«Нравственные уроки Н.В. Гоголя в пьесе ”Ревизор’’»
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Доброе время суток, коллеги.

Урок литературы в 8 классе на тему «Нравственные уроки Н.В. Гоголя  в пьесе  ”Ревизор’’»  является итоговым. (Перед заключительным уроком мы смотрели фильм "Ревизор" , режиссёр М. Орлов, 1985 г.)

Цели

  • формирование понимания, что литература помогает нравственному становлению человека;
  • развитие  умения выразительно читать и умения  сотрудничества;
  • воспитание интереса к драматургии на примере пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Методы:

  • воспитательное чтение;
  • беседа;
  • проблемный;
  • иллюстративный;
  • самостоятельная работа.

Надеюсь, урок будет интересен и полезен в педагогической практике.

Уважаемые коллеги, перейдите по ссылке и скачайте полную версию урока. (Не смогла разместить здесь все материалы к уроку, поскольку объём папки превышвает допустимую норму.) 

Ссылка для скачивания с сайта нашей школы в разделе "Уроки" - http://trrosley.68edu.ru/metod_rabota.htm

Удачи в работе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_revizor.docx818.73 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: филиал МБОУ Токарёвской СОШ № 1 в с. Троицкий Росляй

Учитель: О.Н. Симонова

Класс: 8 «в» (14 обучающихся).

Предмет: литература.

Тема урока: «Нравственные уроки Н.В. Гоголя в пьесе  ”Ревизор’’».

Тип урока: итоговый.

Цели:  

  • формирование понимания, что литература помогает нравственному становлению человека;
  • развитие  умения выразительно читать и умения  сотрудничества (работа в парах);
  • воспитание интереса к драматургии на примере пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Оборудование:

  • Коровина В.Я. Литература. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Презентация.
  • Отрывки из художественного фильма «Ревизор»  (режиссёр М. Орлов, 1985 г.).
  • Композиция «Май. Звёздная ночь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
  • Эпиграф: «В  "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России ... все несправедливости … и ...посмеяться над всем...  Сквозь смех ...читатель услышал грусть...», - Н. В. Гоголь.
  • Материалы для работы в группах в конвертах:
  1. клей, портреты героев;
  2. карточки с репликами героев.

Методы:

  • воспитательное чтение;
  • беседа;
  • проблемный;
  • иллюстративный;
  • самостоятельная работа.

Ход урока:

СЛАЙД

Учитель. Здравствуйте. 

Сегодня в России возрождается такое понятие, как нравственность. Знаете ли вы значение данного слова?

Обратимся к токовому словарю Дмитрия Николаевича Ушакова. Прочитает информацию со слайда…

СЛАЙД

Нравственность – это совокупность норм, определяющих поведение человека.

Учитель. Какие человеческие качества, на ваш взгляд, можно отнести к нравственным?   (Ответы детей.)

СЛАЙД

Учитель. Человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, трудолюбие, верность, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали – все это можно отнести к нравственным качествам личности.

Можем ли мы назвать себя в полном смысле слова нравственными людьми? Вряд ли. Да, нам предстоит ещё многому научиться в жизни, чтобы стать лучше.

Помочь стать нравственными людьми призвана литература. На примере комедии «Ревизор» мы попробуем доказать это.

СЛАЙД

Тема: «Нравственные уроки Н.В. Гоголя в пьесе  ”Ревизор’’».

Прочитаем  эпиграф к уроку.

«В  "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России ... все несправедливости … и ...посмеяться над всем...  Сквозь смех ...читатель услышал грусть...» Н. В. Гоголь.

Как вы понимаете данное высказывание?  (Примерные ответы детей: комедия призвана смешить людей, но её главная цель – сквозь смех показать недостатки, пороки общества, чтобы мы стали лучше.)

Как мы знаем, комедия предназначена для театра. Театр для  Гоголя  - это нечто особенное. О нём он говорил:

СЛАЙД

«Театр - великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа читает живой полезный урок». 

В комедии «Ревизор» художественный мир Гоголя предстаёт оригинальным, целым, одушевлённым ясной нравственной позицией автора.

Впервые изучая произведение, мы зачастую знакомимся с новыми литературоведческими понятиями.  Обратите внимание на слайд.

СЛАЙД

 Прочитайте термины.

 Комедия, ремарка, режиссёр, ревизия, ревизор.

Их мы будем использовать сегодня на уроке, но, чтобы это сделать правильно,  необходимо  вспомнить значение терминов.  (Читают в тетрадях.)

Комедия

Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Ремарка

Пояснение автора к тексту пьесы (обычно в скобках), дающее указание об обстановке, игре артистов и т.п.

Режиссёр

Художественный руководитель театральной или кинематографической  постановки.

Ревизия

Обследование деятельности какого-нибудь учреждения или должностного лица с целью проверки правильности и законности действий.

Ревизор

Должностное лицо, которое производит ревизию.

Учитель. Сейчас мы обобщим и повторим информацию об истории создания,  постановке пьесы, мнениях о ней. Сначала ответим на вопросы.  Внимание на следующий слайд.  (Фронтальный опрос.)

СЛАЙД

 

№ п/п

Вопрос

Ответ

К какому роду литературы относится комедия?

Драма.

Где живут  драматические произведения?

«Драма живёт только на сцене», - утверждал  Н.В. Гоголь.

Кто подсказал сюжет Н.В. Гоголю для комедии?

А.С. Пушкин.

Где и в каком году состоялась премьера комедии «Ревизор»?

Премьера состоялась в Петербурге на сцене Александринского театра 19 апреля 1836 года.

Кому принадлежит данное высказывание о «Ревизоре»:

«…в действии… нет ничего безнравственного…. Условия искусства выдержаны, комик прав»?

П.А. Вяземский, журнал «Современник», 1836 г.

Кто автор данных слов:

«Это юная Россия во всей её наглости и цинизме… клевета в пяти действиях…»?

Ф.Ф. Вигель, 1836 г.

Что обличает драматург в комедии?  

Нравственные и социальные  пороки.

 Учитель. Что ж, мы вспомнили некоторые факты. А теперь попробуем восстановить композицию комедии.

СЛАЙД

Обратите внимание на экран. Этапы композиции расположены в беспорядке. Вначале восстановим последовательность построения пьесы. (Ответы детей.) А теперь вспомним, какие события соответствуют данным этапам. (Ответы детей.)

Выбор персонажей в «Ревизоре» обнаруживает стремление охватить максимально все стороны общественной жизни и управления. Тут и судопроизводство, и просвещение, и здравоохранение, и  почта,  и своего рода социальное обеспечение, и, конечно, полиция.  Такого  широкого  взгляда  на  официальную государственную  жизнь  русская  комедия  ещё  не знала. (Юрий Владимирович Манн)

Ну что ж, пришло время проверить, кто из вас самый внимательный.    

СЛАЙД

Угадайте героя. По фотографии героя фильма «Ревизор» назовите имя, отчество, фамилию и чин каждого персонажа. (Фронтальный опрос.)

А теперь предстоит более сложная работа, выполнять её надо в парах. (Учитель раздаёт рабочие листы и конверты.) Вы получили рабочие листы и конверты. Возьмите рабочий лист. Рассмотрите его. На каждом листе изображен портрет одного из героев комедии.

Возьмите конверт. В нём находятся реплики героев. Определите, какое высказывание  принадлежит вашему герою.  Будьте внимательны: в конверте есть лишние реплики; их вы положите по окончании работы в конверт.

  1. Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий

«…а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог» (Д. V, яв. 2)

 «…тридцать лет живу на службе…мошенников над мошенниками обманывал...» (Д. V, яв. 8)

«Смотри! не по чину берёшь!» (Д. I, явл.4)

  1. Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга

«Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия», «Скажите… где бы можно было, например,  в карты поиграть?», «Я везде, везде» (Д. III, явл.5 и 6)

«А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтём бы придавил его»

(Д. II, явл.8)  

  1. Аммос  Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья

«Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело»

(Д. I, явл.1)

«Я вот пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну.  Сам Соломон не разберёт, что в ней правда и что неправда»

(Д. I, явл.3)

  1. Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер

 

«Иное письмо с наслаждением прочтёшь …»,

«…смерть люблю узнать, что нового на свете» (Д. I, явл.1)

«Любопытство такое одолело…» (Д. V, явл.8)

               

  1. Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский, гододские помещики

«Когда вельможа говорит, чувствуешь страх» (Д. III, явл.2)

  1. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений

«… у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос» (Д. I, явл.3)

«Человек простой: если умрёт, так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет»

 (Д. I, явл.1)

  1. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ

«Всего боишься: всякий мешается,

всякому хочется показать, что он тоже умный человек» (Д. I, явл.1)

«Заговори со мною одним чином выше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завяз…»  (Д. IV, явл.1)

 Проверка по СЛАЙДАМ, ответы приклеиваются к рабочим листам.

Учитель. Скажите, можно ли данных героев назвать нравственными людьми, положительными героями комедии? Почему? (Каждый из них имеет нравственные пороки, совершил должностное преступление.)

Каких героев мы не назвали?  (Почтмейстера, жену, дочь городничего и других).

Перечисленные нами герои положительные или отрицательные? (Отрицательные.)

В комедии, по мнению самого автора, есть единственный  положительный герой (в этом заключалось новаторство Гоголя как драматурга). Назовите его. (Смех.) Смех автора не обличительный, а очищающий.

Музыкальная пауза

Учитель. XIX век не зря называют  Золотым  веком русской культуры. Он славен именами не только писателей, но и композиторов. Это Михаил Глинка, Александр Бородин, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Пётр Чайковский и другие. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Послушайте композицию «Май. Звёздная ночь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (1 минута).

Учитель:  Продолжаем наш разговор. Мы вспомнили многих персонажей комедии, но кто же из них главный герой? (Ответы детей.)

СЛАЙД

Сам Н.В. Гоголь считал Хлестакова центральным персонажем комедии. Белинский писал Гоголю: «Я понял, почему Вы Хлестакова считаете героем Вашей комедии, и понял, что он точно герой её». Соглашается с ним и Ю. Манн: «Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца».

Скажите, в чём же заключается роль Хлестакова в комедии? (С ним связаны мечты и страхи персонажей, которые открывают нам настоящий портрет общества, показанный в комедии.)

 Какие приёмы использует автор, кроме реплик самих героев, для обличения мира чиновников? (Ремарки, речи про себя и в сторону, комические ситуации.)  

СЛАЙД

Рассмотрим наше утверждение на примере внутреннего состояния городничего:

Ремарка

Речь про себя, в сторону

Говорит вслух

«Робея»

«Всё рассказали проклятые купцы»

«Извините, я право не виноват»

А теперь вспомним некоторые эпизоды из фильма режиссёра М. Орлова  «Ревизор» - это речи в сторону.  

СЛАЙД

Учитель. Приведём подобные примеры из учебника. Откроем страницу 318-319. Действие IV,  явление 5 (Хлестаков и Лука Лукич). Работаем с информацией по одному герою – Луке Лукичу. Найдите в тексте: 1 вариант -  реплики про себя и  в сторону, 2 вариант – ремарки, раскрывающие внутреннее состояние персонажа. (Самостоятельная работа.)

Прочитайте. (Ответы детей.) Какой же портрет Хлопова при помощи данных приёмов рисует нам автор? (Хлопов глуп и труслив.)

Пришло время вспомнить, как же открылась правда о Хлестакове, и что она открыла зрителю? (Ответы детей.)

Проверяем домашнее задание.

СЛАЙД

Выразительное чтение по ролям (действие V, явление 8 – стр. 346 - 349 до слов «Воротить, воротить его!»).

 

Учитель. Да,  в письме Хлестаков точно оценивает чиновников. Смеётся сцена - смеётся зрительный зал.  Знаменитая реплика городничего  «Чему смеётесь? – Над собою смеётесь!.. Эх вы!..»  обращена и к присутствующим на сцене, и к залу.

Очень большое значение Гоголь придавал немой сцене. Это было нововведение в драматургии XIX века. Каково же её значение?  

СЛАЙД

Сообщение 1-го обучающегося. Немая сцена открывает понимание пьесы. Автор подчёркивает изумление и потрясение, вызванное новостью о приезде настоящего ревизора. Она освобождает автора от необходимости описывать, что было после этого известия, что говорил каждый герой.

Гоголь хотел, чтобы зрители увидели в замерших актёрах своё «отражение» и поняли, что надо меняться, совершенствоваться.

Учитель. Каково же значение эпиграфа? Об этом нам расскажет…

СЛАЙД

Сообщение 2 –го обучающегося. Н.В. Гоголь неоднократно переделывал комедию, даже после её постановок в театре. Таким образом,  драматург совершенствовал своё детище на протяжении  нескольких лет, и только в 1842 году он подготовил  окончательную редакцию; в это время в комедии появляется эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». По-мнению некоторых исследователей,  значение эпиграфа в том, что Гоголь так ответил на негодование чиновной публики, более поздняя версия – зритель в комедии, как в зеркале, должен увидеть свои недостатки и стать лучше.

Учитель. Несомненно, Гоголь, обличая пороки общества, старается воспитывать в зрителе, читателе нравственные качества. Если мы, как в зеркале, увидели и свои недостатки – значит, есть надежда на то, что мы станем лучше, чище.

В 1846 году  Гоголь написал статью «Развязка “Ревизора”». Послушайте, пожалуйста, отрывок.

СЛАЙД

Сообщение 3-го обучающегося. «…Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется…Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце её».

Учитель. Назовите ключевые слова данного отрывка (ревизор – наша совесть).

Как вы думаете, актуален ли сегодня, интересен ли современному зрителю «Ревизор» и почему?  (Ответы детей.)  

Цель литературы – воспитывать читателя, а не унижать достоинство человека. Как известно, человек - это коктейль, в котором  есть и хорошие и отрицательные качества.  Этот коктейль мы готовим сами. Именно об этом и говорит нам литература. Она - наш путеводитель в мире нравственности и доброты.

Какими же мы станем? Это зависит от нас самих.

СЛАЙД

Обучающийся.

Когда услышишь ты однажды Слово,
Проверь, тебе созвучно ли оно?
Не всё, что для ушей свежо и ново,
Тебе годится, и тебе дано.
Не попадись на похвалу и лесть,
Хайяма помни, - он ведь знал немало:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!

Коль не найдёшь попутчика в дороге,
Иди один. Настанет срок, - найдёшь.
Но и с собой будь искренним и строгим,
Не допуская в сердце фальшь и ложь.

Учитель.  Надеюсь, вы сегодня извлекли полезный урок нравственности, который нам преподал неподражаемый классик  -  Н.В. Гоголь.

Спасибо за работу, ребята. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Путь к Гоголю" 9 кл

данная презентация может быть использована при изучении биографии Н.В.Гоголя...

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Викторина по пьесе "Ревизор"

Викторина по комедии "Ревизор"...

Урок литературы в 5 кл. Тема урока. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Ночь чудес и справедливости.

Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала....

«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни».

презентация для выступления в классных часах и родителських собраниях...

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...