«Русское устное народное творчество как благодатный источник нравственного воспитания подростков».
статья по теме
Думаю, что особенно это актуально для нас, воспитателей, работающих в сфере социальной службы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию (к вам и будет обращена моя статья). «Молодые люди, вступая во взрослую жизнь, и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые они усвоили в детстве, от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников»- говорит В.В.Путин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Русское устное народное творчество как благодатный источник нравственного воспитания подростков».
Вот и промелькнул первый месяц учебного года: уроки, задания, мероприятия, первые радости и трудности. В обучении и воспитании детей нет мелочей, эту истину знают все. Именно эта мысль стала основной в декабрьском Послании В.В.Путина: «Дети – не сорняки и не должны расти без воспитания взрослых».
Думаю, что особенно это актуально для нас, воспитателей, работающих в сфере социальной службы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию (к вам и будет обращена моя статья). «Молодые люди, вступая во взрослую жизнь, и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые они усвоили в детстве, от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников»- говорит В.В.Путин.
Поэтому мало накормить и обучить подростков, нужно заложить и развить в них зёрна нравственности, умение противостоять негативным явлениям, изжить дух иждивенчества и потребительства, воспитать человека-Созидателя.
Направлений деятельности много: это здоровьесберегающее, гражданско-патриотическое, социокультурное, экологическое, положительное отношение к труду и творческой деятельности, нравственное, духовное.
Я расскажу о своей работе по направлению «Русское устное народное творчество как благодатный источник нравственного воспитания подростков»
Воспитание любви к родному краю, культуре, к родной речи - важная задача, и нет необходимости это доказывать. Как велика, мудра, высоконравственна сила устного слова, что прошла через толщу лет путём передачи из уст в уста. Д.С.Лихачёв писал, что «вопрос о нравственной экологии не только пока не изучается, но даже не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека».Наши дети свели всё богатство русского языка к ежедневным жаргонизмам : «хавать», «жесть», «засада»,» «хомячить» и т. д. Кроме того, обоснованием для выбора моего направления стало то, что подростки имеют весьма поверхностные знания устного народного творчества, слабо развиты познавательные интересы, нет образности речи, не умеют правильно организовать свой досуг, поэтому я взяла для работы эту тему и поставила для её решения следующие задачи:
-приобщить детей к нравственным устоям культуры;
-помочь раскрыть смысл нравственных ценностей;
-выработать позицию непринятия жестокости, пошлости;
-дать твёрдые ориентиры добра;
-воспитать любовь и уважение к народу, к культуре, языку, святыням.
Нет области человеческого бытия, где не употреблялись бы пословицы. В.И.Даль называл их «цветом народного ума», М.А Шолохов «крылатой мудростью».Почему так живучи пословицы и поговорки?
Во-первых, они украшают нашу речь, делают её образной,. яркой, эмоциональной.
Во-вторых, в концентрированной форме выражают многовековую мудрость и опыт народа.
В-третьих, выражены они в форме пожеланий, суждений, советов с опорой на исторические события.
В-четвёртых, они освящают нравственную суть человека: добро и зло, правда и кривда, вера и безверие и т. д.
В-пятых, можно обучать в игровой форме без излишней назидательности.
Таким образом, пословицы выполняют общественно значимые функции:
_ институциональную (содержат правила и нормы поведения);
-социального контроля (воспитывают социально одобряемое поведение: хвалят, осуждают, высмеивают, одобряют);
-психологическую (своей многозначительностью утешают в жизненных ситуациях, обеспечивают психологическую защиту).
Что должны усвоить дети при изучении материала? Пословица - короткое законченное предложение, содержащее народную мудрость, часто бывает рифмованная. Поговорка-это устоявшееся словосочетание или фраза для придания окраски фактам, событиям, вещам
Как я строила работу по ознакомлению с малыми формами устного творчества? Имея большой стаж и опыт работы с «трудными» подростками (да ещё и возраст от 14 до 18), я знаю, что материал, который им интересен, соответствует их возрасту, не перегружает нервную систему, подаётся в интересной игровой форме, лучше усваивается и заинтересовывает детей. А я сама очень люблю и интересуюсь этим творчеством, а значит, смогу заинтересовать воспитанников. Я отобрала из разных источников самые интересные таблицы, схемы, конкурсные задания, игровые программы, задания, а некоторые придумала сама ( например, найди готовое слово или слова в названии города и государства например, г. Мелитополь «мел»и «тополь», ) оформила их в красивые конверты(их делали сами дети),сделала надписи заданий .Или же вырезала из цветной бумаги заготовки в форме кленовых листьев, написала на них пословицы, перед занятием разбрасываю их по полу, предлагаю детям собрать их, прочитать все. А одну из понравившихся пословиц произнести по памяти.
Особый интерес вызывает у воспитанников тема, близкая им по месту проживания с предварительной обзорной экскурсией, рассматриванием памятников архитектуры и старины. Очень хорошо, творчески подошли подростки при изучении темы о хлебе и проведении вечера «Хлеб – всему голова» по моему сценарию. Неоценимую помощь в работе оказывает книга собирателя пословиц В.И.Даля «Русские народные пословицы и поговорки»(составитель Ю.Г.Круглов, серия «библиотека словесника»),где материал распределён по разделам:
Жизнь - смерть,
Добро – зло,
Смелость-трусость.
Родина-чужбина и т д.
Чтобы воспитанникам легче было запоминать пословицы и поговорки, совместно с ними оформили красивый стенд под названием «Поговорка- цветочек, пословица – ягодка», кстати, рисунки для него были выполнены воспитанниками и, на мой взгляд, удачно. (Рисунок прилагается) А ещё мы совместно с детьми выпускали «МОЛНИИ» к ситуациям например,
Срочно! Срочно! ОЧЕНЬ СРОЧНО
ТРЕБУЕТСЯ ПЕРЕВОДЧИК
С РУССКОГО НА РУССКИЙ
и стенгазеты к праздникам и по моему направлению «Мудрое слово», «Масленица».
Примерный план работы на каждом занятии был таким:
-Ты и твоё имя (рассказ или зачитывание из книги)
-Скороговорки (вспомнить изученные и заучить новые)
-Вглубь пословицы (по разделам)
-Работа с загадкам(проходит всегда интересно)
-Работа по индивидуальным раздаточным карточкам.
Остановлюсь чуть подробнее на скороговорках и пословицах. Здесь очень большое поле для деятельности: давайте задания на смену логического ударения в них в каждом слове
Например: Терпенье и труд всё перетрут. Далее, пусть воспитанники произносят их по одному слову из текста по кругу, пусть отбивают ритм мячом от пола, пусть с завязанными глазами выберут себе карточку с пословицей для заучивания, предлагайте им самим выбрать номер страницы, с которой я прочитаю им пословицу для ознакомления, задание «Рассыпалась пословица»,где слова пословицы записаны вразброс, а нужно записать их правильно, находите другие варианты для работы. Хорошо себя зарекомендовали такие задания как «Найди слова-беглецы в пословицах»
Например:
Доброму ----хозяин рад.
У себя как хочешь, а ---- как велят.
Иди в гости ----,коли дома нет дела.
Что есть в ----,на стол мечи
Слова-беглецы(верни их на место):печи, гостях. смело, гостю.
А вот ещё задание: в предлагаемых поговорках так или иначе упоминается НОС, опознай их:
-выполнить во что бы то ни стало - ( кровь из носа )
-вмешиваться не в своё дело - ( не суй свой нос не в своё дело)
-быть ограниченным - ( не видеть дальше своего носа) и т. д.
Года полтора назад, я попробовала взять для работы такой серьёзный материал как ПРИТЧИ и сама была приятно удивлена, что он вызвал в сердцах подростков такой эмоциональный отклик, такое желание слушать и читать притчи, запоминать.
Это и «Сухая ветка», «Чёрная точка», «Полная банка» «Подводные колокола». «Кто чем богат» и множество других. Дети просили меня дать им для самостоятельного чтения мои книги с притчами. Но особую радость я испытала, когда один из воспитанников Витя В (Витя Виечелли после возвращения в семью), пришёл ко мне на работу и сказал, что пересказывал своим друзьям запомнившиеся притчи. Я спросила: «Неужели ты многие запомнил?» Он безупречно назвал их все и пересказал вкратце Похвально!
Для закрепления знаний использовала комплексные занятия(это не моё новшество, но оно также приносило свои плоды).После изучения темы мы рисовали по мотивам русских сказок, орнаменты в русском стиле, сказочные цветы, тематические газеты, участвовали в городских конкурсах на лучшее чучело Масленицы, Рождественские и Пасхальные поделки, в конкурсе на лучший рассказ «Дед Мороз. Он - настоящий» и др. Всё это помогало подросткам в самопознании, самораскрытии, в творческом самовыражении и повышении самооценки, а для них и для меня это немаловажно.
Время наших занятий было 35-40минут, но успевали сделать многое. И ещё, не хочу злоупотреблять вашим внимание и терпением, но упомяну о работе по индивидуальным раздаточным карточкам. У меня их много, отобран интересный материал, который можно использовать не только на занятии, но и во время досуга: шарады, таблицы, игровые задания ,схемы) Я вижу положительные результаты от своей работы и хочу сказать коллегам: «Загляните в ребячьи души, загляните вглубь жемчужин народной мудрости, смело берите этот благодатный материал для работы и увидите благодарные всходы от своего труда» Успехов вам, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании
Консультация для воспитателей...
Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании
Консультация для воспитателей...
Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"
Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...
Народная мудрость как источник нравственного воспитания
В дидактическом материале "Народная мудрость как источник нравственного воспитания"подобраны пословицы и поговорки русского народа.Их можно использовать на уроках русского языка в любом классе,где на ...
«Эффективное использование русских - народных игр в духовно-нравственном воспитании детей с нарушениями интеллекта»
Важность русских-народных игр в воспитании детей с ОВЗ...
Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"
проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...
П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...