Главные вкладки

    Природа и человек в стихотворениях Ф.И. Тютчева
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Маркова Наталия Петровна

    Урок проводится с использованием ИКТ. В ход урока внедряются элементы новых технологий, соответствующих требованиям ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatura.doc106 КБ

    Предварительный просмотр:

           

                                               Урок  литературы в 6классе

                              Природа и человек в стихотворениях Ф.И. Тютчева

                                                     

            Учебные  материалы  урока: Учебник:  Полухина  В.П.,  Коровина  В.Я.,  Журавлев  

    В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений:  

    В 2-х частях./ Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009.

            Тип урока: урок-практикум с элементами исследования

            Цели урока:

                 введение  учащихся  в  художественный  мир  стихотворений  Ф.И.  Тютчева  о  

        природе;

                 обучение анализу стихотворения.

                 

     Задачи урока:

                расширить полученные учащимися в 5 классе представления о лирике Ф.И.  

        Тютчева;

                 раскрыть   тему   взаимоотношений   природы   и   человека   в   лирике   Ф.И.  

        Тютчева  на  примере  стихотворений  «С  поляны  коршун  поднялся…»,  «Неохотно  и  

        несмело…», «Листья»;

                расширить   и   систематизировать   навыки   работы   с   литературоведческой  

        терминологией, отрабатывать ее практическое использование;

                нацелить учащихся на формы анализа в формате ГИА/ЕГЭ, востребованные  

        в  современных  условиях.  

                развивать  речь  учащихся;  формировать  умение  грамотно  строить  устное  и  

        письменное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся.

           Метапредметные задачи урока:

                формировать      регулятивные      универсальные     учебные    действия    (УУД):  

        формулировать   учебную   задачу,    

      осуществлять рефлексию по результатам  

        работы;

                формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне,  

        интерпретировать     текст   в  результате   работы    по   его   осмыслению;     создавать  

        собственный     текст   на   основании    имеющихся      знаний;    формировать     приемы  

        исследовательской   деятельности;   осуществлять   поиск   информации   для        решения  

        учебной задачи.  

                развивать     личностные      УУД:     воспитывать     у  учащихся     осознанное  

        понимание  принадлежности  к  русской  культуре;  углублять  представление  о  месте  

        человека и его отношениях с окружающим миром.

                развивать     коммуникативные         УУД:    осуществлять     взаимодействие     в  

        группе,  вести  конструктивный  диалог,  

         брать  на  себя  

        ответственность за деятельность группы.

         В    процессе     урока     планируется       достижение        следующих       предметных  

    результатов :

                 расширяются представления учащихся о лирике Ф.И. Тютчева, происходит  

        осознание  того  факта,  что,  изображая  гармоничную  и  динамичную  природу,  Тютчев  

        показывает жизнь человеческой души, говорит о месте человека в мире;

                 учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые  

        на  современном  этапе  в  литературном  образовании  школьников  и  востребованные  

        формами итоговой аттестации;

                 учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного  

        текста    

                 в    процессе    урока    развиваются     речевые    умения    и   навыки.

         

            В   процессе   урока   происходит   формирование   следующих    

     УУД:

                 умение планировать и реализовывать  учебную деятельность  

       

                 целеполагание,  умение  формулировать  и  ставить  себе  учебную  задачу  и  

        реализовывать ее;

                 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной  

        деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация  

        результатов деятельности);

                 умение работать с текстом;

                 развитие гармоничной личности ученика.

            Методы  обучения:  элементы  метода  критического  мышления  ,  метод  

    творческого  чтения,  репродуктивный,  частично-поисковый  и  исследовательский  в  их  

    сочетании.  

            Формы  работы  учащихся:  работа  в  парах ,  работа  в  малых  

    группах ,  

    презентация     результатов     заданий,    выполненных      группой,     обсуждение     результатов,  

    интерпретация      (художественное      чтение)    текстов    стихотворений     Ф.И.    Тютчева    как  

    результат   выполненного   группой   задания,   индивидуальная   работа  ,  рефлексия.

            Оборудование:        компьютер       и   проектор      (презентация,      фонохрестоматия),  

    раздаточный   материал   (индивидуальная   карта,   карта   рефлексии, листы с заданиями для групп).

                                                                   Ход урока

         

       Этап 1.

    Учитель:  Откройте  индивидуальную  карту.               Перед  вами     два  слова.  Что  они  

    означают?  Запишите  свои  ответы  в  таблице.  Используйте    существительные,   глаголы   и   прилагательные-эпитеты,   характеризующие   как  

    природу, так и человека.

            А теперь в графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют  

    человек и природа.

                        ПРИРОДА                                              ЧЕЛОВЕК

    Из ответов учащихся: все, что нас окружает;           Из ответов учащихся: каждый из нас;  живое  

    бывает  живая  и  неживая;  весь  мир;           существо; тот, кто всегда думает о хорошем  и

         

    природа - это огромный мир, он нас принимает                                      поступает   разумно

    и не принимает, если мы живем неправильно.            

    Из  ответов  учащихся:  Добрый,  чуткий  человек  любит  природу;  человек  живет  в  природе;  

    природа  красива;  человеку  обязательно  надо  охранять  природу;  природа  может             помогать  

    человеку,  а  может  ему  препятствовать  в  чем-то,  например,  человек  может  заблудиться  в  

    дремучем лесу; человек часто не замечает прекрасную природу вокруг, потому что ему некогда.

            Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с такими формами взаимоотношений  

    ЧЕЛОВЕКА  и  ПРИРОДЫ,  которых  вы  в  своих  ответах  не  назвали.  Стало  любопытно?  

    Задумались? Мы начинаем…

            Этап 2. Введение в тему урока.

                                                           Слайд № 1

                                                            Учитель:       Знаком      ли    вам    человек,  

                               Фёдор                  изображенный  на  фотографии?  (Ответы  

                             Иванович               учащихся)  (Часть слайда с текстом «Федор  

                             ТЮТЧЕВ              Иванович Тютчев. 1803 - 1873» появляется  

                            (1803 – 1873)         после ответов учащихся)

                                                           Давайте     проверим,     а   хорошо      ли   вы  

                                                           помните стихи Ф.И. Тютчева, которые мы  

                                                           читали   в   прошлом   году?   Выполните   в  

                                                           парах     задания     №     1    и    №     2    в  

                                                           индивидуальной карте.

            №  1.  Узнайте  стихотворение  и  восстановите  текст  первой  (и  по  желанию  -

    второй) строфы, вспомните его название:

            I строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать. б) Гроза, гром, небо.

            II строфа: а) Гремят, брызнул, летит, повисли, золотит. б) Раскаты, дождик, пыль,  

    перлы, солнце (ответы учащихся).

           

         Слайд №2

                                                                   Учитель:      Кто  может  прочитать  это  

                            Весенняя гроза                          стихотворение наизусть? (ответ)

                 Люблю грозу вначале мая,

                 Когда весенний, первый гром,

                 Как бы резвяся и играя,                              

                 Грохочет в небе голубом.

                                                                         

                 Гремят раскаты молодые!                            

                 Вот дождик брызнул , пыль летит...

                 Повисли перлы дождевые,

                 И солнце нити золотит...

                 

            № 2.     Восстановите текст стихотворения «Весенние воды» (расставьте цифры в  

    порядке  расположения  строк  в  индивидуальной  карте).  Объясните,  что  помогло  вам  

    восстановить стихотворный текст (Повторы в тесте, рифмы строк, последовательность  

    весенних событий). Выразительно прочитайте стихотворение.

                                         

                                      Слайд  №  3

     

                                  1 - Еще в полях белеет снег,

                        Весенние воды                                      7 - Мы молодой весны гонцы,

                   Еще в полях белеет снег,

                   А воды уж весной шумят—                     10 - И тихих, теплых майских дней

                   Бегут и будят сонный брег,                     3 - Бегут и будят сонный брег,

                   Бегут и блещут и гласят—

                                                              11 - Румяный, светлый хоровод

                   Они гласят во все концы:                         5 - Они гласят во все концы:

                   «Весна идет, весна идет!

                   Мы молодой весны гонцы,                       2 - А воды уж весной шумят  

                   Она нас выслала вперед».                         6 - «Весна идет, весна идет!

                   Весна идет, весна идет!                             8 - Она нас выслала вперед».  

                   И тихих, теплых майских дней                 4 - Бегут и блещут и гласят -

                   Румяный, светлый хоровод                       9 - Весна идет, весна идет!

                   Толпится весело за ней!

                                                                                         12 - Толпится весело за ней.

                                                                 

                                                           

            Учитель:       Какая    тема    объединяет      стихотворения,       которые      мы    вспомнили?  

       (Оба   стихотворения   о   природе,   о   весне,   их  

    объединяет  общая  тема;  стихотворения  о  том,  что  все  вокруг  живое:  «весна  идет,  

    выслала вперед»).

            Этап 3. Работа с новым материалом.

             1.  Восприятие,  осмысление  и  интерпретация  стихотворения «С  поляны  коршун  

    поднялся…»  происходит  в  процессе  работы  малых  групп.  Группы  формируются  по  

    желанию на основе выбранного вида работы.  

            Учитель:        Внимательно         прочитайте        стихотворение,         выберите       задание,  

    сформулируйте задачу своей группы и примерный ход ее решения. Итоги работы группы  

    кратко  сформулируйте  на  листе заданий.  Воспользуйтесь  картой-памяткой  для  работы  в  группе.

            Листы с заданиями для групп:

    Литературоведы                              Комментаторы:                    Литературоведы:

          лексика (словарь)                          роль глаголов                     роль существительных

                    Задачи:                                       Задачи:                                       Задачи:

    - прокомментируем                          - восстановим    события          - найдём     в     тексте  

    некоторые    слова,   которые    

    трудно сразу понять;                        найдем   в   тексте   глаголы   и  расскажем об их роли;

    - попробуем объяснить их.               раскроем их значение;          -   определим,     о     чем  

                                                          - расскажем    о  настроении

                                                                  лирического героя.

     

    Итоги:                                              Итоги:                                             Итоги:

    Слово___________________         Природа________________         Тема_________________

    Толкование_______________        Человек________________         Образы ______________

          Литературоведы:               Чтецы: интерпретация          

         

       Художники-иллюстраторы: художественные средства   иллюстрация

                                                       

           Группы   обсуждают   и   озвучивают   свои   пожелания,   на   основе   которых   они  

    формулируют   учебную   задачу.   Учитель   помогает   скорректировать   задачи,   а   в  

    процессе их решения консультирует, направляет и корректирует работу групп. Каждый из  

    полученных группами результатов раскрывает грани смысла стихотворения и становится  

    одним из элементов целостного анализа текста. В качестве презентации работы группы  

    один учащийся дает связный ответ о деятельности группы и подводит итоги.

                                                              Слайд № 4

       

     С поляны коршун поднялся,                         Работа в малых группах.    

        Высоко к небу он взвился;                        

        Все выше, далее вьётся  он—

        И вот ушел за небосклон.            

                                                           

        Природа-мать ему дала                        

        Два мощных, два живых крыла—

        А я здесь в поте и в пыли,

        Я, царь земли, прирос к земли!..

           Группа № 1. Комментаторы. Ответ группы: Вызвало трудности слово взвился,

    но  мы  решили,  что  это  из-за  необычного  ударения,  такая  форма  получается  более  

    торжественной  и  подчеркивает  силу  и  красоту  коршуна.  Еще  слово  дале,  значение  

    понятно, а вот форма такая, как говорили раньше, а устаревшие слова используются в  

    высоком стиле, для торжественных случаев, то есть еще более подчеркивается красота  

    и мощь коршуна, даже его величие. Форма к земли тоже устаревшая. Получается, что  

    человек,  когда  прирос  к  земли,  как  бы  устарел,  потому  что  не  движется.  Итоги:  

    устаревшие слова и формы слов.

             Комментарий            учителя:        Действительно,          это     формы,       пришедшие          из  старославянского   языка,   а   старославянизмы   указывают   на   принадлежность   текста   к  высокому стилю.

             Группа  №  2.  Литературоведы.  Ответ  группы:  В  1  четверостишии  4  глагола  

    (поднялся, взвился, вьется, ушел)  – все они обозначают движение, а взвился и вьется –

    очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева  

    природа  вся  в  движении.  А  во  2  четверостишии  всего  2  глагола  (дала  –  относится  к  коршуну,   а   прирос   –    к   человеку),   и   обозначает   второй   глагол   скорее   какую-то  устойчивость, а не движение. Читать эти строки надо медленно и размеренно.  

     Итоги:

         Природа  в  стихотворениях  Тютчева  -  живая,  динамичная,  находится  в  движении,                              а  человек  -    в  статичном  состоянии,  в  покое,  сама  возможность  движения  для  него  

    исключается (прирос).

             Группа № 3. Литературоведы. Ответ группы:  В стихотворении важны образы  

    неба,  земли,  сильного,  мощного,  свободного  коршуна  и  человека,  привязанного  к  земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли.  

             Итоги: Образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон),  

    огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.

                                                                  Слайд № 5  

                                                                                       

           Выберите термины, необходимые для понимания стихотворения                    

                           «С поляны коршун поднялся…»

                                                                                           

         Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. Хорей. Ямб.

           

        Группа  №  4.  Литературоведы.  Ответ  группы:  Стихотворение  построено  на  

    противопоставлении     земли    и   неба,    коршуна       и   человека,     движения       (взвился)     и  неподвижности (прирос). И еще  – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в  последней      строке      человек     как   бы    возвращает        действие      на    землю.    Повторы в  стихотворении  очень  важны,  хоть  они  не  всегда  полные.                    Коршун  взвился       и  вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него  два мощных, два живых крыла  (эпитеты),  и  то,  что  даже  крылья  у  него  живые,  усиливает  впечатление  красоты  и  гармонии  коршуна  с  природой.  А  человек  царь  земли,  но  прирос  к  земли.  Повторы усиливают  противопоставление образов    коршуна      и   человека,  а   также  делают стихотворение   чуточку   мрачным.   Итоги:   повторы,   эпитеты,   противопоставление  (антитеза). Природа – величественная; человек думает, что велик (царь земли), но мал и  ничтожен перед природой.

            Комментарий   учителя:      В   стихотворении   противопоставлены   небо   -     символ  

    высокого,  идеального,  красоты  и  гармонии  и  земля,  от  которой  не  может  оторваться  

    человек,  -  символ  повседневности,  приземленности.  Небо  -  идеал,  который недостижим  для лирического героя Тютчева.

            Группа № 5. Чтецы. Ответ группы: Стихотворение написано четырёхстопным  

    ямбом,  читать  его  следует  медленно,  торжественно,  это  подчёркивает  и  парная  

    рифмовка,  Тютчев  здесь  говорит  о  величии  природы,  а  в  последних  двух  строках,  где  появляется человек, надо перейти на более лирический лад, на медленный темп. Читать  надо  торжественно  и  печально.  Ещё  в  конце  обоих  четверостиший  нужно  повышать  голос, как бы сравнивая коршуна и человека.  Также надо слегка повышать голос, когда  читаешь  о  небе,  и  понижать,  когда  о  земле.  Итоги:  читать  стихотворение  медленно,  торжественно и печально (вторую строфу). Читают.

            Группа  №  6.  Иллюстраторы.       Ответ  группы:  Мы  разделили  пространство  в  

    рисунке  на  две  части:  в  небе  кружится  медленно  сильный,  спокойный  и  свободный  

    коршун, а с земли на него с завистью смотрит человек. Коршун на переднем плане, и он  

    больше, чем на самом деле: он хорошо виден с земли, а человек как бы отодвинут внутрь  

    картины, и он меньше и неподвижен, застыл, но у него глаза умные и грустные. А разные  

    цвета  здесь  не  нужны.  Итоги:      Это  как  бы  нарисованные  мысли,  поэтому  рисуем  

    карандашом -разные оттенки серого  (демонстрируют рисунок-набросок).

                             Слайд № 6  (Пейзажная лирика. Философская лирика)

                                                       

         

                       Учитель:         Мы        прочитали  стихотворение     Ф.И.   Тютчева.    Сейчас

        вспомните, в начале урока я обещала, что  сегодня   вы   на  примере  стихотворений       Ф.И.   Тютчева      познакомитесь   с   такой  формой  взаимоотношений  ЧЕЛОВЕКА  и   ПРИРОДЫ,  о  которой  вы  не задумывались.

            Перед   вами    характеристика   двух  типов  лирических  стихотворений.  К  

            какому   из   них   относится   «С   поляны  коршун поднялся…»? Докажите.

            Ответы  учащихся :  Это  философская  лирика,  потому  что  стихотворение  не  

    только о природе, сильной, прекрасной и гармоничной, но и о месте человека в мире и в  

    природе.

            Учитель:     Давайте     теперь     послушаем      интерпретацию        стихотворения  

    профессиональным  актером  и  ответим  на  вопрос  №  1  из  раздела  «Подумай  и  ответь»  индивидуальной  карты:  О  чем  стихотворение   «С   поляны   коршун   поднялся…»?.   Прослушивание   художественной  интерпретации, запись ответа.

           Из  ответов  учащихся:  Стихотворение  повествует  о  неравенстве  сил  между  

    человеком  и  другим  существом,  превосходящем  его  в  природе.  О  том,  что  у  каждого  есть  свое  место  в  жизни.  Человек  не  может  быть  таким  же  свободным,  как  коршун.  

            Это стихотворение о том, что человек считает себя царем земли. Но на самом  

    деле это не так. Он лишь часть природы, которая его окружает. Тютчев пишет, что  

    люди  приросли  к  земле  и  стоят  «в  поте  и  в  пыли».  Также  в  этом  стихотворении  

    рассказывается о мощи коршуна, в которой отразилась природа.

      2. «Неохотно и несмело…» Использование сформированных предметных УУД  

    в процессе анализа нового текста. Освоение роли теоретико-литературных понятий в  стихотворном тексте.

           Прослушивание  интерпретации  стихотворения  в  исполнении  актёра.

               Учитель:    Расскажите,  что  вы  почувствовали  и  что  открыли  для  себя,  когда  слушали   стихотворение.   Не   забудьте,   что   вы   можете   использовать   знакомые   вам  литературоведческие термины.

               Из  ответов  учащихся:      В  стихотворении  Тютчев  вновь  одушевляет  природу,  

    используя   олицетворение     («солнце   смотрит»,     «принахмурилась     земля»),  поэтому  картины  природы  как  будто  оживают…  -  Природа  постоянно  в  движении,  картины  сменяют  одна  другую,  но  в  завершении,  как  и  в  начале,  появляется  солнце,  которое  заливает светом землю. Понять это мне помогает повтор.  Стихотворение написано  четырехстопным       хореем,   что   придает    легкость   его   звучанию   и   подчёркивает  постоянное движение.

              Учитель:    А  теперь  в  своей  индивидуальной  карте  ответьте  на  вопрос  №2  из  

    раздела  «Проверь  себя»:  Какой  ты  видишь  природу  в  стихотворении  «Неохотно  и  несмело…»? Запись ответов.

             Из ответов учащихся:  

             Природа  изменчивая  –     то  сердитая  и  холодная,  грозная    и  суровая, добрая  и  красивая,  она  живая,  поэтому  много  олицетворений  (солнце  «смотрит»,     земля  «принахмурилась»).  В  ней  все  в  движении.  Тютчев  показывает,  как  солнце согревает  землю,  как  гроза  с  дождем  смывают  пыль  с  полей,  как  зеленеет  нива.  

           Я  вижу  погоду  в  этом  стихотворении  меняющейся.  Сначала  было  солнце,  после пошел дождь, и после дождя опять выглянуло солнышко. Тютчев показывает, что смена погоды означает жизнь: «Зеленеющие нивы зеленее под грозой».

         Учитель: Ребята, а мы можем определить «место действия» стихотворений  

         Ф.И.  Тютчева? Из  ответов  учащихся:  Это  наш  русский  пейзаж.  Россия.  В  своих  стихотворениях  Ф.И.  Тютчев  изображает  русскую  природу,  перед  нами  прекрасные, такие родные, такие близкие и понятные нам картины.

     

     Этап  4.  Домашнее  задание.  Использование  формируемых  предметных  и  

    метапредметных УУД в процессе (1) ответа на аналитический проблемный вопрос в  формате ГИА\ЕГЭ или (2) для написания небольшого этюда.  

           Учитель: Подумайте, каким может  быть ваше домашнее задание.

            В нашем учебнике три стихотворения Ф.И. Тютчева.  

    Мы из них не прочитали стихотворение «Листья». Задание связано с ним .

           Домашнее  задание.  Выберите  из  двух  вариантов  письменной  работы  тот,  

    который вам ближе:

           1.  Как  в  стихотворении  «Листья»  Ф.И.  Тютчев  рассказывает  о  законах  природы?  

           2Существуют ли подобные законы в человеческой жизни?

          .  

                                                         Слайд № 7

                                          Этап № 5.   Итоги      урока.  

                                                       Рефлексия.

           Подведем итоги

           1.  Учитель:  В  своей  индивидуальной  карте  восстановите  текст:  Сегодня  мы  

    говорили  об  образах  _______________  в  лирике  Ф.И.  Тютчева.  Мы  узнали,  что  лирика,  

    для которой характерно размышление о месте человека в мире, о его взаимоотношениях с  

    природой,      называется      _____________________.        Мы      вспомнили       тексты  

    стихотворений____________________________          и   __________________________.      Мы  

    повторили      теоретические       понятия     (продолжи       ряд):     повтор,     эпитет,  

    __________________________________________.

    2. Учитель: Подумайте, что нового вы открыли в отношениях человека и природы  

    сегодня  на  уроке.  А  когда  мы  открываем  для  себя  что-то  новое,  у  нас  обязательно  

    появляются и новые вопросы. Ответьте на вопрос № 2 в разделе 3 («Подумай и ответь»)  

    индивидуальной  карты.       Продолжите  предложение:   «Сегодня  на   уроке  литературы  я  

    научился(лась)…», а затем попробуйте сформулировать свой(и) вопрос( ы).

            Из ответов учащихся:

                  …узнала  о  том,  что  когда  человек  задумывается  о  своем  месте  в  мире  и  

         рассказывает      об   этом    в  стихах,    такие    размышления      и   стихи    называются  

          философскими,  научилась  отличать  философскую  лирику  от  пейзажной.  И  у  меня  

          такой вопрос: много ли вообще философских стихотворений у разных авторов или  

          не очень?

                  …научилась       видеть,    какими     красивыми      и   яркими     могут    быть     в  воображении картины после прочтения  стихов. Стихотворения обычно короткие.  

         И в них Тютчев совмещает описание (про природу) и рассуждение (о человеке). А в  

          прозе это можно сделать коротко?

            3. Заполнение карты рефлексии .

                                                                                                                              Приложение 1

                                                         Индивидуальная карта

            Фамилия, имя, класс________________________________________

            1. Индуктор

     

                       ПРИРОДА                                                              ЧЕЛОВЕК

            2. №  1.  Узнай  стихотворение  и  восстанови  текст  первой  (и  по  желанию  -

    второй) строфы, вспомни его название:

            I строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать. б) Гроза, гром, небо.  

            II строфа: а) Гремят, брызнул, летит, повисли, золотит. б)  Раскаты,  дождик, пыль,  

    перлы, солнце.      

            №  2.  Восстанови  текст  стихотворения  «Весенние  воды»  (расставь  цифры  в  порядке расположения строк).

            Еще в полях белеет снег,

            Мы молодой весны гонцы,

            И тихих, теплых майских дней

            Бегут и будят сонный брег,

            Румяный, светлый хоровод

            Они гласят во все концы:

            А воды уж весной шумят  

            «Весна идет, весна идет!

            Она нас выслала вперед».  

            Бегут и блещут и гласят -

            Весна идет, весна идет!

            Толпится весело за ней!

            3.  №  1.  Заполни  пробелы:  Сегодня  мы  говорили  об  образах  _______________  в  

    лирике  Ф.И.  Тютчева.  Мы  узнали,  что  лирика,  для  которой  характерно  размышление  о  

    месте     человека     в   мире,     о   его    взаимоотношениях         с   природой,      называется  

    ______________________.                        Мы                  вспомнили                     тексты  

    стихотворений___________________________                 и   __________________________.            Мы  

    повторили        теоретические         понятия        (продолжи        ряд):      повтор,       эпитет,  

    _____________________________________________________________

            №    2.  Подумай      и   ответь,   продолжив       предложение:       «Сегодня     на   уроке  

    литературы       я   научился(лась)…»,        а   затем    попробуй      сформулировать         свой(и)  

    вопрос(ы).

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________

                                                                                       

                                                                                                               Приложение 2

            Перед вами литературоведческие термины. Используйте их для ответа.

           

           Антитеза     –  противопоставление,      создающее     эффект    резкого   контраста    образов,  композиционных или сюжетных элементов произведения.

            Метафора  - переносное  знание  слова,  основанное  на  уподоблении  одного  предмета  или  явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором  слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

            Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются  свойствами   живых   существ   (даром   речи,   способностью   мыслить,   чувствовать,   переживать,  действовать), уподобляются живому существу.

            Повтор – родовое название средств художественной выразительности.  

            Сравнение - уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при  помощи  слов  точно,  будто,  словно,  как,  что,  как  будто  и  др.,  при  этом  свойства  или  качества  одного  явления  (предмета,  состояния)  переносятся  на  другое  с  целью  его  художественного  описания.

            Эпитет    - образное  определение,  подчеркивающее  какое-либо  свойство  предмета  или  явления, обладающее особой художественной выразительностью.

            Хорей - двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

            Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

                                                                                                                                  Приложение 3                            

    Карта  рефлексии  и  самооценки  ученика  на    

    уроке:

    Отметьте      «+»   или  «-»  то   выражение,  

    которое соответствует вашему состоянию.

    1.Своей работой на уроке в целом я доволен                  

    2.Своей работой в группе я доволен                        

    3. Для меня не было подходящего задания            

    4.Урок для меня показался коротким                  

    5.За урок я устал                                            

    6.Мое настроение улучшилось                              

    7.Материал урока мне был интересен                  

    8.Материал урока мне был полезен                              

               

                                                                                                                               Приложение 4

         

      Карта-памятка для работы в малой группе

                 выбери вместе со всеми руководителя группы;

                  работай активно, серьезно относись к порученному заданию;

                  взаимодействуй  в  группе  с  любым  партнером  или  партнерами,  уважай  

        других;

                  вежливо и доброжелательно общайся с партнерами;

                  не прерывай других, не говори одновременно с другими;

                  выслушай мнение других, старайся понять другого человека, даже если ты с  

        ним не согласен;

                  почувствуй  ответственность  не  только  за  собственные  успехи,  но  и  за  

        успехи твоей группы, всего класса.

     

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

    Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...

    Природа и человек в творчестве Ф.И.Тютчева

    Урок-погружение в поэтический мир Ф.И.Тютчева...

    Презентация "Человек и природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева". 6 класс

    Человек и природа в стихотворенияхФёдора Ивановича Тютчева . 6 классСтихотворения «Неохотно и несмело…»,«С поляны коршун поднялся…», «Листья»...

    Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»

    Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...

    Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

    Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...

    Урок по литературе в 5 классе "Природа и человек в стихотворениях Пушкина"

    Методическая разработка урока литературы в 5 классе Предмет литература ,5 классТема урока: Природа и человек в стихотворениях  А. С. ПушкинаТип урока: урок изучения нового материала....