Народная мудрость как источник нравственного воспитания
материал по русскому языку на тему

Тимченко Лариса Николаевна

В дидактическом материале "Народная мудрость как источник нравственного воспитания"подобраны пословицы и поговорки русского народа.
Их можно использовать на уроках русского языка в любом классе,где на уроке уместен материал воспитательно-нравственного значения.
Моральный аспект материала позволяет развивать речевой компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Народная мудрость как источник нравственного воспитания
      Для гармоничного развития современной личности очень важно приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое осуществляется через знакомство с древнейшими традиционными жанрами русского фольклора.
     Учителю всегда можно будет задать  вопрос «Какой поучительный смысл  содержат народные изречения?»
      Задания практического характера позволяют , используя  пословицы и поговорки, повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора
.

                                    Юмор

Наплевать на кровать, и на полу можно спать
Шутить шути, а людей не мути.
Как ни вертись собака, а хвост позади
Не так, чтобы так, и не очень-то очень
Говорят, что кур доят, а коровы яйца несут.
Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
Шути да осторожно, а то в беду попасть можно.
   Выразительно прочитайте пословицы. Докажите ,что русский народ всегда ценил юмор.
1.Объясните значение слов
человек с юмором, балагур.
2.Какие пунктуационные правила  можно проиллюстрировать представленными примерами?
                                           Смелость-трусость
Удастся- квас ,а не удастся- кислы щи.
Все на одну карту поставить.
Крут бережок, да рыбка хороша.
Из-за угла хоть шапкой накрой!
Не струшу, так отведу душу.
Это нам нипочем: закусывай калачом!
Сказал бы словечко  ,да волк недалечко
Пень топорища не боится
   Выразительно прочитайте предложения .Какая мысль их объединяет?.Надо ли быть смелым?
1.Составьте схемы предложений.
2.Подберите синонимы к словам
нипочем, струшу
             

                   Родная речь

От одного слова – да на век ссора

Умей сказать, умей и смолчать.
На всякого Егорку есть поговорка.
Скажешь курице, а она - всей улице.
Какая думка, такая и песня.

Нет сказки без правды.
Наговорил семь вёрст до небес и все – лесом.
    Выразительно прочитайте предложения .Каково ваше отношение к ним?
1.Объясните пунктограммы в данных предложениях.
2.Разберите по составу слова
смолчать, наговорил


                                        Прямота-лукавство

Кумушкины слезы на базаре дешевы.
Горько плачет ,а вприсядку пляшет.
Говорит направо, а глядит -налево.
На словах твоих хоть выспись.
В одно ухо влезет, в другое вылезет.
Понурая свинка глубок корень рвет.
Иной тем подсидит, что ловко смолчит.
Говорит прямо, а делает криво.
Кормит калачом, да в спину кирпичом.
   Выразительно прочитайте пословицы. Объясните значение слов
понурая, калач, кумушка. Часто  ли вы встречаете  данные качества  ?    Каково ваше отношение к ним?
1Составьте предложения со словами
похвальба, лукавство.
2.Объясните пунктограммы.

  •                                       Бережливость

    Бережливость лучше богатства. 

    Бережливость не скупость. 

    Бережливость — самый верный доход.

    Кто добра не бережет, того бедность стережет. 

    Кто не бережет копейки, у того и рубль не держится. 

    Один берегущий лучше ста приобретающих. 
    Поздно думать о бережливости, когда деньги истрачены. 
       Выразительно прочитайте предложения. Объясните значение слов
    бережливость, скупость.
    1.Объясните пунктограммы в данных предложениях.
    2Объясните орфограммы в данных предложениях.
       

                                Общество.
    В мире, что в море.

На миру и  смерть красна.

Мирская шея толста, все вынесет.

На весь мир не угодишь.

С миру по нитке   —  голому рубаха.

В мире жить — с миром жить.

От масс оторвешься — споткнешься.

    Выразительно прочитайте предложения .Каким должен быть человек в обществе?
1.Напишите сочинение-миниатюру «Качества, которые я ценю в людях и в себе»
2.Произведите разбор слов по составу:чистосердечный,человечность,добропорядочность,благодушие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

«Русское устное народное творчество как благодатный источник нравственного воспитания подростков».

  Думаю, что особенно это актуально для нас, воспитателей, работающих в сфере социальной службы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию (к вам и будет обращена моя статья). «...

Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"

проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...

Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников

Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеям...