Урок литературы в 8 классе "Две версии одного сюжета"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок построен на сопоставлении произведений двух авторов: К.Г. Паустовского и ненецкой писательницы А.П. Неркаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx33.03 КБ
Файл pedsalamatova.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Ольга Хасанбековна Саламатова, учитель русского  языка  и литературы

 МКОУ «ШИС(П)ОО»  с. Самбург Пуровского района

План-конспект урока литературы в 8 классе «Две версии одного сюжета»

(по рассказу К.Паустовского «Телеграмма» и повести ненецкой писательницы А.П.Неркаги «Анико из рода Ного»

Цель урока: развить понятие о сюжете и композиции произведения, о  роли художественной детали в художественном произведении; развивать навык сопоставления героев и  сюжетов  различных  произведений, умение  видеть  сходство и  отличие в авторских оценках; формирование понятий «милосердие», «благодарность», «человечность» по отношению к близким людям; развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе ненецкого народа.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Введение в тему.

Отрывок из повести Анны Неркаги «Анико из рода Ного» зачитывает хорошо подготовленный ученик (Приложение1).

-  Знакомы  ли вам эти  строки? Из какого они произведения? Назовите автора. О каком известном вам произведении, изученном нами недавно, они напоминают? («Телеграмма» К. Г. Паустовского)

Слайд 1. http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Rasskaz-Telegramma/018-Paustovskij-rasskaz-Telegramma.html                

2. Постановка цели урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Почему именно об этих произведениях?

Учащиеся формулируют цель: доказать, что писателей разных национальностей волнуют схожие темы.

Учитель:  

 - Наша задача – выяснить, что объединяет эти произведения.

Учитель: Обыкновенный  конверт,  белый, с ровным  или неровным  почерком, подписанный аккуратно и не очень. Что в нём? Радостная весть или печальная, важные новости или не очень, но ... в любом случае - это частичка чьей-то судьбы.

«... Точь Аника. Сиву я отин. Мата твоя и маленький систра уморла. Приесзжай...» [1, с.329]

Это строчки из повести ненецкой  писательницы  Анны Неркаги. Удивительным образом получилось так, что два человека с разными судьбами - К.Г.Паустовский и Анна Неркаги - нашли общий мотив, который соединил  два их  произведения: рассказ «Телеграмма» и повесть «Анико из рода Ного».

  1. Повторение ранее изученного.

Вспомним определение термина «сюжет» (учащийся формулирует определение).

  1. Проверка домашнего задания.

 Перескажите кратко сюжеты прочитанных рассказов (домашнее задание по группам).

 - Какой вывод можете сделать? Похожи ли сюжеты произведений?

- К каким жанрам относятся прочитанные произведения? К одному или разным? В чём различие между рассказом и повестью? Больший объём повести позволяет более подробно обрисовать характеры героев и ситуации.

 5. Изучение нового материала.

Давайте поговорим о функциях пейзажа в произведениях. Для чего авторы включают в произведения описания природы? Работа с таблицей «Функции пейзажа в художественных произведениях».

http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Telegramma/006-Klen-stojal-ozjabshij-emu-nekuda-bylo-ujti-o-etoj-besprijutnoj.html             (слайд 2)

Сравним роль пейзажа в рассказе «Телеграмма» и повести «Анико из рода Ного».

Работа в группах: учащиеся анализируют картины природы, нарисованные авторами.

В «Телеграмме»:

«Катерина Петровна задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной ветреной, ночи» [2, с.83].

«Ночи были уже долгие, тяжёлые, как бессонница» [2, с.82] и т.д.

В «Анико из рода Ного»:

«К утру буран затих, но от того, что тяжелое свинцовое небо нависало низко, на земле было сумрачно и неприветливо. В такую непогодь никому не хотелось шевелиться, и чумы, стоящие в ущелье, еще не курились сизым дымком.

Буран оказался недобрым» [1, с. 309].

«Небо теперь смотрело почти невинно; кое – где сквозь взъерошенные облака проступала даже робкая голубизна, обещающая нечто весеннее, и лишь над хребтом Саурей по – прежнему висела лохматая черная туча» [1, с.310] и т.д.

Вывод: пейзаж выполняет психологическую функцию, он подчёркивает настроение героев.

Знакомство учащихся с понятием «художественная деталь». Учитель рассказывает о встречающихся в произведениях художественных деталях.

А что нам известно о главной героине рассказа «Телеграмма"? Какую художественную деталь подчёркивает автор во внешности главной героини? Автор очень мало говорит о внешности Насти, особое значение при этом уделяет её «большим холодным» глазам. Помогает ли нам эта деталь понять суть характера героини? Сравним отношение Насти к собственной матери и скульптору Тимофееву. К кому из них она проявляет большее участие? Почему? (Зачитываются отрывки, подтверждающие неравнодушное отношение Насти к  судьбе  Тимофеева,  делаются предположения и выводы). Как могло случиться, что Настя, проявляя заботу о чужих людях, так невнимательна к собственной матери? Напомните содержание телеграммы, которую Настя  получает во время открытия выставки Тимофеева. Как ведёт себя Настя? Когда и какие у неё просыпаются воспоминания о матери?

Обратите внимание на художественные детали в описании отца Анико. Этих деталей, очень ёмких, говорящих, очень много, и это помогает описать внутреннее состояние Анико более убедительно.

 - Ещё один момент, сближающий эти произведения – это как раз художественная деталь: обе героини получают весточки из дома.

Итак, героиня рассказа Паустовского получает письмо. Какие действия она предпринимает? Что пытается сделать? (Она отправляется к матери, спешит).

Пока она в дороге, обратимся к повести А.П. Неркаги. Кто является главной героиней её повести? Главная героиня – ненецкая девушка Анико, вопреки воли родителей увезённая в поселковый интернат для учёбы. Прожив около тринадцати лет в посёлке и в городе, окончив школу, Анико не собирается возвращаться в стойбище. Анико ждёт в чуме единственный родной человек – отец. Что мы узнаём об этом человеке из повести? У отца Анико – Себеруя – нелёгкая жизнь кочевого труженика, вынужденного покупать отощавших оленей за несколько бочек рыбы, а потом выхаживающего их терпеливо и настойчиво. Переживший страшную трагедию, потерявший жену и младшую дочь, он мужественно держится во время похорон на людях, но осознаёт, что остался один-одинёшенек. Свою старшую дочь он не видел уже несколько лет, даже не знает, где она, и даже чувствует свою вину перед ней за то, что почти забыл. Получив письмо и наконец-то прочитав его, Анико наконец-то приезжает к нему, и что же?

Ученик зачитывает отрывок из повести (Приложение 2).

- Обратимся к понятию «композиция» (учащиеся вспоминают определение термина). И в рассказе «Телеграмма», и в повести «Анико из рода Ного» авторы постоянно перемещают читателя из города на малую родину. Контраст жизни, поведения героев двух миров заставляют задуматься, создают тревожную атмосферу.

Давайте сравним главных героинь этих произведений, заполним таблицу (работа в парах).

Настя

Анико

  • Живёт в городе, работает
  • Не была у матери несколько лет
  • Получает письмо от матери
  • Как реагирует Настя на письмо матери?
  • Живёт в городе, учится
  • Не была у отца несколько лет
  • Получает письмо от отца
  • Как реагирует Анико на письмо отца?

Как вы видите, между героинями этих двух произведений очень много общего: перекликаются их судьбы, очень похоже их отношение к самым родным и близким людям; девушки забыли о таких общечеловеческих понятиях, как «милосердие», «благодарность», «человечность» (учащиеся обращаются к толковому словарю, выясняют значение данных слов).

Каковы финалы произведений? Видите ли вы в них сходство?

Как вы понимаете название рассказа К.Паустовского? О  какой телеграмме идёт в названии речь? (С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. Телеграмма – предостережение, предупреждение: не забывайте о самых близких, а то может оказаться поздно).

Оба автора подводят своего читателя к мысли о том, что мир жесток.  Но, как вы считаете,  есть ли ещё надежда на лучшее? Какие  герои  в рассказе «Телеграмма» подтверждают это? (Тихон, молодая учительница и т.д.).

В повести А.Неркаги тоже есть люди, отличающиеся от главной героини: русский парень Павел Леднёв, девушка Ирина Лаптандер.

Есть ли надежда в финале повести А. Неркаги? Думается, что всё-таки «Анико из рода Ного» – повесть  о возвращении на малую родину. В финале Анико «взяла Идола и несколько минут стояла неподвижно, понимая, что приняла сейчас душу отца, матери, деда и всех, кто жил на земле до неё. Не Идола отец передал ей, а право, святой долг жить на родной земле и быть человеком» [1, с.365]

Какие слова из рассказа «Телеграмма» можно было бы взять эпиграфом к сегодняшнему уроку?

И «Телеграмма», и «Анико из рода Ного» - произведения автобиографические. Прообразом матери героини рассказа Паустовского послужило реально существующая старушка, о которой он рассказал в «Золотой розе». Прототип главной героини повести А.Неркаги – она сама.

http://gublibrary.ru/pub/pis/Nerkagi/Nerk.htm                    (слайд 3)

  1. Подведение итогов урока.

Мы видим, что оба писателя с необыкновенной мудростью и с любовью к людям всматриваются в мир, окружающий нас. Давайте попробуем ещё раз озвучить проблему, общую для этих произведений. («Вечная» тема – конфликт «отцов и детей», противостояние нового и старого; произведения роднит мотив пробудившейся совести. Оба произведения имеют открытый финал). Совпадают ли, по вашему мнению, позиции авторов произведений? Выскажите вашу точку зрения.

7. Выдача домашнего задания.

А.Неркаги вводит в произведение образы животных. Подумайте, с какой целью делает это автор? Как выглядят в сравнении поведение людей и поведение животных.

По желанию: написать сочинение-миниатюру по прочитанным произведениям, поделиться мыслями о понятиях «милосердие», «благодарность», «человечность»

Список использованной литературы

  1. Неркаги Анна. Молчащий. Тюмень, 1996.
  2. Литература. 8 класс. Ч. 2. Автор-составитель Г.И.Беленький. Москва, 2004.
  3. Ачкасова Л. С. Раннее творчество Паустовского. – Казань: Издательство Казанского Университета., 1960. – 358 с.
  4. Кременцов Л. П. К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 414 с.
  5. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала XX века. Сборник литературно-критических статей. Салехард, 2001.
  6. Роговер Е.С. Литература народов Севера. Санкт-Петербург, «Дрофа», 2008.
  7. Савина Л.Н. Уроки литературы в 8-м классе. Поурочные планы. Волгоград, 2000.
  8. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Москва, «Дрофа», 1998.
  9. Слово о Ямале. Салехард, 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДВЕ ВЕРСИИ ОДНОГО СЮЖЕТА Урок литературы в 8 классе МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» С. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА Саламатова Ольга Хасанбековна , учитель русского языка и литературы МКОУ «ШИС(П)ОО» с. Самбург olgasal-72@mail.ru САМБУРГ, 2012 ГОД 1

Слайд 2

Оглавление Актуальность темы урока Цель урока Задачи урока Жанровое различие произведений Временное соотношение рассматриваемых произведений. История создания. Сходства и различия в передаче темы и сюжетной линии. Образы героев произведений. Картины природы как средство выражения характеров героев, выражения авторской позиции. Роль художественной детали в произведении. Сравнение финалов произведений. Обобщим сказанное. Вывод. Судьба автора повести «Анико из рода Ного». Домашнее задание. Список использованной литературы. 2

Слайд 3

Актуальность темы урока : С егодня , в условиях всё чаще возникающих конфликтов между людьми разных национальностей, важно показать разность культур народностей, населяющих округ, но в то же время – схожесть волнующих их проблем. Акцент будет сделан на параллели двух произведений писателей разных национальностей по тематике, образам, композиционным особенностям. Не менее важно знание прошлого своей малой родины, уважение к труду, обычаям, фольклору народа. Начинать великое нужно с малого: любовь к большой Родине нужно начинать воспитывать с любви к родине малой, в данном случае к Ямалу. 3

Слайд 4

Цель урока : показать близость рассказа К.Паустовского «Телеграмма» и повести А.Неркаги «Анико из рода Ного». Доказать, что писателей разных национальностей и разных поколений волнуют одинаковые проблемы, а именно – тема милосердия, благодарности, уважения к старшему поколению; тема отношений между родителями и детьми и, конечно, тема одиночества ; Развивать умение анализировать, сопоставлять разные произведения; Воспитывать у учащихся чувство милосердия, благодарности к родителям. 4

Слайд 5

Задачи урока : Проанализировать историю создания и время написания обоих произведений; Сравнить сюжеты рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма » и повести А.П.Неркаги «Анико из рода Ного», выявить общие черты и различия; Определить функции пейзажа в произведениях ; Повторить понятие «художественной детали», определить её роль в тексте; Сравнить авторскую позицию по отношению к главным героиням произведений. 5

Слайд 6

1 . Первое отличие, бросающееся читателю в глаза – жанровая принадлежность. Рассказ « Телеграмма » состоит из нескольких страниц текста, лаконичный, но ёмкий , глубокий; повесть « Анико из рода Ного » - произведение более объёмное, содержащее повествование более длительное по времени. Однако и в одном, и в другом произведениях проблема взаимоотношений между детьми и родителями раскрыта глубоко, внимание авторов сконцентрировано на теме милосердия, правильного нравственного выбора Жанровое различие произведений 6

Слайд 7

ВРЕМЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Главы из повести «Анико из рода Ного» впервые были напечатаны в сборнике « Самотлор » в 1975 году, целиком она была опубликована в журнале «Урал» в следующем году, а отдельным изданием повесть вышла в Москве в 1977 году . Рассказ «Телеграмма» написан К.Г.Паустовским в 1946 году. К.Г. Паустовский действительно поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина, где одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Rasskaz-Telegramma/018-Paustovskij-rasskaz-Telegramma.html И «Телеграмма», и «Анико из рода Ного» – произведения автобиографические 7

Слайд 8

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ПЕРЕДАЧЕ ГЛАВНОЙ ТЕМЫ И СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ. ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Повесть «Анико из рода Ного» включает в себя три основные сюжетные линии: учеба и городская жизнь ненецкой девушки Анико; драматическая история жизни в стойбище ее отца, Себеруя Ного; судьба волка – Хромого Дьявола. В рассказе «Телеграмма» мы наблюдаем две основные сюжетные линии: работа и городская жизнь деревенской девушки Насти с волосами «необыкновенной красоты» и холодными глазами и не менее трагическая, чем судьба ненца Себеруя , судьба главной героини Катерины Ивановны в пустом нетопленом доме 8

Слайд 9

КАРТИНЫ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ, ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В произведениях и Паустовского, и Неркаги природа выступает не просто фоном, на котором происходит действие; картины природы подчёркивают суровую жизнь людей и создают необходимый настрой у читателя “Ночи были уже долгие и тяжёлые, как бессонница. Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал...” «тяжёлое свинцовое небо нависло низко, на земле было сумрачно и неприветливо» 9 http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Telegramma/006-Klen-stojal-ozjabshij-emu-nekuda-bylo-ujti-o-etoj-besprijutnoj.html

Слайд 10

Роль художественной детали в повествовании ( письмо в повести «Анико из рода Ного» и телеграмма в одноимённом рассказе К.Г.Паустовского ) Насте некогда даже прочитать телеграмму, она в этот момент занята открытием очередной выставки, а, прочитав, она не сразу понимает, о ком идёт речь. А Анико просто забывает о письме и вспоминает о нём уже ночью. «Письмо нашлось почти через месяц. Оно лежало в шифоньере, куда его бросили вместе с юбками и кофтами. Обычное на вид, оно не отличалось от множества других, которые она получала от школьных друзей. Письмо оказалось страшным». Ещё один момент сближает эти произведения: обе героини получают весточки из дома: Настя – телеграмму, Анико – письмо. 10

Слайд 11

СРАВНЕНИЕ ФИНАЛОВ ПРИЗВЕДЕНИЙ Для Насти потеряно слишком многое: она приезжает домой уже после похорон, и простить её некому. И наказанием для неё является то, что она никогда не сможет прижаться к матери, не сможет просто поговорить с ней. Так и не дождалась бедная старушка любимой дочери. Та пришла на кладбище лишь на второй день после похорон . Но надежда на лучшее есть, и подтверждение тому – образы Тихона, молодой учительницы в рассказе «Телеграмма». Анико приезжает к отцу, но автор не говорит о том, что она останется в тундре. Однако хочется верить, что приезд её к отцу – это начало возвращения. В повести А.Неркаги тоже есть люди, отличающиеся от главной героини: русский парень Павел Леднёв , девушка Ирина Лаптандер . Но А.Неркаги идёт дальше. На могилу хозяйки – матери Анико – каждый день приходит олень, которого она выкормила. Иногда животные – существа менее разумные, чем люди (по мнению самих людей), намного человечнее, чем их хозяева. 11

Слайд 12

12 Элементы сравнения Рассказ «Телеграмма» Повесть «Анико из рода Ного» Жанровые различия Рассказ Повесть Время написания 1946 год 197 7 год Прототипы Реально существующее лицо, Катерина Петровна Пожалостина Сама Анна Неркаги Центральное место действия Старый забытый дом в деревеньке - Ленинград Пустой холодный чум – общежитие в городе Характер изображения главных героев Подробно, до мелочей, показывается жизнь героев Автор проводит героев через ряд этапов: детство-юность-зрелость-старость, но последовательного описания нет Художественная деталь Телеграмма Письмо Роль картин природы Природа подчёркивает состояние героя, настраивет читателя на нужный лад Природа подчёркивает состояние героя, настраивает читателя на нужный лад. В повествование вводятся образы животных ОБОБЩИМ СКАЗАННОЕ…

Слайд 13

ВЫВОД: Оба писателя с необыкновенной мудростью и с любовью к людям всматриваются в мир, окружающий нас. Проблема, общая для этих произведений, - «вечная» тема – конфликт «отцов и детей», противостояние нового и старого . Произведения роднит мотив пробудившейся совести . Но оба они имеют открытый финал. 13

Слайд 14

ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО ГЕРОИНЯ АННЫ НЕРКАГИ ВЕРНЁТСЯ НА СВОЮ РОДИНУ, КАК ЭТО СДЕЛАЛА АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОСЛЕ ДОЛГИХ ЛЕТ МУЧИТЕЛЬНЫХ РАЗДУМИЙ. ТЕПЕРЬ А.П.НЕРКАГИ – ДИРЕКТОР И УЧИТЕЛЬ КОЧЕВОЙ ШКОЛЫ. http://gublibrary.ru/pub/pis/Nerkagi/Nerk.htm 14 СУДЬБА АВТОРА «АНИКО…»

Слайд 15

А.Неркаги вводит в произведение образы животных. Подумайте, с какой целью делает это автор? Как выглядят в сравнении поведение людей и поведение животных. По желанию: написать сочинение-миниатюру по прочитанным произведениям, поделиться мыслями о понятиях «милосердие», «благодарность», «человечность» ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : 15

Слайд 16

Ачкасова Л. С. Раннее творчество Паустовского. – Казань: Издательство Казанского Университета., 1960. – 358 с. Кременцов Л. П. К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество. Книга для учителя. – М.: Просвещение., 1982. – 414 с. Неркаги Анна. Молчащий. Тюмень, 1996. Паустовский К. Повести и рассказы. – С. – П.: Лениздат ., 1979. – 683 с. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала XX века. Сборник литературно-критических статей. Салехард, 2001. Роговер Е.С. Литература народов Севера. Санкт-Петербург, «Дрофа», 2008. Савина Л.Н. Уроки литературы в 8-м классе. Поурочные планы. Волгоград, 2000.скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Москва, «Дрофа», 1998. Слово о Ямале. Салехард, 2004. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки для 5 класса "Музыкальные сюжеты в литературе"

ТЕМА.Музыкальные сюжеты в литературе.ЦЕЛЬ.Показать взаимосвязь музыки и литературы.ЗАДАЧИ.Расширять опыт адекватного восприятия устной речи....

Урок литературы по теме "Зорко одно лишь сердце"(8класс)

Урок- размышление «Зорко одно сердце» (по сказке-быль«Маленький принц» А.С.Экзюпери. )- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает д...

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

Презентация к уроку литературы на тему: "История одного города" как сатирическое произведение

Данная презентация может быть использована как дополнительный материал к уроку литературы в 10 классе по теме: "История одного города" как сатирическое произведение.Презентация состоит из 14...

Создание игры-ходилки на уроках литературы как приём работы с сюжетом и композицией.

Играть и учиться - идеальное сочетание . Игровых приёмов очень много, хочу представить приём - создание игры-ходилки на уроках литературы....

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"

Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...

Технологическая карта урока литературы "И.С. Тургенев. "Муму". Сюжет и герои произведения

Технологическая карта урока по формированию умений и навыков  отбора главной и второстепенной  информации...