Статья "Формирование представления о нравственности на основе устного народного творчества"
статья по литературе (9 класс) по теме

Михалченкова Надежда Николаевна

Статья содержит фольклорный материал, собранный учащимися: частушки, песни, загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представления о нравственности на основе устного народного творчества родного края.

                                                              В синеокую, деревянную,

                                                                        С пожелтевшей травой на лугу

                                                                          Я влюблён в мою Родину малую

                                                            И покинуть её не смогу!

                                                                                                     В. Шумилов

Наша школа расположена в российской глубинке в деревне с удивительно красивым названием – Дубровка. Легенд о происхождении названия нет, можно лишь предположить, что некогда на этом месте стояла дубрава. Люди, облюбовав его, назвали своё селение в честь дубов-великанов.

Живут здесь люди с удивительно доброй душой, отзывчивые на чужое горе и радость, трудолюбивые и весёлые. Эти качества, как нельзя лучше, раскрываются в песнях, частушках, преданиях, которые сочинил  народ. В очередной раз я сумела в этом убедиться, когда на уроках литературы мы с детьми занялись исследованием местного фольклора. Очень важно не только собрать этот материал, но использовать его на уроках и различных мероприятиях.

Мир фольклора богат и многообразен, он даёт нам представление о физической, нравственной и духовной красоте человека. Песни позволяют нам увидеть портрет прославляемого лица:

Да она личиком покрасивее, покрасивее,

           Да она беленьким побелее, побелее,

           Да у неё ясны очи пояснее, пояснее,

Да у неё чёрны брови-то почернее, почернее!

        Жених и невеста уподоблялись драгоценным камням:

                Золото с золотом свивалось да свивалось,

                Жемчуг с жемчугом сокатался да сокатался…

        Из песен мы понимаем, что не так-то просто было добиться желанной невесты:

                Да они семь коней истомили, истомили,

                Да и семеро полозьев истёрли, истёрли,

                Да они семеро подошв истоптали, истоптали…

        А при этом ещё приходилось выслушать насмешки, унижающие достоинства жениха:

Задумал Ванюшка жениться,

Привязал к жопе корытце.

Едет-едет посвищет,

Полное корытце надрищет.

Приехал жених, приехал,

Пойдёмте ж его поглядим.

(Имя) мы ему в загоны(жёны) не дадим.

Недоросток жених, недоросток,

С изгороды на коня садился,

Ай, не конь же это, а корова,

Не жених же это, а ворона.

Или

Немытько дружок, немытько,

Помойте его киселём,

Потрите его помялом,

Положите его под столом,

Накройте его корытом,

Зовите его немытым.

        Каким же терпением должен обладать жених и как сильно любить свою невесту, чтобы стерпеть такие насмешки в свой адрес.

        Песня лучше самой истории свидетельствует о внутреннем мире народа, является зеркалом его души. А то, что народ наш зорок, наблюдателен и поэтичен, свидетельствуют и собранные нами загадки. Предметом загадок народ сделал повседневные вещи:

                Дед бабу всю ночь держал, а на утро пустил. (Крючок и дверь)

                Четыре братца назад бородаты. (Ноги коня)

        Некоторые загадки отразили исчезнувшие предметы быта:

                Висо висит, хода ходит. (Люлька)

                Без рук без ног во все стороны гнётся. (Зыбка)

        Многие загадки вызывают улыбку, но насколько точно подмечены явления жизни:

                Бег заяц по бору до чужого двору. (Плохой мужик)

                Сухой Максим далёко ссыт. (пулемёт)

        Мудрые житейские пословицы до сих пор несут в себе поучительность, жизненную подсказку, убеждают нас в том, что человеческие ценности определены в далёком прошлом и актуальны сейчас:

                Руки золотые, да рот поганый.

                Тати не жнут, а погоды ждут.

Клади навоз густо, не будет в амбаре пусто.

        В основу своих нравственных представлений народ положил понятие о труде, без которого не мыслил жизни:

                Чего казак гладок – подъел дай на бок.

                Где бабы гладки, там нет воды в кадке.

        Искренность, азарт и озорство звучат в частушках, которые ребята собрали больше всего. Частушка всегда актуальна, современна и злободневна. Объект изображения частушек – яркие, характерные приметы жизни:

                У нас улочки прямые,

                Заулки косоватые,

                Нельзя по улочке пройти-

                Соседки зубоватые.

                Уточки-гагарочки

                Все плывут по парочке,

А я бедна сирота

                Брожу по полюшку одна.

        Частушка раскрывает мир интересов и переживаний. Прежде всего в них поётся о любви – о любви счастливой и несчастной, зарождающееся и исчезнувшей. В различны конфликтах влюблённых (измена, разлука, ссора и т.д.) проявляются сильные характеры:        

Скоро я хозяйкой стану

                У милого во дому-

                Будут ужинать садиться

                По приказу моему.

                На суку сидит ворона,

                Кормит воронёночка,

                У какой-нибудь разини

                Отобью милёночка.

        Герои частушек активно выступают против родительской власти, затрудняющей свободу выбора суженого-ряженого:

                За высокие хоромы,

                Тятенька не отдавай:

                Человек дороже золота-

                Человека выбирай!

                Занавесили окошки

                Тонким белым полотном,

Знать просватали подружку,

                Сидит плачет под окном.

        Уже нет в живых многих из тех, кто подарил нам радость приобщения к прошлому, но осталась добрая память о них, об их жизни, интересах и нравственных качествах. Для ребят, собиравших фольклор, - это ещё и опыт общения со старшим поколением, в котором оно так нуждается.

        Наша малая Родина – это маленький родничок. Но не из этих ли родничков и истоков складывается огромный мир нашей большой Родины? Очень важно, чтобы дети сами ответили на этот вопрос, кажущийся риторическим.

                

Учитель русского языка и литературы                  МБОУ Дубровская СОШ Демидовского района Смоленской области Михалченкова Надежда Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русское устное народное творчество как благодатный источник нравственного воспитания подростков».

  Думаю, что особенно это актуально для нас, воспитателей, работающих в сфере социальной службы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию (к вам и будет обращена моя статья). «...

Духовно-нравственное воспитание через кружок устного народного творчества «На завалинке».

В статье рассказывается о работе кружка устного народного творчества.Какие методы и приёмы применяются....

НОУ Тема работы :"Формирование здорового образа жизни на основе устного народного творчества"

Высокий уровень здоровья, долголетие людей - вот наиважнейшая цель любого общества, любого государства. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, споко...

«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

В статье приводится обоснование для включения в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с использванием фольклорного материала, что даёт возможность расширить образо...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...