Игра по пьесе А.Вампилова "Старший сын"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Лазарева Ольга Валерьевна

Игра проводится на итоговом занятии по пьесе Вампилова "Старший сын", стимулирует заинтересованное чтение и даёт возможность проверить знание текста пьесы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_pese_vampilova.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по пьесе А.Вампилова «Старший сын»

Игра посвящена пьесе А.Вампилова «Старший сын». Провести ее можно на итоговом занятии, завершающем изучение произведения. Игра позволяет выявить «знание текста» учащимися, а также стимулирует заинтересованное чтение и способствует формированию у учащихся внимательного от-ношения к детали в художественном произведении.

Игра рассчитана на участие в ней 2-х команд. За каждый правильный ответ присуждается 1балл.  В качестве ведущего выступает либо учитель, либо один из подготовленных учеников.

1. «Кто есть кто?».

Задача игроков в ходе конкурса- узнать персонажей пьесы по характеристике, предложенной ведущим.

Задания команде №1.

1. «... Он у нас слишком чувствителен. Говорят, тонкая душевная организация, а я думаю, у него просто нет характера».     (Васенька)

2. «... Он настоящий сумасшедший. Даже ты, папа, по сравнению с ним школьник»   (Бусыгин)

3. « Волевой, целеустремленный. Он точно знает, что ему в жизни надо. Много он на себя не берет, но он хозяин своему слову».      (Кудимов)

Задания команде №2.

1. « Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять»  (Сарафанов).

2. «...Ей около тридцати... Работает в суде, секретарем...»      (Макарская)

3. «Она очень серьезная. Она была тут хозяйка, работала- она портниха- да ещё готовилась в институт. Нет, она просто молодец».               (Нина).

2. «Мысль изреченная».

Учащиеся получают карточки с записью высказываний, два из которых принадлежат одному и тому же персонажу, а третье- другому. Суть задания заключается в том, чтобы обнаружить «лишнее» звено.

Задания команде № 1 и №2.

 А: 1. « У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют»

     2. « Жизнь- темный лес, и мы плутаем в нем с начала и до конца».

     3. «Сначала думать надо, а потом уже с ума сходить!»

  ( №1,2- Бусыгин. «Лишнее» звено- №3. Нина.)

В: 1. «Главное, никто разговаривать не хочет»

    2. « Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову»

    3. «А лучше всего вот что: не думать ни о чем и с ума не сходить. Так оно спокойнее»

 ( №1,3- Сильва. «Лишнее» звено- №2-Бусыгин)

С: 1. « Не всем же учиться, кому-то и работать надо».

     2. «В молодости я ... делал глупости, но я никогда не доходил до истерики».

     3. « В двадцать лет на все хватает времени- и на учебу и на спорт; да-да, прекрасный возраст».

 ( №2,3- Сарафанов. «Лишнее» звено- №1- Васенька).

3. «Клуб знатоков».

В конкурсе принимают участие по одному игроку от каждой команды. Команда не имеет права помо-гать своему представителю. Если игрок не в состоянии дать правильный ответ на вопрос, свою вер- сию может высказать «знаток»-соперник и тем самым заработать дополнительное очко.

Вопрос «знатоку» из команды №1.

  1. Какой предмет подарил отец Сарафанов Бусыгину и почему?

( Серебряная табакерка. Она в семье Сарафановых всегда принадлежала старшему сыну и передавалась по наследству)

Вопрос «знатоку» из команды №2.

  1. Какие музыкальные инструменты упоминаются в пьесе и кто на них играет?

( Гитара- Сильва. Кларнет- Сарафанов).

4. «Цифры и факты».

Пьеса А.Вампилова изобилует всякого рода «цифровыми» подробностями. Они и будут центром внимания в следующем конкурсе. Участникам игры предлагаются цитаты из произведения, в кото-рых пропущены детали, связанные с какими-либо количественными показателями. Ребята должны восполнить пропуски. В помощь соревнующимся на доске оформляется материал для справок: «Пять, двадцать один, три, двадцать,  четырнадцать, двенадцать».

Задания команде №1:

1. Сильва: Слушай, а сколько времени?

    Бусыгин (смотрит на часы): Половина.......      (двенадцатого)

2. Бусыгин: Мать Нины и Васеньки- где она?

    Сарафанов: Э, мы с ней разошлись ... лет назад.  ( четырнадцать)

3. Нина: Какой ты способный- Надо же! Поговорил ... минут и все понял!  (пять)

Задания команде №2.

1. Бусыгин: Далеко до дома?

    Сильва: Километров... не меньше!...       ( двадцать)

2. Сарафанов: ..Чепуха! А если уж на то пошло, сейчас ему должно быть ...   ( двадцать один)

3. Сарафанов: Вы недавно с поезда?

    Бусыгин: Мы.. собственно, давно. Часа... назад.       (три)

5. «Беседа найдет соседа»

Участникам предлагаются суждения героев друг о друге. Соревнующиеся должны установить, кто и о ком говорит в приведенных высказываниях.

Задания команде №1.

1.  «Краса родимого села».   ( Нина о Макарской)

2. « У меня батя большой шутник. С ним не соскучишься. Нет-нет да и что-нибудь выдаст..»  

( Сильва о своем отце)

3. « Да нет, я говорю серьезно. Он здесь проездом, очень по тебе соскучился...» ( Васенька о Бусы- гинее)

Задания команде № 2.

1. «Он шире тебя в плечах и выше! На полголовы выше!»   ( Нина о Кудимове)

2. « ... Она гордая женщина».          ( Бусыгин о своей матери)

3. «.. И между прочим(Нине), он тебе такой же брат, как я ему племянница, учти это, пока не поздно»                  

( Сильва о Бусыгине)

6. «Твой образ»

Характеры в пьесе «Старший сын» составляют своеобразные дуэты. Задача игроков соотнести харак-теристики героев. Право ответа получает та команда, которая первой поднимет руку.

  1. Комически чудаковатый, наивный, доверчивый.   ( Сарафанов)
  2.  Циничный прагматик, легко относящийся к жизни  и ни над чем не задумывающийся. (Сильва)
  3. Легкомысленный, но добрый и совестливый, способный сочувствовать. ( Бусыгин)
  4. Идеальный, «правильный», но скучный и недалекий. ( Кудимов)

7. «Больше, быстрее, правильнее!»

Каждой команде ведущий адресует одинаковое количество вопросов, участники должны отвечать без промедления и правильно. На данный конкурс отводится 1-5минуты. Выигрывает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

Задания команде №1.

1. Кто из героев заканчивает десятый класс?   (Васенька)

2. Студентом какого института являлся Владимир Бусыгин? ( медицинского)

3. Назовите имя и отчество Сарафанова.       ( Андрей Григорьевич)

4. Как назвала Нина Сильву и Бусыгина, узнав, с какой целью они пришли? ( Жулики)

5. Почему бежит из дому, по словам Сарафанова, его младший сын? ( Потому что у него несчастная любовь)

6. Сколько лет Нине?    (девятнадцать)

7. Макарская «играет» с Васенькой как кто с кем?    ( Как кошка с мышкой)

8. Сколько времени уже не работает Сарафанов в филармонии?     (полгода)

9. На какой фильм приглашал Васенька Макарскую?       ( «Развод по-итальянски»)

10. Как называет в письмах бывшая жена Сарафанова?     (Блаженный)

11. Куда вновь опоздал Бусыгин?   (На электричку)

Задания команде №2.

1. Кто из героев играет роль сына, неожиданно нашедшего своего отца?     ( Бусыгин)

2. Кто из героев работает агентом в торговле?               ( Сильва)

3. Куда уезжает Нина?      (На Сахалин)

4. Кто по профессии будущий муж Нины?       ( летчик)

5. О чем просил Василий своего отца?   ( Чтобы оставили в покое и не мешали быть серым)

6. В чем хотел помочь Сильва Нине и Бусыгину?    ( В уборке квартиры)

7. Где работал Сарафанов после того, как его сократили из филармонии? ( Работал в кинотеатре, в клубе железнодорожников- играл там на танцах, а теперь- на похоронах)

8. Кто из героев никогда никуда не опаздывает?    ( Кудимов)

9. Как называется музыкальное произведение, над которым работает Сарафанов? ( «Все люди- братья»)

10. В каком городе живет мать Бусыгина?      ( В Челябинске)

11. Чему уже не верит сам Бусыгин?     ( Что он не сын Сарафанова)

   Подведение итогов, награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа над развернутой пьесой в старших классах" на примере пьесы Э.Грига Менуэт ("Минувшие дни").

Освоение учащимся музыкального текста, осмысление содержания и формы, характера и художественных образов произведения Э. Грига менуэт "Минувшие дни". Анализ нотной записи произведения, раскрывающий су...

"Своя игра" по пьесе Н.А.Островского "Гроза"

Класс делится на три группы, ученики по очереди выбирают категорию и вопрос. У каждого вопроса есть своя условная "цена". При отсутствии ответа право выбора передается следующей команде. Любой вопрос ...

"Своя игра" по пьесе М. Горького "На дне" в 11 классе

Проверка знания текста в игровой форме перед изучением произведения...

Интеллектуальная игра " Умники и умницы " по пьесам А.Н.Островского " Гроза" и " Бесприданница".

Интеллектуальная игра " Умники и умницы" в игровой форме обобщает изученный материала по теме «Жизнь и творчество А.Н.Островского», актуализирует и пополняет знания в области тео...

Интеллектуальная игра по пьесе М. Горького «На дне». Презентация (11 класс)

Размещенный контент представляет собой интерактивную художественную презентацию, предназначенную для проведения интеллектуальной игры по пьесе М. Горького "На дне" в 11 классе. В игре могут ...

Интерактивная игра по творчеству А.Н.Островского. Пьесы "Свои люди - сочтёмся!", "Гроза", "Бесприданница". Критика о творчестве драматурга.

Интерактивная игра-урок разработана на основе игры "Своя игра". Можно ипользовать в качестве повторения пройденных тем по творчеству А.Н. Островского. В игре учащиеся вспомнят три пьесы...