Разработка урока "Стихотворение в прозе"
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Ооржак Элина Дандар-ооловна

Презентация, которая знакомит с историей создания стихотворения в прозе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

История Франция. Дижон. Луи Бертран. 20 лет.

Слайд 3

Стихотворения без рифмы и размера И.С.Тургенев Каждое стихотворение в прозе , как камешек определенной расцветки. В.Г.Короленко … состояние душевной высоты и просветленности. Н.Добролюбов

Слайд 4

Стихотворение в прозе – это небольшое лирическое произведение, в котором используются типичные для стихотворной речи средства художественной выразительности.

Слайд 5

Особенности «Стихотворений в прозе» 1.Исключена рифма . 2. Небольшой объем . 3.Часто членение на мелкие абзацы. 4. Авторская эмоциональность. 5.Использование средств художественной выразительности.

Слайд 6

«Стихотворения в прозе были написаны в период с 1877 по 1882 годы , в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название по латыни « Senilia » , что в переводе означает «старческое». н

Слайд 7

Старик Настали темные, тяжелые дни... Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости... Всё, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, — никнет и разрушается. Под гору пошла дорога. Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь. На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже — но зелень его та же. Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, — и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской и силой весны! Но будь осторожен... не гляди вперед, бедный старик! Июль, 1878

Слайд 8

И.Левитан « Над вечным покоем» - В чем связь стихотворения в прозе Тургенева «Старик» с картиной И.Левитана ?

Слайд 9

Мижит Эдуард Баирович (22.04.1961) Драматург, прозаик, переводчик. Председатель Союза писателей Республики Тыва. Самый молодой Народный писатель Республики Тыва. Знает несколько языков. Пишет на русском и на тувинском. Автор сборника стихотворений в прозе «Зов взвихренного колодца» (« Казыргылыг кудуктун кыйгызы »)

Слайд 10

Эжиктер Оларга бис хунде он-чээрби – даа катап таварышкылаар бис . Олар янзы-буру болгулаар , ынчалза-даа бистин оларга чанчыканывыс аажок . Бис оларны азы бодувусче тыртар , азы бодувусче идер бис, а олар ажыттынып , бисти азы киирип , азы дашкаар ундуруп турар . А чамдыкта бистин бистин мурнувуска ажыттынар хонну – даа чок улуургактары-даа бар. А чамдыктарынче бисти куш-биле киир иткилептер таварылгалар база бар, азы куш-биле ундур идиптер . Бистин кузеливис бар, чогун-даа айтырбас … А бо чырык ортемчейге бис база-ла ынчаар коступ кээр болгай бис , а оон бо чуртталгадан бисти база шак-ла ынчаар ундур идип кааптар ийик чоп . Чугле эн-не соолгу эжикти бистин соовустан , бистин ыыт чок чопшээреливис-биле дуй кадап турар . Элдептиин аа ! Таанда-ла . чежемейнин-даа чигзинип турзувусса , « Шак бо соолгу эжиктин соонда , ында , оон артында , ыржым думбейде чааскаанзыралдан дезип уне берип болур база бир Э жик бар» - деп бодап , идегеп , бузуреп чоруурувус-ла ылап-ла чоор бе ?



Предварительный просмотр:

Урок по теме:  "Жанр, созданный ценою жизни"

Цели:

  • Познакомить с историей появления жанра - стихотворения в прозе. Познакомиться со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, Э Мижита.
  • развитие логического  и ассоциативного мышления. Развитие устной и письменной связной речи.
  • Задуматься о ценности  жизни.

Тип: урок изучения новой темы

Оборудование: презентация

Вызов.

а) картина горящей свечи на экране. (слайд №1)

- Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту картину?

- Если сравнить с человеческой жизнью, именно эта горящая свеча ассоциируется с каким периодом человеческой жизни?

Осмысление.

  • Давайте вспомним  о родах и жанрах литературы.
  • Чтение и анализ стихотворения в прозе "Старик" (слайд 6)

- О чем говорится в тексте? (о  прошлом и настоящем, о жизни)

- Есть ли имя героя текста?

- Описаны ли в нем события? Какие мысли, чувства, переживания в нем выражены?

- К какому роду и жанру можно отнести этот текст?

  • Сообщение темы и цели урока.(слайд 2)

- Почему урок назван так? Я сейчас объясню: Франция. Дижон. Луи Бертран.он словами рисует пейзажи. 20 лет. Судьба и имя покрыты  тайной. Дал жизнь новому жанру, а сам остался неизвестным. И.С. Тургенев. Старый, больной.  Осознанно создал этот жанр.(слайд 5)

- Какое определение можно дать стихотворению в прозе? (слайд 3,4)

В) теперь поговорим о стихотворениях в прозе в тувинской литературе. В данном жанре из тувинских писателей работает Эдуард Мижит. Пишет свои произведения на тувинском и русском языках. Драматург, прозаик, переводчик. Родился 22 апреля 1961 года в Улуг-Хемском районе.в 1993 году закончил Литературный институт имени М. Горького. Народный писатель Республики Тыва. В настоящее время Председатель Союза писателей Тувы, работает заведующим сектором литературы в Тувинском институте гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва. Автор семи сборников стихов: "Кым сен Субедей-Маадыр",  "Чиргилчиннер" (Миражи), "Оргул" (Дар), "Култегин", "Ойтулааш" ,"Оттуг-Мыйыстынужуралдары". выпустил сборник стихотворений в прозе "Зов взвихренного колодца" (Казыргылаан кудуктун кыйгызы )

г) чтение и анализ  стихотворения в прозе Э. Мижита «Эжиктер»

Рефлексия.

а) работа по контрольным вопросам

б) Составление стихотворения по метафоре «Стихотворения в прозе - это…»

Итог. Оценки. Дома: прочитать  другие стихотворения в прозе  И.С. Тургенева и Э. Мижита.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  Сут-Хольского кожууна Республики Тыва «Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»

Урок на тему «Жанр, созданный ценою жизни»

                                                      Разработка учителя русского языка

и литературы первой квалификационной

 категории  Ооржак Элины Дандар-ооловны.

Ак-Даш. 2014

Вопросы по уроку:  "Жанр, созданный ценою жизни"

  1. Первым начал писать в жанре стихотворения в прозе –

  1. Родина стихотворений в прозе –

  1. Вторую жизнь данному жанру дал русский писатель –

  1. Как назывались первые стихотворения в прозе И.С. Тургенева?

  1. В тувинской литературе в жанре стихотворений в прозе пишет –

  1. Как называется сборник стихотворений в прозе этого писателя?

7. Стихотворение  в прозе - это....

Вопросы по уроку:  "Жанр, созданный ценою жизни"

  1. Первым начал писать в жанре стихотворения в прозе –

  1. Родина стихотворений в прозе –

  1. Вторую жизнь данному жанру дал русский писатель –

  1. Как назывались первые стихотворения в прозе И.С. Тургенева?

  1. В тувинской литературе в жанре стихотворений в прозе пишет –

  1. Как называется сборник стихотворений в прозе этого писателя?

7. Стихотворение  в прозе - это....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....

Танец-словом русской поэзии и прозы. Научно-методическая разработка

В методической разработке представлен литературный материал по которому учащиеся, на уроке музыкально- ритмического воспитания, создают свои пластические образы посредством ассоциативного тренинга....

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"

Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шоло­ховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»  проводится на основе само­стоятельной работы. Задания для каждой груп...

Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"

Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление  рабочего материала к творческой интерпретации художественного т...

Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).

Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  (по произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...