Внеклассное занятие по литературе "Пишем верлибр"
план-конспект занятия по литературе на тему

Тарасова Ольга Геннадьевна

Разработка внеклассного занятия "Пишем верлибр" познакомит ребят с этим оригинальным жанром, позволит практически организовать творческую деятельность учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Сочиняем верлибр

Цели:

  • развитие творческих способностей учащихся, умения выражать свои мысли, реализуя поэтические функции синтаксиса и других средств языка;
  • знакомство с оригинальным жанром организации стихотворной речи;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор (вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый, нежный зверь», репродукции картин , эпиграф к занятию, примеры стихотворений в жанре верлибра А.Блока);
  • цветные листы в форме листьев клена.

Ход занятий

Эпиграф:

Поэтом можешь ты не быть, но написать верлибр обязан!

1.Слово учителя.

  Друзья мои, сегодня на нашем занятии вам предоставляется уникальная возможность: сочинить стихотворение в оригинальном жанре, испытать свои творческие способности. Кто – то выскажет предположение, что может обозначать это слово? Вас пугает слово «верлибр»? Не надо бояться неизвестного. Давайте сделаем это слово нестрашным – поиграем с ним  в рифмы (например, верлибр – калибр).

Какие основные отличия стихов от прозы мы обычно отмечаем? (ритм, рифма, форма записи – строфа)

Вы никогда не задумывались, что важнее: ритм или рифма?

Несмотря на то что слова «ритм» и «рифма» происходят от одного греческого слова, имеющего значение «соразмерность», ритм все- таки первичнее рифмы. Покажу вам это на примере стихотворения А.С.Пушкина о рифме, ритме, о творчестве в целом:

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный,

Они в самом тебе. Ты самсвой высший суд.

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Перед нами, безусловно, стихотворение. Что доказывает, что это стихотворение? (Ритмическая организованность, форма записи, наличие двух рифмующихся строк)

Согласитесь, что всего две рифмующихся строки из пяти – это уже не совсем обычное стихотворение. За счет чего «держится» стих? (За счет ритма). Можно ли «обойтись» нерифмованным стихом? «Безрифменные стихи» не так уж редки. Они даже получили специальное название – белые стихи.

Многие русские поэты не пренебрегали этой формой. На досуге желающие могут заняться поиском белых стихов у знакомых поэтов. Кстати, античная поэзия Древней Греции вообще не знала рифмы, как и русская народная песня. Это – отсутствие рифмы – один из первых признаков верлибра, или свободного стиха.

Верлибр принято называть «рубленой прозой». На чем же строится верлибр, если в нем не учитывается число и расположение ударных и безударных слогов, отсутствует рифма? Предлагаю небольшой эксперимент. Перед нами предложение. Повествующее о мелком, обыденном факте:

Лаборант Пигасов, до обеда вышедший из университета, встретил свою дочку по дороге в магазин аптекарских товаров.

Прочтите предложение с интонацией, которую подсказывают знаки препинания.

Предлагаю разбить это предложение на интонационные отрезки, не учитывая знаки препинания:

Лаборант Пигасов, до обеда

вышедший из университета,

встретил свою дочку по дороге

в магазин аптекарских товаров.

Перед нами стихи или проза? Уже стихи!

Что изменилось в восприятии содержания? Что подсказывает, что это уже стихи?

 (Форма записи- строфа, поэтому и читаем по – другому – как стихотворение)

Попробуйте сделать вывод, как строится верлибр. (Верлибр строится без рифмы, определенного стихотворного размера, опирается на интонационные отрезки.)

Итак, верлибры похожи на прозу, но все- таки стихи!

   Давайте посмотрим, как выглядит верлибр. (Стихотворение А.Блока «Она пришла с мороза…» (Приложение 1), «Когда вы стоите на моем пути…» 1908 г., И.Северянина)

Что отличает верлибр, созданный нами о лаборанте Пигасове и верлибры А.Блока?

(В верлибрах А.Блока используются выразительные средства, создаются образы)

Верно, у нас получилось некое подобие верлибра, потому что язык художественной литературы – это язык образов.

2.Итак, друзья мои, приступим к творчеству? Я думаю, что уже все прочли эпиграф к занятию – перефразированные мною некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,

Но написать верлибр обязан!

Эпиграф, безусловно, шуточный. Но какова основная мысль? (Все должны попробовать написать верлибр).

Так как верлибр сочиняем впервые, предлагаю создать памятку «Как писать верлибр».

(Можно предложить готовую. Приложение 2)

3 Сочиняем верлибр на тему «Осень».

(Темы могут быть предложены разные: «Осень», «Весна», «Любовь» и т. д. – все зависит от интересов учителя, ребят).

На данном этапе урока уместно использование мультимедийного проектора: репродукции картин по заявленной теме, музыка создают соответствующую обстановку творчества.

Желательно учителю тоже «творить», так как кто – то должен читать «творение» первым (Приложение 3) Тексты записываются на осенних листьях

4.Заключительный этап занятий.

Чтение созданных тестов, обмен мнениями.

Слово учителя. Итак, друзья мои, вот и закончился час творчества. То, что создали мы с вами в течение этого времени, наверное, все-таки не поэзия. Но я уверена, что вы получили удовольствие от самого процесса творчества. А быть может кто – то из вас сегодня сделал шаг в большую поэзию?

Литература:

  • Р.В.Банчуков «Из опыта внеклассной работы по литературе», Москва,

«Просвещение», 1985 г.

  • Е.Дрыжакова «В волшебном мире поэзии», Москва, «Просвещение», 1978 г.
  • Ю.М. Лотман «Анализ поэтического текста», Москва, «Просвещение», 1972 г.
  • Е.А.Смолина «Четырнадцать нестандартных моделей школьного досуга», Волгоград, «Учитель», 2001 г.
  • Словарь литературоведческих терминов, составители Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев, Москва, «Просвещение», 1974 г.

                                                   Приложение 2

Памятка пишущему верлибр.

  1. Выяснить в словаре С.Ожегова значение слов, заявленных в теме.

2. Какие чувства вызывает данный предмет (явление, событие)?  Слова, выражающие данные чувства, записать в тетрадь.

  1. К данным словам (п.2) подобрать ассоциации. Слова, выражающие ассоциации, также записать в тетрадь. Ключевые слова верлибра те, на которые возникает больше ассоциаций.
  2. Записываем предложения (1,2 и т.д.), составленные с ключевыми словами. Не забудем, что все предложения должны быть подчинены выражению одной мысли!
  3. Попробуем сказать о своих чувствах образно, используя выразительные возможности языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).
  4. Записанные предложения «рубим» на интонационные отрезки, придавая форму строфы.

Верлибр готов!

Приложение 3

Осень

Она всегда приходит внезапно –

осень, неизбежно пролившись

нудным дождем и сорвав

последний листок. И кто – то

грубый вдавит его в грязь,

такого живого вчера.

                                              О.Г.Тарасова

Приложение 1

А.А.Блок

Она пришла с мороза ,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов, звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

Она немедленно уронила на пол

Толстый том художественного журнала,

И сейчас же стало казаться,

Что в моей большой комнате

Очень мало места.

Все это было немножко досадно

И довольно нелепо.

Впрочем, она захотела.

Чтобы я читал ей вслух «Макбета».

Едва дойдя до пузырей земли,

О которых я не могу говорить

                                  без волнения,

Я заметил, что она тоже волнуется

И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот

С трудом лепится по краю крыши,

Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,

Что целовались не мы, а голуби,

И что прошли времена Паоло

                                     и Франчески.

6 февраля 1908

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края

Внеклассное занятие по литературе

Тема: Пишем верлибр

Учитель русского языка и литературы

Тарасова Ольга Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие МОРСКОЙ БОЙ

Внеклассное мероприятие по информатике для 9 классов...

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Внеклассное занятие "В гостях у Шишкина".

Разработка внеклассного занятия "В гостях у художника Шишкина" для уч-ся школы VIII вида....

разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....

Внеклассное занятие Olympic games

Внеклассное занятие Olympic games, 8 класс...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Внеклассное занятие по ИЗО для 5 класса в преддверии 8 Марта (игра+творческое занятие)

Тематическая игра для 5 класса.Построена на основе телеигры "Своя Игра".Вопросы посвящены темам: художественные материалы и их свойства, картины, ка которых изобраены женщины, тематические в...