Интеллектуальная игра " Умники и умницы " по пьесам А.Н.Островского " Гроза" и " Бесприданница".
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Интеллектуальная игра " Умники и умницы" в игровой форме обобщает изученный материала по теме «Жизнь и творчество А.Н.Островского», актуализирует и пополняет знания в области теории литературы, театрального искусства; развивает монологическую речь, способствует развитию  творческой активности, коммуникативных навыков, воспитанию эстетического чувства, любви к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по пьесам А.Н.Островского "Гроза" и "Бесприданница"

Цель: обобщение изученного материала по теме «Жизнь и творчество А.Н.Островского»;

актуализация и пополнение знаний в области теории литературы, театрального искусства; развитие монологической речи, творческой активности, коммуникативных навыков, воспитание эстетического чувства, любви к чтению.

Оформление:

портреты А.Н.Островского, репродукции полотен Кустодиева: "Купчихи", "Купчиха за чаем", видеозапись фильма "Жестокий романс" Э.Рязанова.

(Звучит музыка из кинофильма "Жестокий романс")

Ведущий: Имя А.Н.Островского для русского драматического искусства значит то же, что и имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя для русской поэзии и прозы. Именно Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. До Островского гениальные творения Фонвизина, Гоголя сияли, как яркие, но редкие звезды на театральном небосклоне. Основу репертуаров русских театров XIX века составляли переводные пьесы, вторили им "средние" по уровню отечественные водевили-однодневки. Новая эпоха диктовала культуре новые правила игры, требовала создания национального самобытного искусства. Не случайно между понятиями "русский театр" и "театр Островского" стоит знак равенства, как между понятиями "английский театр" и "театр Шекспира", "французский театр" и "театр Мольера".Нашу литературную игру мы посвятим А.Н.Островскому, побываем в театре великого драматурга, встретимся с персонажами его пьес, ощутим особую атмосферу, которая присуща только волшебному миру под названием « театр». 

Правила игры:

Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”.Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование», «состязание»), в ходе которых из девяти участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ игроку вручается орден « Умника». Если  ответ игрока неверен, то ведущий обращается к теоретикам.

Перед началом состязания производится розыгрыш дорожек.

Красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, игрок не имеет права ошибаться.

Желтая дорожка -игрока ожидает три вопроса, зато здесь допускается одна неточность в ответе.  

Зеленая дорожка - длиннее предыдущих: четыре вопроса, ошибаться можно дважды. Вопросы задаются по очереди: от зеленой дорожки к красной. Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков. Судит состязание Высокий ареопаг.

Вопросы для выбора участников первого агона

  1. Какой русский драматический театр называют "домом Островского"? Почему?

(Малый театр в Москве.  В этом театре начинали сценическую жизнь все пьесы Островского).

  1. Сколько оригинальных пьес  составляют наследие драматурга?

(За 40 лет писательской и театральной деятельности он создал более 50 пьес.)

  1. Писатель Владимир Федорович Одоевский сказал: "Я считаю, на Руси 3 трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор". На какой пьесе Островского он поставил номер 4?

("Банкрот" или "Свои люди-сочтемся".)

Задание для розыгрыша дорожек

Вспомните финальную сцену в драме "Гроза". С уст Тихона, склонившегося над телом жены, срываются слова: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы..." Итак, богатая купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна обвиняется в доведении до самоубийства своей невестки Катерины Кабановой. Уважаемые агонисты, вам предстоит выступить сейчас в роли прокуроров, подготовив за 1 минуту обвинительную речь в адрес этой героини.

Высокий ареопаг оценивает качество выполнения задания и распределяет места, в соответствии с решением   жюри агонистам предоставляется право выбора дорожки.

Зеленая дорожка.

Вы мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.             Представьтесь, пожалуйста. (Кулигин, "Гроза")

  1. Будьте добры, представьте ученого, являющегося вашим прототипом?

(знаменитый механик-самоучка Кулибин)

  1. Назовите, пожалуйста, ваш возраст, иногда учащиеся представляют вас очень молодым человеком.

(Мне 50 лет. "Вот, братец ты мой, 50 лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу", - сказал Кулигин Кудряшу)

  1. Душа у вас чуткая, поэтичная, вы часто цитируете поэтов XVIII века. Вот и сейчас, глядя на зведное небо, вы вдохновенно читаете строчки знаменитого поэта:

"Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна"

Кто автор? Назовите стихотворение.

(М.В.Ломоносов "Вечернее размышление о Божьем величии при случае великого северного сияния")

  1. Всем известно, что вы заботитесь о благе общества. О чем вы просили Савела Прокофьевича, не для себя, а для города?

(10 рублей, чтобы поставить часы и громоотвод)

Желтая дорожка

Молодой человек, вы - сирота, у вас есть сестра, о которой вы заботитесь. Живете вы из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся вам наследство, терпите от него всевозможные унижения, надругательства. Ваше имя? (Борис Григорьевич, "Гроза")

  1. Согласно авторской ремарке, вы молодой человек, порядочно образованный. Уточните, пожалуйста, какое образование вы получили.

("Воспитывали нас родители в Москве, хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион")

  1. Всего 10 дней длилось ваше с Катериной счастье, а расплачиваться приходится очень тяжело? Куда вы теперь собираетесь?

(На 3 года в ссылку в Кяхту, в Бурят-Монгольский район)

  1. Вспомните последнее свидание с вашей возлюбленной, Ваша душа разрывается от жалости, от невозможности помочь любимой женщине, "Только одного и надо у Бога просить, чтоб…" - срываются с ваших уст горькие слова. Что же вы попросили у Всевышнего, покидая Катерину?

("...чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго")

Красная дорожка

Вы - странница, кормитесь подаяниями, любите рассказывать  добрым людям о всяких чудесах. Кто вы?

 (Феклуша, "Гроза")

  1. Если верить вашим словам, жизнь вы ведете праведную, гоните от себя всякие искушения. А все же один грех вы за собой признаете. Что это за грех?

("Один грех за мной есть точно; я сама знаю , что есть. Сладко поесть люблю")

  1. Вы много разных историй знаете. Глаше вы рассказывали про земли, где живут люди с песьими головами. За что ж их Господь так наказал?

(За неверность, измену родине)

 

Вопросы для выбора участников второго агона

  1. Какое произведение Островского послужило источником вдохновения композиторов П.И.Чайковского и Н.А.Римского - Корсакова?

(пьеса-сказка "Снегурочка")

  1. В какой пьесе драматурга отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года?

(пьеса "Гроза")

  1. Герой Михаила Юрьевича Лермонтова Степан Калашников жил в той части Москвы, где издавна селилось купечество. Там родился и вырос будущий драматург. Как называлась эта часть города? (Замоскворечье, находилось за Москвой-рекой)

Задание для розыгрыша дорожек

Действие пьесы "Гроза" происходит в приволжском городке Калинове. Подготовьте за 1 минуту рассказ об этом городе. Высокий ареопаг оценивает качество выполнения задания и распределяет места, в соответствии с решением   жюри агонистам предоставляется право выбора дорожки.

Зеленая дорожка

Согласно авторской ремарке, вы "блестящий парень, лет за 30, из судовладельцев: мнения различных персонажей пьсы о вас довольно противоречивы. В глазах одних вы "идеал мужчины", для других "промотавшийся кутила". Но все соглашаются во мнении, что вы любите жить "с шиком". Представьтесь, пожалуйста.

 (Сергей Сергеевич Паратов, " Бесприданница")

  1. Господин Паратов, вы употребляете в речи очень много пословиц и поговорок. Харита Игнатьевна Огудалова поинтересовалась однажды, откуда вы столько русских пословиц знаете?

(с бурлаками  водился, тетенька, так русскому языку выучился)

  1. Вы прибыли в город со своим приятелем, актером Счастливцевым, которого представили как Робинзона. Почему у него такое странное прозвище?

(был найден на острове, куда был высажен за дебош на корабле)

  1. О вашей необыкновенной смелости ходят легенды. Расскажите, как вы однажды продемонстрировали свою смелость в доме Огудаловых.

(Среди гостей был один кавказский офицер, отличный стрелок. Я дал ему пистолет, поставил себе стакан на голову и приказал стрелять. Затем сам стрелял в монету, которую держала Лариса Дмитриевна.)

  1. Человек вы свободолюбивый, но и вы надели золотые  цепи. Во сколько, Сергей Сергеевич, вы оценили свою свободу?

(в полмиллиона, взял в приданое золотые прииски)

Желтая дорожка

Вы "вдова средних лет", принадлежащая к "порядочной фамилии", одеваетесь "изящно, но смело и не по летам". Женщина вы "бойкая и проворная", любите своих детей, достаточно демократичны в общении, дом у вас всегда полон гостей, хотя вы не совсем разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе. Будьте любезны, сударыня, представьтесь. (Харита Игнатьевна Огудалова, " Бесприданница")

  1. Харита Игнатьевна, про вас в городе говорят, что вы живете не по средствам: открыто всех принимаете, дочери подарки дорогие дарите. Откуда у вас деньги на это?

(Вожеватов: "Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай.)

  1. Сколько у вас дочерей? Какова их судьба?

(Вожеватов: "Старшую увез какой-то горец, кавказский князек, говорят, не довез до Кавказа, зарезал по дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он оказался шулером. Младшая - Лариса. Т.е. у Огудаловой 3 дочери.)

  1. Ко дню рождения Ларисы Вожеватов сделал ей подарок - дорогое украшение, а вы заставляете дочь благодарить за это не только Вожеватова, но и Кнурова. " А Кнурова- то за что?" - изумляется Лариса. Раскройте секрет:        почему она должна благодарить за подарок двоих?

(он оплатил подарок Вожеватова, ассигновал деньги на покупку)

Красная дорожка

           Вы богатая купчиха, вдова, имеете дочь и сына. Весь дом ваш держите сами. Савел Прокофьевич Дикой, кум ваш, не смеет вам нагрубить, а уж он ругатель знаменитый. (Марфа Игнатьевна Кабанова, "Гроза")

  1. Марфа Игнатьевна, ведь современная молодежь совсем не знает обычаев. Вот и Катерина, невестка ваша, после отъезда вашего сына Тихона, повела себя не так, как подобает жене. А как должна вести себя хорошая жена?

(хорошая жена, проводивши мужа, полтора часа воет, лежа на крыльце)

  1. Марфа Игнатьевна, как по-вашему нужно наказать неверную жену?

(живую в землю закопать)

Вопросы для выбора участников третьего агона

  1. Какое учебное заведение оставил Островский, целиком и полностью посвятив себя театру? (юридический факультет Московского университета)
  2. Назовите самые знаменитые критические статьи о "Грозе" ("Луч света в темном царстве"  Н. А. Добролюбова   и "Мотивы русской драмы" Д.И.Писарева)
  3. С какими журналами была тесно связана литературная жизнь Островского? ("Москвитянин", издаваемый Погодиным «Современник", издаваемый Некрасовым, "Отечественные записки")

Задание для розыгрыша дорожек

Самоубийство Катерины, главной героини пьесы "Гроза", - сила или слабость? Аргументируйте свой ответ. Высокий ареопаг оценивает качество выполнения задания и распределяет места, в соответствии с решением   жюри агонистам предоставляется право выбора дорожки.

Зеленая дорожка

Вы являетесь предметом поклонения и восхищения в своем кругу."Эта женщины создана для роскоши", "дорогой бриллиант дорогой  оправы требует", - так говорят о вас персонажи пьесы.  Ваше имя в переводе с греческого означает "чайка".  Кто же вы, милая барышня?   (Лариса Дмитриевна Огудалова, "Бесприданница")

  1. Вы, Лариса Дмитриевна, говорят, совсем не в матушку. Нет у вас двух ее главных качеств.  Каких?

(хитрости, лести)

  1. Вы приводите всех в восторг своим пением. На каком инструменте вы себе аккомпанируете? Какой романс вы исполняете в пьесе?

(гитара, романс на стихи Е.Баратынского "Не искушай меня без нужды...")

  1.  Лариса Дмитриевна, ведь Карандышев вам совсем не пара. Как же так вышло, что вы за него идете?

(Я обет дала "за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли - разбирать не буду)

  1. Сергей Сергеевич Паратов удивляется, что ваш выбор пал на человека мелкого и ничтожного и спрашивает, какие вы усмотрели в нем достоинства. Что вы ответили Паратову?

(Паратов: "Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими  достоинствами?

"Лариса: "Нет, только одним".

Паратов: "Немного".

Лариса: "Зато дорогим. Он любит меня")

Желтая дорожка.

Вы - небогатый чиновник, жених самой красивой девушки города Бряхимова. (Юлий Капитонович Карандышев, "Бесприданница")

1.          Как известно, самая красивая барышня города Бряхимова остановила на вас свой выбор. Говорят, вы вознаграждены за постоянство. Позвольте узнать, Юлий Капитонович, не сочтите за бестактность, долго ли вы добивались руки Ларисы Дмитриевны?

(Вожеватов: Он давно у них в доме вертится, года 3.)

  1. Юлий Капитонович, для чего вам нужен этот званый обед, который вы даете, ведь это расход, и немалый?

(«Три года я терпел унижения, сносил насмешки, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться»)

  1. Будут ли вас судить за убийство невесты?

(Скорее всего нет, так как Лариса Дмитриевна в финале говорит: "Это я сама, никто не виноват, никто... Это я сама". А свидетелей убийства не было, вернее автор о них не сообщает.)

Красная дорожка

Вы молодая женщина, живете в доме своей свекрови, которая вас часто незаслуженно оскорбляет. (Катерина, "Гроза")

  1. Варвара была очень удивлена, что ты, Катя, так сильно боишься грозы. А что именно тебя страшит?

("не то страшно, что убьет тебя, а то что смерть тебя застанет, как ты есть, со всеми грехами, со всеми помыслами лукавыми")

  1. Вспомни, Катя, свое прощальное свидание с Борисом Григорьевичем. Не мог он взять тебя с собой, не по своей воле "ведь должен был уехать". О чем ты попросила его?

(Катерина:" Поедешь ты дорогой, ни одного нищего не пропускай, всякому подай и прикажи, чтоб молился за мою грешную душу")

Финальная игра. Блиц- опрос

  1. Вставить  пропущенные слова:

Тихон перед отъездом: "Да как знаю я теперича, что никакой ...(грозы) надо мной не будет..."

Катерина о себе: "Такая уж я зародилась...(горячая)"

Последние слова Тихона: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да ...(мучиться)"

  1. Кто так характеризуется в драме?
  • "Унять -то его некому, вот он и воюет" (Дикой)
  •  "Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних совсем заела" (Кабанова)
  • "Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает" (полусумасшедшая барыня)
  • "Собрался совсем, и лошади уже готовы. Так тоскует, беда! Уже я вижу, что ему проститься хочется" (Борис)
  • "Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив" (Кулигин)
  • "Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей" (Тихон)
  1. Кому принадлежат слова?
  • "Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай он меня боится" (Кудряш)
  • " Нельзя матушка без греха: в миру живем" (Феклуша)
  • "Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак" (Борис)
  • "В обетованной земле живете. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!" (Феклуша)
  • "Так вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю..." (Кабаниха)
  • "А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было". (Варвара)

  1. Назовите произведения Островского, названия которых соответствуют русским пословицам.

("Свои люди - сочтемся", "Бедность не порок", "На всякого мудреца довольно простоты", "Не в свои сани не садись")

  1. В названии каких пьес Островский использовал прием антонимии?

("Волки и овцы", "Таланты и поклонники")

  1. Островский часто использует прием говорящих фамилий. Назовите героев, носящих такие фамилии.

(Самсон  Силыч  Большов,  Паратов,  Дикой, Кабаниха, Кнуров)

Жюри подводит итоги, определяет и награждает победителей.

Ведущий. Вот и подошла к концу наша игра, но я надеюсь, что наше знакомство с театром Островского не закончилось .И хотя ушел в прошлое мир «самодуров», «купцов – приобретателей» и  их жертв, но не исчез интерес к творчеству великого драматурга, наполненному самым главным чувством - уважением к личности, признанием  ее  права на любовь и счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

  Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...

Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"

Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...

Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...

Особенности символики имен собственных в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Исследовательская работа по литературе  к уроку по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница". Этапы работы. Символика имен, фамилий, названий. Актуальность, цели, практическое значение работы. С...

Дискуссия: «Идеал или подлец?» (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»). Проектирование активных методов обучения на уроках литературы.

1.     Тема дискуссии и объект родился неожиданно, но готовились мы к ней особенно: в центре внимания - человеческие качества героя, а значит, и нас тоже. Именно эта ситуация – хорош ил...

Урок-викторина по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Данная викторина проводится с целью проверки учащихся знания текста пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», готовности работы над анализом произведения. Викторина проводится посредством обращени...