Урок – мастерская . Петербург на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Саютина Светлана Владимировна

Данный урок способствует развитию навыков самоанализа художественного произведения. Технология урока направлена на развитие умений работать в коллективе, навыков публичной презентации своего материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Каргапольский район  Курганская область

Конспект урока

Учитель Саютина С.В.

Урок – мастерская

                                                                               

Тема              Петербург на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель: 1. Расширить сведения изобразительно-выразительной роли пейзажа в произведениях русской литературы в XIX в.;  углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения, совершенствовать мыслительные способности учащихся.

2. Развитие образного восприятия; формирование интереса к произведению через глубокий анализ художественных деталей; работать над культурой речи.

3. Воспитание интереса к произведению Ф.М. Достоевского, нравственных качеств старшекласников.

Методические приемы:

1. Основной прием – беседа с включением сообщений учащихся, пересказ текста.

2. Выборочная работа с текстом.

3. Элементы творческой работы.

Оборудование: роман Достоевского «Преступление и наказание», презентация к уроку, средства для рисования.

Ход работы мастерской.

  1. Индукция.  Санкт - Петербург ... напишите слова, которые у вас ассоциируются с этим словом.

Северная жемчужина Российской империи — вот что такое Санкт-Петербург.

Сменив зa свoю истoрически недoлгую жизнь (всегo 3 векa) три имени, стaв кoлыбелью трех ревoлюций, гoрoд вышел «из грязи в князи». Нa некoгдa непрoлaзнoм бoлoте вырoсли двoрцы, срaвнимые с лучшими еврoпейскими кoрoлевскими дoмaми. Рядoм с двoрцaми вoздвигaлись прaвoслaвные сoбoры – хрaнители стрaны и искoннoй веры.  Эти двoрцы сo временем преврaтились в музеи, стaвшие рядoм с лучшими музеями мирa. А эти музеи и пaмятники взрaстили великих свoих нaследникoв, дoстoйных не тoлькo петербуржскoй, нo и мирoвoй слaвы.

Величественнoсть и крaсoтa Севернoй Пaльмиры непoвтoримa и неoтделимa oт ее глaвнoй aртерии – Невы. Бoлее 30 км Невa кружит в гoрoдскoй черте, oдетaя в грaнит свoих цaрственнo- прекрaсных нaбережных, где 42 oстрoвa ее дельты сoединены в единый гoрoд 300 мoстaми, перебрoшенными через реки и кaнaлы.

Таков Санкт  - Петербург сегодня.

- Каким же мы видим город на страницах романа Достоевского?

- Согласны ли вы с тем, что  чем ярче роскошь, тем грязнее и ужаснее ее оборотная сторона, тем глубже и темнее недра трущобных кварталов?

2. Самоиндукция.

-Для Ф.М. Достоевского Петербург – один  из главных образов романа, образ, на  фоне которого развиваются события романа.

Перечитайте следующие фрагменты и подготовьте:  

 1 группа -  описание улиц Петербурга

 2 группа -  описание квартир Сони Мармеладовой, Родиона Раскольникова

3 группа – описание Николаевского моста, Исаакиевского собора и Зимнего  дворца.

- Какие слова можно считать ключевыми в этих описаниях?

- Что испытывает человек внутри своего жилища?

- Какое воздействие оказывает город на человека?

3. Социоконструкция.  

- каждая группа попробует дополнить перечень качеств героев романа (Сони Мармеладовой, Родиона Раскольникова)

Возможные ответы:

- скромность, достоинство, честь

- безмерная любовь к родным

-  благородство души.

- Как, вы думаете, возможно ли  сопоставить перечисленные вами качества и совершённые героями поступки?

4. Социализация.

- Вспомните, где происходит большинство сцен?

- Казалось бы, в этих многолюдных местах должно быть много знакомых между собой людей, людей понимающих друг друга, готовых прийти на помощь. Но на самом деле картина совсем другая: где-то в переулке у Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами. Они создают фон, на котором развертывается трагичная жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова...

- Какими  словами  можно охарактеризовать взаимоотношения людей, оказавшихся на одной улице, на одной площади?

-бездушие

- равнодушие

- насилие сильных

- Как вы думаете, возможно ли возрождение души человека в этом городе?

5. Афиширование.

- Как  вы думаете, что является характерной чертой для окружающего пространства Петербурга, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью? (раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет).

- Как вы считаете, почему автор в эпилоге романа изображает Раскольникова далеко от Петербурга, на берегу реки?

- Какие чувства в это время переживает герой?

6. Разрыв.

- Обратимся ещё раз к эпилогу романа. Перед нами предстаёт следующая картина : Сибирь… Широкая пустынная река, широкая окрестность, звуки песни ,облитая солнцем необозримая степь… в лицах сияла заря обновлённого будущего. Их воскресила любовь. Семь лет бесконечного счастья…

- Как можно рассматривать строки писателя: приговор , ссылка и семь лет бесконечного счастья?

- Почему свет любви озарил  жизнь Сони и Родиона не  на свободе  Петербурге, а здесь, в Сибири,  на каторге?

7. Рефлексия.

- После прочтения романа у каждого из вас остались свои впечатления, у каждого  родился свой образ Петербурга. Попробуйте создать этот образ на рисунке. Подумайте, какие цвета вы будете использовать, какую форму предадите городу. Домашнее задание.

Написать сочинение по теме «Петербург на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...

Презентация к уроку-исследованию "Тема "двойничества" и ее воплощение на страницах романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Презентация включает слайды, помогающие сопоставить Раскольников и его двойников, противопоставить главного героя Свидригайлову, Лужину, Лебезятникову....

Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Начало изучения романа Ф.М.Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ"

Идейные искания Ф.М.Достоевского, отразившиеся в романе "Преступление и наказание"...

Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа

К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....