Урок литературы:"Экскурсия по вехам жизни и творчества А.В.Кольцов"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Топчиева Ирина Викторовна

Урок литературы, обобщение пройденного по  биографии и творчеству творчеству А.В.Кольцова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы.  

Тема: Экскурсия по вехам  жизни и творчества А.В.Кольцова                                                             Цели: Закрепить знания учащихся о жизни и творческом  пути А.В.Кольцова. Подробно рассмотреть  эпоху, в которой жил и творил русский поэт. Показать значение наследия Кольцова в истории  русской литературы.                                                               Выразительное чтение стихотворений и исполнение песен; подробный анализ лирики Кольцова.                                                                                                                                            Развитее мировоззрения учащихся, творческого мышления, воображения, умения, на основе прочитанного воссоздавать устные картины происходящего.                                                                                                               Воспитание любви к окружающему, заботливое отношение друг к другу, учиться видеть прекрасное в окружающем тебя мире, почувствовать эстетическое воздействие природы на человека.

Теория литературы: стихотворение, песня, критики.

Оборудование: русские народные композиции.  Плетень, подсолнухи, стол, скамейка, возле которой  разбросано сено, в углу стоят грабли, вилы. Русские народные костюмы. Каравай, диск с записью «Воспоминания А.В. Кольцова».  Фотографии А.В.Кольцова, его друзей, критиков, мест жизни и  «творческих взлетов».

Литература к уроку:  Тонков В. « А.В.Кольцов. Жизнь и творчество», Бунаков « Кольцов как человек и как поэт», Тонков  В. «Кольцов и фольклор»

Дополнительная литература для учащихся: А.В.Кольцов «Стихи и песни», Н.Скатов «Кольцов», В.Г.Белинский «Стихи Кольцова», Н.Некрасов «Кольцов и народная лирика»

Учитель русского языка и литературы Топчиева Ирина Викторовна

МКОУ Митрофановской сош Кантемировского района Воронежской области

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Звучит русская народная композиция.  В классе  оформлена экспозиция: плетень, подсолнухи, стол, скамейки, возле которых  разбросано сено. В одном углу  стоят грабли, вилы, в другом – два ведра с водой, коромысло. Ученица в русском народном костюме с караваем в руках запевает песню на слова А.В.Кольцова «Кольцо». Все ребята в классе поделены на две группы, которые сидят на скамейках полукругом. Девушка, исполняющая песню, подходит и кланяется каждой группе, дружелюбно приветствуя её.

2.Вступительное слово учителя:                                                                                (обращение к портретам и иллюстрациям Кольцова)                                                                                      Двести лет тому назад 3 октября 1809 году в старинном русском городе Воронеже родился маленький мальчик Алеша. Лишенный благоприятных условий для своего духовного развития, Кольцов почти не знал радостного и беззаботного детства. Уже  с малых лет он должен был приучаться к прасольной деятельности с её грубостью и мелким плутовством. Несмотря на то, что Алексей хорошо учился, отец не дал ему закончить Воронежскую губернию, считая, что полученные сыном знания вполне достаточны для помощи в домашних и торговых делах.

  Таким образом, воздействие мещанства А.В.Кольцов стал испытывать уже в свои детские годы. Безотрадной была и юность поэта, впоследствии он вспоминал о своих молодых годах…

3.Работа с текстом.

Первая группа выразительно читает отрывок из стихотворения «Расчет с жизнью»

В душе страсти огонь                            Моя юность цвела.                                                                                Разгорался не раз,                                  Под туманом густым,-                                                                                                            Но в бесплодной тоске.                          И что ждало меня,                                                                                                  Он сгорел и погас.                                  Я не видел за ним.    

Вторая группа (выступление подготовленных учащихся)

1-й  ученик:   В самом деле, жизнь Кольцова была уже на первых порах очень тяжела. Прозаический мир прасольской деятельности не мог заглушить духовных запросов и интересов поэта. Как в самом Воронеже, так и в своих постоянных поездках он тесно соприкасался с жизнью народа, он постоянно общался с крепостными крестьянами, рабочими, ремесленниками. И эта тесная связь с народом во многом определила характер творчества поэта. Именно здесь, в среде простых русских людей, у Кольцова складывается глубокое понимание народной жизни, уважение  к человеку труда.

2-й  ученик: Уже в ранние годы у Кольцова обнаруживается та повышенная восприимчивость к песням, музыке, которая скажется не только на содержании, но и на образной и звуковой стороне его произведений. О песнях, подслушанных в народе, он писал:

И как те песни сердцу милы,                                                                                    Как выразительны, унылы,                                                                                       Протяжны, звучны и полны                                                                                 Преданьями родной страны!..

Учитель: А как же А.В.Кольцов относился к окружающим природным явлениям?

4. Прослушивание звукозаписи. ( Слушают звукозапись «Воспоминания Кольцова»)

  Рано почувствовал Кольцов  обаяние родной природы. В этом отношении большой интерес представляет признание самого поэта. Кольцов: «Я ночевал с гуртом отца в степи, ночь была темная – претемная и такая тишина, что слышался шелест травы, небо надо мною было также темное, высокое, с яркими, мигающими звездами. Мне не спалось, я лежал и смотрел в волшебное небо. Вдруг у меня в голове стали слагаться стихи; до этого у меня постоянно вертелись отрывочные без связи рифмы, а тут приняли определенную форму…»

  Тонкое ощущение родной природы, любовь к ней поэт действительно вынес из своих поездок по степи. Это раздолье вызвало в душе  юного поэта страстное желание воли. Живое общение с народом, раннее знакомство с народным творчеством, близость к родной природе помогли Кольцову укрепить вкус ко всему здоровому, реальному, развивать дар острой и проницательной наблюдательности, почувствовать в себе поэта.

   Первая группа: обратимся к 1825 – 1830 годам, это ранние годы творчества Кольцова, критики о них говорят, как о периоде ученичества, заимствования и искания собственных путей.

    1-й ученик: В этот период поэт работает над столь излюбленными  элегическими стихотворениями, любовными и дружескими посланиями, стансами, акростихами, эпиграммами. И, несомненно, основной темой его произведений становится тема любви, любви преимущественно несчастной, проявляющейся в «тоске», «сердечных страданиях».

  Выразительное чтение учеником стихотворения «Урожай »

    2-й ученик: В этот период творческой деятельности поэта большой отпечаток накладывает дружба с Д.А.Кашкиным, книжная лавка которого в Воронеже превратилась в центр просвещения: здесь собирались местные актеры, учителя, писатели и поэты. Знакомство с  «видными» людьми значительно повлияло на судьбу Кольцова: В.И. Сухачев опубликовал первые стихотворения поэта «Сквозь черные тучи сияла…», « Приди ко мне…»,  «Мщение», «Разуверение». Благодаря посещению книжной лавки Кашина у Алексея Васильевича углубляется интерес к сочинениям Рылеева, Веневитинова, Вяземского и самое главное – знакомство и духовное обогащение Пушкинским творчеством, которое оказало непосредственное влияние на формирование эстетических взглядов поэта. Знакомство с творческим наследием Пушкина не только обогатило Кольцова темами, мыслями и  образами, но и в то же время помогло ему более серьезно и самостоятельно работать над языком, над поэтическим стилем своих произведений. Знакомство с А.С.Пушкиным  оставило большой творческий след в поэзии Кольцова. Ведь сам гений ценил и проявлял большой интерес к провинциальному поэту.

  Учитель: нельзя не упомянуть о том, какую известную роль в формировании общественных литературных взглядов Кольцова сыграли и местные литературные кружки, где и  происходило знакомство, обмен опытом  с великими людьми того времени.

3-й ученик: Имя Серебрянского должно войти в круг тех лиц, общение с которыми было плодотворным. А.П.Серебрянский и его кружок способствовали ознакомлению Кольцова с рядом философских работ и философской терминологией. Наряду с этим у поэта проявляется жадное искание истины, та пытливость ума, о которой позднее скажут  критик Белинский, Станкевич, Панаев.

4-й ученик: Творчество 1829-1830 годов является свидетельством несомненного художественного роста поэта.

Учитель:  Осваивая народный размер русских песен, Кольцов дает образцы новой, только ему принадлежащей стихотворной формы. Совсем иное  мы видим в песнях Кольцова, в которых он стремится к художественно правдивому, без идеализации и условности, изображению, простоте и ясности выражения чувств и мыслей.

    ( Звучит песня « Соловей мой, соловей» в исполнении ученицы)

Вторая группа: Кольцов старается быть понятым простым людом, для этого он отбирает в разговорной речи крестьян самое типичное, что помогает ему ярче выражать чувства и мысли народа, упорно добиваясь подлинно народного звучания и певучести речи.

1-й ученик: 1831- 1836г. Были для Кольцова годами дальнейшего идейно – художественного роста, стремительного культурного развития. Благодаря дружбе Алексея Васильевича с Н.В.Станкевичем поэт получает признание в московском журнале «Листок», где он опубликовал свои стихотворения «Послание К***», «Вздох на могиле Веневитинова», « Послание к А-ой». Эти стихотворения возникли неслучайно: с каждым человеком когда – нибудь  случается волшебство – он  влюбляется, становится пленником своих  чувств, эмоций. Кольцов сначала увлекся купеческой дочерью Елизаветой Огарковой, позднее влюбленность переходит на её сестру… и все это  выливается в прекрасных строках стихотворений « К ней», «Послание Е.Г.О.».

 Ну а настоящей, долгой и волнующей любовью и привязанностью сам поэт считает никого иного, как крепостную Дуняшу, прислугу, девушку из народа. Дуняша располагала на « низком» уровне и рождает поэзию внешне, так сказать, «низкую», «народную» то есть песню, а именно «Если встречусь с тобой»

 5. Исполнение песни Кольцова Учениками.                                                                                   ( звучит запись песни «Если встречусь с тобой»)

2-й ученик: Сблизившись с Белинским, Кольцов всегда отмечал силу удивительных дружеских отношений и влияния, произведенного на него великим критиком. Он говорил: (включается запись) «Да, благодарю вас Виссарион Григорьевич, вы для меня много сделали, слишком много!»

 В этот период заметно развиваются и укрепляются реалистические тенденции в поэзии Кольцова, проявляются свойственное зрелому поэту умение изображать простых людей, он воспел труд как силу, подымающую, воспитывающую человека. И сразу же определилась оригинальность, самобытность, которые стали присущи лучшим произведениям Кольцова. Достижения поэта были именно в том, что вот такими, казалось бы, самыми обычными словами ему удалось нарисовать картину сельской природы в гармоничном сочетании с человеческим трудом, с лучшими чувствами простых русских людей.

  6.Выразительное чтение учителем  стихотворения « Ах вы, ноченьки, мои ноченьки »

Первая группа: А.Кольцов в 40-е годы разрабатывает одну из излюбленных тем народных песен, тему вольнолюбивого  «удальца», получившую большое развитие в последующем творчестве поэта. И песня «Удалец» была на устах у многих людей, популярность её была безмерна.  

    ( Звучит песня « Удалец » в исполнении ученицы)

1-й ученик: Благодаря помощи и поддержке друга и справедливого  критика В.Г. Белинского А.В.Кольцов, несмотря ни на какие жизненные неурядицы писал, творил для блага народа. В личных беседах и письмах поэт доверяет ему свои самые задушевные мечты, радости  и страдания. Кольцов глубоко воспринимал каждое слово своего друга – учителя. В свою очередь и Белинский с исключительным вниманием относился к каждому стиху столь любимого  им поэта – друга.

2-й ученик: Изучая идейно – бытовое окружение Кольцова, следует указать и на те устойчивые дружеские связи, какие укрепились у него в эти годы в Воронеже и Воронежском крае с рядом культурных и образованных людей, как Д.В.Веневитиновым, А.Н Чертковым, И.А.Малышевым. Именно в Воронеже поэт знакомится и очень ценит дружбу с В.А.Жуковским.

3-й ученик: Живой, яркий, меткий и сочный язык родного народа – вот главный источник поэтической речи Кольцова.

Учитель: А какое значение наследия А.В.Кольцова В истории русской литературы?

7. Работа критиков: (группа ребят)

1-й. Кольцовские традиции, которые никоем образом не могут быть отделены от традиции передовой русской литературы первой половины прошлого столетия, сказались, прежде всего, в возросшем интересе многих русских писателей к жизни трудового народа, в усилившемся обращении их к народному поэтическому творчеству.

2-й. Благотворное воздействие творческих достижений поэта на русскую литературу было отмечено многими передовыми литераторами и критиками. Реалистические тенденции кольцовского творчества с особым вниманием были восприняты Н.А.Некрасовым – оба поэта были тесно связаны с трудовым народом, хотели раскрыть богатое духовное содержание простого русского человека. Некрасов  продолжил развитие в новых исторических условиях ведущие темы кольцовской поэзии – темы труда и быта русского крестьянина.

3-й.  Кольцовская традиция позже хорошо ощущается в творчестве И.С.Никитина, И.З.Сурикова, С.Д.Дрожжина,  Л.Т.Трефолева, С.А.Есенина и многих других.

4-й. А.В. Кольцов написал ещё бы еще больше, но болезнь вопреки большой жажде жизни с каждым днем подтачивала здоровье.

  1842год был последним годом жизни поэта, встречая его, он писал:

Тяжелый год, тебя уж нет, а я еще живу,                                                                           И новый, тихо, без друзей, один встречаю,                                                               Один в его заманчивую тьму.                                                                                            Свои я взоры потопляю,                                                                                             Что в ней таится для меня?                                                                                        Ужели новые страданья?                                                                                                Ужель, безвременно, из мира выйду я,                                                                           Не совершив и задушевного желания?

Предчувствие Кольцова не обмануло его. Песни «Что он ходит за мной…» и «Нынче ночью к себе…» были последними его песнями.

  Кольцов умер 29 октября 1842 года, в возрасте 33 лет, от чахотки.

Первая группа: Кольцов дорог русской поэзии активным утверждением красоты народного трудового начала, жизненностью и типичностью созданных им образов, художественной выразительностью, песенностью, музыкальностью своего стиха.

  Вторая группа: В творчестве А.В.Кольцова привлекает и другая сильная  сторона – его поэтическое своеобразие или, другими словами, его художественная индивидуальность, которая так высоко была оценена Белинским.

Учитель: Без преувеличения можно сказать, что простота, точность, ясность сочного языка кольцовских произведений, необычайная сжатость, общедоступность их художественной формы до сих пор остается для многих поэтов образцом творческой работы над стихом.

 Первая группа: Историческое значение художественного наследия Кольцова определяется, прежде всего, его тесной связью с жизнью народа. Белинский говорил: «Кольцов душою и сердцем, кровью  любил русскую природу и все хорошее и прекрасное, что, как зародыш, как возможность, живет в натуре русского селянина».

Источником поэтической силы Кольцова была именно народная жизнь, поступательное развитие которой он сумел глубоко раскрыть в своих стихотворениях и песнях. Сосредотачиваясь на внутреннем мире простого русского человека, поэт смог показать его жизнедеятельность, его душевный размах, его стремление к лучшему будущему.

    Вторая группа: Идейный и художественный рост Кольцова был теснейшим образом связан с развитием передовой русской литературы и, в частности, с выдающимися успехами  реалистического искусства.

  Вершиной творческих достижений А.В.Кольцова явились его песни, ставшие в полном смысле слова народными песнями. В них поэт – песенник смог воссоздать правдивые картины народного труда и быта, возвеличить духовную красоту придавленного крепостническим гнетом крестьянина.

8. Подведение итогов.

  Заключительное слово учителя (на фоне песни « Хуторок»)                           Замечательное новаторство мы видим в метрике и ритмике Кольцова. Широко применяемые им пятисложник и трехстопный ямб с дактилическими окончаниями придали его стихам особое звучание, своеобразие, оригинальность.

    Сближение  стихов Кольцова с ритмическим складом народной песни во многом обогатило возможности русского стихосложения.

   Творчество А.В.Кольцова сохранило огромную силу своего художественного воздействия и в наши дни. Оно получило поистине высшее признание – признание народа.

   Сегодня мы с вами совершили небольшое путешествие по вехам жизни и творчества А.В.Кольцова. И мне кажется, что после увиденного и услышанного на уроке никто из вас  не останется равнодушным к  творческому наследию великого гениального, не просто русского поэта, а поэта – песенника Воронежской земли; вам больше захочется узнать и прочитать стихотворений и песен и такая возможность у вас будет.

9. Домашнее задание. Выставление оценок. На следующий урок литературы  мы проведем урок – концерт по творческому наследию А.В. Кольцова, приготовьте, пожалуйста, понравившиеся стихотворения и песни. Спасибо вам за урок. Молодцы!



Предварительный просмотр:

                             Урок русского языка в 7 классе с использованием ИКТ.

Тема: Употребление наречий.

 Цель урока: обобщение знаний по теме «Наречие».

Задачи:

повторение грамматических признаков наречия;

определение роли наречий как средства более точного и образного выражения мысли, как средства связи предложений в тексте; формирование умения использовать наречия в речи;обогащение речи учащихся, активизация лексики по теме «Человек.Общество.»; воспитание умения чувствовать, понимать и любить окружающий мир.

Учитель: Топчиева И.В.

                                       Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока (слайд 1).

Учитель: сегодня мы повторим изученное о наречии, будем совершенствовать умение находить эту часть речи в тексте, на примере художественных произведений сделаем вывод о том, какова роль наречий в речи.

3.Беседа (слайд 2).

         При мысли великой, что я человек,

         Всегда возвышаюсь душою.

                                        В.А.Жуковский

Вопросы:

- Эти слова принадлежат замечательному поэту.В чем заключается смысл данного высказывания?

- Что для вас значит быть человеком?

4.Обобщение изученного материала.

Задание 1: переписать, преобразуя высказывание в предложение с прямой речью, найти наречие, подчеркнуть, как член предложения, определить смысловую группу (один ученик работает у доски).

Проверка(слайд 3). Перед появлением слайда учитель проверяет выполнение задания у нескольких детей (на выбор).

Вопросы:

- Как вы определили, что в предложении есть наречие?

- Какие еще смысловые группы наречий вы знаете?

Задание 2( слайд 4): переписать, раскрывая скобки, найти наречия и определить смысловые группы (у доски ученик выписывает словосочетания с   наречиями).

        (Не)заслуга быть белым,

        (Не)достоинство – русым,

        Очень трудно быть смелым,

        Очень просто быть трусом.

       

         

       

       

        Очень трудно жить крупно,

        Проще – жить осторожно.

        Добрым – сложно и трудно,

        А (не)добрым – несложно.  

                                  П.Панченко

Проверка (слайд5).

Вопросы:

- Какая из степеней сравнения здесь используется? (слайд 6)

- Определите основную мысль текста.

- Для чего используются наречия?

5.Проверка домашнего задания (слайд 7).

 Перед показом слайда учащиеся читают мини-сочинения «Битва Остапа» по повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» с использованием наречий.

Вопросы:

- Для чего использованы наречия?

- Можно ли назвать Остапа настоящим человеком? Почему?

6.Этимологическая страничка (слайд 8).

Это индивидуальное задание подготовлено заранее.

- Остап показал себя настоящим героем. Раньше, много лет назад, сказали бы, что он вел себя торжественно. Наречие происходит от слова «торг».

Некогда оно значило то, что совершается «на торгу»,то есть при большом скоплении народу.Торжеством впоследствии стал общий праздник, радость

по поводу успеха.

7.Самостоятельная работа в группах (детям раздаются карточки).

Задание: познакомиться с текстами,  выписать наречия и определить, для чего они служат.

У каждой группы свой номер задания.

8.Совместная проверка задания(слайды 9-13).

Тексты должны быть прочитаны очень выразительно.

                                           Карточка 1.

Лебеди тяжко оторвались ото льда, замахали крыльями, словно это был нарочито замедленный мультик, и, не пролетев двадцати метров,медленно опустились на воду.  

                                          Карточка 2.

 Королева: Прощайте, наш урок закончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня много дел.

Профессор: Как скажете, ваше величество (грустно собирает книги).

Королева: (рассеянно следит за ним)Все меня слушаются, даже мой учитель.                    

Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась отвечать?

П.: (робко)Поставил бы в угол.

                                        Карточка 3.

- Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова!

-  Нет, это не генеральская,- глубокомысленно замечает городовой.

……………………………………………………………………………

- А может, и генеральская,- думает вслух городовой.- На морде у ней не написано.

                                   Карточка 4.

Ассоль села, начав шить. Между тем как ее голова мурлыкала песенку жизни, маленькие руки работали прилежно и ловко; откусывая нитку, она смотрела далеко перед собой, но это не мешало ей ровно подвертывать рубец.                                      

                                  Карточка 5.

Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол.

Справа лежал старый ободранный револьвер. Тут же, в облупленных ножнах, стояла  кривая турецкая сабля.

Дети делают выводы о том, что наречия передают состояние природы,

описывают действия человека, служат для пояснения того, как герои в диалогах произносят свои слова, а также для связи предложений в тексте.

Учитель: как метко подмечают писатели состояния природы, человека, как

удачно подбирают наречия ! Рассмотрим картину Шишкина «Первый снег» и попробуем , используя наречия, устно описать ее.

9.Устное словесное рисование (слайд 14).

10.Подведение итогов урока (слайд 15).

11.Комментирование оценок.

12.Домашнее задание (сочинение-миниатюра по картине).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок литературы в 5 классе по творчеству И. А. Крылова.

Урок литературы по творчеству И. А. Крылова. Обобщение знаний о жанре басни, её родоначальниках, структурных особенностях, русских баснописцах, стиле И. А. Крылова....

Урок литературы в 5 классе "Сказка Б. Шергина "Волшебное кольцо". Особенности языка сказки"

Урок литераты в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой и презентация к данному уроку.Тема: Сказка Б. Шергина «Волшебное кольцо”. Особенности языка сказки....

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.

Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....

Урок литературы в 5 классе А.П.Платонов Волшебное кольцо

Тема урока А. П. Платонов «Волшебное кольцо».«Добро из добра явилось».Цель: Обобщение  знания о сказке, раскрытие ее поучающего смысла.Задачи:1) Обучающая: работать над ра...