Сценарий игры “Умники и умницы”по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” в 8-м классе.
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Скирда Марина Викторовна

Сценарий игры “Умники и умницы”по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” в 8-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_igryumniki_i_umnitsy_po_kap.dochke.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры “Умники и умницы”по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” в 8-м классе.

Данное мероприятие мы проводим  в рамках традиционной пушкинской недели в день памяти Поэта либо как конкурсное между представителями  всех 8-ых классов, либо в классе ( что предпочтительнее: большее количество учащихся класса имеют возможность поучаствовать в игре). Важно, что в игре могут участвовать все учащиеся, прошедшие отборочный тур. В процессе подготовки к игре ребята должны внимательно прочитать ещё не изученное на уроках произведение, изучить комментарии к нему, а также материалы о восстании под предводительством Пугачёва, что, безусловно, расширяет кругозор учащихся, приобщает их к истории Отечества. Победа в сложной интеллектуальной игре вызывает уважение одноклассников, поднимает самооценку учащихся- победителей. Такая игра готовит почву для серьёзного разговора о нравственных и духовных ценностях  на уроках, посвящённых изучению повести. После проведения игры ребята относятся к героям книги как к близким, хорошо знакомым людям.

Цель: формирование творческой личности учащихся, воспитание интереса к литературе и к творчеству А.С.Пушкина, в частности.

Основные задачи:

- приобщение к мировой, национальной культуре для развития духовности и культуры;

- развитие творческих способностей детей, формирование навыков самообразования;            - самореализация личности;

- создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- развитие познавательной активности учащихся;

-   формирование нравственной позиции школьников;

- укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни.

- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.

Правила игры те же, что и в одноимённой телевизионной игре. (Игра состоит из трёх агонов и финала. В каждом агоне по 3 участника. После первого этапа – розыгрыша дорожек – игроки выбирают дорожки. Победитель в розыгрыше выбирает первым. На зелёной дорожке – 4 клетки, на жёлтой – 3, на красной – 2. На зелёной можно ошибаться дважды, на жёлтой – один раз, на красной – ни разу, зато путь к победе самый короткий.)

Ареопаг (жюри) – учителя литературы.

Игроки – ученики 8-х классов.

За полчаса до начала игры проводится отборочный тур, цель которого – из всех желающих участвовать в игре выбрать 9 участников. Этот тур проводится письменно. Учитель читает вопросы. Ученики письменно кратко отвечают. Затем подсчитывается количество правильных ответов. Кто набрал большее количество очков, становится участником игры. Остальные – “теоретики”. Заработавший наибольшее количество Орденов Умника “теоретик” может оказаться участником финала, если до него не доберутся игроки.

Отборочный тур.

Вопросы.

1. Сколько лет Петруше Гринёву и Маше Мироновой?        

2. Годы крестьянской войны под предводительством Пугачёва?        

3. От кого узнали родители Гринёва о дуэли?        

4. Поставьте ударения в словах (они написаны на доске): призреть, наперсник, обиняки, провидение.        

5. Кто такой инвалид в царской армии?        

6. О ком сказано в повести: он “был парикмахером, потом в Пруссии солдатом... Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности”?        

7. ”Хорошо, коли дождёмся сикурса”. Что имел в виду капитан Миронов?        8. Швабрин: “Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию”. Что он имел в виду?

 9. Как звали Савельича?        10. ”Единственное развлечение моё состояло в наездничестве”. Что такое наездничество?        

Ответы.        

1. Гринёву – 16–17 лет. Маше – 18 лет.

2. 1773–1775 годы.

3. От Швабрина.

4. Призреть, наперсник, обиняки, провидение.

5. Состарившийся на службе солдат.

6. О Бопре.

7. Помощь (военное, устаревшее).

8. Вызывал на дуэль.

9. Архип.

10. Выезд верхом в одиночку (или группой) против наездников противника.

За каждый правильный ответ – 1 балл;

 в вопросе № 1 – 2 балла,

 в вопросе № 4 – 4 балла;

 таким образом, максимальное количество баллов – 14.

Розыгрыш дорожек

1-й агон

Вариант 1 (если в агоне участвуют одни девочки).

Маша Миронова приезжает в Петербург, чтобы просить императрицу о милости к её жениху Петру Андреевичу Гринёву. Вы, конечно, помните, что Маше повезло: она случайно встретилась в саду с Екатериной и, не узнав её, рассказала ей всю историю. И это спасло жизнь её любимому. А теперь представьте: вы – Маша Миронова. И вам предстоит прийти на приём к императрице. Через одну минуту выступите в роли Маши, обратитесь к императрице с нижайшей просьбой.

Вариант 2.

Попытайтесь объяснить, почему повесть, главными героями которой являются предводитель крестьянской войны Пугачёв и русский офицер Гринёв, называется “Капитанская дочка”?

2-й агон

Вспомните калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Гринёву. Растолкуйте её смысл.

3-й агон

Во время бурана в степи Гринёву приснился сон. Пророческий сон. Выступите в роли толкователя сна.

Финал

Вариант 1.

Одной из основных тем повести является тема чести. Повести предшествует эпиграф “Береги честь смолоду”. Однако как понять это, когда повесть рассказывает о том, как царский офицер Гринёв во время войны с врагом престола и государства Пугачёвым вступает с последним в подозрительные товарищеские отношения, “дружески пирует с бунтовщиками, принимает от главного злодея подарки, шубу, лошадь и полтину денег”? Разве не погрешает Гринёв против офицерской чести? Разве не правы его обвинители?

Выступите в роли адвоката Гринёва.

Вариант 2.

”Батюшка Пётр Андреевич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй у злод... (тьфу) поцелуй у него ручку”.

”Что тебе стоит?” – спрашивает Савельич.

Вы – Гринёв. Ответьте на вопрос.

1-й агон

1. Узнайте, кто это?

Зелёная дорожка: “Он сидел, облокотясь на стол, и подпирал чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”.

Жёлтая дорожка: “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.

Красная дорожка: “Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклочена”.

2. Русский язык.

 Объясните значение следующих слов, встречающихся в повести.

Зелёная дорожка: фортеция, супостат, реестр.

Жёлтая дорожка: оказия, челобитье, погребец.

Красная дорожка: ментор, стремянный, наперсник.

(Последний вопрос для этого игрока.)

3. История.

Зелёная дорожка: За кого выдавал себя Емельян Пугачёв? Почему?

Жёлтая дорожка: Как называется научное исследование о крестьянской войне, созданное Пушкиным? А под каким названием впервые было напечатано? Почему?

4. Зелёная дорожка: В какой полк был записан Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

2-й агон

1. Продолжите текст (можно своими словами, но правильно передайте смысл). Кому принадлежат эти слова?

Зелёная дорожка: “Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай...”

Жёлтая дорожка: “Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь...”

Красная дорожка: “Ну, детинушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету...”

2. География.

Зелёная дорожка: Какое оригинальное применение географической карте нашёл Петруша Гринёв?

Жёлтая дорожка: Куда и в каком году поехал Пушкин собирать материалы о Пугачёвском бунте?

Красная дорожка:

Вариант 1. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Петра Гринёва?

Вариант 2. Покажите на карте район Пугачёвского восстания.

3. Эпиграфы.

Зелёная дорожка: Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести? Объясните его смысл.

Жёлтая дорожка:

Объясните смысл эпиграфа к главе XI “Мятежная слобода”. “В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. // “Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?” – // Спросил он ласково” (А.Сумароков).

4. Этимология.

Зелёная дорожка: Как объяснил Пётр Гринёв генералу в Оренбурге, что такое “держать в ежовых рукавицах”? И что обозначает эта поговорка на самом деле?

3-й агон

1. Узнайте, кто это?

Зелёная дорожка: “И денег, и белья, и дел моих рачитель”.

Жёлтая дорожка: “Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отлично некрасивым, но чрезвычайно живым”.

Красная дорожка: “...тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку”.

2. Хорошо ли вы знаете текст?

Зелёная дорожка: Расставаясь при выезде из Симбирска с Зуриным, Гринёв “и не думал с ним уже когда-нибудь встретиться”. Однако встретился. Когда?

Жёлтая дорожка: Какой приговор был Гринёву?

Красная дорожка (последний вопрос): Разложите иллюстрации к повести по порядку в соответствии с развитием сюжета.

3. Кто и когда?

Зелёная дорожка: “С лихой собаки хоть шерсти колок”. По какому поводу и кто употребил эту пословицу?

Жёлтая дорожка (последний вопрос). “Конь и о четырёх ногах, да спотыкается”. Эта пословица дважды встречается в повести. Кто и по какому поводу употребляет её?

4. “Четвёртое лишнее”.

Зелёная дорожка: Андрей Петрович, Кузьма Иваныч, Архип Савельич, Авдотья Васильевна.

Финал

1. Зелёная дорожка: Несколько раз одежда героев играет решающую роль в спасении их жизни и жизни близких. Вспомните эти эпизоды (хотя бы два).

Жёлтая дорожка: “Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный казацкий кафтан, обшитый галунами”. Что бы вы исправили в этой фразе с точки зрения норм современного русского языка?

Красная дорожка: Какой похожий образ можно найти в повести Пушкина “Капитанская дочка” и в повести Гоголя “Ночь перед Рождеством”? Объясните, в чём заключается сходство.

2. Зелёная дорожка: Выбери из данных портретов те, на которых изображены люди, имеющие отношение к событиям, описанным в повести “Капитанская дочка”. (Портреты: Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Иван Грозный, Г.Р. Державин, Е.Пугачёв и другие.)

Жёлтая дорожка: Что более всего расстроило отца Петра Гринёва, когда он получил известие о том, что Петра ссылают в Сибирь за участие в замыслах бунтовщиков?

Красная дорожка (последний вопрос): Имена каких русских писателей XVIII века упоминаются в повести (в том числе в эпиграфах)? В повести – в связи с чем?

3. Зелёная дорожка: Какую песню пели пугачёвцы во время военного совета-пира? Какое впечатление она произвела на Гринёва?

Жёлтая дорожка (последний вопрос): С чем связано переименование реки Яик в Урал?

4. Зелёная дорожка: Как, судя по повести “Капитанская дочка”, относится к восстанию Пугачёва А.С. Пушкин?

Ответы

1-й агон

1. Зелёная дорожка: Пугачёв.

Жёлтая дорожка: Екатерина II.

Красная дорожка: Швабрин.

2. Зелёная дорожка: фортеция – крепость; супостат – враг; реестр – список, перечень.

Жёлтая дорожка: оказия – случай; челобитье – прошение; погребец – дорожный сундучок.

Красная дорожка: ментор – наставник, воспитатель (по имени воспитателя сына Одиссея); стремянный – слуга, ухаживающий за лошадью своего господина; наперсник – человек, пользующийся особым доверием.

3. Зелёная дорожка: За царя Петра III. Пётр Фёдорович, муж Екатерины II, убит по её приказу в 1762 году, то есть Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота. Было много недовольных. Ходили слухи, что Пётр III жив. Поэтому Пугачёв выдал себя за истинного государя.

Жёлтая дорожка: “История Пугачёва”. “История Пугачёвского бунта” – по требованию цензуры. Первое название – уважительное по отношению к Пугачёву.

4. Зелёная дорожка: в Семёновский полк.

2-й агон

1. Зелёная дорожка: “...послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.

Жёлтая дорожка: “...слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

Красная дорожка: “...что мы люди бравые и присяжные”.

2. Зелёная дорожка: Сделал из неё воздушного змея.

Жёлтая дорожка: Осенью 1833 года в Оренбургскую и Казанскую губернию.

Красная дорожка:

Вариант 1. В Казани.

Вариант 2. Показать на карте.

3. Зелёная дорожка: Береги честь смолоду.

Жёлтая дорожка: Имеется в виду Пугачёв.

4. Зелёная дорожка: “Обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли”.

3-й агон

1. Зелёная дорожка: Савельич.

Жёлтая дорожка: Швабрин.

Красная дорожка: Белобородов, соратник Пугачёва.

2. Зелёная дорожка: По пути к Белогорской крепости, возвращаясь со спасённой Машей Мироновой.

Жёлтая дорожка: “Сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”.

Красная дорожка: рассказ об иллюстрациях.

3. Зелёная дорожка: Савельич. После того, как Пугачёв прислал Гринёву лошадь и овчинный тулуп.

Жёлтая дорожка:

1) Савельич в письме к Андрею Петровичу Гринёву, в рассказе о дуэли: “А что с ним случилась такая оказия, то быть молодцу не без укора: конь и о четырёх ногах, да спотыкается”.

2) Савельич пришёл с “реестром барского добра” к Пугачёву. “Это раскрали злодеи. Виноват: обмолвился... Не гневись: конь и о четырёх ногах, да спотыкается”.

4. Лишнее: Кузьма Иваныч.

Финал

1. Зелёная дорожка:

1) заячий тулуп (спас от смерти Гринёва).

2) одежда Екатерины II: Маша не узнала царицу в простом утреннем платье, поэтому была с ней откровенна и благодаря этому спасла жениха.

3) крестьянская одежда на Маше спасла её от пугачёвцев, когда она, больная, лежала у попадьи.

Жёлтая дорожка: в креслах (в современном русском языке – в ед.ч. – в кресле).

Красная дорожка. Образ Екатерины II. Спасительница, великодушная, добрая.

2. Зелёная дорожка: Екатерина II, Суворов (руководил правительственными войсками при подавлении пугачёвского восстания), Державин (участвовал в подавлении пугачёвского восстания), Пугачёв.

Жёлтая дорожка: “Не казнь страшна... Но дворянину изменить своей присяге!.. Стыд и срам нашему роду!”

Красная дорожка: Б.Я. Княжнин, А.П. Сумароков, М.М. Херасков.

В повести:

1) Через несколько лет после описываемых событий А.П. Сумароков похвалил стихотворные опыты Гринёва.

2) В.К. Тредиаковский ( Швабрин назвал его своим учителем).

3. Зелёная дорожка: “Не шуми, мати зелёная дубравушка”. Вызвала “пиитический ужас”.

Жёлтая дорожка: Чтобы из памяти людей вытравить воспоминания о пугачёвском восстании, чтобы название реки не напоминало о яицких казаках.

4. Зелёная дорожка: ответ участника.

Список литературы для подготовки учащихся к игре:

  1. А.С.Пушкин. Капитанская дочка.(любое издание).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....

Эссе "Квест-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Совсем недавно фраза «квест-игра» вызывала не то, чтобы страх, но какое-то лёгкое недоумение. И только  после того, как приехавшие с Байкала ребята рассказали о принципе игры, о том, наскол...

Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.

Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры...

Литературная игра "Умницы и умники" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 7 класс.

В начале каждого урока проводится письменный опрос с последующей взаимопроверкой. Он позволяет решить ряд задач: осуществить контроль знания текста, установить уровень выполнения домашнего задания, вы...

Презентация к открытому уроку по литературе для 6 класса на тему «Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока  – обобщение знанийФорма урока – литературная игра                    по повести ...

Конспект урока-викторины "Умники и умницы" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Повторительно-обобщающий урок можно провести интересно и эффективно в виде театральзованной викторины по страницам повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....