"Смех и слёзы" в рассказе А.П.Чехова "Размазня"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chekhov_a.p._razmaznya.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературы

В 7 класс

Внеклассное чтение

«Смех и слёзы»  в рассказе А.П. Чехова «Размазня»

                                                                                  Провела Аверкина Е.А.,

учитель русского языка и

                                                               литературы

2014 г.

 Цели урока:

  • Углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе, формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;  
  • воспитание духовности, нравственности учащихся;
  • формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, формировать умение работать с текстом, развивать устную речь учащихся.

Методические приемы: выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста.

Оборудование: презентация.

Ход урока

Слайд 1

1 Слово учителя:

Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П. Чехова  и окунулись в его творчество, прочитав рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска». Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым, так как урок литературы будет посвящен его рассказу «Размазня», который, я надеюсь, вы прочитали к сегодняшнему уроку.

Слайд 2

Постановка целей урока.

Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.

Слайд 3

Чехов-писатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.

Слайд 4

 Рассказ  «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки» №8 под псевдонимом А. Чехонте.

Слайд5-8

2 Чтение по ролям рассказа «Размазня»

Слайд 9-14

3 Словарная работа

Размазня

  • 1  Жидкая каша. Гречневая размазня.
  • 2   Вялый, нерешительный человек (разг.  Пренебр.).  
  • 3 О чем-нибудь неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.) Написал какую-то сентиментальную размазню.

Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок,  мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка,  теленок,  тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.

Гувернантка

        (франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами                 (прежде всего, иностранным языком).

Церемонный

  • 1 Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
  • Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.

Горничная

Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы, но не стряпня.

Сюртук

(франц. Surtout-широкая верхняя одежда).                        Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.

Merci

 ( франц.)  Благодарю

Слайд 15

4 Анализ рассказа.  Легко на этом свете быть сильным!

  • Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.
  • Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
  • Как ведет себя герой по отношению к гувернантке? На самом ли деле он является бессердечным?
  • Найдите подтверждения в тексте тому, что герой сочувствует Юлии Васильевне.
  • Что в поведении гувернантки не нравится главному герою? Почему его охватила злость?
  • Получилось ли преподать урок Юлии Васильевне?

Слайд 16

5  Теория литературы

  • Юмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде.  В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
  • Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. 
  • Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
  • Сарказм —  особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
  • Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.

Какой  из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова «Размазня»?

Слайд 17

6  Понятие  в литературе «маленький человек»

Это человек невысокого социального положения  и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

Слайд 18

7 Внимательно ли я читаю?

  •  Как зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»?

Юлия Владимировна

  • Сколько стоит месяц работы гувернантки?

30 рублей

  • В течение какого времени работала гувернантка?

2 месяца  

  • Сколько раз её рабочие дни выпадали в праздники?

3 раза

  • Сколько дней у гувернантки болели зубы?

3 дня

  • Сколько дней Юлия Владимировна занималась только с одной Варей?

4 дня

  • Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за разбитую чашку с блюдечком?

2 рубля

  • Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за порванный сюртучок Коли?

10 рублей

  • Сколько рублей  рассказчик приготовил в конверте? А сколько заплатил?

80 рублей, 11 рублей

8 Подведение итогов урока.

Слайд 19

9 Домашнее задание: Выполнить тест по рассказам А.П. Чехова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Край слёз и скорби..."

Судьбы декабристов – участников Отечественной войны 1812 года в Забайкалье.Вернувшихся героев Отечественной войны 1812 года с радостью, восторгом, гордостью встречала Россия. Наконец – то, побеж...

Школьный театр миниатюр "Смех сквозь слёзы" (по творчеству М. Зощенко)

Инсценировка по мотивам рассказов М. Зощенко...

Урок по рассказам М.Зощенко. "Смех - дело серьёзное"

"Смех - дело серьёзное" - такова тема урока литературы по творчеству М.М.Зощенко. Урок проводится в форме заседания художественного совета. Творческая мастерская....

СЦЕНАРИЙ КВНа МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ «СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО…»или СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ НЕДУГОВ 2015 год

Итак, мы начинаем КВН! Мы не зря именно так обозначили тему нашей сегодняшней встречи в клубе весёлых и находчивых. Школа в этом году выходит на программу развития, связанную со здоровым образом жизни...

Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова

Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами  творческой рабо...

«Маски, которые мы носим» (анализ рассказа Л.Н. Андреева «Смех»)

Урок-практикум по анализу прозаического произведения....

Сценарий спектакля "Смех и слёзы"

История о дружбе и взаимовыручке. То ли сказка, то ли быль. Обычный школьник не побоялся трудностей и отправился в интересное путешествие в Королевство шахмат....