Разработка урока по литературе
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Хузина Милауша Рафисовна

Данный урок  разработан по произведениям «Последний срок» В.Распутина и «Әйтелмәгән васыять» («Невысказанное завещание») А.Еники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_rasputinu_i_eniki.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

         Данный урок  разработан по произведениям «Последний срок» В.Распутина и «Әйтелмәгән васыять» («Невысказанное завещание») А.Еники. На первом уроке учащиеся должны познакомиться с очерком жизни и творчества двух писателей, выяснить своеобразие их стиля. На уроке они выступают с сообщениями, докладами об истории создания произведений, записывают основные тезисы лекции учителя.

        Второй урок посвящён анализу системы образов повестей. До урока ученики получают предварительные индивидуальные и групповые задания: 1) составить краткий, выборочный и художественный пересказы произведений; 2)подготовить выразительное чтение отрывков; 3) подготовить сообщения о судьбе Анны и Акъәби; 4) подобрать  цитаты для характеристики главных героев;  5) подготовить сообщения о детях Анны и Акъәби, 6) перевести отдельные эпизоды из повести «Әйтелмәгән васыять»; 7) написать отзывы; 8) выучить наизусть завещание Акъәби (индивидуальное задание).  Предполагается  и музыкальное оформление урока. В этих целях учитель по своему усмотрению  может использовать  песни в исполнении З.Сахабиевой, З.Шарифуллиной, В.Толкуновой, Витаса.  

ТЕМА. Эстетические и философские открытия В.Распутина и А.Еники (по произведениям «Последний срок» В.Распутина и «Әйтелмәгән васыять» А.Еники).

ЦЕЛИ УРОКА. 1. Совершенствовать  навыки анализа системы образов художественного произведения. 2. Показать эстетическую,  философскую направленность произведений. 3. На примере образов Анны и Акъәби показать духовную красоту женщины. 4. Воспитание чувства долга перед матерью и перед людьми,  любви к Родине, чуткости и гуманности.  

ХОД УРОКА.

1. Слово учителя. 

- На прошлом уроке мы говорили о своеобразии творчества двух писателей, выяснили, что оба писателя являются мастерами психологической повести. Прежде чем начать работу, я хочу рассказать вам одну притчу (целесообразно включить запись песни, например, «Әнкәй»(«Мама») (слова Р.Миннуллина, музыка С.Садыковой) в исполнении З.Сахабиевой) 

        Молодой парень влюбился в одну очень красивую девушку и женился на ней. Но невеста невзлюбила свою свекровь, уговорила мужа отвести её в горы и оставить там. Но и этого показалось мало злой невестке. Она прикинулась больной, зная, что муж ни в чём не сможет ей отказать. Сказала: «Единственное лекарство, которое сможет мне помочь, это сердце твоей матери». Муж был готов на всё ради своей возлюбленной. Он убил свою мать, взял в руки её сердце и поспешил к жене. По пути он споткнулся о камень, упал и выронил сердце своей матери. И оно, заговорив, сказало: «Ты не ушибся, сынок?» Только тогда сын понял, какую непоправимую ошибку он совершил.

        Думаю, вам понятна главная мысль неизвестного автора: мать всегда останется матерью, она всегда сможет простить своего ребёнка. Наш мир очень жесток, мы с вами очень часто непростительно грубы, бесчеловечны. Сегодня я предлагаю вам провести урок-размышление и ответить на вопросы: что есть долг перед матерью, перед родителями, что такое завет матери? Как два писателя относятся к данной проблеме? Какие ещё вопросы поднимают в своих произведениях авторы?  

        Вам было предложено прочитать повести «Последний срок» В.Распутина и «Әйтелмәгән васыять» А.Еники. Свои мысли, размышления мы свяжем именно с этими произведениями. Мне хотелось бы узнать о ваших первых впечатлениях.  (Ученики делятся своими впечатлениями, читают свои отзывы, рассказывают о том, что им понравилось в произведениях, что заставило их задуматься).

        Далее можно попросить учащихся кратко пересказать сюжет произведений, выразительно прочитать понравившиеся отрывки. Затем можно начать обсуждение идейно-художественного содержания повестей. Вопросы и задания могут быть следующего характера: 1. В чём особенность композиции повестей? 2. Расскажите о судьбе Анны и Акъәби. 3. Как относятся Анна и Акъәби к смерти? 4. Расскажите об отношениях детей и матерей.  5. Объясните смысл названий произведений. 6. Что такое завещание, завет? 7. Какой урок вы вынесли для себя, прочитав эти произведения?

       Анализируя композицию произведений, учащиеся должны прийти к выводу о том, что композиция повестей Распутина и Еники включают в себя картины воспоминаний главных героев; автор чередует их с настоящим, и перед нами предстаёт не только прощание человека большой души с миром, но и жизнь матери, труженицы, старой  крестьянки.

        Как сложилась судьба Анны и Акъәби? Анна прожила долгую, трудную жизнь. Пережила войну, смерть детей, вырастила трёх  дочерей и двух сыновей (Чтение отрывка «За свою жизнь старуха рожала много…» до слов «старуха доживала свой век»). Она не боится смерти, она готова к этому последнему шагу, ибо уже устала, чувствует, что «изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки». И немудрено, что устала, - вся жизнь бегом, на ногах, в труде, в заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз.. И вот пришло время, когда сил не осталось вовсе, разве что попрощаться с детьми. Анна не представляла себе, как это она может уйти навсегда, не увидев их, не сказав им прощальных слов, не услышав напоследок их родных голосов. Судьба Акъәби напоминает судьбу Анны.  Само имя героини говорит о чистой, светлой душе   (Ак – белая, чистая). Она также знала и горе, и радости, пережила смерть детей. Воспитала двух дочерей и двух сыновей. Но в отличие от Анны, о которой заботится старший сын Михаил,  она живёт одна, живёт только ожиданием своих детей, которые приезжают раз в год в период летних отпусков(чтение или пересказ отрывка «Ей приходилось нелегко Такие долгожданные, но считанные дни пролетали как сон»). Акъәби с тревогой думает о том, что дети отдалились от неё, от родных мест, забыли дорогу на могилу своего отца.

         Обе героини  часто размышляют о своих детях (Здесь ученики выступают с сообщениями о детях Анны и Акъәби). Авторы, черпая из философской насыщенности тонкий психологизм, создают портреты детей, с каждой страницей доводя их до филигранности. При чтении повести  «Последний срок» складывается впечатление, что этой скрупулёзной работой, этим воссозданием мельчайших подробностей их лиц и характеров, он оттягивает и саму по себе смерть старухи: не может же она умереть, пока читатель не увидит воочию, до последней морщинки, тех, кого она родила, кем гордилась, кто, наконец, остаётся вместо неё на Земле и будет продолжать её во времени. Так и сосуществуют они в повести, мысли Анны и поступки её детей. Трагизм не в том, что они её не понимают, а в том, что им и в голову не приходит, что действительно не понимают. Так же не понимают дети и Акъәби. Героиня любит их, гордится тем, что они получили хорошее образование, занимают высокие посты. Но думает она об этом с грустью: не может понять материнское сердце причину отчуждения. Несмотря на то что расстояние между городом и деревней всего 120 километров, дети только раз в год приезжают к матери, хотя часто бывают заграницей, ездят в Крым, в Саратов. Они оставляют матери деньги и уезжают с чувством выполненного долга. Причину Акъәби объясняет по-своему: старший сын женился на русской, дети его не знают свой родной язык, между собой в семье общаются на русском. Она любит своих внуков, но не понимает их, а те не знают татарский язык. Понятна мысль автора: нарушена связь времён, связь между поколениями.

       Что чувствуют они перед смертью? Никому не дано знать в точности, что ощущает умирающий человек, кроме него самого, но это знание вместе с ним и уходит навсегда. Однако о самой смерти как о факте в определённом возрасте человек начинает задумываться всерьёз. Что она – возмездие или избавление? И в таком случае – за что и от чего? И Анна, и Акъәби исходят из того, что смерть затронет лишь тело, не коснётся духовной сферы. Они уверены, что человеку отпущено определённое число лет и дел и раньше этого он не может умереть. Другой вопрос – как он распорядится отпущенным, насколько он ответственен. Разница лишь в уверенности Анны в том, что она добросовестно исполнила свою роль промежуточного звена, убедилась, что цепь не прервана, крепка, и теперь совесть её чиста и перед Богом, и перед предками. Поэтому мысли и воспоминания, приходящие к ней в последние часы жизни светлы и легки. А Акъәби не чувствует этой уверенности. Печаль её понятна: что будет с её внуками, которые ничего кроме «Ха, бабушка!» и «Пока, бабуся!» ей не сказали? Выполнят ли они свой долг перед предками, перед  народом? Не вырастет ли такой же чёрствой, как и родители, любимая внучка Гузель?  Такое спокойное, мудрое отношение к смерти, образное её восприятие – признак цельности натуры, её гармоничности.

        А как ведут себя дети у постели умирающей матери? Они неискренни. Варвара «включила себя, заголосила» - яркая художественная деталь! Старшая дочь не черства, не цинично равнодушна, она наивна, её наивный рационализм сдержал душу от встречного движения. Она выпрашивает у сестры сшитое для похорон платье,- мол, всё равно оно потом не понадобится, зачем добру пропадать. Рационализм Люси обдуманно эгоистичен. Но от этого он не меняет своей сути. Люся претендует на интеллигентность, культурность, но не замечает, насколько её слова и действия фальшивы. Она оправдывает своё долгое отсутствие состоянием здоровья. При этом забывает, что мать и Михаил в отпуске не бывали, лечились только по необходимости. Внимания ей хватает только на себя (чтение отрывка «Люсе тоже уже больше сорока… А ребятишек Люсе Бог не дал»»). Не дал то ли наказав Люсю, то ли решив уберечь детей от такой холодной черствости даже ценою их нерождения на свет. Прервались душевные связи дочери и мира, который её воспитал. Разрыв чувствуется в отношениях  сестёр и братьев и наиболее заметен в самих отношениях Люси и матери (чтение отрывка «При Люсе старуха стыдилась себя…  что может рассердить дочь»). Глядя на Илью, Анна всё время ловит себя на мысли, что не может к нему привыкнуть. Что-то странное произошло с этим человеком, который даже внешне стал никаким. Его бойкость и говорливость выдают натуру суетную и неглубокую, торопящуюся во всем согласиться, ко всему приноровиться, лишь бы себе не в убыток. Время его сделало таким приспособленцем, люди, условия? Может быть, и они, но, видно, Илья и сам здорово помогал им в этом. Стоило матери немного приподняться в постели, Илья «готов был поверить, что мать схитрила». Ему и в голову не приходит, что мать очнулась потому, что они приехали. Люся и Илья словно соревнуются друг с другом в том, кто более из них нравственно глух. Так для кого же они собрались здесь: для матери или для себя самих, чтобы не выглядеть в глазах односельчан равнодушными? Дети торопились к ней, стремясь как можно тщательней исполнить внешний долг. Их отъезд – отъезд навсегда; теперь от деревни до города будет не один день пути, а вечность.

        На фоне этих троих Михаил воспринимается как натура наиболее милосердная, несмотря на свою грубоватость (чтение отрывка «не считала Михаила лучше… подступал теперь к старости»). Анна приближена судьбою к Михаилу, он ближе всех к ней строем своего мышления, структурой души. Одинаковые условия жизни, долгое общение позволили им не разорвать узы. Именно Михаил обихаживает мать, помог ей дожить до восьмидесяти лет, не попрекнув, не обидев. Почему Михаил солгал, сказав, что отправил телеграмму Тане, чтобы та не приезжала? Он понял, что сестра не приедет, что нужно разорвать натянутую нить, так прочно, но и так бесполезно, мучительно связывающую мать с жизнью. И потому именно Михаилу автор доверил быть временным, промежуточным судьёй, который вправе выносить обвинение (чтение по ролям разговора детей «Ишь, че творят, ишь, че творят!... Они так тебя больше любят, когда ты здесь лежишь»).  Остаётся лишь догадываться о том, как повела бы себя в этой ситуации младшая дочь Анны, Татьяна, но вероятно, так же, как и остальные. Уже само по себе её непоявление говорит о многом, хотя именно она, любимая дочь, и держит ещё старуху на этом свете,- надежда, которой не суждено сбыться. Последний срок, который ей отпущен, она связывает с Таньчорой: «..если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться». В ней Анна видит продолжение себя, духовное продолжение на новом витке. Может, судьба как раз и уберегала её от этой встречи – этого самого большого её возможного разочарования. Снова и снова возвращая нас к детям Анны, автор предлагает задуматься о том, каким же будет мир, когда из него уйдут все Анны и останутся в нём только Ильи, Варвары и Люси. Каковы они, эти люди, на что способны, смогут ли выдержать груз своего предназначенья на Земле, наконец, как они понимают это предназначенье, в чём они видят его? И они ли только виновны в происходящем с ними?

        Героиня А.Еники чувствует, что больна и больна серьёзно. Но она не хочет волновать своих детей, потому и не сообщает о своей болезни. О состоянии матери дети узнают от соседей. Акъәби не хочет уезжать из родных мест: здесь её корни, здесь могилы её мужа, детей, умерших в младенчестве. Дочь Гульбика и зять увозят её в город. Провожают Акъәби всем миром, так велико уважение, любовь односельчан к старухе. Она оказывается в отдельной комнате в доме дочери под присмотром городских врачей, профессоров, прогнозы которых неутешительны: Акъәби смертельно больна. Вначале за ней ухаживали с удвоенным вниманием, часто приходили дети, внуки, за что она чувствует благодарность. Но лучше ей не становится, наоборот, её состояние ухудшается. Акъәби скучает по деревне, вспоминает свою молодость; волнуется о том, как проводят её в последний путь. Всё, что нужно, осталось в деревне. Её слова, пожелания, остались неуслышанными. Дети и внуки все куда-то спешат, суетятся, принимают гостей, смотрят телевизор. Лишь поэт, который оказался среди гостей дочери, справляется о её здоровье, старается выслушать и видит в ней свою маму. Когда становится известно, что жить Акъәби осталось 3 дня, дочь с зятем отвозят её в больницу, чтобы она не умирала дома, не создавала лишних проблем (чтение разговора Суфияна и зятя по ролям «Что вы! Вы хотите положить её в больницу только потому, чтобы она не умирала дома!...    Не волнуйся, всё будет хорошо!»)  Остаётся некий осадок в душе читателя: высшее образование, высокие посты ничто по сравнению с милосердием и человечностью. А как провожают Акъәби? Человека с чистой душой, истинную мусульманку не обмыли, не завернули в саван, а положили в гроб и прямо из больницы проводили в последний путь. Только поэт понимает, какую непоправимую ошибку совершили дети по отношению к матери, хочет сказать об этом над её могилой, но ему не дают высказаться. Дети Акъәби ничем не лучше детей Анны. У Анны был Михаил, который заботился о ней до последнего момента, а Акъәби, хотя и жила в окружении детей и внуков, была одинока. Одиночество чувствуется сильнее, когда вокруг так много людей, но нет ни одного близкого, понимающего. Никто из детей не поинтересовался, чего она хочет, о чём она думает. Они тоже исполняют лишь внешний долг перед матерью, а о долге перед отцом они забыли вообще: могила отца находится на кладбище, обнесённом лишь канавой, нет могильной плиты, да и дорогу к могиле они уже забыли. Они в состоянии купить дорогие машины, а могилу отца забыли. Как и Анна, Акъәби находится во внешнем и внутреннем конфликте со своими детьми.

            Какой смысл имеют названия повестей? Выражение последний срок в повести повторяется несколько раз (перечитать отрывки). Последний срок  для Анны, последний срок для Люси, который отпущен ей для решительного понимания себя, для перемен в себе; последний срок для Варвары, Ильи, чтобы услышали они последнюю просьбу своей матери. Детям отпущен свой, хоть и предварительный, последний срок, для того чтобы опомниться, задуматься. Используют ли они его, тот срок? Не услышали дочь и сын последние слова Акъәби, завещание её осталось невысказанным (выразительное чтение наизусть завещания Акъәби).  Слова и мысли Акъәби – это чувства и мысли самого автора.

          Как вы понимаете слово завет, завещание? (Чтение словарной статьи из Толкового словаря Ожегова. Нужно, чтобы ученики высказали своё мнение о нравственном уроке, который они вынесли, прочитав произведения).

Обобщающее слово учителя( можно включить песню «Мама» в исполнении Витаса). Умерла Анна. Умерла Акъәби. Но мы-то остались. Как зовут нас – не Люсями ли, Варварами, Таньчорами, Ильями, Суфияном или Гульбика? Впрочем, не в имени дело. И старух при рождении могли назвать не Анной и Акбикә. Повести В.Распутина и А.Еники, написанные приблизительно в одно время – в 1969 и 1965 годах -  сообщали новый, мощный импульс развитию литературы, задавали ей высокий художественно-философский уровень. Анна и Акъәби – ярчайшие примеры художественного исследования человеческой души, показанной писателем во всей её величественной неповторимости, единственности и мудрости, - души женщины, постигающей и уже даже постигшей то, о чём каждый из нас хоть раз в жизни думал. И какую бы тему не затронули авторы: жизнь и смерть, долг перед родителями,  историческая память – всё исследовано мастерски, глубоко и содержательно, так, чтобы читатель вынес нравственный урок.

Домашнее задание.

Групповое: 1. Написать письмо-завещание Анны детям. 2. Написать речь, которую вы произнесли бы над могилой Акъәби.

Опережающие: 1. Найти художественные детали в прочитанных на уроке отрывках, подготовить выразительное чтение пейзажей и выяснить их роль в раскрытии характеров героев.          

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...