Народная мудрость как источник нравственного воспитания
материал по русскому языку на тему
В дидактическом материале "Народная мудрость как источник нравственного воспитания"подобраны пословицы и поговорки русского народа.
Их можно использовать на уроках русского языка в любом классе,где на уроке уместен материал воспитательно-нравственного значения.
Моральный аспект материала позволяет развивать речевой компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная мудрость как источник нравственного воспитания
Для гармоничного развития современной личности очень важно приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое осуществляется через знакомство с древнейшими традиционными жанрами русского фольклора.
Учителю всегда можно будет задать вопрос «Какой поучительный смысл содержат народные изречения?»
Задания практического характера позволяют , используя пословицы и поговорки, повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора.
Юмор
Наплевать на кровать, и на полу можно спать
Шутить шути, а людей не мути.
Как ни вертись собака, а хвост позади
Не так, чтобы так, и не очень-то очень
Говорят, что кур доят, а коровы яйца несут.
Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
Шути да осторожно, а то в беду попасть можно.
Выразительно прочитайте пословицы. Докажите ,что русский народ всегда ценил юмор.
1.Объясните значение слов человек с юмором, балагур.
2.Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать представленными примерами?
Смелость-трусость
Удастся- квас ,а не удастся- кислы щи.
Все на одну карту поставить.
Крут бережок, да рыбка хороша.
Из-за угла хоть шапкой накрой!
Не струшу, так отведу душу.
Это нам нипочем: закусывай калачом!
Сказал бы словечко ,да волк недалечко
Пень топорища не боится
Выразительно прочитайте предложения .Какая мысль их объединяет?.Надо ли быть смелым?
1.Составьте схемы предложений.
2.Подберите синонимы к словам нипочем, струшу
Родная речь
От одного слова – да на век ссора
Умей сказать, умей и смолчать.
На всякого Егорку есть поговорка.
Скажешь курице, а она - всей улице.
Какая думка, такая и песня.
Нет сказки без правды.
Наговорил семь вёрст до небес и все – лесом.
Выразительно прочитайте предложения .Каково ваше отношение к ним?
1.Объясните пунктограммы в данных предложениях.
2.Разберите по составу слова смолчать, наговорил
Прямота-лукавство
Кумушкины слезы на базаре дешевы.
Горько плачет ,а вприсядку пляшет.
Говорит направо, а глядит -налево.
На словах твоих хоть выспись.
В одно ухо влезет, в другое вылезет.
Понурая свинка глубок корень рвет.
Иной тем подсидит, что ловко смолчит.
Говорит прямо, а делает криво.
Кормит калачом, да в спину кирпичом.
Выразительно прочитайте пословицы. Объясните значение слов понурая, калач, кумушка. Часто ли вы встречаете данные качества ? Каково ваше отношение к ним?
1Составьте предложения со словами похвальба, лукавство.
2.Объясните пунктограммы.
- Бережливость
Бережливость лучше богатства.
Бережливость не скупость.
Бережливость — самый верный доход.
Кто добра не бережет, того бедность стережет.
Кто не бережет копейки, у того и рубль не держится.
Один берегущий лучше ста приобретающих.
Поздно думать о бережливости, когда деньги истрачены.
Выразительно прочитайте предложения. Объясните значение слов бережливость, скупость.
1.Объясните пунктограммы в данных предложениях.
2Объясните орфограммы в данных предложениях.
Общество.
В мире, что в море.
На миру и смерть красна.
Мирская шея толста, все вынесет.
На весь мир не угодишь.
С миру по нитке — голому рубаха.
В мире жить — с миром жить.
От масс оторвешься — споткнешься.
Выразительно прочитайте предложения .Каким должен быть человек в обществе?
1.Напишите сочинение-миниатюру «Качества, которые я ценю в людях и в себе»
2.Произведите разбор слов по составу:чистосердечный,человечность,добропорядочность,благодушие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании
Консультация для воспитателей...
Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании
Консультация для воспитателей...
Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"
Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...
«Русское устное народное творчество как благодатный источник нравственного воспитания подростков».
Думаю, что особенно это актуально для нас, воспитателей, работающих в сфере социальной службы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию (к вам и будет обращена моя статья). «...
«Эффективное использование русских - народных игр в духовно-нравственном воспитании детей с нарушениями интеллекта»
Важность русских-народных игр в воспитании детей с ОВЗ...
Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"
проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...
Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников
Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеям...