Главные вкладки

    Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Акиньшина Анна Геннадьевна

    Ф.И. Тютчев

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_37_literatura.docx100.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность  человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

    1. О.Н.У.
    2. Проверка д/з
    3. Актуализация знаний

    Перед  вами     два  слова (ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК).  Что  они  означают?  Запишите  свои  ответы.

    Используйте    существительные,   глаголы   и   прилагательные-эпитеты,   характеризующие   как  

    природу, так и человека.    А теперь запишите, как связаны и как взаимодействуют  

    человек и природа.

    -О чём же мы будем сегодня говорить?

    4. Работа по теме урока

    1) Работа со стих-м «С поляны коршун поднялся…»

    Прослушивание стихотворения

    2) Работа в группах

     Группа № 1. Комментаторы.

    - прокомментируйте     некоторые    слова,   которые    трудно сразу понять;   попробуйте объяснить их.          

     Действительно,          это     формы (взвился, дале, к земли)       пришедшие          из  старославянского   языка,   а   старославянизмы   указывают   на   принадлежность   текста   к  высокому стилю.

       Группа  №  2.  Литературоведы.  

    - найдите  в   тексте   глаголы   и  расскажите  об их роли;  раскройте их значение;                                                                

    (В  1  четверостишии  4  глагола  

    (поднялся, взвился, вьется, ушел)  – все они обозначают движение, а взвился и вьется –

    очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева  

    природа  вся  в  движении.  А  во  2  четверостишии  всего  2  глагола  (дала  –  относится  к  коршуну,   а   прирос   –    к   человеку),   и   обозначает   второй   глагол   скорее   какую-то  устойчивость, а не движение).

    - Природа  в  стихотворениях  Тютчева  -  живая,  динамичная,  находится  в  движении,                              а  человек  -    в  статичном  состоянии,  в  покое,  сама  возможность  движения  для  него  

    исключается (прирос).

     Группа № 3. Литературоведы.

    - найдите  в   тексте   существительные  и  расскажите  об их роли;  раскройте их значение;

    Образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон),   огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.

    Группа  №  4.  Литературоведы

      Найдите примеры из текста , подтверждающие наличие в стихотворении следующих выразительных средств:

      Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет.

    В   стихотворении   противопоставлены   небо   -     символ  высокого,  идеального,  красоты  и  гармонии  и  земля,  от  которой  не  может  оторваться  человек,  -  символ  повседневности,  приземленности.  Небо  -  идеал,  который недостижим  для лирического героя Тютчева.

    Группа № 5. Чтецы.

    Определите стихотворный размер. Какую интонацию необходимо соблюдать при чтении?

    Читать  стихотворение  медленно,  торжественно и печально

     Группа  №  6.  Иллюстраторы.     

    Попробуйте сделать набросок иллюстрации к стихотворению. Что или кто будет находиться на переднем плане? Объясните почему?

    (Мы  разделили  пространство  в  рисунке  на  две  части:  в  небе  кружится  медленно  сильный,  спокойный  и  свободный  коршун, а с земли на него с завистью смотрит человек. Коршун на переднем плане, и он  больше, чем на самом деле: он хорошо виден с земли, а человек как бы отодвинут внутрь  картины, и он меньше и неподвижен, застыл, но у него глаза умные и грустные. А разные  цвета  здесь  не  нужны).  

    - В чём заключён философский смысл этого стихотворения? (В стихотворении ставится вопрос о назначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле).

    5. Подведение итогов. Рефлексия

    Пейзажная лирика – одна из основных примет творчества Ф.И. Тютчева. Но точнее её называть пейзажно-философской. Картины природы никогда не даются сами по себе, не являются самоцелью, хотя восхищают своей эмоциональностью, выразительностью, живописностью. Пейзаж у Тютчева всегда показан через лирические переживания, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о судьбе. Ф.И. Тютчев прожил 70 лет, жизнь его была насыщена многими событиями, встречами с замечательными людьми, известными поэтами и литераторами. Ф.И. Тютчев оставил богатое литературное наследство. Его стихи продолжают радовать нас спустя полтора столетия.

    6. Д/задание выразительное чтение 


    Группа № 1. Комментаторы.

    - прокомментируйте     некоторые    слова,   которые    трудно сразу понять;   попробуйте объяснить их.          

     https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=652127d98b84e275f46a41096185b802-l&n=13

       Группа  №  2.  Литературоведы.  

    - найдите  в   тексте   глаголы   и  расскажите  об их роли;  раскройте их значение;                                                                

    http://voxxter.ru/common/img/events/1421/O%20slovo%20russkoe,%20rodnoe_04_500x751.jpg

    Группа № 3. Литературоведы.

    - найдите  в   тексте   существительные  и  расскажите  об их роли;  раскройте их значение;

    http://rubooks.org/pic/14105/i_018.jpg

    Группа  №  4.  Литературоведы

      Найдите примеры из текста , подтверждающие наличие в стихотворении следующих выразительных средств:

      Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет.

    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=652127d98b84e275f46a41096185b802-l&n=13

    Группа № 5. Чтецы.

    Определите стихотворный размер. Какую интонацию необходимо соблюдать при чтении?

    http://voxxter.ru/common/img/events/1421/O%20slovo%20russkoe,%20rodnoe_04_500x751.jpg

    Группа  №  6.  Иллюстраторы.     

    Попробуйте сделать набросок иллюстрации к стихотворению. Что или кто будет находиться на переднем плане? Объясните почему?

    http://rubooks.org/pic/14105/i_018.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интонационный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Как неожиданно и ярко..."

    Пример интонационного анализа стихотворения, который можно использовать для анализа лирических произведений....

    Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

    Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики ...

    Природа и человек в стихотворениях Ф.И. Тютчева

    Урок проводится с использованием ИКТ. В ход урока внедряются элементы новых технологий, соответствующих требованиям ФГОС....

    Презентация "Человек и природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева". 6 класс

    Человек и природа в стихотворенияхФёдора Ивановича Тютчева . 6 классСтихотворения «Неохотно и несмело…»,«С поляны коршун поднялся…», «Листья»...

    Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

    Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

    Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...