Главные вкладки

    рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса
    рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

    Фазлова Наиля Исмаиловна

    Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 9_lit.docx72.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

    Протокол  №1

    от 29.08.2013

    Руководитель кафедры

     Агеева Г.Х.

    «Утверждаю»

    Директор МОУ «Лямбирская СОШ №1» Лямбирского муниципального района

    Мензуллин Ю.Б.

    Приказ № 64-д

    от 31 августа 2013 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Учебного курса

     « Литература.  9 класс»

    Базовый уровень.

                                  Составитель:

    учитель русского языка и литературы

    Фазлова Н.И.

    Лямбирь

                2013-2014учебный год

    Рецензия на рабочую программу по предмету «Литература» в 9 классе

    Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

    Структура документа

    Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

    Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

    В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

    Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

    Руководитель кафедры:

    Пояснительная записка

    Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

    Цели изучения учебного предмета

    Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
    • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
    • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

    Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

    Программа курса «Литература» 9 класс

    Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Общая характеристика учебного предмета

    Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

    Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

    Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

    В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

    Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

    Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

    Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

    Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

    В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Место предмета в базисном учебном плане

    Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на обязательное изучение литературы  в 9 классе отводится 102 ч . Требования к уровню подготовки обучающихся:

    В результате изучения литературы ученик должен знать:

    • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
    • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
    • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
    • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
    • основные теоретико-литературные понятия;

    уметь:

    • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
    • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
    • выявлять авторскую позицию;
    • выражать свое отношение к прочитанному;
    • сопоставлять литературные произведения;
    • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
    • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
    • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
    • владеть различными видами пересказа;
    • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
    • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
    • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

    Тематическое планирование

    по дисциплине «Литература» 9 класс

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Из них

    Уроки внеклассного чтения

    Уроки развития речи

    Контрольная  работа, ч.

    1

    Введение

    1

    2

    Из древнерусской литературы

    2

    3

    Из литературы XVIII века

    10

    1

    1

    4

    Из литературы XIX века

    54

    4

    7

    2

    5

    Литература XX века

    26

    1

    6

    Зарубежная литература

    7

    7

    Подведение итогов

    2

    Итого

    102

    6

    8

    2


    Содержание  дисциплины

    Введение 1ч

    Литература и ее роль в духовной жизни человека.

    Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

    Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

     ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 2ч

    Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

    «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

    Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

    ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА 10ч

    Характеристика русской литературы XVIII века.

    Гражданский пафос русского классицизма.

    Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

     «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

    Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

    Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

    «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

    «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

    Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

    Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

    Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

    Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

    ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА 54ч

    Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

    Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

    «Море». Романтический образ моря.

    «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

    «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

    Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

    Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

    «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

    Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

    Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

    «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

    (Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).

    Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

    «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

    Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

    Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

    Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

    Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

    «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

    Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

    «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

    Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

    Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

    «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

    Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

    Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

    Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

    Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

    Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

    «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

    Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

    Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

    Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

    «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

    Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

    Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

    «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

    Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

    Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

    «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

    Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

    «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

    «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

    Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

     Из поэзии XIX века

    Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

    Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

    ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА 26ч

    Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

    Из  русской  прозы   XX века

    Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

    Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

    Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

    Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

    Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

    Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

    Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

    Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

    Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

    Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

    Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

    Из русской  поэзии XX века

    Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

    Штрихи  к портретам

    Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

    «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

    Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

    «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

    Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

    «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

    Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

    Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

    «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

    Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

    Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

    Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

    «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

    Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

    «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

    Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

    Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

    Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

    ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  7ч

    Античная лирика

    Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

    «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

    Гораций. Слово о поэте.

    «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

    Данте Алигьери. Слово о поэте.

    «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

    Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

    «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

     (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

    Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

    Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

    «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

    «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

    Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

    Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

    Подведение итогов 2ч

    Календарно-тематический план

    9 класс

    Сроки проведения

    Тип урока

    Вид деятельности

    № урока

    Разделы, темы.

    План

    Факт

    Введение 1ч

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    1.1

    Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

    Из древнерусской литературы(2 часа).

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    2.1

    Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    2.2

    Художественные особенности «Слова…». Проблема авторства «Слова…»

    Из русской литературы 18 века (10 часов).

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.1

    Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.2

    М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление». Особенности содержания и формы произведения.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.3

    М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…» Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.4

    В.Ч.  Г.Р.Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.5

    Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.6

    А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.7

    Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.8

    Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.»Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.9

    «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    3.10

    Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

    Из русской литературы 19 века (54 часа).

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.1

    Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.2

    Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

    Исследование

    Чтение, анализ

    4.3

    В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.4

    В.Ч . К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Развитие представлений о лирическом герое.

    Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Понятие об элегии как романтическом жанре.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.5

    А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.6

    А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.7

    Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.8

    Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.9

    Р.Р.  Язык комедии Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.10

    Р.Р.  И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.11

    А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.12

    Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.13

    Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.14

    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу стихотворения.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.15

    Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.16

    В.Ч. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.17

    Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.18

    Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.19

    Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.20

    Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.21

    Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.22

    Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.23

    Р.Р.Подготовка к сочинению по роману Пушкина «Евгений Онегин».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.24

    Р.Р.Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.25

    В.Ч. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.26

    М.Ю Лермонтов. Жизнь и творчество.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.27

    Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно…»

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.28

    Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.29

    Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.30

    Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.31

    М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.32

     Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.33

    М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла»и «Максим Максимыч».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.34

    «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.35-4.36

    Печорин в системе мужских  образов романа. Дружба в жизни Печорина.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.37

    Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.38

     Р.Р. Подготовка к сочинению.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.39

    Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману«Герой нашего времени».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.40

    Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.41

    «Вечера…», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.42

    «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.43

    Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.44

    Образ города в поэме «Мёртвые души».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.45

    Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.46

    «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.47

    Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.48

     Поэма в оценках Белинского.

    Подготовка к сочинению.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.49

    Р.Р. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.50

    Ф.М. Достоевский « Белые ночи»

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.51

    А.Островский «Бедность – не порок»

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.52

    Л.Толстой «Юность»

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.53

    А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества в мире. Образ многолюдного города и его роль  в рассказе.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    4.54

    В.Ч. Беседа о стихах Некрасова, Тютчева, Фета. Их стихотворения разных жанров.

    Из русской литературы 20 века (26  часов).

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.1

    Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.2

    И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.3

    Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.4

    Русская поэзия Серебряного века. Обзорная лекция, художественное чтение, прослушивание фонозаписей.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.5

    А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей». Трагедия лирического героя в «страшном мире».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.6

    А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах…». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.7

    С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике с.Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…»

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.8

    Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано….», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.Есенина.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.9

    В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие ст. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.10

    М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.11

    Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце».Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность,  фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.12

    М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», и др. Особенности поэтики М.Цветаевой.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.13

    Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.14

    Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.15

    М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.16

    Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.17

    А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.18

    Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.19

    Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных…» Философская глубина лирики Пастернака.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.20

    А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.21

    А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки0. Мечта о преображении родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.22

    А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.23

    Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа-притчи.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.24

    Контрольная работа (зачётное занятие) по произведениям 2-й половины 19 и 20 веков.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.25

    В.Ч. Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 вв.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    5.26

    Зачётное занятие по русской литературе 20 века.

    Из зарубежной литературы (7  часов).

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    6.1

    Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    6.2

    Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    6.3

    Данте Алигьери. «Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    6.4

    У.Шекспир. «Гамлет» (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    6.5

    Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    6.6

    И.В.Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    6.7

    Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

    Итоговое занятие (2 часа).

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    7.1

    Литературная викторина.

    Лекция, беседа

    Чтение анализ

    7.2

    Рекомендации к летним каникулам.

    Материально-техническое обеспечение

    1.Литература: 9 класс: Фонохрестоматия

    2. Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.

             3. CD- диски «Кирилл и Мефодий» литература 9 класс.

    Учебно — методическое обеспечение

    1. Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
    2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2010
    3. Коровина В.Я., Забарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса

    Рабочая программа по литературе поможет  учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...

    рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 11 класса

    Рабочая программа по литературе составлена для преподавателей литературы, работающих в 11 классе....

    рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса

    Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...

    рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса

    Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...

    Рабочая программа по литературе В. Я. Коровина 7 класс 102 часа в неделю ФГОС

    Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии требованиями ФГОС. Предусматривает изучение литературы с нагрузкой 102 часа в год (3 часа в неделю). Содержит обширный теоретичес...

    Рабочая программа по литературе В.Я.Коровина 5 класс

    Рабочая программа составлена в соответсвии с требованиями ФГОС...

    Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 5 класс. ФГОС ООО

    Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения литературе и календарн...