Рабочая программа. Литература. 8 класс. В. Я. Коровина
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Петрова Ольга Юрьевна

8 класс. (В. Я. Коровина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_literatura.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №296

ФРУНЗЕНСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению

на педагогическом совете

 ГБОУ средней школой № 296

Протокол № ________

от _____августа         2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ средней школы № 296

____________ /С.А.Алексеева/

«__»  августа         2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРА

для 8а класса

учебный год 2013-2014

 О. Ю. Петрова,

учитель русского языка и литературы

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                                                            2013


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе: 

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта      основного  общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 года №1089;
  2. Федерального базисного плана, утвержденного приказом Министерства образования от  09. 03. 2004 г № 1312.;
  3. Распоряжения Комитета по образованию «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга реализующих образовательные программы общего образования»;
  4. Учебного плана ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга  учебный год;
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.
  6. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 класс. Автор В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

Цели обучения по предмету: приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

- Освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

- Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;  выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи преподавания:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя, отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.


Количество учебных часов

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение литературы в 8 классе составит 70 часов.

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках литературы

На уроках литературы в 8 классе прежде всего значимы межпредметные связи.         

Учебный предмет Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры  и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Связан с историей: в 5 – 8 классах обучение строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического  и проблемно-тематического принципов. История и литература всегда шли рядом, литература отражала жизнь разных народов в самые разные эпохи их развития. Ни один из крупных писателей не ушел от исторической темы. В одном случае это были произведения, целиком посвященные историческому событию, в другом — это была история человека, семьи, сообщества, которые жили, действовали в той или иной исторической среде.

        Необходимо показать школьникам особенности тесной связи истории и литературы. Кроме того, в учебнике для 8 класса, как и в других учебниках по данной программе, обращено большое внимание на вечные проблемы — жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни, в которой есть страдание и счастье, любовь и ненависть, отчаяние, вражда и примирение.

        Школьники должны заметить, что включенные в учебник 8 класса художественные произведения разных столетий своими темами и проблемами как бы поддерживают друг друга.

Важно, чтобы учитель сумел найти путь к сердцам и разуму школьников, чтобы учащиеся поняли замысел писателя, его воплощение, чтобы герои прочитанного произведения стали им близки и понятны, наконец, чтобы их сердца откликнулись на те проблемы, которые подняты автором, и школьники не остались равнодушными к тому, что волновало писателей.

Прослеживается связь литературы с предметами художественно-эстетического цикла: с музыкой, изобразительным искусством. На уроках литературы ребята описывают картины природы, составляют словесные портреты, сравнивают и сопоставляют художественные произведения, репродукции, музыкальные творения.


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в умении применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, умении понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в умении работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности.


Учет особенностей обучающихся класса

        Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 8 «А» класса. Списочный состав – 32 человека: в класс добавились ученики, раннее обучающиеся в данной школе и по данной программе.

        Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

         Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

        Для решения познавательных и коммуникативных задач на уроках литературы учащимся предлагаются различные виды деятельности: создание краткосрочных и долгосрочных проектов, участие в конкурсах всех уровней, творческие письменные и устные задания и т.д.

        На уроках и дома приучать школьников к использованию в своих сочинениях, выступлениях дополнительных источников информации: энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

        Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно.

        Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

        При планировании уроков учитываются возрастные и психологические особенности учащихся. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.        Программа курса 8 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д.). Затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории.


Особенности организации учебного процесса по предмету:  

используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, со справочной литературой.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями, с репродукциями картин, иллюстрациями к произведениям.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы, таблицы.

Активные методы обучения: групповая и парная работа, проектные работы, драматизация, театрализация, дискуссия, сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения, творческие задания, работа в малых группах, информационно-коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии.

Средства обучения:

  • для учащихся:

1. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях (+ CD mp3) ФГОС / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.

2. Сайт «Учителя вызывали?» Раздел «Литература» 8 класс (для самостоятельной работы).

  • для учителя:

1. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе.- М: ВАКО, 2007.

2. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях (+ CD mp3) ФГОС / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.

3. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии "Литература. 8 класс". Автор-составитель В. Я. Коровина. – М.: Экзамен, 2006.

4. Компьютер с выходом в сеть Интернет.

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,
  • промежуточный

        Формы контроля:

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
  • выразительное чтение,
  • заучивание наизусть стихотворных текстов
  • развернутый ответ на вопрос,
  • анализ эпизода,
  • комментирование,
  • характеристика литературного героя,
  • инсценирование,
  • анализ эпизода,
  • тест,
  • подготовка рефератов, докладов, творческих работ,
  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях (+ CD mp3) ФГОС / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по литературе.


2. Содержание учебного предмета, курса

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы (кратко)

Введение  

Книга в жизни человека

1

Литература и история.

Устное народное творчество

3

Исторические и лирические народные песни. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Частушки, предания.

Из древнерусской литературы

3

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Шемякин суд».

Из литературы ХVIII века

2

Д. И. Фонвизин. Основной конфликт комедии «Недоросль»

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

Из литературы XIX века

31

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа.

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей.

А.С. Пушкин. «История Пугачевского бунта».

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Пугачев и народ в повести. Отношение автора  и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Средства характеристики героев повести. Смысл названия повести. Роль  эпиграфов.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Идейное содержание поэмы.

Н.В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина. Значение авторских ремарок. Особенности композиционной структуры. «Ревизор» в театре и в кино.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сатирическая направленность.

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы в рассказе в «Старый гений».

Л.Н. Толстой. «После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее.

А.П. Чехов. «О любви» — рассказ об упущенном счастье.

Из русской литературы

ХХ века

21

И.А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».

А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

М. Горький. «Челкаш» — романтическое произведение. Герои и их судьбы.

А.А. Блок. Историческая тема в творчестве Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».

С.А. ЕсенинПоэма «Пугачев».

М.А. Осоргин.«Пенсне». Сочетание реальности и фантастики.

И.С. Шмелёв. Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

Тэффи. «Жизнь и воротник».

М. Зощенко. «История болезни».

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». Герой и автор поэмы.

А.П. Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

Лирика русских поэтов о родине, родной природе.

Из зарубежной литературы

5

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии.

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».

В. Скотт. «Айвенго».

Подведение итогов

1

Обобщение и систематизация знаний.

Задание на лето.

Резерв*

3


3. Требования к уровню подготовки обучающихся

По литературе к концу 8 класса обучающиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений; 
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных  направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  • анализировать эпизод  (сцену)  изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
  • выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять авторскую позицию
  • выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • писать развернутый ответ на вопрос;
  • письменно составлять план сочинения;
  • писать рассказ-характеристику;
  • свободно владеть письменной речью.

        

        Приобретенные знания и умения используют в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

4. Контроль уровня обученности

Объём письменных и устных работ  в 8 «А» классе

Контрольная работа - 4

Домашнее сочинение  - 2

Классное сочинение - 4

Чтение наизусть – 10

Внеклассное чтение – 8

Произведения для заучивания наизусть

  1. Лирические и исторические песни.
  2. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
  3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
  4. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
  5. Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
  6. Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Майкова.
  7. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
  8. Стихотворения о Великой Отечественной войне;
  9. О Родине и родной природе (2 – 3 стихотворения на выбор).

Темы контрольных  работ

  1. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина
  2. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина
  3. Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина
  4. Контрольная работа по зарубежной литературе.

Сочинения

  1. Сочинение по повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.
  2. Сочинение по поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова.
  3. Сочинение по комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.
  4. Домашнее сочинение «Стиль тургеневской прозы».
  5. Домашнее сочинение «Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина, Есенина».
  6. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» (произведение по выбору уч-ся).

Примерная тематика рефератов

  1. Исторические песни.
  2. Образы Степана Разина, Ермака Тимофеевича, Емельяна Пугачева в народных исторических песнях.
  3. Жанры древнерусской литературы.
  4. «Житие святого благоверного князя Александра Невского».
  5. Жизнь и творчество К. Ф. Рылеева.
  6. «История Емельяна Пугачева».
  7. Споры о жанре «Капитанской дочки».
  8. Шотландия – родина предков М. Ю. Лермонтова.
  9. Кавказ в судьбе М. Ю. Лермонтова.
  10. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
  11. Комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя.
  12. Первые представления «Ревизора».
  13. Ася – главная героиня одноименной повести И. С. Тургенева.
  14. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».
  15. Композиция рассказа «После бала».
  16. Из биографии А.Т. Твардовского.
  17. История создания поэмы «Василий Теркин».
  18. Из биографии У. Шекспира.
  19. Творчество Уильяма Шекспира.

Примерная тематика проектов

  1. Русские народные песни на тему …
  2. Герои романа «Капитанская дочка» в книжной графике и киноверсиях.
  3. Электронный альбом «Кавказские пейзажи» в рисунках М. Ю. Лермонтова и их словесное воплощение в поэме «Мцыри».
  4. Электронный альбом «Герои комедии «Ревизор» и их исполнители: из истроии театральных постановок».
  1. Петербург начала ХIХ века и его обитатели в повести «Шинель».
  2. Лики любви в рассказах русских писателей Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А. И. Куприна.
  3. Смешное и грустное рядом (по рассказам ХХ века).
  4. Стихи и песни, приближавшие Победу.
  5. * По материалам экскурсии. Электронный журнал «Живём мы памятью Лицея».

Перечень терминов

Фольклор и литература. Литература духовная и светская. Древнерусская литература.

Литература Просвещения. Тематика, проблематика, идейное содержание. Житие.

Литературный род (эпос, лирика, драма). Жанр. Канон. Эпические жанры (эпическая поэма, роман, повесть, рассказ, новелла). Лирические жанры (ода, элегия, послание, эпиграмма, сонет). Драматические жанры (трагедия, комедия, драма). Лиро-эпические жанры (поэма, баллада, басня, сатира). Художественный мир. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет). Фигуры (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос). Композиция. Эпиграф. Психологизм. Трагическое и комическое. Идеал. Сатира. Стилизация. Ритм, рифма.


Контроль уровня обученности

Тема, раздел

Количество часов

Из них

К/Р

Наизусть

Р/Р

Вн. чт.

1. Введение

1

-

-

-

-

2. Устное народное творчество

3

-

1

-

-

3. Из древнерусской лит-ры

2

-

-

-

1

4. Из литературы ХVIII века

2

-

-

-

-

5. Из литературы ХIХ века

31

1

5

4

3

6. Из русской литературы ХХ века

21

2

4

2

4

7. Из зарубежной литературы

5

1

-

-

-

8.  Подведение итогов

1

-

-

-

-

Резерв*

3

Итого

70

4

10

6

8


Пакет контрольно-измерительных материалов

Примерные задания для контрольных работ

1 ВАРИАНТ

Подчеркните жанры древнерусской литературы: повесть, житие, сказание, частушка, наставление, стихотворение.

Крылов И.А.

Подчеркните  художественный прием, который лежит в основе басни: метафора, аллегория, гипербола, эпитет.

Какие басни И.А. Крылова знаете? Перечислите

Пушкин А.С.

Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин?

Кому из друзей-лицеистов А.С.Пушкин посвящал стихи?

Лермонтов М.Ю.

Из скольких глав состоит поэма Лермонтова М.Ю. «Мцыри»?

Что такое Тарханы? Как это слово связано с жизнью Лермонтова М.Ю.?

Гоголь Н.В.

Из скольких действий состоит комедия «Ревизор»?

Укажите особенности комедии «Ревизор»?

Салтыков-Щедрин М.Е.

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин М.Е. в своих произведениях?

Как Салтыков-Щедрин М.Е. назвал народ, описанный в романе «История одного города»?

Кого высмеивает Салтыков-Щедрин М.Е. в романе «История одного города»?

Лесков Н.С.

Почему во многих произведениях Лесков Н.С. описывает криминальную сторону жизни?

Почему рассказ Лескова Н.С. назван «Старый гений»?

Какие проблемы поднимаются в рассказе Лескова Н.С. «Старый гений»?

Толстой Л.Н.

Какой основной художественный прием использован в рассказе «После бала»?

Какова историческая основа рассказа Толстого Л.Н. «После бала»?

Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает основную часть рассказа?

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

Пушкин А.С.                                                                              «Бородино»

Фонвизин Д.И.                                                       «Левша»

Рылеев К.Ф.                                                               «Капитанская дочка»

Лесков Н.С.                                                                                  «Шинель»

Гоголь Н.В.                                                                    «Смерть Ермака»

Лермонтов М.Ю.                                                                         «Недоросль»

К какому литературному направлению (классицизм, реализм, романтизм) принадлежит творчество писателей:

Фонвизин Д.И. -

Пушкин А.С. -

Лермонтова М.Ю. -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Береги честь смолоду.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Указать, в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

Роняет лес багряный свой убор.

 (А.С. Пушкин)

В глуши, во мраке заточения

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновения,

Без слез, без жизни, без любви.

(А.С. Пушкин)

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть;

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

(М.Ю. Лермонтов)

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерёв

Прозрачной зеленью листов.

(М.Ю. Лермонтов)

2 ВАРИАНТ

Что такое летопись?

Крылов И.А.

Какие басни И.А. Крылова знаете? Перечислите

Что такое мораль басни?

Пушкин А.С.

По чьему приказу был открыт Царскосельский лицей, в котором обучался А.С. Пушкин?

Кому посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение»?

Лермонтов М.Ю.

Что такое Тарханы? Как это слово связано с жизнью Лермонтова М.Ю.?

Из скольких глав состоит поэма Лермонтова М.Ю. «Мцыри»?

Гоголь Н.В.

Кто подсказал Гоголю Н.В. сюжет комедии «Ревизор»?

Какова реакция зрителей и императора на постановку пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»?

Салтыков-Щедрин М.Е.

Как называется город, описанный в романе «История одного города»?

Кого высмеивает Салтыков-Щедрин М.Е. в романе «История одного города»?

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин М.Е. в своих произведениях?

Лесков Н.С.

В каких газетах печатался Лесков Н.С.?

Почему рассказ Лескова Н.С. назван «Старый гений»?

Какие проблемы поднимаются в рассказе Лескова Н.С. «Старый гений»?

Толстой Л.Н.

Какие произведения написал Толстой Л.Н.?

Укажите особенности рассказа Толстого Л.Н. «После бала».

Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает основную часть рассказа?

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

Фонвизин Д.И.                                                                     «Обоз»

Рылеев К.Ф.                                                                              «Левша»

Лесков Н.С.                                                                                                «Недоросль»

Крылов И.А.                                                                                               «Капитанская дочка»

Гоголь Н.В.                                                                                   «Смерть Ермака»

Пушкин А.С.                                                                                               «Шинель»

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Лука Лукич Хлопов –

Акакий Акакиевич Башмачкин –

Петр Гринев –

Митрофан –

Вор-новатор –

К какому литературному направлению (классицизм, реализм, романтизм) принадлежит творчество писателей:

Фонвизин Д.И. -

Пушкин А.С. -

Лермонтова М.Ю. -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Береги честь смолоду.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Указать, в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

В томлениях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

(А.С.Пушкин)

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ.

(М.Ю.Лермонтов)

… ветерок

Сырые шевельнул листы,

Дохнули сонные цветы.

(М.Ю.Лермонтов)

Роняет лес багряный свой убор.

 (А.С.Пушкин)

3 ВАРИАНТ

Что такое фольклор?

Подчеркните жанры древнерусской литературы: повесть, житие, сказание, частушка, наставление, стихотворение.

Что знаете о таком жанре как житие?

Что обозначают древнерусские слова?

Сеча –

Ланиты –

Гривна-

Распря –

Десница –

Кого высмеивает древнерусская повесть «Шемякин суд»?

Перечислите отрицательных героев произведения «Недоросль».

Какому историческому событию посвящена басня И.А. Крылова «Обоз»?

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1) Пушкин А.С.                                                                     а)  «Шинель»

2) Крылов И.А.                                                 б) «История одного города»

3) Салтыков-Щедрин М.Е.                                                   в)  «Пиковая дама»

4) Гоголь Н.В.                                                                        г)  «Левша»        

5) Фонвизин Д.И.                                                  д)  «Квартет»

6) Лесков Н.С.                                                                        е)  «Недоросль»

Укажите жанры литературных произведений:

Н.В. Гоголь «Ревизор» -

С.Н. Лесков «Старый гений» -

И.А. Крылов «Слон и Моська» -

М.Ю. Лермонтов «Мцыри» -

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Береги честь смолоду.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Перечислите положительных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка».

Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение»?

Кто подсказал Гоголю Н.В. сюжет комедии «Ревизор»?

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

-«Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему  человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно».

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не ходит».

-«Один из тех людей, которых называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».

-«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при этом проныра и плут».

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» говорит:

-«Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

-«Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

-«Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы».

-«Один раз меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьём».

 Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Простаковы –

Митрофанушка –

Савельич –

Маша Миронова-

Добчинский -

Акакий Акакиевич Башмачкин –

Вор-новатор -

Что обозначают литературоведческие термины?

Антитеза –

Аннотация –

Басня –

Гротеск –

Диалог –

Тема –

Композиция –

Летопись –

Олицетворение –

Псевдоним –

Хорей -

4 ВАРИАНТ

Что такое устное народное творчество?

Произведения  каких веков относятся к древнерусской литературе?

Подчеркните жанры древнерусской литературы: повесть, житие, сказание, частушка, наставление, стихотворение.

Что обозначают древнерусские слова?

Десница –

Перст –

Вирши –

Глагол –

Баталия –

О каком суде говорят «шемякин суд»?

Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Обоз»?

Перечислите положительных героев произведения «Недоросль».

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1) Фонвизин Д.И                                                  а) «История одного города»

2) Пушкин А.С.                                                                       б)  «Стрекоза и Муравей»

3) Лесков Н.С.                                                                       в) «Недоросль»

4) Крылов И.А.                                                                      г)  «Пиковая дама»

5) Гоголь Н.В.                                                                        д)  «Шинель»

6) Салтыков-Щедрин М.Е.                                                  е)  «Левша»

        

Укажите жанры литературных произведений:

И.А.Крылов «Слон и Моська» -

Н.В.Гоголь «Ревизор» -

Н.С.Лесков «Старый гений» -

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»  -

 М.Ю.Лермонтов «Мцыри» -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Береги честь смолоду.

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Перечислите отрицательных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка»

Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»?

Какова реакция зрителей и императора на постановку пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»?

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

-«Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не ходит».

-«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при этом проныра и плут».

-«Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему  человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно».

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» говорит:

-«Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

-«Ужасно как есть хочется! Немного прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит, - нет, не проходит. Если бы я в Пензе не покутил, осталось бы денег доехать домой».

-«Я с Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну, что, брат Пушкин?»

-«У нас больные, как мухи, выздоравливают».

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Вральман –

Петр Гринёв –

Вор-новатор -

Маша Миронова-

Швабрин –

Бобчинский-

Акакий Акакиевич Башмачкин -

Что обозначают литературоведческие термины?

Аллегория –

Афоризм –

Былина –

Гипербола –

Монолог –

Идея –

Летопись –

Метафора –

Сатира –

Эпиграф –

Ямб –

5 ВАРИАНТ

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1) Пушкин                                                                 а)  «Мцыри»

2) Фонвизин                                                  б) «Старый гений»

3) Толстой                                                 в) «Капитанская дочка»

4) Лесков                                                  г) «Шинель»

5) Гоголь                                                 д)  «После бала»

6) Лермонтов                                          е) «Недоросль»

К каким литературным направлениям (классицизм, романтизм, реализм)  относятся произведения:

- «Недоросль» Фонвизина –

- «Мцыри» Лермонтова –

- «Капитанская дочка» Пушкина –

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Береги честь смолоду.

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Соотнесите фамилию писателя с его  именем:

  1) Фонвизин                                 а) Николай Васильевич

  2) Пушкин                                    б) Денис Иванович                                          

  3)Лермонтов                                в) Лев Николаевич                            

  4) Крылов                                                г) Александр Сергеевич                              

  5) Гоголь                                                   д) Михаил Евграфович                            

  6)Салтыков-Щедрин                              е) Иван Андреевич

  7)Толстой                                        ж) Михаил Юрьевич

                                     

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Лука Лукич Хлопов –

Акакий Акакиевич Башмачкин -

Варенька -

Петр Гринев -

Вральман–

Германн –

Вор-новатор –

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин  в своих произведениях?

6 ВАРИАНТ

Соотнесите фамилию писателя с его  именем:

  1) Фонвизин                                 а) Николай Васильевич

  2) Пушкин                                    б) Денис Иванович

  3)Лермонтов                                в) Лев Николаевич

  4) Крылов                                                г) Александр Сергеевич

  5) Гоголь                                                   д) Михаил Евграфович

  6)Салтыков-Щедрин                              е) Иван Андреевич

  7)Толстой                                        ж) Михаил Юрьевич

Как оценил царь Николай 1  пьесу  «Ревизор», поставленную в 1836 году на сцене петербургского театра?

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин М.Е. в своих произведениях?

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1)Гоголь                                                                          а)  «Шинель»

2) Лермонтов                                                     б) «Старый гений»

3) Толстой                                                 в) «Капитанская дочка»

4) Лесков                                                  г) «Недоросль»

5) Пушкин                                                 д)  «После бала»

6) Фонвизин                                                 е)  «Мцыри»

К каким литературным направлениям (классицизм,  сентиментализм, романтизм, реализм)  относятся произведения:

- «Недоросль» Фонвизина –

- «Мцыри» Лермонтова –

- «Капитанская дочка» Пушкина –

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Иван Александрович Хлестаков –

Швабрин-

Митрофан –

Вор-новатор –

Варенька -

Акакий Акакиевич Башмачкин -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Береги честь смолоду.

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

7 ВАРИАНТ

1.Соотнесите фамилию писателя с его  именем:

  1) Булгаков                                        а) Антон Павлович

  2) Салтыков-Щедрин                              б) Михаил Александрович

  3) Бунин                                        в) Лев Николаевич

  4) Крылов                                                г) Николай Васильевич

  5) Гоголь                                                   д) Михаил Евграфович

  6) Блок                                        е) Иван Андреевич

  7) Толстой                                        ж) Иван Алексеевич

  8) Чехов                                        з) Александр Александрович

2.Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

1) Полиграф Полиграфович Шариков –                                        

2) Настенька-

3) Борменталь –

 4) Алёхин –

5) Глуповцы -  

6) Николай Евграфович Алмазов -

7) Амос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин -

3. Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1) Булгаков                                                                         а)  «Мцыри»

2) Бунин                                                      б) «Старый гений»

3) Толстой                                                 в) «Кавказ»

4) Лесков                                                  г) «Собачье сердце»

5) Куприн                                                 д)  «После бала»

6) Лермонтов                                          е) «Куст сирени»

4. К каким литературным направлениям (классицизм, сентиментализм,  романтизм, реализм)  относятся произведения:

- «Мцыри» Лермонтова –

- «Бедная Лиза» Карамзина -

- «Капитанская дочка» Пушкина –

- «Недоросль» Фонвизина –

5. Кому из писателей присуждена Нобелевская премия?

6. Какой символ использует Блок при описании Родины?

7.Что обозначают литературоведческие термины?

Аллегория –

Сатира –

Гипербола –

Инверсия –

8.Указать (подчеркнуть или обвести), в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.      (А.С.Пушкин)

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега.                                 (А.А.Блок)

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

 И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.             (А.А..Блок)

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!                   (А.А.Блок)

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.                (А.С.Пушкин)

8 ВАРИАНТ

1.Соотнесите фамилию писателя с его  именем:

  1) Гоголь                                а) Михаил Евграфович                            

  2) Блок                                  б) Михаил Александрович

  3)Куприн                                в) Иван Андреевич

  4) Крылов                                       г) Антон Павлович

  5) Булгаков                                            д) Александр Александрович

  6) Салтыков-Щедрин                      е) Лев Николаевич                            

  7) Толстой                                ж) Александр Иванович

  8) Чехов                                 з) Николай Васильевич

 

2. Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

1) Головотяпы-                                        

2) Варенька -

3) Николай Евграфович Алмазов -

4) Иван Александрович Хлестаков -

5) Филипп Филиппович Преображенский –

6) Акакий Акакиевич Башмачкин –

3.Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1)Бунин                                                                       а)  «Мцыри»

2) Куприн                                                б) «Старый гений»

3) Толстой                                                в) «Кавказ»

4) Лесков                                                 г) «Собачье сердце»

5) Булгаков                                                д)  «После бала»

6) Лермонтов                                        е) «Белые ночи»

7) Достоевский                                         ж) «Куст сирени»

4. К каким литературным направлениям (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)  относятся произведения:

- «Недоросль» Фонвизина –

- «Бедная Лиза» Карамзина –

- «Мцыри» Лермонтова –

- «Капитанская дочка» Пушкина –

  1. Кто из писателей получил медицинское образование?

6. Почему Блок свои стихи «На поле Куликовом» назвал циклом?

7. Что обозначают литературоведческие термины?

Антитеза –

Гротеск –

Деталь –

Интерпретация -

8.Указать (подчеркнуть или обвести), в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.               (А.Н. Майков)

Журавль у ветхого колодца,

За ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.                (А.А. Ахматова)

Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увядания золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.                 (С.А. Есенин)


  1. Нормы оценки знаний

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений в 8 классе должен быть примерно таким: 2,5 – 3  тетрадные страницы.

Любое сочинение в 8 классе проверяется не позднее недельного срока, оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В 8 классе оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая – к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 – 11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка рефератов

        Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.

         В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.

         Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.

         Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.

         Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.

         Защита проходит в течение 5 – 15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.


Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях (+ CD mp3) ФГОС / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по литературе.

  • литература для учителя (основная и дополнительная):

1. Беленький. Г. И. Литература. 8 класс. М.: Просвещение», 2005.

2. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

3. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 класс. Автор В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

4. Обернихина Г. А. Как написать сочинение? Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение», 2005

5. Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2013.

6. Читаем, думаем, спорим…: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. Коровина В. Я., Журавлев, В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2009.

  • литература для обучающихся  (основная и дополнительная):

1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М. : Айрис Пресс, 2010.

2. Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. язык, 2003.

3. Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2013.

  • материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы:

1. Видеоуроки из цикла «Русская литература» канала «Бибигон» (YouTube)

2. Презентации, подготовленные учителем к урокам

3. http://interneturok.ru/ru/school/literatura/8-klass

4. http://school-collection.edu.ru/

5. http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literat_8kl_Metod/index.html

  • информационно-техническая оснащенность учебного кабинета:

Компьютер учителя с выходом в Интернет


Приложение № 1

Учебно-тематическое планирование

тема

количество часов по плану

дано

фактически

практическая часть

Наизусть

Сочинение (классное)

Сочинение (домашнее)

Вн. чт.

1. Введение

1

-

-

-

-

-

2. Устное народное творчество

3

-

1

-

-

-

3. Из древнерусской литературы

3

-

-

-

-

1

4. Из литературы ХVIII века

2

-

-

-

-

-

5. Из литературы ХIХ века

31

1

5

3

1

3

6. Из русской литературы ХХ века

21

2

4

1

1

4

7. Из зарубежной литературы

5

1

-

-

-

-

8. Подведение итогов.

1

-

-

-

-

-

Резерв*

3

Всего

70

4

10

4

2

8

 


Приложение 2:

Календарно-тематическое планирование по литературе (8 «А» класс)

на 2013 – 2014  учебный год

№№ п/п

№ урока в теме

Тема урока, тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

формы

контроля

Оборуд-ние

Виды деят-ти

Дата

проведения

(неделя)

план

факт

Введение.  1 ч

1

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому.

Уметь: раб. с книгой. Выявление уровня литер. развит. уч-ся; сформир. представл. о связи лит.  и истории; обуч. кратк. конспект.

Беседа, тест

Книги

Знакомство с учебником.

Беседа.

Составление плана статьи учебника

6.09

Устное народное творчество. 3 ч

2

1

Устное народное творчество.

Лирическая песня.

Знать жанры УНТ. Уметь: работать с учебником. Собирать материал.

Проект.

Рассказ учителя. Беседа.

Аудиозаписи

Видео

Проект

Обуч. исполн. песен, частушек. Написание  собств. песен; частушек на шк. тему. Наизусть лирич. песни.

7.09

3

2

Лирическая песня. Историческая песня.

Знать песни. Уметь различать лирические и историч. Раб. со ст. Соверш. навыки исслед. работы.

Беседа.

Проект.

Аудиозаписи

Видео

Проект

Исполнение песен. Индивидуальные сообщения.

Наизусть истор. песни.

13.09

4

3

Предания.

«О Пугачёве»,

«О покорении Сибири Ермаком». Особенности.

Развитие умений и навыков исслед. деят. Обуч. выр. чтению, выбор. пересказу.

Работа с учебником. Беседа. Коммент.

Иллюстрации

Пересказ.

Составление плана в виде вопросов к статье.

14.09

Из древнерусской литературы. 3 ч.

5

1

Из древнерусской литературы. Житийная литература.

Знать о жанре «житие». Биографию Ал. Невского. Уметь работ. со справ. м-м, анализ-ть эпизоды, сопостав-ть.

Проект.

Беседа.

Коммент. чтение.

Презентация

Работа с текстом, с репродукциями.

Сообщения уч-ся.

20.09

6

2

«Житие Александра Невского». Образ Александра Невского.  

Р/р в процессе написания творческой работы. Обуч. влад-ю диалог. речью в процессе беседы.

Чтение.

Беседа.

Видео

Рассказы уч-ся об Александре Невском. Работа с текстом.

21.09

7

3

Вн. чт. «Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в.

Обучение коммент. чтению. Развитие монологической речи.

Беседа.

Иллюстрации

Работа с иллюстрациями.

27.09

Из русской литературы ХVIII века. 2 ч.

8

1

Из русской литературы ХVIII века. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Черты классицизма.

Знать биографию. Знакомство с героями и текстом комедии.

Тезисное конспектир.

Лекция. Чтение повести. Беседа.

Презентация

Обучение конспектированию. Сообщения уч-ся.

28.09

9

2

Н.М.Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Раскрытие внутреннего мира героев.

Обуч. аналитическому чтению. Художественные приёмы.

Беседа.

Презентация

Работа с презентацией. Анализ эпизодов.

04.10

Из русской литературы ХlХ века. 31 ч.

10

1

Из русской литературы ХlХ века. И.А.Крылов.

Басни. Историческая основа.

Знать биографию. Уметь выр. читать и анализ-ть произвед.  Термины: мораль, олицетворение, аллегория.

Проект

Презентация

Работа с текстами. Выразительное чтение.

Сообщения.

5.10

11

2

Вн. чт.  И. А.Крылов – поэт и мудрец.

Уметь воспринимать инф., задав. вопросы. Выстраивать монолог и диалог.

Вн. чт.

Презентация

мультфильм

Работа с текстами. Выразительное чтение.

Инсценирование.

ИКТ

11.10

12

3

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы Рылеева. Характерные особенности жанра.

Обучение умению составлять сравнит. анализ произвед. двух поэтов на одну тему.

Рассказ учителя, обучение чтению

Интернет

Работа с текстом. Выразительное чтение

12.10

13

4

А.С. Пушкин. «История Пугачёвского бунта».

Обучение выр. чтению.

Беседа

Презентация

Работа с текстом. Дистанционная работа.

18.10

14

5

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Творческая история повести.

Обучение консп. (краткому); навыкам работы со справ. м-м.

Беседа, обучение чтению

Презентациякроссворд

Работа с текстом.

Составление плана.

19.10

15

6

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

Обучение коммент. чт.; анализу эпизодов; сжатому п/з.

Рассказ учителя, обучение чтению

Иллюстрации

Работа с текстом. Пересказ.

25.10

16

7

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора.

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; в процессе просмотра фрагментов фильма.

Беседа

Тест

Работа с текстом.

Дистанционная работа.

26.10

17

8

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Падение Белгородской крепости. Изображение народной войны.

Обучение сост. хар-ки героя на осн-ии его поступков; углубл-е навыков коммент. чт.

Рассказ учителя, беседа

Иллюстрации

Анализ текста.

Составление плана.

1.11

18

9

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Становление личности

Углубление навыков коммент. чт.; обуч. сост. хар-ки.

Беседа, обучение чтению

Видео –

Мультфильм

Пересказ.

Анализ эпизода.

Сравнение эпизодов.

15.11

19

10

Р/Р Сочинение по повести «Капитанская дочка».

Р/р  уч-ся, умения выразить своё отнош. к предложенным темам сочинения.

Р/Р

Практика

Листы, книги

Р/Р

16.11

20

11

Контрольная работа

по творчеству А. С. Пушкина.

Проверить уровень начитанности, грамотность.

К/Р

Листы, бланки, книги

К/Р

22.11

21

12

М. Ю. Лермонтов.

Певец свободы. Лермонтовский Кавказ.

Отработка навыков работы анализа лирического произв.

Обучение чтению, беседа.

Сообщения учащихся.

Презентация.

Лекция.

23.11

22

13

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы.

Обучение выр. чт. и анализу лирич. произв., умению делать сам. выводы.

Рассказ учителя, беседа.

Практикум

Мультфильм

Анализ эпизодов.

Выразительное чтение.

29.11

23

14

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.

Обучение умению составлять  хар-ку литературного образа.

Беседа, обучение чтению

Выразительное чтение наизусть. Анализ и сравнение эпизодов.

30.11

24

15

Р/Р Образная характеристика Мцыри. Сочинение по поэме

М. Ю. Лермонтова.

Совершенствование ЗУН по развитию речи.

Р/Р

Листы, книги

Р/Р

Сочинение

06.12

25

16

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: история создания. I  и II действие. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн)

Обучение консп-нию, работе со справочной литературой. Знать термины. Комедия.

Пьеса.

Беседа, обучение чтению

Видео

Проект

Составление вопросов  к учебной статье.

Афиша, программка (создание). Выр. чт. по ролям. Анализ текста.

7.12

26

17

Н. В. Гоголь «Ревизор».

III действие. Семейство городничего.

Обучение выразит. аналитическому чтению.

Беседа, обучение чтению

Таблица

Диск

Видео

Составление таблицы.

13.12

27

18

Н. В. Гоголь «Ревизор».

IV действие. Разоблачение пороков чиновничества.

Обуч. влад. диал-ой речью в процессе беседы; навыков работы с текстом.

Рассказ учителя, обучение чтению

Репродукции

Выразительное чтение по ролям.

Дистанционная работа.

14.12

28

19

Н. В. Гоголь «Ревизор».

V действие. Хлестаковщина как общественное явление.

Совершенствование  ЗУН по развитию речи.

Беседа

Выставка

Ответы на вопросы.

20.12

29

20

Р/Р  Сочинение

по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Обучение конспект.; работе со справочной литературой.

Р\Р

Листы, книги

Р/Р

Сочинение

21.12

30

21

И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество.  

Автобиографический характер повести «Ася».

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; обуч. анализу эпизода.

Беседа

Практикум

Презентация

Сообщения уч-ся.

27.12

31

22

И.С.Тургенев «Ася». История семьи Гагиных.

Обуч. влад диалог. речью в ходе беседы.

Практикум

Презентация

Видео

Сообщения.

Пересказ. 

10.01

32

23

И.С.Тургенев «Ася».

Н. Н. – главный герой повести. Образ рассказчика.

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы.

Рассказчик.

Беседа

Лист,

бланк

Сообщения.

Пересказ.

Ответы на вопросы.

11.01

33

24

Р/Р Стиль тургеневской прозы: акварельность и гибкость, богатство и точность эпитетов, синтаксис.

Обучение анализу текста, сбору рабочих материалов для сочинения.

Р/Р Практикум

Иллюстрации

Р/Р

Подготовка

к домашнему

сочинению

17.01

34

25

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» - художественно-политическая сатира.

Обучение конспектированию;

работе со справочной литературой.

Беседа, обучение чтению Практикум

Видео

Пересказ.

Дистанционная работа. Анализ отрывка.

18.01

35

26

Н. С. Лесков

«Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных.

Индивидуальный опрос.

Беседа, обучение чтению

Группы

Чтение по ролям. Дистанционная работа.

24.01

36

27

Л. Н. Толстой.

Рассказ «После бала». Образ рассказчика. Мечта о воссоединении людей.

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков.

Рассказ учителя, беседа.

Проект

Презентация

Видео

Группы

Пересказ.

Ответы на вопросы.

25.01

37

28

Л. Н.Толстой

«После бала».

Приёмы изображения  

внутреннего состояния героев.

Оценка сообщений учащихся. Индивидуальный опрос.

Практикум

Иллюстрации

Группы

Таблица

Пересказ.

Ответы на вопросы.

Сравнение.

31.01

38

29

Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве

А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Майкова.

Знать изобразительно-выраз. сред. языка. Формировать умения и навыки анализа прозаического текста.

Проект

Презентация

Видео

Группы

Выразительное чтение наизусть.

Анализ  стихотворений

1.02

39

30

Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве

А. Пушкина,

М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Майкова.

Обучение выр. чт., анализу стихотв.

Урок-концерт

Презентация

Видео

Группы

Выразительное чтение наизусть.

Анализ  стихотворений

7.02

40

31

А. П.Чехов.

Слово о писателе. Рассказ «О любви».

Обучение выр. чт.,

анализу стих., формулир-е выводов.

Беседа, пересказ

Видео

Пересказ фрагментов.

8.02

Из русской литературы ХХ века. 21 ч

41

1

Из русской литературы ХХ века.  И.А. Бунин.

Природа и человек в рассказе «Кавказ».

Обучение выр. чтен., сост. цитат.  плана. Формир-ие умения нах. в тексте цитаты, хар-ющие героев.

Беседа. Наблюдение

Иллюстрации

Чтение.

Обсуждение:

14.02

42

2

А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Углубление навыков комментир. чтения; разв. аналитических навыков.

Беседа, пересказ

Итоговый тест

Презентация

Комментир. чтение.

Тест (по творчеству Н. Лескова, Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна).

15.02

43

3

М. Горький. «Челкаш».

Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

Обуч. составлению хар-ки героя на основе сопост. анализа.

Беседа, практикум

Группы

Комментированное чтение.

21.02

44

4

М. Горький. «Челкаш».

Образы вора-босяка и крестьянского парня.

Обуч. составлению хар-ки героя на осн. сопост. анализа.

Практикум

Таблица

Ответы на вопросы.

22.02

45

5

А.А. Блок. Историческая тема в творчестве писателя. Тема Родины.

Обучение выр. и аналитическому чтению.

Рассказ учителя.

Обуч. чт.

Презентация

Выразительное чтение наизусть.

Анализ стихотворений. 

28.02

46

6

С. Есенин. «Пугачев» – поэма на историческую тему.

Совершенствование навыков выр. чт., анализ лирич. произв.

Рассказ учителя.

Видео

Беседа по вопросам.

1.03

47

7

Р/ Р Подготовка к сочинению. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина, Есенина.

Систематизация знаний.

Р/Р Практикум

Наблюдение

Беседа

Репродукции

Р/Р

Подготовка

к домашнему

сочинению

7.03

48

8

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

Углубление навыков комментированного чтения и словесного рисования.

Практикум

Развитие речи

Проект

Пересказ.

Создание своих рассказов.

Праздник (8.03) –

14.03

49

9

И.С. Шмелев.  «Как я стал писателем» -  воспоминание о пути к творчеству.

Обучение коммент.

чтению. Слово о писателе.

Рассказ учителя.

Беседа

Проект

Чтение рассказа. Беседа по вопросам.

15.03

50

10

М. Зощенко. Знакомство с рассказом «История болезни».

Слово о писателе. Обучение коммент. чтению.

Пересказ. Беседа.

Проект

Пересказ.

21.03

51

11

Контрольная работа

по творчеству

Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, С. Есенина.

Проверка уровня знаний.

К/Р Практикум

Листы

К/Р

22.03

52

12

Контрольная работа

по творчеству

Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, С. Есенина.

Проверка уровня знаний.

К/Р Практикум

Листы

К/Р

4.04

53

13

А.Т. Твардовский. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин».

Обучение коммент. чтению эпизодов.

Беседа

Группы

Видео

Сообщения учащихся. Выразительно чтение наизусть.

5.04

54

14

Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина.

Обучение владению диалог-ой речью в процессе беседы.

Наблюдение

Практика

Видео

Группы

Сообщения учащихся. Выразит. чт. наизусть. Рассказ о гл. герое.

11.04

55

16

Вн. чт. Судьба А. Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение». Смысл названия рассказа

Формир-е интеллект. умений и навыков восприятия текста, р/р, наблюд. над сюжетом.

Беседа

Презентация

Анализ фрагментов.

Пересказ эпизода.

12.04

56

17

Р/Р Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов и песни военных лет.

Углубление навыков коммент. чтения; анализа лирического произведения.

Урок-концерт

Листы, тексты. Проект

Р/Р 

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

18.04

57

18

В. П. Астафьев.

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Углубление навыков коммент. чтения; развит. аналитических навыков.

Проект

Проект

Фото

Выставка

Пересказ.

Рассказ о своей фотографии.

19.04

58

19

Р/Р  Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века»

Работа с доп. лит-ой, с разными источниками получения информации.

Р/Р

Проект

Р/Р

Сочинение (произведение по выбору уч-ся).

Анализ стихотворений.

25.04

59

19

Вн. чт. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Совершенствование навыков выр. чтения и анализа лирического произведения

Урок-концерт

Презентация

Музыка Видео

Проект

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

26.04

60

20

Вн. чт. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Углубление навыков коммент. чт.; анализа лирич. произведения.

Урок-концерт

Музыка Видео

Проект

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

Праздник (2.05) –

3.05* д/о

61

21

Вн.чт. Мой любимый поэт современности.

Углубление навыков коммент. чт.; творч. способностей уч-ся.

Урок-концерт

Проект

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

Праздник (9.05) –

10.05* д/о

Из зарубежной литературы. 5 ч

62

1

Зарубежная литература. У. Шекспир. Писатель и его время. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Обучение консп.;

коммент. чт.;

разв. аналитических навыков.

Рассказ.

Беседа.

Практика.

Иллюстрации

Видео

Выразительное чтение.

16.05

63

2

Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды.

Обучение консп.;

коммент. чтению;

разв. аналитических навыков.

Рассказ.

Беседа.

Видео

Выразительное чтение.

Дистанционная работа.

17.05

64

3

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй.

Обуч. консп.;

коммент. чт.; разв. аналитич. навыков.

Рассказ.

Обучение чтению.

Видео

Сообщение.

Пересказ.

Дистанционная работа.

23.05

65

4

В. Ч. Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы.

Рассказ.

Беседа.

Презентация

Выставка

Пересказ.

Дистанционная работа.

24.05

66

5

Контрольная работа по зарубежной литературе.

Контроль ЗУН.

Беседа. Практика.

К/Р

К/Р

30.05

Подведение итогов (1 час), резерв (3 часа)

67

1

Подведение итогов.

Р/Р  Анализ понравившегося произведения.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа.

Р/Р

Р/Р

31.05

68, 69, 70

2,3,4

Резерв – 3 часа

Задания для летнего чтения.

Урок-праздник.

Игра.

Книги

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...

Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)

   Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. К...

Рабочая программа. Литература 7 класс к учебнику Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. (1 час в неделю).

Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составленная в соответствии с основными положениями ФГОС и адаптирована для школы надомного обучения учитывая индивидуальные психофизиологические возможно...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...