Урок по произведению А.И. Солженицына "Крохотки"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Мельчакова Елена Евгеньевна

Урок построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Вместе с учителем обучающиеся работают над концептом произведения, выстраивают ассициативный ряд, определяют смысловое значение образов, авторскую позицию. Урок имеет огромное воспитательное значение, так как помогает формировать гражданскую позицию обучающихся, чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Боль за Россию".16.89 КБ

Предварительный просмотр:

     

     Конспект урока.

   

 Тема: «Боль за Россию». (По миниатюрам А.И.Солженицына «Крохотки».

      Цели: обучающая: определение проблематики произведения;

                 развивающая: формирование коммуникативных компетенций;

                 воспитательная: формирование гражданской позиции.

     Ход урока.

     Миниатюры крохотки были созданы А.И.Солженицыным в конце 60-ых годов прошлого века.

     Автор приглашает нас оглянуться вокруг и вместе поразмышлять, какая она наша Россия.

    -Вы познакомились дома с текстами «Крохоток». Первые впечатления, что почувствовали?

     (Обиду на себя и боль за страну; надежду, что всё еще можно исправить; веру в будущее России).

    -Какая миниатюра поразила вас больше всего? Чем?

Тематика.

    -Основные темы «Крохоток». Почему же так волнуют миниатюры? Давайте подумаем вместе.

    -О чем размышляет автор? О чём предлагает задуматься?

    ( О вере и безверии, о памяти и беспамятстве, о силе красоты природы, о главной ценности жизни – свободе).

    -А что объединяет все миниатюры?

     (Боль за Родину).

  Символы.

 -Символы «Крохоток». Дома вы размышляли над символами миниатюр. Каковы они? (Обсуждение в группах).

     Яблоня – символ свободы.

     Утенок – превосходство творения природы над творением человеческого разума.

     Гроза - символ обновления, перерождения.

     Вязовое бревно – стремление живого к жизни вопреки всему.

     Бурный поток – поиск истины.

     Старое ведро – бескорыстная фронтовая дружба, забытая сейчас.

     Рюкзак – символ трудной жизни крестьянина-кормильца.

     Зарядка – культ тела, а не духа.

     Церковь – символ надежды, веры, возрождения.

   

Авторское отношение.

    -Слышим ли мы голос автора? Какие интонации в нем?

     Негодующие ( «Озеро Сегден», «Мы-то не умрем»).

     Горькие («Путешествуя вдоль Оки», «Старое ведро»).

     Радостные («Шарик», «Утенок»).

     Восторженный («Вязовое бревно», «На родине Есенина»).

    И в каждой миниатюре – голос патриота, разделившего со своим народом все испытания.

   -Какими знаками препинания заканчиваются «Крохотки»?

    В основном  вопросительными и восклицательными, но больше всего многоточий.

   -Почему?

    Автор говорит о том, что его по-настоящему тревожит, поэтому так эмоциональна его речь. А многоточие… Может быть, эти «на цыпочках ушедшие слова» предлагают нам додумать, что недосказано. А может, горечь от происходящего в стране перехватывает горло …

 

 Концепт.

 -Прошло почти полвека, как были созданы «Крохотки». Изменилось ли что-то в нашей жизни, в стране?

    Да, сбиты с церквей уродливые вывески, снова слышен над Россией колокольный звон.

    Люди возвращаются к вере, к истокам своим.

    Наконец-то и у нас появился День поминовения погибших воинов.

    Да, меняются наши жизненные ценности, меняется наша Россия. И как много для этого сделали такие люди, как Александр Исаевич.

    Но как много нам ещё предстоит работать над собой! А делать это вам, молодым.

  Ассоциации.

 -Почему такое название – «Крохотки»? Только ли за небольшой объём? Какие ассоциации вызывает это слово? (Работа в парах.)

    Крохотки – это и крошки душистого, тёплого хлеба на ладони.

    Крохотки - это и капельки росы, отражающие солнце.

    Крохотки – это и сокровища человеческой души.

    Это и русские люди, сумевшие сохранить в себе нравственную чистоту, не согнувшиеся под гнётом обстоятельств.

    По крохоткам всем миром собирали люди на ополчение в лихие дни.

    По крохоткам собирали на строительство храмов в мирное время.

    Вот оно какое ёмкое -  это слово крохотки!

   -Дома я предлагаю вам ещё раз поразмышлять, о чем же заставили задуматься «Крохотки».

    Домашнее задание: эссе «О чём меня заставили задуматься «Крохотки»?

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....