рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Фазлова Наиля Исмаиловна

Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_lit.docx99.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

Протокол  №1 от 29.08.2013

Руководитель кафедры

Агеева Г.Х.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Лямбирская СОШ №1» Лямбирского муниципального  района

Мензуллин Ю.Б.

Приказ № 64-д

от 31 августа 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

 «Литература.10 класс»

Базовый уровень

                              Составитель:

учитель русского языка и литературы

Фазлова Н.И.

Лямбирь

                                                                                    2013-2014учебный год


Рецензия на рабочую программу по предмету «Литература» в 10 классе

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-с издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа по литературе для 10 класса сохраняет преемственность с рабочими программами для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональною и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или
    иному году и жанру.
  • Анализ   текста,   выявляющий   авторский   замысел   и   различные   средства   его
    воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
    раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
    мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
    литературных произведений.

Курс литературы в 10 классе общеобразовательной школы рассчитан на 102 учебных часов (3 часа в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, сод^ржзпие которой согласовано с содержанием примерной программы по литературе для средней школы. В рабочей программ выделено необходимое количество часов нл развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

Руководитель кафедры:

Пояснительная записка

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Цели изучения учебного процесса

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа курса «Литература» 10 класс

Рабочая программа по литературе для 10 класса сохраняет преемственность с рабочими программами для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Курс литературы в 10 классе общеобразовательной школы рассчитан на 102 учебных часа (3 часа в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для средней школы. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

Изучение литературы в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» в 10 классе являются следующие задачи:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на обязательное изучение литературы в 11 классе отводится 102 ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Развитие речи

Внеклассное чтение

, ч.

Самостоятельная работа, ч.

Контроль-ная работа, ч.

1

Введение

1

1

2

Русская литература XIX в. (первая половина)

16

13

1

2

3

Русская литература XIX в. (вторая половина)

80

71

4

4

1

4

Зарубежная литература

4

1

3

5

Подведение итогов

1

1

Итого

102

87

4

5

6

Содержание дисциплины (102 ч.)

Введение (1 ч.)

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века (16 ч.)

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 ч.)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.  

А. С. Пушкин (6 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Демон», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вольность».

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (5 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...».

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (3 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Повести «Невский проспект», «Портрет».

Образ Петербурга. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Классное сочинение (1 ч.)

Самостоятельные и контрольные работы

  • Классное сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века.

Тематика сочинений:

  • Мотив воспоминания в лирике А.С.Пушкина.
  • Почему Пушкин дал поэме «Медный всадник» подзаголовок «Петербургская повесть»?
  • Диалектика добра и зла в творчестве М.Ю.Лермонтова.
  • Образы Москвы и Петербурга в творчестве М.Ю.Лермонтова.
  • Гротеск и его роль в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя.
  • Пародия в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя.

Тематика рефератов

  • Проблема власти и самовластия в творчестве А.С.Пушкина.
  • Своеобразие изображения «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина.
  • Символика поэмы «Медный всадник».
  • Судьбы лирических жанров в лирике Лермонтова 1837-1841 годов.
  • Какова роль мотивов «конца света» в творчестве Гоголя?

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы первой половины XIX века;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.;
  • характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии;
  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.

Основные термины по разделу:

А.С.Пушкин

Классицизм, романтизм, реализм, лирика, элегия, послание, поэма, повесть, стихотворная повесть, трагедия, цикл.

М.Ю.Лермонтов

Романтизм, реализм, романтическая лирика, лирический герой, лирический монолог, элегия, романс, послание, автобиографизм, символика, романтический конфликт, цикл повестей, психологический роман, филосовский роман.

Н.В.Гоголь

Романтизм, реализм, фантастика, гротеск, цикл повестей, сатира, комическое.

Литература второй половины XIX века (80 ч.)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч.)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский (7 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».

Ф. И. Тютчев (3 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Природа – сфинкс…», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» .  

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет (3 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…».  

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Классное сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (1 ч.)

И. А. Гончаров (6 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

И. С. Тургенев (9 ч.)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

А. К. Толстой (2 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».  

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков (2 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор). 

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Н. А. Некрасов (7 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Еду ли ночью по улице темной».  

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

К. Хетагуров (1 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Ф. М. Достоевский (10 ч.)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Л. Н. Толстой (17 ч.)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

А. П. Чехов (9 ч.)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). 

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Попрыгунья».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.  

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Самостоятельные и контрольные работы

  • Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза».

Тематика сочинений:

  • Молодое поколение города Калинова (по драме «Гроза»).
  • Чем вызван и почему неизбежен конфликт между Кабанихой и Катериной?
  • Классное сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Тематика сочинений:

  • Природа как философская тема в лирике Ф.И.Тютчева.
  • Любовь в лирике Тютчева: стихийная сила и «поединок роковой».
  • Домашнее сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».

Тематика сочинений:

  • Роль художественной детали в романе «Обломов».
  • Место «Сна» Обломова в замысле и композиции романа «Обломов».
  • Смысл эпилога в романе «обломов».
  • Классное сочинение И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Тематика сочинений:

  • Проблема преемственности поколений в романе «Отцы и дети».
  • Базаров и его мнимые единомышленники.
  • Базаров перед лицом любви и смерти.
  • Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Тематика сочинений:

  • Образ «Музы» в лирике Н.А.Некрасова.
  • Мотив «рокового поединка» в любовной лирике Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова.
  • Типы народных праведников в лирике Н.А.Некрасова и поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  • Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тематика сочинений:

  • Проблема веры и безверия в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  • Проблема жертвенного поведения в романе «Преступление и наказание».
  • Семья в зеркале романа «Преступление и наказание».
  • Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Тематика сочинений:

  • Отечественная война 1812 года в судьбах героев романа «Война и мир».
  • «Мысль народная» в романе «Война и мир».
  • Человек и история в романе «Война и мир».
  • Домашнее сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Тематика сочинений:

  • Студент Иван Великопольский и студент Петя Трофимов – два образа молодого героя у Чехова.
  • Тема пошлости в рассказе «Ионыч».
  • Идея «прекрасного будущего» в пьесе Чехова «Вишневый сад».

Тематика рефератов

  • Тема поэтического вдохновения в лирике Фета.
  • Прошлое и настоящее России в сочинениях А.К.Толстого.
  • «Вещный мир» романов И.А.Гончарова.
  • Поэтика заглавий пьес А.Н.Островского.
  • Н.А.Некрасов и А.Я.Панаева.
  • И.С.Тургенев – поэт.
  • Метод «диалектики души» в романе «Война и мир».
  • Библейские мотивы в композиции романа «Преступление и наказание».
  • Приемы стилизации и пародирования в «Истории одного города».
  • Своеобразие лесковского сказа.
  • Русская деревня конца XIX века в изображении Чехова.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы второй половины XIX века;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.;
  • характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в.;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии;
  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.Н.Островского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, А.К.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Основные термины по разделу:

А.Н.Островский

Народная комедия, народная драма, общественная комедия, историческая хроника, речевой образ, амплуа, персонаж, внесценические персонажи, драматургический конфликт, комическое, «натуральная школа», славянофильство, гоголевское направление.

Ф.И.Тютчев

Художественный мир, мифопоэтическое творчество, антитезы: хаос и космос, гармония, философская лирика, философская ода, одический стиль, фрагмент, «денисьевский цикл», импровизация, диалогичность.

А.А.Фет

Романтизм, художественный мир, красота, лирический фрагмент, антологические стихотворения, импрессионизм.

И.А.Гончаров

Тип, типическое, роман воспитания, роман в романе, герой-«романтик», герой-«практик», герой-«мечтатель», герой-«деятель», реминисценция, аллюзия, антитеза, идиллический хронотоп, художественная деталь, символический подтекст, утопические мотивы, система образов.

И.С.Тургенев

Романтизм, реализм, западничество, либерал, очерк, очерковый цикл, нигилизм, «тургеневская девушка», стихотворение в прозе.

А.К.Толстой

Лирический герой, авторское (лирическое) «я», пародия, баллада, элегия, романс, песня, сатира, драма, драматическая трилогия, исторический роман.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Реалистическая сатира, историзм, цикл, фантастика, гротеск, фольклорные традиции, библейские мотивы.

Н.С.Лесков

«Лесковский человек», праведничество, герой-праведник, рассказчик, сказ.

Н.А.Некрасов

Романтическая ирония, сатира, «физиологический очерк», лирический герой, эпигонство, пародия, прозаизм, перепев, многоголосье, интонация, сказ, эпопея.

Ф.М.Достоевский

Реализм, «натуральная школа», герой-идеолог, фантастика, психологизм, диалогичность, полифонизм, идеологический роман, символ, «маленький человек».

Л.Н.Толстой

Реализм, «диалектика души», психологизм, рассказ, роман-эпопея, художественный мир, аскетизм.

А.П.Чехов

Анекдот, юмор, герой-двойник, импрессионизм, комедия, комический эффект, пейзаж настроения, психологическая драма, психологический подтекст, «футлярное» сознание.

Зарубежная литература (4 ч.)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (1 ч.)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан (1 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье».

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (1 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (1 ч.)

Жизнь и творчество.

Стихотворение «Пьяный корабль».

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу  художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя зарубежной литературы;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведении зарубежной литературы;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений зарубежной литературы;
  • характеризовать героя зарубежной литературы;
  • выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
  • сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.

Основные термины по разделу:

Символизм, сюжет, новелла.

Подведение итогов (1 ч.)

Нравственные уроки русской литературы XIX века


                                                   Календарно-тематический план

10 класс

Срок проведения

Тип

урока

Вид  деятельности

№ п/п

Наименование разделов и тем

План

Факт

Введение (1ч)

лекция

конспектирование

1.1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

Русская литература XIX в. (первая половина)(16ч)

лекция

конспектирование

2.1

Обзор русской литературы первой половины XIX

лекция

сообщения

2.2

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор)

практикум

Чтение

анализ

2.3

А.С.Пушкин. «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

практикум

Чтение

анализ

2.4

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Поэт»,  «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

практикум

Чтение

анализ

2.5

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»

практикум

Чтение

анализ

2.6

Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Элегия», «...Вновь я посетил...», «Пора, мой друг, пора!.»

практикум

исследование

2.7

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме

Лекция

практикум

Сообщения

Чтение

анализ

2.8

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто, пестрою толпою окружен...»

практикум

исследование

2.9

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва»

практикум

Чтение

анализ

2.10

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. «Валерик», «Сон»

практикум

Чтение

анализ

2.11

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»

практикум

Чтение

анализ

2.12

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. «Мой демон», «К***»

Лекция практикум

Сообщения

осмысление

2.13

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. «Петербургские повести» (обзор)

практикум

исследование

2.14

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

практикум

анализ

2.15

Н.В.Гоголь. «Портрет». Судьба художника

Урок развития речи

Составление текста

2.16

Р.Р. Классное сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века

Русская литература XIX в. (вторая половина) (80ч)

лекция

конспектирование

3.1

Обзор русской литературы второй половины XIX века

Лекция

беседа

сообщения

3.2

А. Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя

практикум

Чтение

осмысление

3.3

Драма «Гроза». История создания. Смысл названия

практикум

исследование

3.4

Драма «Гроза». Своеобразие конфликта

практикум

анализ

3.5

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

практикум

Характеристика героя

3.6

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

практикум

Работа с критической литературой

3.7

Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

Урок развития речи

Составление текста

3.8

Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Н. Островского

 «Гроза»

практикум

Сообщения

Чтение

анализ

3.9

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа – сфинкс...»

практикум

Чтение

анализ

3.10

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»

практикум

Чтение

анализ

3.11

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» , «Последняя любовь»

практикум

Чтение

анализ

3.12

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь»

практикум

Чтение

анализ

3.13

Философская проблематика лирики А.А.Фета. «Одним толчком согнать ладью живую…»,  «Заря прощается с землею...»

практикум

Чтение

анализ

3.14

Любовная лирика А.А.Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще одно забывчивое слово»

Урок развития речи

Составление текста

3.15

Классное сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

лекция

Сообщения

осмысление

3.16

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. История создания и особенности композиции романа «Обломов»

практикум

Чтение

анализ

3.17

Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении

практикум

Исследование

Сравнительная характеристика

3.18

Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц

практикум

Сравнительная характеристика

3.19

Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

практикум

исследование

3.20

Роль пейзажа, портрета и художественной детали в романе

практикум

Работа с критической литературой

3.21

Роман «Обломов» в русской критике, Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов»

лекция

Сообщения

осмысление

3.22

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

лекция

Сообщения

осмысление

3.23

И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

практикум

Осмысление

анализ

3.24

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

практикум

Осмысление

анализ

3.25

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

практикум

Осмысление

анализ

3.26

«Вечная» тема в романе (природа, любовь, искусство)

практикум

Осмысление

анализ

3.27

Смысл финала романа «Отцы и дети»

практикум

исследование

3.28

Базаров в ряду других образов русской литературы

практикум

Работа с критической литературой

3.29

Полемика вокруг романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Урок развития речи

Создание текста

3.30

Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Лекция

практикум

Сообщения

Чтение

анализ

3.31

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения»

практикум

исследование

3.32

Взгляд на русскую историю в произведениях А.К.Толстого. «Государь ты наш батюшка...»

лекция

Сообщения

анализ

3.33

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

практикум

Чтение

анализ

3.34

Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра

лекция

Сообщения

3.35

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. «История одного города» (обзор)

практикум

осмысление

3.36

Тема народа и власти. Смысл финала «Истории одного города».

лекция

Сообщения

3.37

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа в лирике. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...»,

практикум

Чтение

анализ

3.38

Н.А.Некрасов о поэтическом труде. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и Гражданин», «О Муза! Я у двери гроба...», «Блажен незлобивый поэт...»

практикум

Чтение

анализ

3.39

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Внимая ужасам войны...»

лекция

Сообщения

3.40

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

практикум

исследование

3.41

Русская жизнь в изображении Н.А.Некрасова

практикум

Чтение

анализ

3.42

Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме

практикум

исследование

3.43

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к домашнему сочинению

практикум

Сообщения

анализ

3.44

К.Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Близость творчества К.Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова

лекция

Сообщения

анализ

3.45

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. Замысел романа «Преступление и наказание» и его воплощение

практикум

Чтение

анализ

3.46

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

практикум

Чтение

анализ

3.47

Образы униженных и оскорбленных в романе «Преступление и наказание»

практикум

исследование

3.48

Теория Раскольникова. Истоки его бунта

практикум

Характеристика героя

3.49

Раскольников и его двойники

практикум

Характеристика героя

3.50

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора

практикум

исследование

3.51

Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения

практикум

исследование

3.52

Роль внутренних монологов и снов героев в романе

практикум

исследование

3.53

Роль эпилога в романе «Преступление и наказание»

Урок

 развития речи

Создание текста

3.54

Классное сочинение по роману «Преступление и наказание»

лекция

сообщения

3.55

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Духовные искания

практикум

исследование

3.56

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

практикум

исследование

3.57

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра

практикум

исследование

3.58

Система образов в романе и нравственная концепция Л.Н.Толстого

практикум

Характеристика героя

3.59

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

практикум

Характеристика героя

3.60

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

практикум

Характеристика героя

3.61

Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни»

практикум

Характеристика героя

3.62

Семья Ростовых и семья Болконских

практикум

Характеристика героя

3.63

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Л.Н.Толстого

практикум

исследование

3.64

Тема войны в романе «Война и мир». Толстовская философия истории

практикум

исследование

3.65

Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа

практикум

исследование

3.66

Русский солдат в изображении Л.Н.Толстого. Проблема национального характера

практикум

Характеристика героя

3.67

Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса

практикум

исследование

3.68

Проблема истинного и ложного героизма

практикум

исследование

3.69

Приемы изображения душевного мира героев. Роль портрета пейзажа и монологов

практикум

исследование

3.70

Смысл названия и поэтика романа-эпопеи

Урок развития речи

Урок развития речи

3.71

Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

лекция

Сообщения

анализ

3.72

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80–90-х годов. «Студент», «Человек в футляре»

практикум

Чтение

анализ

3.73

Проблематика и поэтика рассказов. «Дом с мезонином», «Палата №6»

практикум

Чтение

анализ

3.74

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

практикум

Чтение

анализ

3.75

Тема любви в чеховской прозе. «Дама с собачкой», «Попрыгунья»

практикум

Чтение

анализ

3.76

Особенности драматургии А.П.Чехова. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов

практикум

Характеристика героя

3.77

Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта

практикум

исследование

3.78

Тема настоящего и будущего России в пьесе. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани

практикум

исследование

3.79

Смысл финала. Символический подтекст пьесы

Урок развития речи

Урок развития речи

3.80

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П.Чехова

Зарубежная литература(4ч)

лекция

сообщения

4.1

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Лекция

практикум

Сообщения

Чтение

анализ

4.2

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Мастерство психологического анализа

Лекция

практикум

Сообщения

Чтение

анализ

4.3

Г.Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом». Социальная и нравственная проблематика произведения

Лекция

практикум

Сообщения

Чтение

анализ

4.4

А.Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Символические образы

Подведение итогов(1ч)

лекция

конспектирование

5.1

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В. Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2006.

2. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. / под ред. В. И. Коровина. – М.: Просвещение, 2007.

II. Литература для учителя

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по Русской литературе XIX века. 10 класс. 1 полугодие. – М.: ВАКО, 2002.
  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по Русской литературе XIX века. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2002.
  3. Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания по литературе: 10-11 класс (Готовимся к ЕГЭ) – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Миронова Н. А. Тесты по литературе: 10 класс: к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература XIX века. В 2 ч. 10-й класс»: 10 класс.  – М.: Экзамен, 2007.
  6. Фадеева Т. М. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература XIX века. В 2 ч. 10-й класс»: 10 класс. – М.: Экзамен, 2005.

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по литературе. URL:  http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc (дата обращения: 06.08.10).

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования. Литература. Базовый уровень. URL:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-s.doc  (дата обращения: 06.08.10).

3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В. Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2006.

4. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. / под ред. В. И. Коровина. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса

Рабочая программа по литературе поможет  учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 11 класса

Рабочая программа по литературе составлена для преподавателей литературы, работающих в 11 классе....

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса

Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...

Рабочая программа по литературе В. Я. Коровина 7 класс 102 часа в неделю ФГОС

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии требованиями ФГОС. Предусматривает изучение литературы с нагрузкой 102 часа в год (3 часа в неделю). Содержит обширный теоретичес...

Рабочая программа по литературе В.Я.Коровина 5 класс

Рабочая программа составлена в соответсвии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровина , 2019 год с изменениями

новая программа по литературе , Издательчтво "Просвещение", 2014, 2019 год...