рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа по литературе составлена для преподавателей литературы, работающих в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_lit.doc | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на «Утверждаю»
заседании кафедры Директор МОУ
гуманитарных дисциплин. «Лямбирская СОШ №1»
Протокол №1 от 29.08.2013 Мензуллин Ю.Б._________
Руководитель кафедры Приказ № 64-д
Агеева Г.Х.__________ от 31 августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Литература 11 класс»
Базовый уровень
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
Фазлова Н.И.
Лямбирь
2013-2014 учебный год
Рецензия на рабочую программу по предмету «Литература» в 11 классе
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-с издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа по литературе для 11 класса сохраняет преемственность с рабочими программами для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональною и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или
иному году и жанру. - Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. - Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения. - Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения оппонента. - Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.
Курс литературы в 11 классе общеобразовательной школы рассчитан на 102 учебных часов (3 часа в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, сод^ржзпие которой согласовано с содержанием примерной программы по литературе для средней школы. В рабочей программ выделено необходимое количество часов нл развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.
Руководитель кафедры:
- Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Цели изучения учебного предмета
Изучение литературы в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Программа курса «Литература» 11 класс
Рабочая программа по литературе для 11 класса сохраняет преемственность с рабочими программами для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Курс литературы в 11 классе общеобразовательной школы рассчитан на 105 учебных часов (3 часа в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для средней школы. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" в 10 классе являются следующие задачи:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на обязательное изучение литературы в 11 классе отводится 102 ч .
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.
Устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) – главы, несколько глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.
Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.
Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.
Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).
Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.
Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.
Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки. Поговорки, эссе, очерка – на выбор). Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художественника-иллюстратора.
- Тематическое планирование
- 11 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||||||
Теорети-ческое обучение, ч. | Развитие речи | Внеклассное чтение, ч. | |||||||||
Самостоятельная работа, ч. | Контроль-ная работа, ч. | ||||||||||
1 | Введение | 2 | |||||||||
2 | Литература начала XX века | 35 | 1 | 1 | 2 | ||||||
3 | Литература 20-х годов XX века | 8 | 1 | ||||||||
4 | Литература 30-х годов XX века | 29 | 2 | 2 | 4 | ||||||
5 | Литература периода Великой Отечественной войны | 5 | 2 | ||||||||
6 | Литература 50-90-х годов | 16 | 1 | 1 | 2 | ||||||
7 | Из литературы народов России | 1 | |||||||||
8 | Литература конца XX начала XXI века | 2 | |||||||||
9 | Из зарубежной литературы | 4 | |||||||||
Итого | 102 | 5 | 4 | 10 |
Содержание дисциплины
Введение 2 ч.
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекло развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединило разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» (возможен выбор других пяти стихотворений).
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Сны Чанга».
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя. Рассказ (Углубление представлений).
Примерные темы исследовательских работ
«Вечное» и «Вещное» в изображении Ивана Бунина (на материале рассказа «Господин из Сан-Франциско»).
Предметная детализация и символика в рассказах И. Бунина (на материале 2-3 рассказов).
Образ повествователя в произведениях Бунина.
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество (обзор).
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (Одно из произведений по выбору).
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (Углубление представлений).
Примерные темы исследовательских работ
Традиции Л. Толстого в прозе А. Куприна.
Автор и герой в произведениях Куприна.
Любовь как возрождение души в повестях «Гранатовый браслет» и «Поединок».
Русская армия а произведениях Куприна («Поединок», «Юнкера»).
Леонид Николаевич Андреев. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Иуда Искариот».
Примерные темы исследовательских работ
Пьеса Л. Андреева «Царь голод» как явление театра символизма.
Художественное своеобразие прозы Л. Андреева (на материале одного из рассказов).
Максим Горький. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль».
«На дне».
Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет жизни («О том, как я учился писать» и др.).
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). Жанр литературного портрета. Публицистика (Углубление понятия).
Примерные темы исследовательских работ
Новый тип романтического героя в ранних рассказах М. Горького.
«Правда» и «вера» в пьесе М. Горького «На дне».
Новаторство автобиографических повестей М. Горького.
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А Белый, А Блок, Вяч. Иванов.
Валерий Яковлевич Брюсов.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны», «Городу», «Хвала человеку».
Константин Дмитриевич Бальмонт.
«Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник», «Злые чары», «Жар-птица».
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев).
«Петербург», «Золото в лазури», «Пепел», «Урна».
Акмеизм
М. Кузьмин, Н. Гумилев, С. Городецкий, А Блок.
Николай Степанович Гумилев.
Стихотворения: «Жираф», «Озер Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай».
Футуризм
Игорь Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский, Б. пастернак, Н. Асеев.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны».
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»(из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».
«Вхожу я в темные храмы…», «фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Когда вы стоите на моем пути…», «Скифы».
«Стихи о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать».
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представления).
Примерные темы исследовательских работ
Сквозные образы-символы в стихах Блока.
«Блок – трагический тенор эпохи…» (А. Ахматова).
Соловьиный сад – соблазн или образ счастья?
Цвет и звук в поэзии А. Блока.
Мотив пути в поэзии А. Блока.
Жанровое своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать».
Развитие образа России в поэзии А. Блока (от стихов «Осенняя воля» и «Русь» до цикла «Родина»).
Новокрестьянская поэзия. (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев.
Стихотворения «Рожество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа…».
Сергей Алексеевич Есенин.
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская».
«Сорокуст», «Я покинул родимый дом…», «Возвращение на родину», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…».
«Ключи Марии», «Персидские мотивы».
Поэма «Анна Снегина».
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубления понятия). Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения (углубления понятия).
Примерные темы исследовательских работ
Символика цвета в пейзажной лирике С. Есенина.
Дорога жизни в трех шедеврах русской лирики» М. Лермонтов «Выхожу один я а дорогу…»; А. Блок «Осенняя воля»; С Есенин «Устал я жить в родном краю…».
«Анна Снегина» и «Евгений Онегин».
Легенда о Великом мятежнике в интерпретации Пушкина («Капитанская дочка») и Есенина (драматическая поэма «Пугачев»).
Образы Русской природы в поэзии А. Блока и С. Есенина.
Литература 20-х годов XX века
А. Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.
В. Хлебников.
«Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Конармия» И Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А Фадеева.
«Плачи» А. Ремизова, «Чапаев» Д. Фурманова.
«Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Ностальгия» Тэффи.
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».
«Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Псьмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Поэма «Облако в штанах».
Теория литературы. Футуризм (Развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Примерные темы исследовательских работ
Лирический герой раннего Маяковского.
Образы души и сердца в поэзии Маяковского.
Любовная лирика Маяковского («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Про это», «Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой»).
Гипербола в поэтических произведениях Маяковского как средство сатирического обличения.
«Корявый говор миллионов» и библейская лексика в поэтике Маяковского (лексический анализ дореволюционных произведения поэта).
Исаак Эммануилович Бабель.
Рассказы из сборника «Конармия».
Теория литературы. Новелла как жанр повествовательной литературы (развитие понятия). Сказ как форма повествования (углубление понятия). Цикл рассказов.
Евгений Иванович Замятин.
«Мы» - роман-антиутопия.
Теория литературы. Антиутопия в художественной литературе. Внутренний монолог (закрепление понятия).
Литература 30-з годов. (Обзор)
А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, О. Мандельштам.
Б. Корнилов, П. Васильев, М. Исаковский, А. Прокофьев, Я. Смеляков, Б. Ручьев, М. Светлов, А. Твардовский, И. Сельвинский, А. Толстой, Ю. Тынянов, Дм. Кедрин, К. Симонов, Л. Мартынов.
Литература «Потерянного поколения» как явление культуры XX века. (Обзор)
Э. М. Ремарк, Б. Брехт, Э. Хемингуэй.
Михаил Афанасьевич Булгаков.
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Примерные темы исследовательских работ
Мастерство Булгакова-драматурга (сопоставительный анализ романа «Белая гвардия» и пьесы «дни Турбиных»).
Художественное время и художественное пространство в романе «Мастер и Маргарита».
Изображение Москвы и Ершалаима в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Булгаков в трактовке современного театра (анализ театральных постановок по произведениям писателя).
Андрей Платонович Платонов.
Повесть «Котлован».
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Примерные темы исследовательских работ
«Знаки покинутого детства» в рассказах Платонова «Фро», «Возвращение», «Семен».
Особенности композиции романа Платонова «Чевенгур».
Мотив дорог в прозе Андрея Платонова.
Анна Андреевна Ахматова.
Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».
«Я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет».
«Пушкинские штудии».
Поэма «Реквием».
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Примерные темы исследовательских работ
Образ Петербурга в поэзии Ахматовой.
Психологизм лирики Ахматовой (на примере 2-3 стихотворений).
Образ Родины в лирике Ахматовой.
«Реквием» - поэма или лирический цикл? (особенности композиции произведения.)
Пушкин в исследованиях Ахматовой.
Осип Эмильевич Мандельштам.
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
«Айя-София», «Silentium», «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны…».
Теория литературы. Импрессионизм (Развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Примерные темы исследовательских работ
Античность и Возрождение в поэзии Мандельштама.
История и современность в лирике Мандельштама.
Проблема «художник и власть» в поэзии Мандельштама.
Марина Ивановна Цветаева.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…».
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».
«Мой Пушкин».
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия).
Примерные темы исследовательских работ
Тема России в поэзии Марины Цветаевой.
Фольклорные истоки поэзии Марины Цветаевой.
Иосиф Бродский о Марине Цветаевой.
Проза Марины Цветаевой (мемуарные очерки о Валерии Брюсове, Андрее Белом, Осипе Мандельштаме, Максимилиане Волошине, Владимире Маяковском и Борисе Пастернаке).
Николай Алексеевич Заболоцкий.
Стихотворения: «Ночной сад», «Метаморфозы», «Некрасивая девочка».
«Столбцы».
«Слово о полку Игореве» в переложении поэта.
Теория литературы. Эволюция стиля поэта.
Владимир Владимирович Набоков.
Роман «Машенька».
Михаил Александрович Шолохов.
«Тихий Дон».
«Донские рассказы».
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (Развитие представлений).
Примерные темы исследовательских работ
Психологизм романа Шолохова «Тихий Дон».
Изображение казачества в романе-эпопее М. Шолохова.
Художественная функция пейзажа в «Донских рассказах».
Женские образы в романе-эпопее М. Шолохова.
Поэтизация народного быта в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
А. Ахматова, Б. Пастернак, Н. Тихонов, М. Исаковский, А. сурков, А. Прокофьев, К. Симонов, О. Берггольц, Дм. Кедрин, А. Фатьянов, М. Алигер, В. Инбер, П. Антокольский, А. Толстой, М. Шолохов, К. Паустовский, Б. Горбатов, А. Платонов, В. Гроссман, Л. Леонов, Е. Шварц.
Литература 50—90-х годов XX века. (Обзор)
Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев.
Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко.
В, Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов.
Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Маканин.
С. Залыгин, В. Белов, В Астафьев, Б. Можаев, Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Куприн.
А. Арбузов, А. Володин, В. Розов, А. Вампилов.
В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин.
А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Б Окуджава, Ю. Ким.
Александр Трифонович Твардовский.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».
«В тот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти Гагарина».
Поэма «По праву памяти».
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия).
Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».
«Марбург», «Лето», «Быть знаменитым некрасиво…».
Роман «Доктор Живаго».
Примерные темы исследовательских работ
Человек и природа в стихах лирического цикла Пастернака «Когда разгуляется».
Своеобразие композиции романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Портреты современников в прозе Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын.
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Рассказ «Матренин двор».
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Примерные темы исследовательских работ
Нравственная публицистика А. Солженицына («Бодался теленок с дубом», «Как нам обустроить Россию» и т. д.).
Традиции русской классики в прозе А. Солженицына.
Варлам Тихонович Шаламов.
Рассказы «На представку», «Сентенция».
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представления). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов.
Стихотворения «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны
.Валентин Григорьевич Распутин.
«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
Иосиф Александрович Бродский.
Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава.
Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…».
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов.
Повесть «Обмен».
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия)
Александр Валентинович Вампилов.
Пьеса «Утиная охота».
Из литературы народов России
Мустай Карим.
Стихотворения «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим скарб и одежду…», «Птиц выпускаю».
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX—начала XXI века
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевич, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу.
«Дом, где разбиваются сердца», «Пиггмалион».
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот.
«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».
Федерико Гарсиа Лорка.
«Песни», «Цыганское романсеро», «Поэма о канте хондо».
Эрнест Миллер Хемингуэй.
«И восходит солнце», «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море».
Эрих Мария Ремарк.
«Три товарища».
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия)
- Календарно-тематический план
11 класс
Срок проведения | Тип урока | Вид деятельности | № п/п
| Наименование разделов и тем | |
План | Факт | ||||
Введение (2ч) | |||||
Лекция | Конспектирование | 1.1 | Россия рубежа веков. Историко-культурная ситуация. | ||
Лекция | Конспектирование | 1.2 | Русская литература рубежа веков. Лекция | ||
Литература начала XX века (35ч) | |||||
Практикум | Чтение анализ | 2.1 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.2 | Пейзажная лирика Бунина. | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.3 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.4 | Рассказы Бунина о любви. | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.5 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество | ||
Лекция, практикум | Чтение анализ | 2.6 | Любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». | ||
Урок развития речи | Составление текста | 2.7 | Р.Р. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет». | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.8 | М. Горький. Очерк жизни и творчества. Публицистика. | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.9 | Горький «Несвоевременные мысли». | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.10 | Рассказы Горького. Рассказ «Старуха Изергиль». | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.11 | Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне». | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.12 | Роль Луки в драме «На дне». | ||
Практикум | Анализ | 2.13 | Вопрос о правде в драме Горького «На дне». | ||
Практикум | Сообщения | 2.14 | Вн.чт. Публицистика Горького, Блока, Луначарского. | ||
2.15 2.16 | Лекция. Серебряный век русской поэзии. | ||||
Практикум | Чтение анализ | 2.17 | «Старшие символисты»: Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт,, Сологуб | ||
Лекция беседа | Сообщения | 2.18 | В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». | ||
Практикум | Чтение осмысление | 2.18 | К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Стихи. | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.19 | Путешествие « за золотым руном» Андрея Белого. | ||
Практикум | Анализ | 2.20 | Мир образов Николая Гумилева. Акмеизм. | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.21 | Футуризм. «Эгофутуризм» Игоря Северянина | ||
Практикум | Работа с критической литературой | 2.22 | Творческие индивидуальности Серебряного века. | ||
Урок развития речи | Составление текста | 2.23 | Р.Р. Мой любимый поэт Серебряного века. | ||
Практикум | Сообщения Чтение анализ | 2.24 | А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.25 | Стихотворения Блока « Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица…», «Река раскинулась…». | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.26 | Тема Родины в творчестве Блока. Стихотворения «Россия», «На железной дороге» и др. | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.27 | Циклы стихов Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.28 | Поэма Блока «Двенадцать». | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.29 | Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева. | ||
Урок развития речи | Чтение анализ | 2.30 | Вн.чт. Поэзия Клычкова, Орешина. | ||
Лекция | Сообщения, осмысление | 2.31 | Сергей Есенин как национальный поэт. | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.32 | Любовная лирика Есенина. Стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя Шаган!», «Не жалею, не зову…», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери»… | ||
Практикум | Исследование Сравнительная характеристика | 2.33 | Россия как главная тема творчества. Стихотворения «Гой ты, Русь…», «Русь советская», «Сорокоуст» | ||
Практикум | Сравнительная характеристика | 2.34 | Стихотворения «Я покинул родимый дом», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший..» | ||
Практикум | Чтение анализ | 2.35 | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». | ||
Литература 20-х годов XX века.(8ч) | |||||
Практикум | Чтение анализ | 3.1 | Литература 20-х годов. Общая характеристика литературного процесса.Лекция | ||
Практикум | Чтение анализ | 3.2 | Тема революции в творчестве писателей нового поколения. Бабель,Веселый, Фадеев, Фурманов, Пильняк, Лавренев | ||
Практикум | Осмысление анализ | 3.3 | Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Аверченко, Тэффи. | ||
Практикум | Осмысление анализ | 3.4 | В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского. | ||
Практикум | Осмысление анализ | 3.5 | Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», | ||
Практикум | Осмысление анализ | 3.5 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. «Разговор фининспектором…», «Сергею Есенину»… | ||
Практикум | Чтение анализ | 3.6 | Любовная лирика Маяковского. «Лиличка!», «Письмо Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой…» | ||
Практикум | Работа с критической литературой | 3.7 | Сатирическая лирика и драматургия поэта. | ||
Урок развития речи | Создание текста | 3.8 | Р.Р. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского. | ||
Литература 30-х годов ХХ века (29ч) | |||||
Практикум | Чтение анализ | 4.1 | Лекция.Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. | ||
Лекция | Сообщения анализ | 4.2 | Вн. ч. Новая волна поэтов. Стихи Корнилова, Васильева, Исаковского, Светлова, Смелякова, Прокофьева. | ||
Практикум | Чтение анализ | 4.3 | Тема русской истории в литературе 30-х годов.. Романы Толстого, Тынянова, поэмы Кедрина, Симонова, Мартынова. | ||
Лекция | Сообщения | 4.4 | М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. | ||
Практикум | Осмысление | 4.5 | Роман Булгакова « Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. | ||
Практикум | Чтение анализ | 4.6 | Три мира в романе «Мастери Маргарита». | ||
Практикум | Чтение анализ | 4.7 | Любовь и творчество в романе. | ||
Урок развития речи | Создание текста | 4.8 | Р.Р.Контрольное сочинение по роману «Мастер и Маргарита». | ||
Лекция | Сообщения | 4.9 | Жизнь и творчество Платонова. Рассказы Платонова. | ||
Практикум | Исследование | 4.10 | Вн. ч. Характерные черты времени в повести Платонова «Котлован». | ||
Практикум | Лекция | 4.11 | Жанр утопии в литературе. | ||
Практикум | Лекция | 4.12 | Романы-антиутопии. | ||
Практикум | Чтение анализ | 4.13 | Вн. ч. Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве. | ||
Урок развития речи | Составление текста | 4.14 | Р.Р. Сочинение по произведениям Замятина и Платонова. | ||
Практикум | Чтение анализ | 4.15 | А.А.Ахматова- «голос своего поколения». | ||
Практикум | Чтение анализ | 4.16 | Тема Родины в лирике Ахматовой. | ||
Практикум | Исследование | 4.17 | Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием». | ||
Практикум | Характеристика героя | 4.18 | Вн. ч. Осип Мандельштам. Жизнь и творчество. Стихи. | ||
Практикум | Характеристика героя | 4.19 | Поэтический мир М.Цветаевой. | ||
Практикум | Исследование | 4.20 | Стихотворения «Моим стихам…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня…», «Тоска по родине! Давно…» | ||
Практикум | Исследование | 4.21 | Циклы стихов Цветаевой. «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину» | ||
Урок развития речи | Создание текста | 4.22 | Р.Р. Анализ стихотворения . | ||
Лекция | Сообщения | 4.23 | М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. | ||
Лекция | Сообщения | 4.24 | Картина жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | ||
Практикум | Исследование | 4.25 | «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. | ||
Практикум | Исследование | 4.26 | «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова. | ||
Практикум | Исследование | 4.27 | Трагедия целого народа и судьба одного человека. Судьба Григория Мелихова. | ||
Практикум | Характеристика героя | 4.28 | Женские судьбы в романе. | ||
Урок развития речи | Составление текста | 4.29 | Р.Р. Сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон». | ||
Литература периода Великой Отечественной войны (5ч) | |||||
Практикум | Лекция | 5.1 | Поэзия и проза ВОВ. | ||
Практикум | Лекция | 5.2 | Человек на войне. Правда о нем. | ||
Практикум | Чтение | 5.3 | «Лейтенантская проза» | ||
Практикум | Чтение анализ | 5.4 | Вн.чт. Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка». | ||
Практикум | Чтение анализ | 5.5 | Вн.чт. Обсуждение повести Астафьева «Пастух и пастушка». | ||
Литература 50-90-х годов (16ч) | |||||
Практикум | Исследование | 6.1 | Новое осмысление военной темы в творчестве Богомолова, Бакланова, Бондарева, Некрасова, Быкова, Васильева. | ||
Практикум | Исследование | 6.2 | Вн. ч. Литература оттепели. Поэзия Ахмадуллиной, Рождественского, Вознесенского, Евтушенко. | ||
Практикум | Чтение анализ | 6.3 | А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия». | ||
Практикум | Сообщения | 6.4 | Лирика Твардовского | ||
Лекция | Чтение, анализ | 6.5 | Поэма «По праву памяти». | ||
Практикум | Чтение анализ | 6.6 | Вн. ч. Народный характер поэмы «Василий Теркин». | ||
Практикум | Чтение анализ | 6.7 | Р.Р. Сочинение по творчеству Твардовского. | ||
Практикум | Чтение анализ | 6.8 | Б.Л. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика. | ||
Практикум | Чтение анализ | 6.9 | Человек, история и природа в романе Пастернака «Доктор Живаго». | ||
Практикум | Сообщения | 6.10 | А.И. Солженицын. Судьба и творчество писателя. | ||
Практикум | Исследование | 6.11 | Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича». | ||
Практикум | Исследование | 6.12 | Рассказ Солженицына «Матрёнин двор». | ||
Практикум | Чтение анализ | 6.13 | В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Рассказы «На представку», «Сентенция». | ||
Практикум | Сообщения | 6.14 | Лирика Николая Рубцова. | ||
Практикум | Лекция | 6.15 | Авторская песня. | ||
Урок развития речи | Составление текста | 6.16 | Р.Р. Сочинение»Мой любимый поэт.» | ||
Из литературы народов России (1ч) | |||||
Практикум | Сообщения Чтение анализ | 7.1 | Мустай Карим. Жизнь и творчество.Стихотворения «Подует ветер», «Тоска», «Птиц выпускаю», «Давай, дорогая, уложим…» | ||
Литература конца XX начала XXI века (2ч) | |||||
Лекция | Конспектирование | 8.1 | Литература на современном этапе. Проза Т.Толстой, Пелевина, Довлатова. | ||
Практикум | Сообщения | 8.2 | Современная поэзия. | ||
Из зарубежной литературы (4ч) | |||||
Практикум | Чтение анализ | 9.1 | Пьеса Шоу «Пигмалион». | ||
Практикум | Чтение анализ | 9.2 | Стихотворения Томаса Элиота. | ||
Практикум | Чтение анализ | 9.3 | Рассказы и романы Хемингуэя. | ||
Комбинированный урок | Анализ | 9.4 | Итоговое занятие |
Материально-техническое обеспечение
1.Литература: 11 класс: Фонохрестоматия
2. Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
3. CD- диски «Кирилл и Мефодий» литература 11 класс.
Учебно — методическое обеспечение
1.Русская литература XX века: Учеб. Для 11 кл.: В 2 ч. / Под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2010.
2.Русская литература XX века: 11 кл.: Практикум / Под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2010.
3.Чертов В. Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы XIX века: 10 кл. – М.: Просвещение, 2009
4.Литература в 11 классе: Метод. Советы / Под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2010
5.Уроки литературы: 11 кл.: Кн. Для учителя / Под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса
Рабочая программа по литературе поможет учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...
Рабочая программа по литературе В. Я. Коровина 7 класс 102 часа в неделю ФГОС
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии требованиями ФГОС. Предусматривает изучение литературы с нагрузкой 102 часа в год (3 часа в неделю). Содержит обширный теоретичес...
Рабочая программа по литературе В.Я.Коровина 5 класс
Рабочая программа составлена в соответсвии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровина , 2019 год с изменениями
новая программа по литературе , Издательчтво "Просвещение", 2014, 2019 год...