Анализ романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Материал для анализа романа на уроках или самостоятельного изучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon analiz_romana_n.g.chernyshevskogo_chto_delat.zip18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

«Построение романа идёт по четырём поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны»

                                                                             А. В. Луначарский

Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский в романе «Что делать?»? Как вы можете это объяснить?

Вопросы к «первому поясу» — «Пошлые люди»

  1. Кого можно отнести к «пошлым людям»?
  2. Что  нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»?

Вопросы ко «второму поясу» — «Новые люди»

  1. Однороден ли старый мир?
  2. Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь  оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?
  3. Как называет их автор?
  4. Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
  5. Кого подразумевает автор под новыми людьми?

Вопросы к «третьему поясу» — «Высшие люди»

  1. Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?
  2. Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?
  3. Почему Рахметова называют «особенным человеком»? И чем его особенность?
  4. Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?
  5. Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.
  6. Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете?

Вопросы к «четвертому поясу» — «Сны»

1. Первый сон — о сыром подвале.

  • Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?
  • Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?
  • Как любовь к людям связана с главной темой – революцией?
  • Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?
  • Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают?
  • Как этот сон связан с судьбой Верочки?

2.Второй сон – о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.

  • Как расшифровать этот сон?
  • Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой – больные?
  • Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?
  • Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?
  • Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые ещё слабы?

3.Третий сон – чтение дневника Веры Павловны.

  • Какую роль играет этот сон в сюжете?
  • Как он связан с судьбой героини?

4.Четвёртый сон – о будущем.

  • Зачем перед четвёртым сном, рассказывающем о будущем, дан рассказ о Рахметове?
  • Почему в сне о будущем говорится о далёком прошлом?
  • Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чём рассуждает автор по отношению к женщине?
  • Как объясняет своё появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?
  • Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?
  • Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале – сон о грязи – рассказ о Рахметове – обращение в прошлое. Повествующее об изменении отношения к женщине, - несколько строчек отточий – счастливое будущее?
  • Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
  • Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?

Итоговые вопросы и задание.

  • Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?

Несколько лет назад, когда Россия в целом и отдельные её регионы упивались своим суверенитетом, звучали такие слова о Чернышевском: «Бросьте вы эту философию! Ну, сыграл в своё время человек известную роль! Ну, воздадим ему должное! Но зачем же нынешней молодёжи забивать голову тем, что устарело и видимого отношения к сегодняшней жизни не имеет? Униженных и нищих уже нет, а революция совершена»

  • Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?
  • Как бы вы ответили на риторический вопрос «Что делать?» применительно к России сегодняшнего дня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ романа Гончарова "Обломов"

Комплексный анализ текста  включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Комплексный анализ романа Пушкина "Евгений Онегин"

Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Анализ романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Анализ романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"....

Пример лингвостилистического анализа романа А.И. Солженицына "В круге первом"

В статье раскрывается роль иронико-сатирических элементов, авторских ассоциаций и портретов-символов как лингвостилистических особенностей романа А.И. Солженицына "В круге первом"...

Проект по литературе: "Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»)"

Не секрет, что сегодня наиболее успешны те, кто не просто владеет информацией, а использует и применяет ее со знанием дела, то есть компетентно. У школьников МОУ СШ № 75 есть возможность выйти за рамк...

Пример комплексного анализа романа "Отцы и дети"

Анализ романа Тургенева, который можно использовать на уроках...