Конспект урока литературы в 9 классе. Гордый ум или тяжкое бремя
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Петрова Лариса Васильевна

Анализ центральной сцены, раскрывающей мировоззрение сверстников-антиподов, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода комедии (3 явление 3 действия), закрепление понятие о конфликте произведения, конформизме и нонконформизме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Гордый ум, или тяжкое бремя свободы (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Класс: 9

Время реализации урока: 45 минут

Форма урока: урок-диспут

Тип урока: урок углубления знаний и ознакомления с новым материалом

Номер урока по теме: пятый

Формы обучения: групповая, самостоятельная и фронтальная работы

Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные

Современные образовательные технологии

  • Технология: урок-диспут.
  • Проектная деятельность.
  • Обучение в сотрудничестве (работа в группах).
  • Проблемное обучение.
  • Информационно-коммуникативная технология:
  • Сайты в сети Интернет,
  • Авторская презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.

Оборудование:

  1. Текст комедии Грибоедова.
  2. Конспект-сопровождение к уроку

3.  Презентация

4.  Обобщённая карта рефлексии и самооценки ученика на уроке

5.  Учёт работы в команде (выдаётся командирам)

6.  Оформление доски

7. Толковый словарь

8. Песочные часы на 1 и на 3 минуты.

9. Баннеры с цитатами из комедии Грибоедова, раскрывающими мировоззрение героев-антиподов: «Ведь надобно ж зависеть от других!» и «Он вольность хочет проповедать!»

10. Расстановка парт накануне: вдоль окна места для защитников точки зрения Молчалина (конформисты), вдоль противоположной стены – места для защитников точки зрения Чацкого  (нонконформисты).

Предварительная подготовка:

1. Создание гербов Чацкого и Молчалина.

2. Знакомство с жанром эссе.

3. Написание эссе на тему: ««Легко ли быть свободным?».

4. Повторение понятий: конформизм, нонконформизм, конфликт, антиподы.

5. Инсценировка 3 явления 3 действия.

6. Советы режиссёров актёрам.

Основное содержание урока.

Анализ центральной сцены, раскрывающей мировоззрение сверстников-антиподов, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода комедии (3 явление 3 действия), закрепление понятие о конфликте произведения, конформизме и нонконформизме.

Основные виды деятельности учащихся.

Создание и анализ собственных текстов разных жанров. Творческое прочтение текста. Анализ и обсуждение сцены. Постановка вопросов. Комментирование специфики деятельностидраматурга и режиссёра, художника. Устные ответы, участие в коллективном диалоге. Ведение конспекта сопровождения как подготовка к написанию работы. Целеполагание и выбор формы домашнего задания. Составление тезисов. Обсуждение. Выразительное чтение и устное рецензирование работ одноклассников.

Планируемые результаты.

Личностные: воспитание у учащихся уважения к литературе и философии, бережного отношения к литературному наследию; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению и сочинению собственных произведений, готовности и способности к самообразованию на основе уважительного отношения к труду, в том числе режиссёра, актёра, художника, читателя и писателя; развитие эстетического и морального сознания через освоение художественного наследия великого драматурга; усвоение гуманистических и нравственных идей; воспитание патриотизма.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе; создание обобщения, сравнение, установление причинно-следственных связей; умение определять способы действий в рамках предложенных условий; формулирование и аргументирование своего мнения; формирование и развитие коммуникативной и ИКТ-компетенции; установление причинно-следственных связей, оформление выводов,.

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера; анализ языковых средств, оформление своих мыслей в устных и письменных высказываниях; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Заходите! Определите каждый: куда должен сеть «Молчалин», а куда – «Чацкий»?

(После рассаживания учащихся).

- Сегодня вы работаете в команде. Выберите глазами капитана.

- Капитаны, подойдите и получите листы учёта работы в команде. Заполняйте по ходу всего урока.

Теперь для успешной работы необходимо распределить роли в группах – посмотрите на выданные листочки.

II. Индукция.

  1. – Просмотр фрагмента фильма «Гараж» Э.А.Рязанова, где герой В.Невинного говорит: «Мне нравится наше правление, потому что я из большинства».

Обсуждение учащимися в группах и выявление связи фрагмента с ведущей проблемой урока: почему и насколько тяжко бремя свободы?

- «Молчалины блаженствуют на свете!» - это слова Чацкого или Грибоедова?

После минутного обсуждения (песочные часы на 1 минуту) «свободный микрофон» - высказывание учащихся поочерёдно из каждой команды.

  1. Социоконструкция. (Термин из методики педмастерской)

- А вы можете что-нибудь возразить? Предлагается оформить в коллективное высказывание и написать небольшое коллективное эссе: «Легко ли быть свободным?».

3. Социализация.

Зачитывание и обсуждение работ.

III. Целеполагание учащихся.

Подводящий диалог.

( Для учителя). На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

(по ссылке: http://festival.1september.ru/articles/616203)

-Пора предоставить слово героям А.С.Грибоедова.

Тему нашей дискуссии я решила озаглавить следующим образом:

СЛАЙД № 1: Гордый ум, или тяжкое бремя свободы.

- Каким синонимом с точки зрения пунктуации можно заменить этот присоединительный уточняющий союз? (То есть).

- Значит, ум и свобода – синонимы?

(Обсуждение).

- Для кого? Для Чацкого или для Грибоедова?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Грибоедов – просветитель, значит, для него ум и свобода – тождественные понятия. Именно в этом смысле он считает Чацкого единственным умным человеком. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».

- О каких проблемах будем говорить сегодня?

(Свобода, гордость, ум.)

Итог рассуждения: - невольно напрашивается вопрос нашего диспута: Свобода личности – зло или благо? (Самостоятельная формулировка и запись в конспекте).

- Свобода как жизненный принцип, что она несёт личности: зло или благо?

Так ли прость быть свободным и ни от кого не зависеть?

Вот что мы должны обсудить сегодня.

IV. Фронтальный опрос по теории литературы (повторение).

- Что движет сюжетом драматического произведения?

(Конфликт).

- Что это?

(Столновение).

- Определите характер конфликта в комедии «Горе от ума».

(Любовный, человек и общество, внутренний).

- В отношениях каких двух героев комедии просматриваются все конфликты?

(Молчалин и Чацкий).

-Как называют в литературоведении таких героев?

(Работа с термином).

СЛАЙД № 2. Антипо́д (др.-греч. ντίπους, мн. число др.-греч. ντίποδες) — противоположные, противостоящие; от др.-греч. ντι- — против + πούς — нога) — в общем смысле, что-нибудь противоположное чему-то другому в чём-либо: антиподы — парные альтернативы. Термин имеет несколько значений в различных дисциплинах. http://ru.wikipedia.org/wiki/Антипод.

III. ВЫЗОВ.

Защита проектов, созданных дома самостоятельно группами учащихся.

- Для защиты своего проекта каждая команда должна объяснить символику и представить сильные стороны личности своего героя. Обязательны цитаты и выдержки из текста!

- После обмена гербами за минуту подготовиться к критике работы противников.

Обобщение: что рассказали гербы о героях? Какого человека показывают гербы Молчалина? Чацкого.

Запись в конспект: Молчалин: аккуратный, умеренный, молчаливый, низкопоклонник, делец, свободолюбивый, гордый, деловой, высоко ценится начальником за профессионализм, терпеливый, угодливый, робкий, вежливый, обходительный.

Чацкий: свободолюбивый, гордый, образованный, талантливый, литературно одарённый, дерзкий, разговорчивый, страстный, искренний, увлекающийся, нетерпеливый.

Дискуссия. Кто умнее: Молчалин или Чацкий? Для Грибоедова и для вас, в жизни?

СЛАЙД №3. Значения слова «ум». Значения слов в толковых словарях русского языка.

Толковый словарь Ожегова.

ум - такая способность, развития в высокой степени, высокое развитие интеллекта

Пример: Блестящий у. Отличаться умом. Природный у. Ума палата у кого-н. (очень умен; разг.).

***

2. - о человеке как носителе интеллекта

Пример: Лучшие умы человечества (великие мыслители, ученые; высок.). и оценки.

***

3. - способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни

Пример: Склад ума. В здравом уме и твердой памяти кто-н. (совершенно нормален). Ни уму ни сердцу не дает ничего (не приносит никакой пользы). Не твоего ума дело (ты недостаточно умен, чтобы об этом судить, не тебе это решать; разг. неодобр.) . У. хорошо, а два лучше (посл.). Сколько голов, столько умов (посл.). По одежке встречают, по уму провожают. (посл.).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

ум

м.

1) а) Мыслительная способность, лежащая в основе сознательной деятельности.

б) Большая проницательность, незаурядный и тонкий разум.

в) Определенный склад мышления, особенности миропонимания.

г) разг. Здравый смысл, определяющий разумное поведение (в противоположность

чувству).

2) Сознание, рассудок.

http://что-означает.рф/ум        

По итогам дискуссии формулировка и запись выводов:

Оба героя по-своему умны (хитроумие и остроумие), так как эти типажи показывают два разных типа поведения поведения человека. Ум Молчалина – прагматический здравый смысл.

IV. ОСМЫСЛЕНИЕ.

- Пусть герои сами скажут о себе.

1.Слово исполнителям ролей Чацкого и Молчалина о трактовке образа своего героя.

2. Советы режиссёров исполнителям (реализация домашнего задания).

3.Задание классу: по ходу инсценировки определить, кто одерживает победу над противником.

4. Просмотр и обсуждение инсценировки:

- А теперь покритикуем.

- Где Молчалин одерживает победу над Чацким? Такой ли уж он скромный и бессловесный?

- Каковы главные жизненные принципы того и другого героев?

5. Запись вывода: Молчалин и Чацкий, действительно, два противоположных типа личности.

- Определим их научно.

6. Работа со словарём философских терминов.

СЛАЙД № 4.

КОНФОРМИЗМ

        (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), морально-политич. термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции, беспринципное и некритич. следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т. п.). В совр. бурж. обществе К. по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологич. воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций. В отличие от К., Социалистич. коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке групповых норм, сознат. усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собств. поведения с интересами коллектива, общества.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/555/КОНФОРМИЗМ

нонконформизм — (от лат. non не, нет и conformis подобный, сообразный) стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Н. синоним понятия негативизм , антоним конформности. Краткий… …   Большая психологическая энциклопедия

нонконформизм — а, м. non conformisme m.< non не + coformer приспосабливаться. Отрицание существующего порядка вещей в обществе, социальный протест. Крысин 1998. Макс Нордау доказывал, что нон конформизм самое тяжкое преступление писателя. Против этого Реми… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

НОНКОНФОРМИЗМ — англ. поп con/ormism; нем. Nonkomformismus. 1. Несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в данной группе, обществе. 2. Различные английские религиозные организации, расходящиеся во взглядах с учением господствующей англиканской… …   Энциклопедия социологии.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/23583/НОНКОНФОРМИЗМ

7. Краткая запись в конспекте: Конформизм – быть как все (я из большинства). Подобность.

Нонконформизм – не быть как все.

V. Дискуссия.

- Кто в жизни удачливее? Как преуспеть?

Вывод: кем быть легче?

Запись в конспект: свобода личности может обернуться злом, а не благом. Быть свободным труднее, чем зависеть от других.

VI. Самостоятельная формулировка домашнего задания.

  1. Общее: определить всех конформистов и нонконформистов в комедии;
  2.  индивидуальное: подготовить презентацию по сегодняшнему уроку;
  3. групповое: написать эссе о тяжести свободы с примерами из личного опыта и литературы.

VII. Рефлексия.

- Ответьте на следующие вопросы:

СЛАЙД № 5

- Что мы делали сегодня на уроке? (Посмотрите конспект-сопровождение).

- Чему научились?

- Что понравилось на уроке? Запомнилось?

- Что показалось трудным на уроке?

- Достаточно ли вам материала для домашнего задания?

- Повлияла ли этот на ваше отношение к жизни?

- кем вам хотелось бы быть: молчалиным или чацким?

Список литературы:

  1. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч.  Под ред. Беленького Г.И. М.: Ч.1 - 13-е изд., 2009, 368с.; Ч.2 - 11-е изд., 2010, 423с.
  2. http://feb-web.ru/feb/griboed/encyclop/rus_pi95.htm.
  3.  Муштавинская И. В.. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – СПб.: КАРО, 2013.
  4. Литература. 10-11 классы : организация самостоятельной работы на уроке/авт.-сост. О.А.Зажигина. – Волгоград : Учитель, 2011.
  5. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка : 13 560 слов: Т.1-2. – М.: Рус. яз. 1993.