презентация "Эволюция пейзажа в лирике А.С. Пушкина"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Королева Ольга Олеговна

презентация к уроку литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Королева Ольга Олеговна, Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1354 с углубленным изучением английского языка ЮЗАО г. Москва Эволюция пейзажа в лирике Пушкина Королева Ольга Олеговна, Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1354 с углубленным изучением английского языка ЮЗАО г. Москва

Слайд 2

Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведениях поэта.

Слайд 3

Заполните таблицу Период творчества Название стихотворения Художествен-ные средства Способ отражения темы

Слайд 4

Первый период творчества. 1817 – 1820. В раннем творчестве Пушкин закрепил достижения предыдущих поэтов в разработке таких эстетических канонов, как пейзажи - идеальный, бурный, мрачный (" оссиановский "), придав каждому из них художественное совершенство ("Воспоминания в Царском Селе", 1814; "Городок"," Осгар ", "Мечтатель", 1815).

Слайд 5

Проявление традиций сентиментализма в пейзажной лирике лицейского периода. Стихотворения «Осеннее утро», «Певец». Пейзаж – средство создания общего фона, на котором изображаются чувства лирического героя.

Слайд 6

Стихотворение «Деревня» (1819 г). Художественные средства «Деревня» - это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие. Композиционно стихотворение делится на две части , содержащие контрастные части – и композиционно, и лексически, и интонационно – и оттого особенно яркие образы. Контраст между двумя частями стихотворения подчеркнут композиционно, лексически, интонационно. Слова прямо и точно определяют предметы («темный сад», «нивы полосаты» и т.п.)

Слайд 7

Способ отражения темы Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы, где нет ни суеты, ни заблуждений, ни порока. Любящему взору во всем видятся следы довольства, мир природы восхищает гармонией сочетания цветов, запахов и звуков.

Слайд 8

Второй период творчества. 1820 -1824гг. Южная ссылка. Творческий метод писателя - романтизм. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа - бурная или грозная стихия . Стихотворения « Погасло дневное светило…», «На холмах Грузии...», «Ненастный день потух...», «Кто, волны, вас остановил?..», «Узник», «К морю». Особенности : в стихах этого времени встречаются образы-символы ночи , моря луны, звезд, гор, ветра. Любимый жанр - элегия .

Слайд 9

В период южной ссылки (1820-1824) Пушкин узаконил в русской поэзии экзотические - кавказский и крымский, горный и морской - пейзажи, которые раньше выступали только в единичных стихотворениях Державина, Жуковского, Батюшкова. У Пушкина они стали выражением целостного мироощущения, символом романтического свободолюбия. Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт.

Слайд 10

Стихотворение «К морю» Одно из этапных (Начато в Одессе, закончено в Михайловском). Антитеза: свободная природа, стихия противопоставлена несвободе человека в обществе. Один из мотивов - мотив прощания: автор прощается с романтизмом, морем, югом. Прощание с романтизмом связано со смертью двух романтических гениев - Наполеона (1821) и Байрона (1824).

Слайд 11

Художественные средства : метафорические эпитеты связанные с мотивом «свобода-несвобода», метафоры (стая кораблей), олицетворение (море - адресат), метонимия (смиренный парус рыбарей), перифраз (Моей души предел желанный...\ свободная стихия). Особенности стиха : ассонанс (чередование открытых и закрытых звуков имитирует шум моря), аллитерация (Твоею прихотью хранимый), повторы, анафоры.

Слайд 12

Способ отражения темы В основе стихотворения традиционный романтический конфликт – неудовлетворенность действительностью. Образ океана в стихотворении соотнесен с чувствами лирического героя . Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным

Слайд 13

Стихотворение «На холмах Грузии...» В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя следуют за южным пейзажем. В любовной жизни «На холмах Грузии...» описание «ночной мглы», с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя . Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина может изображаться только в сочетании с южной экзотической природой.

Слайд 14

Третий период. 1824 – 1831. Ссылка в Михайловское, годы скитаний, Болдинская осень. Реалистический пейзаж. Бескорыстное любование природой - самое частое переживание лирического героя, установка на прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка, отличного от романтического, но и сохраняющего традицию. Стихотворения «Румяный критик мой...», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы».

Слайд 15

Уже не пейзажи юга, полные стихийной силы, "роскоши", "неги", вдохновляют поэта и оживают в его стихах, но спокойные, мирные просторы Средней России Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний - на ночной и утренний; осенний - на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический. В русской природе, как она постигнута Пушкиным, соединяются смирение и разгул, печаль и просветленность, кротость осеннего увядания и бесовское буйство метели.

Слайд 16

Художественные средства Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта. Звучит тихая грусть, дорожное одиночество путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа. Стих подчёркнуто разговорен, интонация — естественна; излюбленному Пушкиным торжественному ямбу предпочтён "быстрый" и лёгкий хорей .

Слайд 17

«Осень» В «Осени» мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы . Пушкин воспринимает осень как смерть , но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить

Слайд 18

Часто появляется зимний пейзаж. Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические , жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный

Слайд 19

«Бесы» В стихотворении «Бесы» пейзаж символичен : дорога – это жизненный путь человека, буря - жизненная буря, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как «Анчар» и «Пророк». Анчар – это символ зла в мире, а пустыня в «Пророке» символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.

Слайд 20

Четвертый период. 1832 – 1836. Философская лирика и лирика природы. Основные темы этого периода: общность с природой, гармония. Важнейшее место в лирике начинает занимать пейзаж средней полосы России, причем реалистический пейзаж сознательно противопоставляется романтическому. Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие

Слайд 21

Способ отражения темы Бескорыстное любование природой – самое частое переживание лирического героя, установка на прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка, отличного от романтического, но и сохраняющего традицию.

Слайд 22

Художественные средства Как новатор в изображении природы Пушкин выступает именно в поздний, реалистический период своего творчества. В стихотворениях этого времени практически не встречается пышных эпитетов, сравнений, что означает более реалистичные средства изображения природы. В стихотворениях этого времени встречаются пейзажи разных типов:

Слайд 23

Психологический пейзаж. «На холмах Грузии лежит ночная мгла …». Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние души лирического героя через состояние природы. Философский пейзаж. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) Мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.

Слайд 24

Художественные средства Символичность пейзажа Появляются новые , неожиданные чисто с живописной точки зрения, ракурсы В пейзаж вводится сюжет , своеобразные бытовые сценки. В живописи такие сюжеты называются жанровыми Несколько сюжетных планов как бы одновременно соединяются на полотне. Демократичность пейзажа , которая подчеркивается самим автором. Конкретность пейзажных зарисовок , описание обычных, казалось бы, прозаических вещей Богатая цветовая палитра в пейзажных зарисовках, причем все тона у Пушкина чистые(в бело-серебристой гамме выдержаны зимние пейзажи, осенние — в багряно-золотой) Сквозные мотивы в пейзаже : мотив дороги, м отив семьи Динамичность пейзажа : все находится в постоянном движении. Динамика подчеркивается звучанием стиха: 4-стопный хорей, богатые рифмы, аллитерация на Т-Ц-Ч, повторы

Слайд 25

Социальный пейзаж Пейзаж, неразрывно связанный с человеком, помогающий лучше понять тяготы его ежедневной жизни. «…Вновь я посетил…» (1835). Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить эту мысль. Стихотворение интересно и поучительно как по содержанию, так и по форме и, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложно. События личной жизни поэта, родная природа, грустные размышления о быстротекущей жизни – все, что волновало Пушкина в последние годы жизни, нашло отражение в этом стихотворении

Слайд 26

Художественные средства Одна из оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая у предшественников, - пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшее над землей Пушкин значительно обогатил флору русской поэзии, предпочитая нежным ивам и березам Жуковского такие стройные, величавые деревья, как дуб и сосна. Центральное место в пушкинском мире занимают самые поэтические, "царственные" животные, птицы, растения Наряду с национальным пейзажем и в рамках этой общей задачи поэт воссоздает природу конкретных мест, "малой родины"

Слайд 27

Способ отражения темы Реалистичные средства изображения природы. Природа как философская тема. Бессмертная , но неразумная природа в противопоставлении разумному, но обреченному на смерть человеку.

Слайд 28

Итог Пушкин в своих стихотворениях показал цикл идей, связанных с задачей изменения отношений христианского человечества к Природе, что подготавливало сознание к выводу о возможности какого-то нового вида отношений с Природой: дружественного, радостного, что переплеталось с новым восприятием самого процесса жизни.

Слайд 29

Домашнее задание Южные поэмы: «Цыганы» «Бахчисарайский фонтан» «Кавказский пленник» Заполнить таблицу : «Черты, объединяющие «южные поэмы»

Слайд 30

http://ps.1september.ru/ http://www.myshared.ru/theme/skachat-prezentatsii-k-urokam/ http://nsportal.ru/ Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.

Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе  ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина

Творчество Жуковского, Грибоедова, Пушкина в одной контрольной работе...

Урок по литературе в 5 классе на тему :"Художественное богатство пейзажа в лирике С.А. Есенина"

Урок-путешествие.  Ребята отправляются в путешествие по мастерской Есенина. Учатся находить художественные средства в лирике С.Есенина. Знакомятся с богатством красок, звуков в  пейзажной ли...

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....