Портрет персонажа как отражение влияния на его облик социальной среды.
методическая разработка по литературе по теме

Ткаченко Виктория Александровна

 

         Начиная анализ портретных характеристик героев следует обратиться к определению, которое дает литературовед В.Г.Хализев: «Портрет персонажа – это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос),  а так же всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_personazha.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет персонажа как отражение влияния на его облик социальной среды.

        Начиная анализ портретных характеристик героев следует обратиться к определению, которое дает литературовед В.Г.Хализев: «Портрет персонажа – это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос),  а так же всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой».

        Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жесты и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека». Во многом внешний облик человека говорит о его физическом состоянии, о душевных переживаниях, либо наоборот душевном спокойствии. Для того, чтобы показать внутренний мир «маленького человека» необходимо обратиться к описанию портрета героев. Следует заметить, что место и роль портрета в произведении, как и приемы его создания, разнятся в зависимости от рода, жанра литературы. Автор драмы, как правило, ограничивается указанием на возраст персонажей и общими характеристиками свойств поведения, данными в романах; в стихотворной лирике важно не только воспроизведение портретируемого лица в конкретности его черт, сколько поэтически обобщенное впечатление автора, так и в произведении Ф.М.Достоевского «Бедные люди», написанном в эпистолярной форме, есть особенность – автор не дает описание внешности героя, в силу данного обстоятельства.

        Но обратимся к повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», где автор дает описание портрета Самсона Вырина в развитии, в сравнении.  Сопоставим  эти  два  описания  (только  лишь  два  раза  автор упоминает о внешности героя). Первоначальное описание внешности персонажа: «Вижу как теперь самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах» [33, 195]. Здесь мы видим еще полного сил мужчину, который имеет военные награды за военные заслуги, но в то же время автор употребляет замечательный эпитет «полинялые» к слову ленты, который красноречиво говорит о том, что Самсон Вырин полон достоинства, быть может даже гордости за себя, так как очевидно носит медали каждый день. Далее, через небольшой промежуток времени А.С.Пушкин дает читателю второе описание смотрителя, явно говорящее об изменении как во внешнем виде, так и во внутреннем состоянии: «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину» .

Все детали текста говорят об изменении героя. То есть портрет дан в развитии, причем динамичном, ускоренном. Еще Лессинг в трактате «Лаокоон» призвал писателей проникать во внутренний мир человека – мысли, чувства, переживания – и показывать их «не в статике, а в динамике, в изменении и развитии».

Как мы уже упоминали, эпистолярная форма практически не дает возможности писателю описать портрет героя как особенность характера человека. Но Ф.М.Достоевский все же вскользь касается его, но описывая героя, он постарался проникнуть вовнутрь индивидуального сознания портретируемого: «Да мало того, что из меня пословицу и чуть ли не бранное слово сделали, - до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались: все не по них, все переделать нужно!»– возмущался Макар Девушкин. Поношенный мундир, разбитые сапоги и другие атрибуты мелкого чиновника в изображении писателя перестают быть средством   характеристики   «извне».  Они   становятся   фактом  сознания героя, униженного своим бедственным положением и отстаивающего изо всех сил человеческое достоинство.

Если в произведениях Ф.М.Достоевского и А.С.Пушкина в описании портретов героев не прослеживается явное усреднение, уменьшение души и «много чего», то в произведении Н.В.Гоголя «Шинель» уже в описании портрета автор каждой деталью подчеркивает «мелочность» героя: «В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным …».

При описании портрета Башмачкина автор не случайно употребляет две формы слова «одном», «один», подчеркивая тем самым типичность ситуации, обыденность жизни А.А.Башмачкина, что само по себе показывает некую «измельченность» образа «маленького человека». Анализируя описание далее, мы сталкиваемся с неслучайным авторским повтором слова «чиновник», причем, если слова «один» и «одного» располагаются друг от друга на определенный порядок слов, то данные слова стоят в непосредственной близости друг от друга, таким образом автор ставит на них особое логическое ударение, подчеркивая значение этого слова, указывает на то, что выше данного места на служебной лестнице он никогда не поднимется.

Следующая замечательная особенность художественного показа души «маленького человека», ее завершенной деградации является употребление уменьшительного суффикса -еньк- в слове «низенького» роста, что само по себе показывает значение чего-то маленького, ничтожного и наконец, жалкого, а также показывая данную особенность автор    употребляет    суффиксы     -ова-,    -ева-    в    словах:    «рыжеват», «подслеповат», «рябоват». Употребляя данные суффиксы писатель преследовал идею показа «маленького человека», раскрытия его характера именно в описании портрета героя, так как первое впечатление о персонаже произведения читатели хранят в памяти до конца прочтения книги, в данном случае повести «Шинель».

Далее заметим, что писатель трижды повторяет слово «несколько», само значение этого слова не несет ни какой конкретности, четкости, точности, то есть Н.В.Гоголь убеждает еще раз читателя в том, что к данному персонажу, являющему собой некий размытый образ, характер, нельзя подобрать конкретного эпитета, и поэтому он наделяет его качествами неопределенности.

Таким образом, проанализировав описание портрета героев трех произведений, мы убедились в том, что, во-первых, роль портрета, приемы его создания во многом зависят от жанра произведения, во-вторых, что любой писатель, желающий показать характер, раскрыть «диалектику души» «маленького человека», использует различные методы и приемы его показа.

Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что в этих произведениях, представляющих разнообразие способов, форм рисовки внешности персонажей, можно выделить, вместе с тем, два основных вида портрета: тяготеющий к статичности, эмоциональный портрет (повесть «Шинель») и динамический, переходящий в пластику действования («Станционный смотритель»).

Для того, чтобы более подробно ознакомиться с миром «маленького человека», необходимо проанализировать социальное положение, которое занимает каждый из перечисленных выше героев.      

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду»

Интегрированный урок по теме « Влияние транспорта на окружающую среду» позволяет раскрыть социально-экологические проблемы на примере улицы Хиросимы, в районе которой располагается МОУ СОШ №6, учит пр...

Влияние комнатных растений на окружающую среду и человека

Презентация и текстовый материал по теме "Влияние комнатных растений на окружающую среду и человека", можно использовать для уроков технологии и биологии, для занятий детского объединения "Комнатное ц...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Влияние социальной среды на развитие и обучение ребенка.

Статья о влиянии общества и семьи на становление личности....

"Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека"

Формированиемотивации на здоровый образ жизни....

Влияние социальной среды на одаренность.

Работая с детьми педагог видит класс целиком и каждого ребенка в отдельности. Каждый ученик индивидуален, неповторим, имеет свои сильные и слабые стороны. Педагог в своей работе должен максимально пом...

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изучение физического воспитания детей школьного возраста на основе развития совместной деятельности различных социальных институтов (семьи, школы, сверстников) в процессе формирования рациональной физ...