Главные вкладки

    «Человек и природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева. «С поляны коршун поднялся…» (Урок литературы в 6 классе)
    план-конспект урока по литературе (6 класс)

    Бокова Светлана Александровна

    Урок-практикум с элементами исследования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАОУ Кирсановская СОШ

    Урок на тему:

    «Человек и природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева.

    «С поляны коршун поднялся…»

    (Урок литературы в 6 классе)

    Учитель русского языка и литературы

    Бокова С.А.

    2018 год

    Тип урока: урок-практикум с элементами исследования.

    Оборудование урока: тетради, учебник: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./под ред. В.Я.Коровиной, М.:Просвещение, 2015, компьютер и проектор (презентация, фонохрестоматия), раздаточный материал (индивидуальная карта, карта рефлексии, листы с заданиями для групп).

    Цели урока:

    1. Введение учащихся в художественный мир стихотворений Тютчева Ф.И. о природе;
    2. Обучение анализу стихотворения.

    Задачи урока:

    • Расширить полученные учащимися в 5 классе представления о лирике Тютчева Ф.И.;
    • Раскрыть тему взаимоотношений человека и природы в лирике Тютчева Ф.И. на примере стихотворений «С поляны коршун поднялся…»;
    • Расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать ее практическое использование;
    • Развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся.

    Метапредметные задачи урока:

    • Формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД): формировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;
    • Формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний; формировать приемы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;
    • Развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром;
    • Развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы.

    В процессе урока планируется достижение следующих предметных результатов:

    • Расширяются представления учащихся о лирике Тютчева Ф.И., происходит осознание того факта, что, изображая гармоничную и динамичную природу, Тютчев Ф.И. показывает жизнь человеческой души, говорит о месте человека в мире;
    • Учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные формами итоговой аттестации;
    • Учащиеся получают опыт самостоятельной интепретации художественного текста;
    • В процессе урока развиваются речевые умения и навыки.

    В процессе урока происходит формирование следующих УУД:

    • Умение планировать и реализовывать учебную деятельность;
    • Целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать ее;
    • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);
    • Умение работать с текстом;
    • Развитие гармоничной личности ученика.

    Методы обучения: элементы метода критического мышления, метод творческого чтения, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании.

    Формы работы учащихся:

    • Работа в парах;
    • Работа в малых группах;
    • Презентация результатов, выполненных группой, обсуждение результатов;
    • Интерпретация (художественное чтение) текстов стихотворений Тютчева Ф.И. как результат выполненного группой задания, индивидуальная работа, рефлексия.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Слово учителя.
    3. Объяснить , что работаем по группам, успех команды зависит от слаженной работы всех, назвать капитанов, названия групп.
    4. Задания для групп

    - Откройте индивидуальную карту. Перед вами слова. Какие?

    1Группа – составить синквейн со словом ПРИРОДА.

    2 Группа – составить синквейн со словом ЧЕЛОВЕК.

    3 Группа - Что означают эти слова? Запишите свои ответы в таблице. Используйте существительные, глаголы и прилагательные-эпитеты, характеризующие как природу, так и человека. А теперь в графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют человек и природа.

    Человек

    Природа

    Каждый из нас;

    Существо;

    Тот, кто всегда думает о хорошем и поступает разумно

    Все, что нас окружает;

    Живое;

    Бывает живая и неживая;

    Весь мир;

    Природа – это огромный мир, он нас принимает и не принимает, если мы живем неправильно

    Этап 2.

    Введение в тему урока.

    Фёдор Иванович Тютчев

    (1803-1873)

    Слайд №1.

    Учитель:

    - Знаком ли вам человек, изображенный на фотографии?

    (Часть слайда с текстом «Федор Иванович Тютчев. 1803-1873» появляется после ответов учащихся).

    Давайте проверим, а хорошо ли вы помните стихи Тютчева Ф.И., которые мы читали в прошлом году? Выполните задания №1 и №2 в индивидуальной карте.

    № 1. Узнайте стихотворение и восстановите текст первой ( и по желанию – второй) строфы, вспомните его название:

    1 строфа:

    1. Любить, резвиться, играть, грохотать.
    2. Гроза, гром, небо.

    2 строфа:

    1. Гремят, брызнул, летит, повисли, золотит.
    2. Раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце.

    Слайд №2.

    Весенняя гроза.

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые!

    Вот дождик брызнул, пыль летит…

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит…

    Учитель:

    - Кто может прочитать это стихотворение наизусть?

    № 2. Восстановите текст стихотворения «Весенние воды» (расставьте цифры в порядке расположения строк в индивидуальной карте). Объясните, что помогло вам восстановить стихотворный текст. (повторы в тексте, рифмы строк, последовательность весенних событий). Выразительно прочитайте стихотворение.

    Слайд 3.

    Весенние воды.

    Еще в полях белее снег,

    А воды уж весной шумят –

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут и блещут и гласят –

    Они гласят во все концы:

    «Весна идет, весна идет!

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперед».

    Весна идет, весна идет!

    И тихих, теплых майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней!

    1 – Еще в полях белеет снег,

    7 – Мы молодой весны гонцы,

    10 – И тихих, теплых майских дней

    3 – Бегут и будят сонный брег,

    11 – Румяный, светлый хоровод

    5 – Они гласят во все концы:

    2 – А воды уж весной шумят

    6 – «Весна идет, весна идет!

    8 – Она нас выслала вперед».

    4 – Бегут и блещут и гласят –

    9 – Весна идет, весна идет!

    12 – Толпится весело за ней.

    Учитель:

    - Какая тема объединяет стихотворения, которое мы вспомнили?

    (Оба стихотворения о природе, о весне, их объединяет общая тема; стихотворения о том, что все вокруг живое: «весна идет, выслала вперед».

    На прошлом уроке мы начали говорить о творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировали его стихотворение. Какое? Можно ли назвать Тютчева певцом природы, почему?

    Колесников Иван

    Сообщение ученика о детских годах Ф.И. Тютчева и о его мастерстве в создании картин природы во все времена года.

    Ф.И. Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской области – имении своего отца Тютчева Ивана Николаевича, который принадлежал к древнему дворянскому роду. Ещё мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Многие произведения Тютчева посвящены красоте природы. В его стихотворениях природа живая и одухотворённая. Ф.И. Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить прекрасное в самом скромном её уголке, и ярким, эмоциональным языком описать виденное, выразить своё отношение к изображаемому. Особенность стиля Ф.И. Тютчева в изображении природы в том, что поэт ни в каком из своих произведений не изображает определённое время года. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

    Учитель:

    - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» и с такими формами взаимоотношений человека и природы, которых вы в своих ответах не назвали. Стало любопытно? Задумались? Мы начинаем…

    Сообщение ученика об истории создания стихотворения: Атякшев Данила

    Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение «С поляны коршун поднялся» в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. В постоянной борьбе со своими противоречивыми чувствами между непонятной щемящей тоской и наслаждением семейной жизнью Тютчев и создает своё стихотворение Натолкнуло на мысль о написании  наблюдение за коршуном, который поднимался в небо, пока не «ушел за небосклон». Автор наблюдал за полетом с восхищением и долей зависти, потому что осознавал, что птица могла совершить то, чего человек не мог. Поэт любовался, как коршун купался в родной стихии, и видел в этом свой символ внутренней свободы, которую потерял в связи с жизненными обстоятельствами. Именно по этой причине наблюдать за полетом было одновременно и восхитительно, и печально.

    Стихотворение получилось изящным, кратким, афористичным.

    Чтение стихотворения учителем или аудиозапись..

    Этап 3.Работа с новым материалом.

    1. Восприятие, осмысление и интерпретация стихотворения «С поляны коршун поднялся…» происходит в процессе работы малых групп. Группы формируются по желанию на основе выбранного вида работы.
    2. Определение темы и основной мысли (идеи) лирического произведения.

    Повторяем:  тема (о чём пишет автор), идея – (для чего, зачем, что он хочет сказать?)

    Кто такой лирический герой?

    Это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой — художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира

    Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

    Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет.

    Учитель:

    внимательно прочитайте стихотворение,

    Затем можно предложить перечитать его про себя, мысленно деля на смысловые части. Их две: 1–6-й стихи, где идёт речь о коршуне, и 7–8-й стихи, где ему противопоставляется человек.

    выберите задание, сформулируйте задачу своей группы и примерный ход ее решения. Итоги работы группы кратко сформулируйте на листе заданий. Воспользуйтесь картой-памяткой для работы в группе.

    Листы с заданиями для групп:

    Литературоведы

    Комментаторы:

    Литературоведы

    Лексика (словарь)

    Прокомментируем некоторые слова, которые трудно сразу понять;

    Попробуем объяснить их.

    Роль глаголов

    Задачи:

    Восстановим события.

    Найдем в тексте глаголы и раскроем их значение.

    Расскажем о настроении лирического героя.

    Роль существительных.

    Задачи:

    Найдем в тексте и расскажем об их роли.

    Определим, о чем они.

    Итоги:

    Слово__________________

    Тема___________________

    Толкование_____________

    Итоги:

    Природа________________

    Человек_________________

    Итоги:

    Образы__________________

    Группы обсуждают и озвучивают свои пожелания, на основе которых они формулируют учебную задачу. Учитель помогает скорректировать задачи, а в процессе их решения консультирует, направляет и корректирует работу групп. Каждый из полученных группами результатов раскрывает грани смысла стихотворения и становится одним из элементов целостного анализа текста. В качестве презентации работы группы один учащийся дает связный ответ о деятельности группы и подводит итоги.

    Слайд №4.

    С поляны коршун поднялся,

    Высоко к небу он взвился;

    Все выше, далее вьется он –

    И вот ушел за небосклон.

    Природа-мать ему дала

    Два мощных, два живых крыла –

    А я здесь в поте и в пыли,

    Я, царь земли, прирос к земли!..

    Работа в малых группах.

    Группа № 1.

    Ответ группы.

    Комментарий учителя.

    Вызвало трудности слово «взвился», но мы решили, что это из-за необычного ударения, такая форма получается более торжественной и подчеркивает силу и красоту коршуна. Еще слово «далее», значение понятно, а вот форма такая, как говорили раньше, а устаревшие слова используются в высоком стиле, для торжественных случаев, то есть еще более подчеркивается красота и мощь коршуна, даже его величие. Форма «к земли» тоже устаревшая. Получается, что человек, когда прирос к земли, как бы устарел, потому что не движется.

    Итоги: устаревшие слова и формы слов.

    Действительно, это формы, пришедшие из старославянского языка, а старославянизмы указывают на принадлежность текста к высокому стилю.

    Группа № 2.

    Ответ группы.

    Комментарий учителя.

    В первом четверостишии 4 глагола (поднялся, взвился, вьется, ушел) – все они обозначают движение, а взвился и вьется – очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева природа вся в движении. А во втором четверостишии всего 2 глагола (дала – относится к коршуну, а прирос – к человеку), и обозначает 2 глагол скорее какую-то устойчивость, а не движение. Читать эти строки надо медленно и размерено.

    Итоги: природа в стихотворениях Тютчева Ф.И. – живая, динамичная, находится в движении. А человек – в статичном состоянии, в покое. Сама возможность движения для него исключается (прирос).

    Группа № 3

    Ответ группы.

    Комментарий учителя.

    В стихотворении важны образы неба, земли, сильного, мощного, свободного коршуна и человека, привязанного к земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли.

    Итоги: образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон), огромный мир, человек – не царь земли, а маленькая ее часть.

    Слайд 5.

    Выберите термины, необходимые для понимания стихотворения «С поляны коршун поднялся…»

    Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет.

    Группа №4.

    Ответ группы.

    Комментарий учителя.

    Стихотворение построено на противопоставлении земли и неба, коршуна и человека, движения (взвился) и неподвижности (прирос). И еще – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в последней строке человек как бы возвращает действие на землю. Повторы в стихотворении очень важны, хоть они не всегда полные. Коршун взвился и вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него два мощных, два живых крыла (эпитеты), и то, что даже крылья у него живые, усиливает впечатление красоты и гармонии коршуна с природой. А человек царь земли, но прирос к земли. Повторы усиливают противопоставление образов коршуна и человека, а также делают стихотворение чуточку мрачным.

    Итоги: повторы, эпитеты, антитеза. Природа – величественна; человек думает, что велик (царь земли), но мал и ничтожен перед природой.

    В стихотворении противопоставлены небо  символ высокого, идеального, красоты и гармонии и земля, от которой не может оторваться человек, - символ повседневности, приземленности. Небо – идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева Ф.И.

    Группа №5.

    Ответ группы.

    Комментарий учителя.

    Стихотворение написано четырехстопным ямбом, читать его следует медленно, торжественно, это подчеркивает и парная рифмовка, Тютчев здесь говорит о величии природы, а в последних двух строках, где появляется человек, надо перейти на более лирический лад, на медленный темп. Читать надо торжественно и печально. Еще в конце обоих четверостиший нужно повышать голос, как бы сравнивая коршуна и человека. Также надо слегка повышать голос, когда читаешь о небе, и понижать, когда о земле.

    Итоги: читают стихотворение медленно, торжественно и печально (вторую строфу). Читают.

    Группа №6.

    Ответ группы.

    Комментарий учителя.

    Мы разделили пространство в рисунке на 2 части: в небе кружится медленно сильный, спокойный и свободный коршун, а с земли на него с завистью смотрит человек. Коршун на переднем плане, и он больше, чем на самом деле: он хорошо виден с земли, а человек как бы отодвинут внутрь картины, и он меньше и неподвижен, застыл, но у него глаза умные и грустные. А разные цвета здесь не нужны.

    Итоги: это как бы нарисованные мысли, поэтому рисуем карандашом – разные оттенки серого. (демонстрируют рисунок-набросок)


    Слайд №6.

    Пейзажная лирика.                                                                     Философская лирика.

    Учитель:

    - Мы прочитали стихотворение Тютчева Ф.И. сейчас вспомните, в начале урока я обещала, что сегодня вы на примере стихотворений Тютчева Ф.И. познакомитесь с такой формой взаимоотношений человека и природы, о которой вы не задумывались. Пред вами характеристика двух типов лирических стихотворений. К какому из них относится «С поляны коршун поднялся…»? докажите.

    ФИЛОСОФИЯ – любовь к мудрости.

    (Ответы учащихся. Это философская лирика, потому что стихотворение не только о природе, сильной, прекрасной и гармоничной, но и о месте человека и в природе.

    Пейзажная лирика – одна из основных примет творчества Ф.И. Тютчева. Но точнее её называть пейзажно-философской. Картины природы никогда не даются сами по себе, не являются самоцелью, хотя восхищают своей эмоциональностью, выразительностью, живописностью. Пейзаж у Тютчева всегда показан через лирические переживания, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о судьбе. Ф.И. Тютчев прожил 70 лет, жизнь его была насыщена многими событиями, встречами с замечательными людьми, известными поэтами и литераторами. Ф.И. Тютчев оставил богатое литературное наследство. Его стихи продолжают радовать нас спустя полтора столетия.

    Учитель:

    - Давайте теперь послушаем интерпретацию стихотворения профессиональным актером и ответим на вопрос №1 из раздела «Подумай и ответь» индивидуальной карты: О чем стихотворение «С поляны коршун поднялся…»? прослушивание художественной интерпретации, запись ответа.

    (стихотворение повествует о неравенстве сил между человеком и другим существом, превосходящем его в природе. О том, что у каждого есть свое место в жизни. Человек не может быть таким же свободным, как коршун. Это стихотворение и о том, что человек считает себя царем земли. Но на самом деле это не так. Он лишь часть природы, которая его окружает. Тютчев пишет, что люди приросли к земле и стоят «в поте и в пыли». Также в этом стихотворении рассказывается о мощи коршуна, в котором отразилась природа.)

    Первую часть стихотворения можно условно разделить на три блока: 1–2-й, 3–4-й и 5–6-й стихи. При обучении выразительному чтению 1–2-го стихов следует обратить внимание ребят на то, что для них характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета. Пауза в конце 1-го стиха короткая, и в тексте она обозначена запятой. В конце 2-го стиха пауза более продолжительная — она обозначена точкой с запятой. Логическими ударениями следует подчеркнуть в 1-м стихе слово коршун, обозначая предмет описания, а во 2-м стихе — словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

    В 3–4-м стихах следует голосом изобразить расширение пространства, в котором летит коршун, и для этого логическими ударениями выделить слова выше, дале.

    Длинная пауза должна быть сделана в конце первого четверостишия. В нём рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

    Первая строфа читается плавно, спокойно. Многосложные слова поднялся и небосклон создают пропуски ударений, предусмотренных размером, — пиррихии, поэтому строфа звучит широко, свободно, чтобы передать величие и гармонию изображённой картины. В чтении почти нет пауз, кроме межстиховых, речь как бы замедляется, течёт плавно, широко. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе, и коршун воспринимается как органическая часть природы, её естественный житель.

    Стоит обратить внимание школьников на слово дале. Эта архаическая форма придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

    Первая строфа рисует картину, которую на кинематографическом языке можно было бы назвать общим планом. Пространство строфы расширяется вместе с полётом коршуна. Ключевое слово 4-го стиха — ушёл, форма глагола совершенного вида и прошедшего времени показывает нам завершённость картины.

    Во второй строфе нет изображения реального мира. Её содержание связано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет человека и мощную птицу. Общий план в 5–6-м стихах как бы сменяется крупным планом, становятся видны два мощных крыла коршуна, но он-то уже ушёл за небосклон, поэтому его облик рисуется как бы в воображении читателя. Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчёркивается и синтаксическим удвоением: “два мощных, два живых крыла”. Логическое ударение на слове мать показывает связь природы и коршуна, её “сына”.

    С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”. Эти слова и выделяются логическим ударением.

    Очень важно правильно прочитать последнюю строчку, в которой есть внутреннее противопоставление. Человек — “царь земли”, но именно поэтому он “прирос к земли” и не может летать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы “к земли” делает рассуждения поэта соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

    Этап 4.

    Домашнее задание.

    Прочитать выразительно стихотворение «Листья».

    Слайд №7.

    Итоги урока.

    Рефлексия.

    1. Учитель: В своей индивидуальной карте восстановите текст. Сегодня мы говорили об образх____________________в лирике Тютчева Ф.И. мы узнали, что лирика, для которой характерно размышление о месте человека в мире, о его взаимоотношениях с природой, называется_______________. Мы вспомнили тексты стихотворений__________________________- и ____________________. Мы повторили теоретические понятия (продолжи ряд): повтор, эпитет,_______________________________________________.
    2. Учитель: Подумайте, что нового вы открыли в отношениях человека и природысегодня на уроке. А когда мы открываем для себя что-то новое, у нас обязательно появляются и новые вопросы. Ответьте на вопрос №2 в разделе 3 («Подумай и ответь») индивидуальной карты. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке литературы я научилась», а затем попробуйте сформулировать свой вопрос(ы).

    (…узнала о том, что когда человек задумывается о своем месте в мире и рассказывет об этом в стихах, такие размышления и стихи называются философскими, научилась отличать философскую лирику от пейзажной. И у меня такой вопрос: много ли вообще философских стихотворений у разных авторов или не очень?

    Научилась видеть, какими красивыми и яркими могут быть в воображении картины после прочтения стихов. Стихотворения обычно короткие. И в них Тютчев совмещает описание (про природу) и рассуждение (о человеке). А в прозе это можно сделать коротко.

    1. Заполнение карты рефлексии.

    Задание №1.

    Составьте синквейн на тему

    Природа

    Задание №2

    №1. Узнайте стихотворение и восстановите текст первой (и по желанию второй) строфы, вспомни его название:

    1 строфа:

    1. Любить; резвиться; играть; грохотать.
    2. Гроза, гром, небо.

    2 строфа:

    1. Гремят; брызнул; летит; повисли; золотит.
    2. Раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце.

    №2. Восстановите текст стихотворения «Весенние воды» (расставь цифры в порядке расположения строк).

    Еще в полях белеет снег,

    Мы молодой весны гонцы,

    И тихих, теплых майских дней

    Бегут и будят сонный брег,

    Румяный, светлый хоровод

    Они гласят во все концы:

    А воды уж весной шумят

    «Весна идет, весна идет!

    Она нас выслала вперед».

    Бегут и блещут и гласят –

     Весна идет, весна идет!

    Толпится весело за ней!

    Задание № 3

    №1. Заполните пробелы:

    Сегодня мы говорили об образах______________________в лирике Тютчева Ф.И. Мы узнали, что лирика, для которой характерно размышление о месте человека в мире, о его взаимоотношениях с природой, называется______________________________. Мы вспомнили тексты стихотворений___________________________________________________ и повторили теоретические понятия (продолжи ряд): повтор, эпитет,____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    №2. Подумай и ответь, продолжив предложение: «Сегодня на уроке литературы я научился (лась)», а затем попробуй сформулировать свой (и) вопрос(ы).

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Перед вами литературоведческие термины.

    Используйте их для ответа.

    Антитеза -  противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Композиционных или сюжетных элементов произведения.

    Метафора – переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

    Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

    Повтор – родовое название средств художественной выразительности.

    Сравнение – уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.

    Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

    Хорей – двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

    Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

    Приложение 3.

    Карта рефлексии и самооценки на уроке

    Отметьте «+» или « - « то выражение, которое соответствует вашему состоянию.

    Своей работой на уроке в целом я доволен.

    Своей работой в группе я доволен.

    Для меня не было подходящего задания.

    Урок для меня показался коротким.

    За урок я устал.

    Мое настроение улучшилось.

    Материал урока мне был интересен.

    Материал урока мне был полезен.

    Приложение 4.

    Карта-памятка для работы в малой группе.

    • Выбери вместе со всеми руководителя группы;
    • Работай активно, серьезно относись к порученному заданию;
    • Взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других;
    • Вежливо и доброжелательно общайся с партнерами;
    • Не прерывай других, не говори одновременно с другими;
    • Выслушай мнение других, старайся понять другого человека, даже если ты с ним не согласен;
    • Почувствуй ответственность не только за собственные успехи, но и за успехи твоей группы, всего класса.

    Литературоведы

    Лексика (словарь)

    Задачи:

    Итоги:

    Слово__________________

    Толкование_____________

    Слово__________________

    Толкование_____________

    Слово__________________

    Толкование_____________

    Слово__________________

    Толкование_____________

    Комментаторы:

    Роль глаголов

    Задачи:

    Итоги:

    Природа________________

    Человек_________________

    Литературоведы

    Роль существительных.

    Задачи:

    Итоги:

    Образы__________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

    Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

    Презентация "Человек и природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева". 6 класс

    Человек и природа в стихотворенияхФёдора Ивановича Тютчева . 6 классСтихотворения «Неохотно и несмело…»,«С поляны коршун поднялся…», «Листья»...

    Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

    Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”

    Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуника...

    Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа в стихотворениях А.С.Пушкина"

    Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа  в стихотворениях А.С.Пушкина"Учебник В.Ф.Чертова...