Авторская программа объединения "Путешествие в мир слова" для работы с одаренными детьми
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Программа для работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx68.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Работа с группой одарённых учащихся:

  1. повышает познавательный интерес школьников к предмету;
  2. развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
  3. учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
  4. развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Цель  программы – подготовка к олимпиадам различного уровня (районным и республиканским), а также поступлению и обучению в вузах. Занятия проводятся как с разновозрастной группой учащихся(9-11 классы), так и с отдельными учениками.

Задачи программы:

  • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости;
  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • развитие познавательного интереса школьников в области гуманитарных наук в связи с использованием материала, выходящего за пределы школьной программы;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.

 Программа  включает:

- пояснительную записку;

- содержание программы;

- тематическое планирование;

- приложение;

- список использованной литературы

 

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

 Теория литературы (24 ч.)

Устное народное творчество. Лирика. Малые фольклорные формы. Эпос.

 Художественная литература. Роды и виды. Жанровые формы Межродовые формы.

Основные направления анализа лирического произведения.

 История создания произведения.

 Жанры ( Элегия, стансы, стихотворение, послание, сонет, ода и т. д.). Темы лирических  произведений ( поэта и поэзии, любовная тема, тема дружбы, свободолюбивая лирика и т.д.).

Композиция (повтор, кольцевая, зеркальная).

Образ лирического героя.

Художественно-выразительные средства поэтической речи. Эпитет. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Гипербола. Литота

Оксюморон. Перифраз. Ирония.Аллегория

Поэтический синтаксис. Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Градация, антитеза, инверсия. Синтаксический параллелизм. Повтор.

Поэтическая фонетика. Анафора. Эпифора. Ассонанс. Аллитерация.

Лексические средства. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Фразеологизмы.

Афоризмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Варваризмы.

Системы стихосложения. Силлабическая. Силлаботоническая. Тоническая.

Размер стихотворного произведения. Ямб, хорей,  дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник.

Виды рифм ( женская, мужская, точная, неточная, перекрестная, кольцевая, опоясывающая).

 Строфики поэтического текста( строфа, дистих, терцина, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, нона, десятистишие, сонет).

Место и роль произведения в контексте творчества поэта. Литературный контекст, исторический контекст, биографически-бытовой.

РАЗДЕЛ IӀ

История литературы (10ч.)

Древнерусская литература. Жанры

Классицизм. Черты. Иерархия жанров. Литературные формы. Представители.

Сентиментализм. Черты. Литературные формы. Особенности русского сентиментализма. Представители.

Романтизм. Черты. Литературные формы. Особенности русского романтизма его истоки. Представители.

Символизм. Особенности, истоки. Литературные формы. Представители.

Тематическое планирование (34ч.)

Теория литературы

1

Устное народное творчество.

Лекция

1

2

Художественная литература

Лекция

1

3

Проза и поэзия: сходство и различия

Лекция

1

Основные направления анализа лирического произведения

4

История создания произведения

Лекция, практика

1

5

Особенности жанра

Лекция, практика

1

6

Идейно - тематическое своеобразие

Лекция, практика

1

7

Особенности композиции

Лекция, практика

1

8

Выражение лирического «я» поэта

Лекция, практика

1

9-10

Художественно-выразительные средства поэтической речи. Тропы

Практика

2

11

Поэтический синтаксис

Практика

1

12

Поэтическая фонетика

Практика

1

13

Лексические средства

Практика

1

14

Системы стихосложения

Практика

1

15-16

Размер стихотворного произведения.

Практика

2

17

Виды рифм

Практика

1

18

Особенности строфики поэтического текста

Лекция

1

19

Место и роль произведения в контексте творчества поэта и в литературном процессе в целом

Лекция

1

20-23

Анализ лирического произведения

Практика

4

История литературы

24

Древнерусская литература

Лекция

1

25

Классицизм

Лекция

1

26

Сентиментализм

Лекция

1

27

Романтизм

Лекция

1

28

Реализм

Лекция

1

29

Символизм

Лекция

1

30-34

Сопоставительный анализ лирических произведений

Практика

5

Приложение №1 (теория)

 К занятию №5

Жанры стихотворений

Ода

Торжественное стихотворение, (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения.

Баллада

Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

Элегия

 Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского  ).

Послание

Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский).

Эклога

(от греч. ekloge — отбор), жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. От Возрождения до нач. 19 в. — стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки.

Песня

Род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом.

Сонет

(итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».

Басня

Короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

Эпиграмма

(греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики.

СТИХОТВОРЕНИЕ

написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущественная форма лирики.

акростих

стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу

рондо

твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. Рифма), где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.

анациклический стих

стихотворение, которое можно читать от начала к концу и от конца к началу

аполог

разновидность нравоучительной поэзии в России 18  – начала 19 века

белый стих

стихотворение без рифмы

идиллия

поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете  ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически).

буколика

общее название двух часто смешиваемых жанров античной «пастушеской поэзии» — эклоги и идиллии; в новоевропейской поэзии то же, что пастораль. Название от заглавия цикла стихов Вергилия.

пастораль

жанр античной поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков, земледельцев.

буриме

стихотворение на заданные ранее рифмы

бурлеска

жанр комической поэзии, состоящий в снижении высокого и возвышении низменного

дифирамб

античная торжественная лирика

дума

размышление поэта на философско-социальные темы

кантата

жанр торжественной лирики, бытовавшей в России в 18-нач.19вв.Писалась на определенные торжественные случаи

канты

жанр старой одической поэзии, стихотворное произведение, сочиненное по поводу какого-либо торжества; также полудуховные-полусветские стихи, распевавшиеся паломниками для получения подаяния

мадригал

вначале -жанр идиллической лирики, порой фривольного характера; теперь- небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено(чаще всего- к женщине)

медитативная лирика

философское стихотворение

марш

лирический жанр гражданской поэзии

месостих

стихотворение, в середине которого слова подобраны так, что отдельные буквы, расположенные в определенном порядке, составляют слово, выражение или имя адресата стихотворения

миниатюра

небольшое стихотворение строго законченной формы с глубоким содержанием

надпись

малый стихотворный жанр

ноэль

французская народная сатирическая песенка; стихотворение из 8 строчек

палиндром

стихотворение, читающееся справа налево и слева направо

панторим

стихотворение, в котором почти все слова рифмуются между собой((Кошечка в окошечке, кошурка в печурке)

плач

жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии

подражание

стихотворение, навеянное творчеством какого-либо поэта или стилизованное в духе поэзии данного поэта

романс

небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви

рондель

стихотворение из 13 строк, в котором повторяются две рифмы

рондо

стихотворение из 8, или13, или15 строк с двумя рифмами

сицилиана

стихотворение из восьми строк с двумя перекрестными рифмами

октава

стихотворение из 8 строк, построенное по схеме абаб абсс

стансы

небольшое стихотворение из четырех стихов четырехстопного ямба с перекрестной рифмой; количество стихов колеблется от 4 до 12; это спокойное стихотворение, полное мысли

тавтограмма

игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы

ритурнель

Трехстрочная строфа. Стихотворный размер свободный, по выбору поэта; рифмуются между собой 1 и 3 строки, средний стих остается без рифмы (холостым).

триолет

Твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB, где стихи А и В повторяются как рефрены.

центон

Стихотворение, составленное их известных читателю стихов одного или нескольких поэтов.

экспромт

Небольшое стихотворение, чаще шуточного характера, сочиненное поэтом устно или письменно, без подготовки, под влиянием непосредственного чувства.

эпистола

Стихотворение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

ямбы

Жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написан ямбическими стихами.

 К занятию №6

Тема

лирического

произведения

Краткая

характеристика

Пример поэтического произведения

Тема любви

(любовная

лирика)

Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства

      А.С. Пушкин «Я вас любил...»,      «Храни меня, мой талисман...»

Тема природы

(пейзажная лирика)

Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

           С.А. Есенин «Береза»,

         «Топи да болота»

Тема лирического произведения

Краткая

характеристика

Пример поэтического произведения

Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

М.Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон...», «Пророк»

Тема поисков

жизненного

смысла

(философская

лирика)

Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать…»,

«Умом Россию не понять...»

Тема свободы (свободолюбивая лирика)

Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

А.С. Пушкин ода «Вольность», «Деревня»

Тема дружбы

Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

А.С. Пушкин «К портрету Жуковского»,

«К портрету Вяземского»

Тема одиночества

Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

М.Ю. Лермонтов «Парус», «Выхожу один я на дорогу...»

Тема Родины (патриотическая лирика)

Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная..’.», «Край ты мой заброшенный»

Тема народа

Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»

Виды тропов и примеры к ним в таблице: метафора – перенос значения слова по сходству

К занятиям № 9-10

Вид тропа

Пример

метафора – перенос значения слова по сходству

мертвая тишина

олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу

отговорила роща золотая

сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного)

яркий, как солнце

метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей)

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

Петра творенье(вместо Санкт- Петербурга)

эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность

Куда ты скачешь, гордый конь?

аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах

весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь

гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого

в сто сорок солнц закат пылал

литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого

ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Поэтический синтаксис

Пример

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот

наоборот пришел, увидел, победил

анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом

Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь.

риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений

молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союза

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари…

печку инверсия – непрямой порядок слов

Изумительный наш народ.

антитеза – противопоставление

Где стол был яств, там гроб стоит

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

живой труп, пожар льда

К занятию №18

СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ.

СТРОФА (греч. strophe - поворот)  - группа стихов с периодически повторяющейся

организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной

мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными

 интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, риф-

мовки, кол-ва стихов и пр.

Лишь тому, чей покой таим,
         Сладко дышится...
Полотно над окном моим
         Не колышется.

Ты придёшь коль верна мечтам,
        Только та ли ты?
Знаю: сад там, сирени там
        Солнцем залиты.
                    
    (И.Ф. Анненский)

 Я лугами иду - ветер свищет в лугах:
 Холодно, странничек, холодно.
 Холодно, родименький, холодно!

 Я лесами иду - звери воют в лесах
 Холодно, странничек, холодно.
 Холодно, родименький, холодно!
                               
   (Н.А. Некрасов)


ВИДЫ СТРОФ:

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной

 поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

  

За радость тихую дышать и жить
 Кого, скажите, мне благодарить?

                          
  (Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному

 способу рифмовки.

     В мире как в море: не спят рыбаки,
      Сети готовят и ладят крючки.
      В сети ли ночи, на удочку дня
      Скоро ли время поймает меня?

                                   (Расул Гамзатов )

ТРЁХСТИШИЕ (терцет)  - простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

В беспечных радостях, в живом очарованье,
 О дни весны моей, вы скоро утекли.
 Теките медленней в моём воспоминанье.  
       
                                            (А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в

 европейской поэзии.

           Попрыгунья Стрекоза
            Лето красное пропела;
            Оглянуться не  успела,
            Как зима глядит в глаза.
                                   (И.А. Крылов)

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

                 Хотя я судьбой на заре моих дней,
                 О южные горы, отторгнут от вас,
                 Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
                 Как сладкую песню отчизны моей,
                 Люблю я Кавказ.

                                                (М.Ю. Лермонтов)

ШЕСТИСТИШИЕ  - строфа из шести стихов.

       Мороз и солнце; день чудесный!
        Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
        Пора, красавица, проснись:
        Открой сомкнуты негой взоры
        Навстречу северной Авроры,
        Звездою севера явись.

                                 (А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

     Опять звучит в моей душе унылой
 
     Знакомый голосок, и девственная тень
      Опять передо мной с неотразимой силой
      Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
      Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
      Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.

                                                              (Л.А.Мей)

СЕМИСТИШИЕ (септима)  - сложная строфа из семи стихов.

        - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
        Москва, спаленная пожаром,
        Французу отдана?
        Ведь были ж схватки боевые,
        Да, говорят, еще какие!
        Hедаром помнит вся Россия
        Про день Бородина!

                                   (М.Ю. Лермонтов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

    Унылая пора! Очей очарованье!
     Приятна мне твоя прощальная краса –
     Люблю я пышное природы увяданье,
     В багрец и в золото одетые леса,
     В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
     И мглой волнистою покрыты небеса,
     И редкий солнца луч, и первые морозы,
     И отдалённые седой зимы угрозы.

                                              (А.С. Пушкин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,
 Дайте мне сиянье дня,
 Черноглазую девицу.
 Черногривого коня.
 Дайте раз пор синю полю
 Проскакать на том коне;
 Дайте раз на жизнь и волю,
 Как на чуждую мне долю,
 Посмотреть поближе мне...

                     (М.В. Лермонтов)

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима)  - сложная строфа из 10 стихов.

       О вы, которых ожидает
       Отечество от недр своих
       И видеть таковых желает,
       Каких зовёт от стран чужих,
       О ваши дни благословенны!
       Дерзайте ныне ободренны
       Раченьем вашим показать,
       Что может собственных Платонов
       И быстрых разумов Невтонов
       Российская земля рождать

                                    (М.В. Ломоносов)

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА  десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой

 пишутся торжественной оды.

         Подай, Фелица! наставленье:
          Как пышно и правдиво жить,
          Как укрощать страстей волненье
          И счастливым на свете быть?
          Меня твой голос возбуждает,
          Меня твой сын препровождает;
          Но им последовать я слаб.
          Мятясь житейской суетою,
          Сегодня властвую собою,
          А завтра прихотям я раб.

                                      (Г. Державин)

 ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное  А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

  Итак, она звалась Татьяной.
   Ни красотой сестры своей,
   Ни свежестью её румяной
   Не привлекла б она очей.
   Дика, печальна, молчалива,
   Как лань лесная боязлива,
   Она в семье своей родной
   Казалась девушкой чужой.
   Она ласкаться не умела
   К отцу, ни к матери своей;
   Дитя сама, в толпе детей
   Играть и прыгать не хотела
    И часто целый день одна
    Сидела молча у окна.

                        (А.С. Пушкин)

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего

 количества стоп, чем нечётные.

              Улыбнись, моя краса,
                 На мою балладу;
              В ней большие чудеса,
                 Очень мало складу.
            Взором счастливым твоим,
                  Не хочу и славы;
            Слава – нас учили – дым;
              Свет – судья лукавый.
            Вот баллады толк моей:
         «Лучший друг нам в жизни сей
                 Вера в провиденье.
            Благ зиждителя закон:
       Здесь несчастье – лживый сон;
           Счастье – пробужденье».

                                     (В.А. Жуковский)

СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в

 поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется

 «венком сонетов».
Итальянский сонет
 строится по схеме  «4+4+3+3»

           Когда, как солнца луч, внезапно озаряет
            Любовь ее лица спокойные черты,
            Вся красота других, бледнея, исчезает
            В сиянье радостном небесной красоты.

           Смирясь, моя душа тогда благословляет
           И первый день скорбей, и первые мечты,
           И каждый час любви, что тихо подымает
           Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

           Свет мысли неземной лишь от нее исходит,
           Она того, кто вдаль последует за ней ,
           Ко благу высшему на небеса возводит,

           По правому пути, где нет людских страстей
           И, полон смелостью, любовью вдохновленный,
           Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!

                                                                     (Ф. Петрарка)

Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2».

Сравню ли я тебя с весенним днем?
Спокойней ты, нежнее и милее.
Но ветром майский цвет на смерть влеком
И лето наше мига не длиннее.

Небесный глаз то блещет без стыда.
То скромно укрывается за тучей;
Прекрасное уходит навсегда,
Как рассудил ему природы случай.

Но твой не завершится ясный день,
Ему не страшны никакие сроки;
Ты в смертную не удалишься тень,
В бессмертные мои отлитый строки.

Пока дышать и видеть нам дано,
Живёт мой стих - и ты с ним заодно.

                                               (В. Шекспир)

ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC

 («Божественная комедия» Данте).

      Земную жизнь пройдя до половины,

      Я очутился в сумрачном лесу,

      Утратив правый путь во тьме долины.

 

      Каков он был, о, как произнесу,

      Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

      Чей давний ужас в памяти несу!

 

      Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

      Но, благо в нем обретши навсегда,
       Скажу про всё, что видел в этой чаще…

                                                                 (А. Данте)

ТРИОЛЕТ -  восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

Ты промелькнула, как виденье,

 О, юность, быстрая моя,

 Одно сплошное заблужденье!

 Ты промелькнула, как виденье,

 И мне осталось сожаленье,

 И поздней мудрости змея.

 Ты промелькнула, как виденье,—

 О, юность быстрая моя!

                             (К. Бальмонт)

РОНДО  - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,
 Земля не ждёт весеннего привета,
 Но бережёт погожих, тёплых дней,

Но расточительная, всё пышней
 Она цветёт, лобзанием согрета.

 И ей не страшно, что далёко где-то
 Конец таится радостных лучей,
 И что недаром плакал соловей
 В начале лета.
 

Не так осенней нежности примета:
 Как набожный скупец, улыбки света
 Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,
 И не найти вернейшего обета
 В начале лета.

                            (М.А.Кузмин)

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
 

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА  - строфа с устойчивым чередованием различных метров,

изобретённая греческой поэтессой Сапфо 
в 7-6 вв. до н. э Графическая схема строфы:

-http://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gifhttp://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gif
-http://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gifhttp://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gif
-http://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gifhttp://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gif
-
http://rifma.com.ru/images/da.gifhttp://rifma.com.ru/images/da.gif-http://rifma.com.ru/images/da.gifhttp://rifma.com.ru/images/da.gif

Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.

            Ночь была прохладная, светло в небе
            Звёзды блещут, тихо источник льётся,
            Ветры нежно веют, шумят листами
                                Тополы белы.

                                                          (А.Н. Радищев)
 

АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.

 

КОРОЛЕВСКАЯ  СТРОФА   - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

 
СПЕНСЕРОВА  СТРОФА   - девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представля

ющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).


 НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.
 
 СТРОФОИДЫ
- строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что

 расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше

 композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовател

ьных поэтических произведениях. Астрофические стихи - стихи без упорядоченного разделения на строфы.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться
 И корова, и волчица,
 И жучок, и паучок
     И медведица!

   
 Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

                     (К. Чуковский)

Приложение №2  (Практика)

К занятиям № 9-13

1. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1)Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

(2)Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
(3)Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

(4)На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

В предложении 1, составляющем первую строфу, поэт использует____- средство выразительности, создающее атмосферу таинственности, эффект самопроизвольной жизни природы. ___(в первых трех строчках), два из которых являются в то же время _____, делают картину вечера зримой, одухотворенной. Природа наделяется живой душой – этому способствуют_____ (предл. 1,2,4). Разные виды ____(пред.2,3) оставляют ощущение текучести, переменчивости, едва заметных и постоянных изменений природы.

1)антонимы
2)олицетворения
3)эпитеты
4) безличные глаголы
5)однокоренные слова
6) гипербола
7) сравнения
8) анафора
9) синтаксический параллелизм.

Ответ:4, 3, 1, 2, 7

2. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

  1. счастье мы всегда лишь вспоминаем.

(2)А        счастье всюду. (З)Может быть, оно –

       Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

(4)В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. (5)Давно

Слежу за ним... (6)Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

(7)Окно открыто. (8)Пискнула и села

На подоконник птичка. (9)И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

(10)День вечереет, небо опустело.

(11)Гул        молотилки слышен на гумне...

(12)Я        вижу, слышу, счастлив. (13)Всё во мне.

Изображение вечернего пейзажа - повод для размышлений лирического героя стихотворения Бунина. Поэт широко использует синтаксические средства выразительности.        (предложения 1, 2) показывает ход развития мысли.        (предложения 5,8, 9) передаёт напряжённость переживаний, наблюдений, раздумий лирического героя.        (предложения 10, 11, 12) подчёркивает единство природы и человека. Цельность раздумий достигается при помощи        и        (предложения 1, 2, 6, 12).

Список терминов:

  1. повторы
  2. риторическое обращение
  3. гиперболы
  4. перенос (анжанбеман)
  5. парцелляция
  6. антонимы
  7. анафора
  8. однокоренные слова
  9. синтаксический параллелизм

Ответ: 5,4,9,1.8

или     5,4.9,8,1

Определите средство выразительности

1. И меркнет звезд алмазный трепет 
В безбольном холоде зари

( эпитет)

2.Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли,
(олицетворение)

3.Ha небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег

(олицетворение)

4. Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?..
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно

(олицетворение)

5.Я три тарелки съел

(синекдоха)

6. Петра державное творенье

(перифраз)

7. Редкая птица долетит до середины Днепра

(гипербола)

8. Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской...

 (анафора)

9. Пустых небес прозрачное стекло

(эпитет)

10. Плывут, как мысли, облака,

(сравнение)

11.И очи синие, бездонные 
Цветут на дальнем берегу

(эпитет, олицетворение)

12 Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

(градация)

13. Ты богат, я очень беден,
Ты — прозаик, я — поэт

(антитеза)

14. Солнце русской поэзии

(перифраз)

15. Какие крохотные коровки!
     Есть, право, менее булавочной головки

 (литота)

16. Бранил Гомера, Феокрита, 
      Зато читал
Адама Смита (А. С. Пушкин);

(мнтонимия)

17. Гляжу на будущность с боязнью,
      Гляжу на прошлое с тоской...

(параллелизм)

18. Я звал тебя, но ты не оглянулась, 
Я
слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

(градация)

К занятиям №15-17


    Хорей с пиррихием.
                Листья падают в саду…
                В этот старый сад, бывало,
                Ранним утром я уйду
                И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

                 Яблони и сизые дорожки,
                Изумрудно-яркая трава,
                На берёзах — серые серёжки
                И ветвей плакучих кружева. (И.Бунин)
   
    Ямб     Так бей, не знай отдохновенья,
                Пусть жила жизни глубока:
                Алмаз горит издалека —
                Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)

Смешанный ямб (1-3 строки — пятистопный ямб, 2-4 — двустопный):

                Над этим островом какие выси,
                Какой туман!
                И Апокалипсис был здесь написан,
                И Умер Пан. (Н.Гумилёв)

    Дактиль
                Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
                Я при свечах навела;
                В два ряда свет — и таинственным трепетом
                Чудно горят зеркала. (А. Фет)

                Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
                В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
                Мчится она то направо, то влево, то прямо,
                Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

    Амфибрахий
                Я долее слушать безумца не мог,
                Я поднял сверкающий меч,
                Певцу подарил я кровавый цветок
                В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)

       Анапест
                Мой любимый, мой князь, мой жених,
                Ты печален в цветистом лугу.
                Повиликой средь нив золотых
                Завилась я на том берегу. (А. Блок)

                Ни страны, ни погоста
                Не хочу выбирать.
                На Васильевский остров
                Я приду умирать. (И. Бродский)
Приложение №3

Список лирических произведений для анализа

  1. Г.Р. Державин «ЛЕБЕДЬ»
  2. А.А. Фет «На стоге сена ночью южной»
  3. А. Тарковский « Посредине мира»
  4. А. Дементьев «Встреча Пушкина с Анной Керн»
  5. Н. Языков «Бессонница»
  6. М.А. Волошин. «Дождь»
  7. К.Я. Ваншенкин. «Весенний лес почти прозрачен»
  8. А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью»

Список лирических произведений для сопоставительного  анализа

   

  1. А.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Г. Державин «Памятник»

  1. Н. Некрасов «Блажен незлобливый поэт»

Я. Полонский «Блажен озлобленный поэт»

   

  1. В. Брюсов « Дон Жуан»

Н. Гумилев «Дон- Жуан»

   

  1. А.Блок «О, да, любовь вольна, как птица»

М. Цветаева «Кармен»

 

  1. К. Случевский «Осенний мотив»
  2. С. Есенин «Клен ты мой опавший»

  1. А. Жемчужников «Первый снег»

А. Жемчужников «Первый снег»

  1. И. Бунин «Вечер»

И. Северянин «Бунин»

  1. Гете «Горные вершины...»  перевод Лермонтова

Гете «Горные вершины» перевод Анненского

 Литература:

  1. Миронова, Н.А., Самойлова Е.А. Анализ стихотворения.  М.: «Экзамен» - 2007.
  1. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах.- М.: Айрис -  пресс, 2007.
  1. Квятковский,А. Поэтический словарь.- М.:Сов.энциклопедия, 1966
  2. Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1975
  3. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974
  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988

Интернет ресурсы

  1. http://5-ege.ru/primery-tropov/

  1. http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm

  1. http://www.timskorenko.ru/poezia.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 5 класс.

Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кра...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 6 класс

Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кра...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Авторская программа "Работа с одаренными детьми по созданию школьного пресс-центра".2018г.

В данной авторской программе рассказывается о методах и приемах работы с одаренными детьми по созданию школьной газеты "Вестник гимназиста"....

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...