходит в 4 классе  на примере рассказов Чехова «Ванька» и «Мальчики».

Трудно не согласиться с замечанием И.Эренбурга, что Антон Павлович…понимал детей, детский мир в его рассказах освещен изнутри.

Рассказ «Ванька» - адекватное понимание его требует знания исторически далекой действительности, которого у детей нет, поэтому работа ведется совместно с учителем.

Учитель помогает мысленно перенестись в «чужую» эпоху, понять ее особенности, только тогда современный ребенок сможет посмотреть на мир «глазами» Автора, его Рассказчика и Героя – цель первого урока. Текст рассказа звучит в исполнении учителя и только после небольшой предварительной беседы, настраивающей детей на определенный эмоциональный лад. После прочтения, небольшая пауза и делимся первыми впечатлениями: какое настроение вызывает рассказ?  Затем следует работа со словами, выражениями непонятными детям, работа по вопросам, дающая возможность наблюдать за Авторскими «вехами», помогающими понять внутренний мир героя.

Домашнее задание: прочитать, подумать, что заинтересовало, взволновало в рассказе, какие мысли, чувства, оценки А, Р, Ваньки, свои собственные.

На следующем уроке дети пишут сочинение-отзыв (приложение 3), затем отзывы анализируются.

К рассказу «Ванька» еще раз возвращаемся  в 7 классе и смотрим на него уже другими глазами, понимая, что в общем-то анекдотическая ситуация в руках умного, внимательного человека превратилась в человеческую трагедию ребенка, насильно вырванного из родной деревни и изнемогающего в городе от голода, бессонницы и побоев. Дети понимают, что комический эффект, который был главной целью у раннего Чехова, теперь часто становится «антисредством» для  достижения совсем других, не комических целей. Диалектика развития чеховского юмора все больше связывала его с миром бед и страданий.

Далее работа с рассказом «Мальчики», текст - проще, поэтому дети прочитывают его дома, на уроке выясняем впечатления, произведенные рассказом, затем начинается работа с текстом, выделяем значимые эпизоды, озаглавливаем их, находим портретные зарисовки, определяем их значение для понимания характеров героев. Вычитываем, пытаемся понять главных героев, оценить их поступки, увидеть их внутренний мир и то, как оценивает мальчиков Р,  и какова позиция автора.

В конце урока сравниваем жизнь детей из разных социальных слоев.

      Кроме чтения, анализа произведений, детям, умеющим и желающим рисовать, предлагается создать иллюстрации «Произведения А.П.Чехова глазами детей», причем такую работу выполняют с охотой не только учащиеся начальной школы, но и старшеклассники.

       Следующая встреча с А.Чеховым ждет нас в 7 классе, при углублении понятий «сатира», «юмор». Первоначальные сведения были получены в 5 классе, дополнены в 6, сейчас наступает необходимость исследовать средства художественной выразительности, используемые А.Чеховым (особенности композиции, роль художественной детали, своеобразие авторской позиции, особенности заглавий, значение диалога в раскрытии характеров героев, использование «говорящих фамилий»). Принцип жизненной правды непременно соблюдается и в короткой пьесе-шутке «Медведь». Стремительное развитие действия увлекает читателя, показывая превратности человеческой жизни. И дети понимают, что амбиции героев неоправданны, а усилия побороть свою натуру чаще всего бесплодны.

      После работы с текстами рассказа «Хамелеон» и комедии характеров «Медведь», в самостоятельной групповой работе учащиеся, обобщая свои знания, находят разницу между понятиями «юмор» и «сатира» относительно чеховских рассказов, определяют характерные особенности стиля Чехова, понимают, что сатира и юмор – важные координаты чеховской поэтики, а его смех учит отличать мнимое от действительного, наигранное от настоящего.

      Изучение произведений  литературы в 10 классе построено на историко-литературной основе.  Возраст десятиклассников – это возраст формирования потребности в широких обобщениях, в целостном осмыслении жизни и значении искусства. На основе изучения творчества А.Чехова ставим перед подростками сложные моральные вопросы, формируем оценочные позиции детей и их эстетический вкус.

            «Я люблю вот эту воду, деревья, небо, я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я ведь еще гражданин, я люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, о его будущем…», - именно так определяет А.Чехов свои отношения с искусством. (устами писателя Тригорина из пьесы «Чайка»)

      Учащиеся видят, какие изменения произошли в творчестве писателя, какие проблемы волнуют теперь автора юмористических рассказов и драматических произведений. Работа с рассказами («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой» «Душечка», «Попрыгунья») проходит в форме семинарского занятия, итогами работы становятся обобщения и выводы, к которым приходят учащиеся:

  • Чеховская проза совершенна по форме.
  • Важнейшая ее особенность – иллюзия авторской объективности, беспристрастности автора по отношению к изображаемому.
  • Чехов необычайно остро чувствует возможности жизни, ее скрытую красоту. Но пишет о ее буднях, о быте, который искажает жизнь, опошляет человеческие чувства.    
  •  Поздний Чехов избирает иной повествовательный ракурс. Опираясь на традицию, пишет «вторым слоем» по уже написанному в русской литературе. Общеизвестное уходит в сферу умолчания – Чехов не повторяет банальных истин.
  • Его Герой – это особое явление в русской литературе. Не социальный статус, а варианты поведения человека интересуют писателя. Он избирает свой масштаб освоения человеческого характера.
  • Чехов пишет о том, как человек превращается в обывателя. Его интересует человеческая индивидуальность в повседневности, автор испытывает своих героев бытом. По его глубокому убеждению, «…мир погибает не от разбойников и не от воров, а от скрытой ненависти, от вражды между хорошими людьми, от всех этих мелких дрязг, которых не видят люди».

      Кроме урочной деятельности крайне важной является и внеклассная работа по предмету, которая на современном этапе образования актуализируется, приобретая значимость.

- организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса;

- внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь;

- очень важен социальный фактор внеклассной работы, т.к. социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей успешности социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности;

- внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка.

      Укреплению знаний по литературе, увеличению интереса к предмету способствуют творческие зачеты, которые  проводятся, начиная с 7 класса. А подал нам эту идею, как ни странно это звучит, А.П.Чехов. Несколько лет тому назад наш Дом культуры объявил среди учебных заведений конкурс театрализованных представлений по биографии и произведениям А.Чехова. Совместно с учащимися 10 класса мы написали сценарий, соединив в одно действо два чеховских рассказа «Радость» и «Маску», подготовили декорации, нашли актеров не только из числа учащихся и выступили, заняв 1 место. Но неизвестно, что было интереснее – выступать или… готовиться? Ведь время подготовки становилось временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя, своих возможностей.

      Так родилась идея творческого зачета. Повествовательная проза Чехова во многом близка драматургии, использует многие ее принципы, поэтому легко инсценируется. Поэтому-то в 7 классе после анализа «Хамелеона» мы выносим его на сцену. А в 10 классе во втором полугодии зачет проводится по рассказам А.Чехова и пьесе «Вишневый сад», охотнее всего, конечно, ребята работают  с рассказами, но в прошлом году  ученица (хорошая спортсменка, но во всем остальном средних способностей девочка), оставшись в одиночестве, удивила не только меня, но и одноклассников, представ перед нами в образе Раневской Любови Андреевны.

      Такая форма работа замечательна тем, что дает возможность принять в нем участие каждому ребенку. Даже если ты в силу каких-либо причин не можешь выйти на сцену, ты все равно не останешься в стороне: декоратор, постановщик, звукорежиссер, организатор репетиций – выбирай любую роль.  А собственно-творческая деятельность вызывает интерес к самостоятельному чтению, активизирует формирование культуры чувств, содействует выработке личностного отношения к произведениям искусства.

      Эти занятия нравятся всем, даже тем, кто к литературе вообще относится, мягко говоря, прохладно.

Вот некоторые мнения учащихся после проведенного мероприятия:

  • «Сегодня был замечательный, полный впечатлений день. Хотя было 5 занимательных уроков, однако, самыми запоминающимися стали уроки литературы… задание, которое нам выдали, увлекло нас всех…»

  • «…первое, что хотелось бы отметить – это то, что к сегодняшнему уроку был готов весь класс…

  • «…ощущение того, что ты и актер, и режиссер, и критик дано испытать не каждому, и оно поистине великолепно…»

На такие мероприятия мы стараемся приглашать гостей, выслушиваем их мнения, делимся своими впечатлениями, что способствует укреплению знаний, умений, развитию познавательных интересов,

     способствует формированию нравственных ценностей подрастающего    поколения, что несомненно важно в наше сложное время.

       На мой взгляд, во все времена в Чехове люди находили и находят то, что ищут: веру и атеизм, анекдот и притчу, гуманизм и безнадежность. Чехов хорош тем, что он не учит, не берет на себя  ответственность проповедника. Наверное, этим он в первую очередь и близок современному школьнику

       «Он был, - замечает М.Горький, - как-то целомудренно скромен, он не позволял себе открыто сказать людям: «Да будьте же вы… порядочнее!»… надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее».

.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. Политиздат, 1990

  1. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей. Фактор стабилизации общества 1998

  1. Методика преподавания литературы. Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. В 2-х частях. Ч.1 – М., 2002

  1. Сквозь даль времен. Учебник по литературе второй половины 19 века. Под ред. В.Г.Маранцмана. Часть 2. «Специальная литература». Санкт-Петербург. 1996

  1. Русская литература 19 века. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Н.Архангельского. Часть 2. Дрофа. М., 2004

  1. Чехов в школе. Книга для учителя. Авт.-сост. И.Ю.Бурдина. М., Дрофа. 2002

  1. А.П.Чехов. Избранные сочинения в 2-х томах. М., «Художественная литература».1979

                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Тоска» Тетеревенкова Екатерина ученица 11а класса МОУ «СОШ с.Горнозаводска»

                                                                                   «Кому повем тоску мою?..»

      Эпиграф чеховской «Тоски» точно определяет тему и особенности этого рассказа. «ПОВЕМ» значит «расскажу, поведаю», это слово можно отнести к диалектам, следовательно речь в рассказе будет идти о человеке, отнюдь не из высших слоев общества, которому некому рассказать о своей тоске, о своем горе.

         Перед нами старый извозчик Иона Потапов, застывший в одиночестве, печали и тоске. Он сидит согнувшись, неподвижно на козлах, так же неподвижна его лошадка -  единственное существо, которое хоть как-то может разогнать его тоску,- и размышляет о своей жизни. Лошадка тоже «погружена в мысль». Иона ждет тех, кого можно будет подвезти, чтобы заработать денег на овес, а заодно и поведать о своей печали.

      Как только появляется такая возможность, он тут же начинает подбирать слова, чтобы излить то, что накопилось, но увлекаясь начатым им рассказом о смерти сына, Иона забывает следить за дорогой – о своей главной задаче, за исполнение которой ему и заплатят. Со стороны своих собеседников он не находит сострадания, ведь главное для них, не слушать рассказы старого извозчика, а доехать до места назначения, что остается под вопросом – ведь Иона сильно отвлекается при рассказе.

      Все те, кого подвез Иона, названы рассказчиком либо по чину, либо по внешнему виду. У них нет имен, и можем понять, что это обобщенные образы, т.е. в реальности это не один-два человека, а все люди. Ведь никому нет дела до горя Ионы, он одинок в толпе: «толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски», хотя тоска эта «громадная, не знающая границ», «она бы, кажется,  весь свет залила; но тем не менее ее не видно». Она сидит глубоко в извозчике и давит на него изнутри Когда он остается ждать следующего седока, ему становится невмоготу, необходимо с кем-то поговорить – выговориться хорошенько, выплеснуть все чувства и эмоции, рассказать все до мельчайших подробностей! От этого ему станет хоть немного, да легче. Отступит всепоглощающая, неудержимая тоска, у Ионы вновь появится жизнь в его вечно согнутом донельзя теле.

      В конце концов он находит себе слушателя, но не в человеке, а…в своей верной лошаденке – она единственная кормилица, он живет для нее, и  потому очень много времени проводит именно с ней, вот и изливает ей свою душу. Лошадь, конечно же, не может ему ни сострадать, ни утешить его, но это единственный способ хоть как-то успокоиться душе Иона.

      Равнодушие – основная проблема, поднимаемая Чеховым в этом произведении. Если все люди на Земле будут такими же, как случайные «собеседники» Ионы, то людская тоска зальет весь свет и не останется в нашей жизни ничего радостного и веселого. И как важно нам быть услышанными, когда нам это будет необходимо.

      Для изображения своего героя автор продумывает все: от внешности до манеры говорить. Просторечия, присущие речи Иона, говорят нам, что перед нами обычный мужик из деревни. Он сгибается под тяжестью жизни. Лошаденка-помощница – ее тоже привели сюда из деревни, «оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда», потому ей тоже есть над чем  подумать, вот только высказать то, о чем она думает, она не может по природе своей.

      Две одинокие  души, погруженные в полную тоску  в переполненном от народа городе, должны заставить человека задуматься: «А мы всегда ли готовы отнестись неравнодушно к горестям другого человека? И услышит ли кто нас, если мы попадем в беду?»…            

                             

                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фрагменты олимпиадных работ:

1. Буда Ксения ученица 11б класса

«Тоска»! И этим все сказано!

      Мне самой стало грустно, когда я прочитала рассказ. Грустно от того,  ч то народу много, а вот людей все-таки нет. Нет тех, кто смог бы понять, прочувствовать, услышать, наконец человека, который нуждается в помощи.

      Картины природы, рисуемые автором, подчеркивают настроение главного героя: печальные вечерние сумерки, тихо ложащийся на крыши домов и кружащийся около только что зажженных фонарей снег.

      Никого ни к  чему не призывает Чехов, но становится понятно от щемящей какой-то душевной тревоги – милосердие – вот чего нам всем не хватает!

2. Лелейка Виолетта ученица 11а класса

…Проблемы равнодушия, непонимания, одиночества, можно даже сказать, человеческой жестокости – поднимаемые автором много лет тому назад, не ушли, они актуальны и сегодня, мне кажется, что и в будущем они не минуют нас. Люди. С их личными проблемами, суетой, забывают об окружающих их людях. Чехов против этого. Лошадь в его произведении обладает лучшими качествами, чем люди, которых встречал Иона.

      Моя точка зрения совпадает с авторской. Люди совершенствуют себя с различных сторон, повышают свой уровень знаний, свои физические возможности, но очень часто такие человеческие качества как умение сочувствовать, сострадать, понимать они ставят на последнее место, недооценивая их значение в собственной жизни.

      П рассказе нет замысловатого сюжета, нет необычных перипетий жизни, все просто. И от этой простоты страшно…

                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 Фрагменты сочинений-отзывов на рассказ А.П.Чехова «Ванька», учащихся 4 класса

  • …на душе у меня стало тяжко, я начала представлять себе эти ужасные картины. Ваньку морили голодом, я бы не выдержала и убежала. Мне было бы все равно где жить лишь бы с близкими и родными…

  • …Я думаю, автору грустно и очень жалко Ваньку, потому что на такие издевательства спокойно смотреть нельзя. У меня тревожные чувства вызвала эта история…

  • …Чехову жаль Ваньку, ему печально, потому что Ванька не один так плохо живет, таких детей много. И у меня этот рассказ вызывает грусть, печаль, тревогу, мне жаль мальчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система урочной и внеклассной деятельности как условие повышения мотивации учащихся к чтению

Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся к чтению....

Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.

Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...

Методические аспекты развития образного восприятия истории при организации урочной и внеклассной деятельности учащихся

Образование – это то, что остается после  того, как все выученное забудется»,- сказал  Макс Теодор Лауэ, лауреат Нобелевской премии.В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивна...

"Физическое воспитание учащихся через интеграцию урочной и внеклассной деятельности".

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности....

Формирование гуманистических отношений у школьников среднего звена через урочную и внеклассную деятельность.

Гуманность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого обучающегося, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждог...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Учебно-исследовательская деятельность - основное слагаемое успеха" (№ 7-8, 2022)

В статье рассматриваются вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Автор рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально стр...