Дидактическая игра по литературе "Колесо истории"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Маслова Татьяна Викторовна

Викторина по литературе 18 века "Колесо истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Викторина по литературе 18века99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Маслова Татьяна Викторовна

Название образовательного учреждения: МАОУ - средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района Томской области

Аннотация Данная викторина представляет собой опыт  занятия, обобщающего знания учащихся по литературе XVIII в.  Викторина проводится в форме игры «Колесо истории». В игре принимают участие трое обучающихся из 9 класса. Болельщики размещаются по трём секторам - красный, синий, жёлтый.  В руках игрока - воздушный шарик красного, синего или жёлтого цвета. Игрок на карточках должен записать  ответ и продемонстрировать его. С каждым правильным  ответом участник продвигается на 10 вёрст вперёд. А переносить игроков  во времени будут воздушные шары. Участники  под музыку «летят» на воздушном шаре по кругу, состоящему из разных секторов. Музыка неожиданно заканчивается, участники останавливаются. Совпадение цвета воздушного шарика с цветом сектора, на котором стоит участник, премируется 10 вёрстами.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: Игра проводится в рамках недели русского языка и литературы.

Предмет: литература

Возрастная группа (класс): 9класс

Название сценария: Интеллектуально-познавательная игра по литературе «Колесо истории»

Цель: вовлечение обучающихся во внеурочную работу  по литературе; расширение кругозора, развитие познавательных способностей обучаемых.

Задачи:

 - расширять кругозор обучающихся, пополнять их знания по литературе;

- способствовать развитию интереса к литературе;

- формировать ИКТ-компетентности учащихся.

Подготовительный этап: обучающиеся работают с дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет, готовятся к проведению игры по биографии и творчеству писателей XVIII века.

Оформление класса: Кабинет поделён на три сектора. Каждый сектор обозначен воздушными шариками красного, жёлтого, синего цвета. В центре  класса – круг, состоящий из трёх секторов разного цвета.

Ведущие, выступающие и помощники: ведущий - учитель, члены жюри – обучающиеся старших классов.

Время реализации: 35 минут

Авторский медиапродукт:

1. редактор презентаций Microsoft Office PowerPoint

2. презентация  «Колесо истории»

Ход сценария:

Ведущий:

Русский XVIII век — эпоха удивительная во многих отношениях. “Столетьем безумным и мудрым” назвал это время Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной из состояния спокойствия петровскими реформами, отличалась какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве, стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. “Россия вошла в Европу, — писал А.С. Пушкин, — как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек”.

В этот период идёт процесс формирования русской нации. Громадная работа мысли и чувства воплотилась в произведениях литературы и искусства, науки, создала национальную культуру, яркую, самобытную, сложную, противоречивую и своеобразную.(сл.3)

Мы сегодня совершим путешествие в этот удивительный век, узнаем много интересных и полезных сведений, испытаем радость борьбы и наслаждение победой.

I тур. Немного теории (сл.4)

Вопросы с вариантами ответов

В течение XVIII столетия наиболее полно выявили себя некоторые литературные направления. Эти направления- антиподы  противостояли друг другу, как бы поделив между собой разные стороны людской деятельности, «разум» и «чувство» человека (сл.5)

1. Поэтика данного направления начала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, сформировалась в XVII веке во Франции. Представители этого направления непременным условием считают строгое соблюдение незыблемых правил, которые почерпнуты из античной поэтики Аристотеля, Горация (сл.6)

  • Сентиментализм
  • Классицизм
  • Романтизм

2. Это  литературное направление появилось во второй половине XVIII века. Основой его был взгляд на человека как на существо чувствительное (сл.7)

  • Сентиментализм
  • Классицизм
  • Романтизм

3. Какие любимые жанры были у классицистов, а какие - у сентименталистов? (сл.8)

  • Повесть и ода
  • Ода и трагедия
  • Элегия и дружеское послание

Вопросы без вариантов ответа.

4.Каким двум «тройственным» теориям следовали классицисты?

(Теория трёх штилей» и «трёх единств»)(сл.9)

5.  Какой стихотворный метр Ломоносов считал наиболее подходящим для русского языка, в то время как Тредиаковский выбрал другой?

(Ломоносов - ямб, а Тредиаковский - хорей)

 

6.Вот как сформулировал Сумароков одно из требований классицизма:

«Знай в стихотворстве ты различие родов. <...> Не раздражая муз худым своим успехом: Слезами Талию, а Мельпомену смехом». Объясните смысл этого высказывания. Кто такие Талия и Мельпомена?

(Талия – муза комедии, Мельпомена – муза трагедии. Их нельзя смешивать)

II тур. Кто это? (сл.10)

7. В 1757 году учёный написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке».  О нём В.Г. Белинский сказал: «Пётр Великий русской литературы»? (сл.11)

  • А. Н. Радищев
  • М.В. Ломоносов
  • Н. М. Карамзин

8. Родился в семье богатого помещика. В юности был пажом Екатерины II, протоколистом Сената, коллежский асессор, помощник управляющего таможней. За антикрепостническое произведение суд приговорил автора к смерти, заменённой десятилетней ссылкой в Сибирь. Павел I перевёл его в ссылку в Калугу. Александр I амнистировал и разрешил вернуться в Петербург (сл.12)

  • Д.И. Фонвизин
  • Г.Р.Державин
  • А.Н. Радищев

9.  Его главный труд А.С. Пушкин оценил как “не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека”. В.О. Ключевский писал о нём: “Конечно, он много помог русским людям лучше понимать своё прошлое, но ещё больше он заставил любить его (сл.13)

  • М.В. Ломоносов
  • А.Н. Радищев
  • Н.М. Карамзин

 

10.Этот писатель широко  известен как смелый и блистательный сатирик, талантливый драматург, один из основоположников русской прозы. А. С. Пушкин о нём писал:

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин

Блистал…(сл.14)

  • Д.И. Фонвизин
  • А.С. Грибоедов
  • И.И. Дмитриев

11. Назовите фамилию русского поэта 18 века, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистического жанров: соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили» (сл.15)

  • Г.Р. Державин
  • М.В. Ломоносов
  • В.К. Тредиаковский

12. Доверительной сердечной интонационной искренностью, какой более не знала русская литература XVIII века, проникнута философская, гражданская и автобиографическая лирика этого поэта. А.С. Пушкин назвал его «бичом вельмож». Этому поэту принадлежат слова: «Осёл останется ослом, хотя осыпь его звездами» Кто этот поэт? (сл.16)

  • В.К.Тредиаковский
  • И.И. Дмитриев
  • Г.Р. Державин

13.За несколько лет до Ломоносова Славяно-греко-латинскую академию закончил другой русский поэт, тоже бежавший в Москву из родительского дома, но не с севера, как Ломоносов, а с юга, из Астрахани. Кто он? (сл.17)

  • И.И. Дмитриев
  • В.К. Тредиаковский
  • Д.И. Фонвизин

14. Какая русская «женщина с геройским духом», предваряя подвиг декабристок, поехала с детьми за мужем в Сибирь? (сл.18)

  • Е. Рубановская
  • Е. Колыванова
  • Е. Цильх

(Вторая жена Радищева, свояченица (сестра первой жены, которая умерла) Е. Рубановская).



III тур. Творчество.(сл.19)

Вопросы с вариантами ответов

Кому адресовано?

15. Когда на трон она вступила,

      Как Вышний подал ей венец,

     Тебя в Россию возвратила,

     Войне поставила конец…

Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года? (сл.20)

  • Екатерину I  
  • Елисавету Петровну  
  • Екатерину  II  

16. Мурзам твоим не подражая,
     Почасту ходишь ты пешком,
     И пища самая простая
     Бывает за твоим столом…

Кого прославлял Державин в оде «Фелица»? (сл.21)

  • Екатерину I  
  • Екатерину  II  
  • Анну Иоанновна

17. Кому посвящено «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева? (сл.22)

  • Петру I
  • А.М. Кутузову
  • М.В.Ломоносову

18. Кому посвятил Державин эти строки, воссоздав характер и поведение великого человека, своего современника: «Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари, В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари»? (сл.23)

  • А. В. Суворову
  • М.И. Кутузову
  • Ф.Ф. Ушаков

Какое выразительное средство?

19. Укажите средство выразительности: «...и кровь её от ужаса охладела» (сл.24)

  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Метафора

20. Укажите средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной» (сл.25)

  • Метафора
  • Сравнение
  • Олицетворение

21. Укажите средство выразительности: «приятные места», «мрачные башни» (сл.26)

  • Метафора
  • Эпитет
  • Олицетворение

Вопросы без вариантов ответа.

22. Два поэта XVIII в., основываясь на одном образце, написали стихотворения, начав их так: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди» и «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов крепче он и выше пирамид». Назовите этих поэтов и добавьте к ним третьего, процитировав начало его стихотворения. К какому образцу они обратились? (сл.28)

( Ломоносов и Державин; Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа». К оде Горация «К Мельпомене»)

23.  Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвящённое победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?

( Полтавскую битву; «Полтавская баталия») (сл.29)

24. Откуда взяты эти строки, кто их автор, о ком говорит: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»? (сл.30)

( Н. А. Некрасов «Школьник». О М.В. Ломоносове)

25. Противопоставляя двух полководцев — Наполеона и Багратиона, Державин обыгрывает имя одного и фамилию другого, деля слова на слоги (с заменой одной буквы в фамилии). Попробуйте и вы проделать это.

(На-поле-он и Бог-рати-он) (сл.31)

26. По какому поводу прозвучала знаменитая фраза: «Умри, Денис, а лучше не напишешь»? (сл.32)

(По поводу первого представления комедии «Недоросль» (1782)

27. Что за странница, снимающая с глаз монарха бельма, является автору в аллегорическом сне в произведении Радищева «Путешествие…»? (сл.33)

( Прямовзора — Истина)

28. Герой, которому принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?

 Укажите автора,  произведение, жанр, героя (сл.34)

(Митрофану из комедии Фонвизина «Недоросль»)

29. Откуда фраза: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Укажите автора, произведение, жанр (сл.35)

(Радищев. «Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»)

30.Красоты какого города описываются в начале произведения «Бедная Лиза»? Укажите автора, жанр произведения, название города. (сл.36)

(Москва. Повесть Карамзина)

31. Продолжите высказывание Стародума: «Имей сердце, имей душу...».

(«...и будешь человек во всякое время»)

32.Продолжите строки Державина: «Я царь —я ... , я червь —я …

(«...раб», «...Бог») (сл.37)

33. «Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были ... моим». Чем были для автора ум и сердце?

(«...гением»)

34. Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, в полях, морях герой...», — предвосхищает пушкинскую: «То академик, то герой, то...». Продолжите ее.  («...мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник») (сл.38)

Заключение, итоги (отзывы):

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Гуковский Г., Очерки по истории русской литературы XVIII века, изд. Академии наук, М. — Л., 1936

2. Кол. / Г.И. Беленький, П.А. Николаев, А.И. Пузиков, В.Р, Щербина/Русская литература XI - XVIII вв. М. Худ. Лит. 1988

3. Попов Л. А. / Атеистический потенциал русской литературы / М. Просвещение, 1988

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=ломоносов%20картинки&img_url=http%3A%2F%2Fnobe

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=карамзин%20картинки&img_url=http%3A%2F%2Fwww.r

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=фонвизин%20картинки&img_url=http%3A%2F%2Fwww.p

http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/trediakovski_vk.php

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=жена%20н%20радищева%20е%20рубановская%20порт

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=3&uinfo=ww-1259-wh-855-fw-1034-fh-598-pd

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=ломоносов%20полтавская%20бтал

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=фонвизин%20недоросль%20%20кар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках истории

Презентация о дидактических играх на уроках истории...

Дидактическая игра на уроках истории и обществознания

Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...

Дидактические игры на уроках истории

Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме "Дидактические игры на уроках истории"....

Статья Повышение мотивации обучения школьников с ОВЗ при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории

Одной из педагогических технологий современного процесса обучения, способных вызвать интерес к обучению. особенно детей с ОВЗ, является дидактическая игра. В статье показывется структура игры. структу...

Дидактическая игра на уроках истории

Дидактическая игра на уроках истории....

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке...

дидактические игры на уроках истории

в данном материале расположены игры, которые можно проводить на уроках истории, они помогаю прививать интерес к предмету, учат детей работать самостоятельно...